Разделительный ь и ь как показатель мягкости согласных на письме.
план-конспект

Кузнецова Ирина Владимировна

Подгрупповое логопедические занятие с учащимися 3 класса с недоразвитием речи системного характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект18.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Разделительный ь знак и  мягкий знак как показатель мягкости

согласного на письме. 

Цель. Закрепление знаний о функции мягкого знака как показателя мягкости согласного на письме и разделительного мягкого знака.

Задачи. Активизировать знания по теме «Разделительный мягкий знак и  мягкий знак как показатель мягкости согласного на письме»; Закрепить использование орфограммы и правила переноса слов с мягким и с разделительным мягким знаком; Развивать функции словообразования; слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, память; Развивать умение слышать и слушать друг друга; Воспитывать желание при необходимости оказать помощь товарищу.

Оборудование. Карточки, картинки.

Ход занятия.

Вводная часть.

Организационный момент. 

Из букв составить слово (ученье) Подобрать антоним (неученье). Вспомнить поговорку Ученье - свет, а неученье – тьма, объяснить смысл.

Объяснение правила выполнения самооценки. 

М. итог. Взаимооценивание.

Логопедическая зарядка. Основной комплекс. Упражнение на дыхание по схеме, пропевание гласных с разной высотой голоса.

Основная часть. 

Сообщение темы. 

-Прочитать, ответить на вопрос.

Осень, осенью, деньки,

Мальчик, окунь, окуньки,

Колья, стулья и скамья.

Расскажи, зачем и как

Служит нам мягкий знак?

-Повторение правила. Мягкость согласных на письме обозначается гласными 2 ряда или ь. Разделительный ь пишется после согласных перед гласными буквами IIряда: Е, Ё, И, Ю, Я. Разделительный Ь показывает, что согласный звук не сливается с гласным.

-Уточнение приемов определения разделительного ь в слогах и словах (почувствовать напряжение, небольшую остановку перед гласной при проговаривании слогов с разделительным Ь знаком.

 М. итог. Взаимооценивание.

Развитие слухового восприятия.

-Повторение слоговых цепочек: пь-пь-пья, мью-мье-мь, вь-вьё-вь, сьи-сь-сьё.

-Определить, подходят ли  картинки к теме занятия?» (колья, лось, дом, печенье, пальто, глазунья). Уточнить значение слова глазунья.

Работа у доски. 

-Прочитать, исправить ошибки. Учене - свет, а неучьенье – тма.

М. итог. Оценивание.

Работа по карточкам

-Найти и исправить ошибки. Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком

На завтрак Даря и Олга льюбят оладьи с варенем. Потом они попют чаю с печенем  - и на работу.

М. итог. Взаимооценка.

Работа у доски.

-Назвать предметы, изображенные на картинках (лист, муравей, улей, платье, пальто).

-Уточнить правило переноса слов с  ь знаком (ь знак нельзя отделять от впереди стоящей согласной).

-Записать слова на доске по очереди с переносом в первый столбик так, чтобы они обозначали несколько предметов.

- В каком слове окончание не изменяется (пальто)?  Какое слово нельзя написать с переносом? (ульи).

-Запомнить слова.

М. итог. Оценивание.

Работа в тетради.

-Записать  слова (написанные детьми на доске) с переносом по памяти в тетрадь в 1 столбик слова с разделительным мягким знаком, во 2 - с мягким знаком-показателем мягкости согласных.

Взаимопроверка.

Заключительная часть.

-Найти в слове другое слово.

Колосья, поленья (кол, колос, лось; пол, лень, олень)

-Назвать слова, в которых ь знак показывает только мягкость согласных на письме, и слова где ь знаком разделяются согласная и гласная 2 ряда.

Итог. Вспомнить поговорку Ученье - свет, а неученье – тьма.

Оценивание

Физминутка.

 Повторение движений пальцев, рук: заячьи уши, лисья морда, волчья пасть, оленьи рога; медвежьи движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обозначение мягкости согласных на письме" конспект урока в 5 классе

Здесь помещены некоторые мои наработки по русскому языку в 5 классе по следующей теме:- "Обозначение мягкости согласных на письме"...

Конспект занятия «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда».

Мною предложен конспект открытого занятия для второклассников с заключением "Специфическое расстройство спеллингования/дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза"....

конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"

Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...

конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"

Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...

Система упражнений для выработки правильного написания слов с мягким знаком - показателем мягкости согласных при письме.

Данная система упражнений поможет сформировать у ребенка навык написания слов с мягким знаком - показателем мягкости....