конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"
план-конспект урока (русский язык) на тему

Андреева Алла Александровна

Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким знаком. Формировать фонематическое восприятие  и устойчивые навыки записи слов с разделительным мягким знаком. Предлагаю конспект "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия

2 класс

Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака.

(ИКТ технология)

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

-закрепление знаний детей о смягчении согласных при помощи гласных Я, Е, Ё, Ю, И.

- напоминание правила написания слов с суффиксами -ЧН- , -ЧК-.

- знакомство с мягким знаком как одним из способов обозначения мягкости согласных на письме.

-развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза. Развитие логического мышления.

-коррекционно-развивающие: развитие фонематического слуха, фонематического восприятия (слова с мягким знаком ), расширение словарного запаса. Дифференциация согласных по твердости и мягкости.

-воспитательные:  

-воспитание аккуратности, умения слушать, доводить начатое до конца, умения работать в коллективе.

Оборудование: индивидуальные карточки, презентация (компьютер, мультимедийная установка), тексты загадок.

  1. Организационный момент. 

Развитие навыков звуко- буквенного анализа и синтеза.

Собери словечко:

а, ё, р, д, в-  вёдра

н, г, ё, д, з, а-   гнёзда

о, к, е, ч, к, ш ,а – кошечка

дополнительные задания:

- Определите род имени существительного, объясните, как вы это сделали?

- Подчеркните все буквы, которые обозначают мягкий звук,

- Какой согласный обозначает всегда мягкий звук ?

Напоминание правила написания слов с суффиксами -ЧН- , -ЧК-

Упражнение на развитие фонематического восприятия и слухового внимания:

Выписать сочетания –ЧК-, -ЧН- , если услышите их в словах:

белочка, юбочка, бочка, коробочка,…

  1. Знакомство с темой занятия .                                                    (слайд 1)

Сказка о мягком знаке.

В городе Фонетика жили-были буквы - гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Но больше всего буквы любили составлять слова и слоги. Например: вставали друг за другом буквы: С, А, Н, И -и можно было прочесть слово - САНИ, а становились в ряд буквы К, О, Н, И - и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.

«Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно?!» - смеялись одни. «Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать!» -кричали другие.

Особенно важничали йотированные гласные и аффрикаты - ведь они могли обозначать сразу по два звука!

«Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных!» - пытались защищаться Ь и Ъ. «Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть йотированные гласные», - кричали звуки. «Уходите прочь!» - хором завопили все буквы. Делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, построили себе избушку и стали жить в одиночестве.

В этом же городе была специальная школа для зверей. Учителем был мудрый филин. И как во всех школах пора пришла сдавать экзамены. Мудрый филин сказал, что тот кто напишет как вас будут звать , когда вы станете большими, тот сдаст экзамен.

  1. Игра «Назови животное». Уточнение и расширение словарного запаса .                  

                                                                                                                       (слайд 2)

Волчонок написал - волк, бельчонок - , лисенок-, тигрёнок-, зайчонок-, ежонок-. Вот пришла очередь лосенка. Он написал ЛОС. Затем олененка и он написал ОЛЕН. Расстроились животные, ведь они не станут взрослыми!

И буквы и звери поняли , что в алфавите нет лишних букв, все буквы нужны.

С тех пор все буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились!

Нам с вами тоже нужно не забывать о Ь и приглашать его для смягчения согласных

  1. Уточнение произношения мягких согласных . Формирование фонематического восприятия.                                                                                                    (слайд 3)

Игра «Мячик смягчитель». Смягчение согласного в конце слова.

Брат- брать, мел- , стал-, пыл-, жар-, прав-, пар-, был-, кон-, угол-, хор-;

  1. Развитие навыков звуко- буквенного анализа и синтеза.                                 (слад 4)

Закончите стихотворение, добавив последнее слово с мягким знаком на конце и составьте звуковую дорожку .

  1. Дифференциация твердых согласных  и согласных, чья мягкость обусловлена мягким знаком.                                                                          

                                                                                                                                 (слад 5)

  1. Формирование графического образа слов с мягким знаком в конце.  

Раздаточный материал .                                                                        

                                                                               

Вставьте пропущенную букву мягкий знак там, где это нужно.

Штрафной удар_, нержавеющая стал_, густая пыл_, сильный жар_, белый мел_, острый угол_, каменный угол_, обширная мел , длинный шест , зеленая ел  .

Весы показывают правильный вес_. Вес_ день льет дождь. Саша мыл_ мишку. Хорошо мыл_ лицо и шею. Щенок лез_ под крыльцо. Не лез_ на крышу — упадешь.

  1. Профилактика  аграмматической дисграфии.

Составьте словосочетания, соединяя линиями прилагательные с нужными по смыслу существительными.

Работа у доски.

конь

мель

хор

кон

угол

хорь

уголь

мел

каменный

прямой

хищный

смешанный

белый

песчаная

вороной

игровой

  1. Итог занятия . Вспомните схему слов с мягким знаком на конце слова. Подберите слова к моделям слов и запишите их.

з

кр.

З.

с.

кр.

з.

кр

з

кр

з

   

       Укажите роль мягкого знака.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

Конспект занятия «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда».

Мною предложен конспект открытого занятия для второклассников с заключением "Специфическое расстройство спеллингования/дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза"....

Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели:  закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,  отрабатывать умение ориентироваться на после...

Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...

конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"

Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...

Система упражнений для выработки правильного написания слов с мягким знаком - показателем мягкости согласных при письме.

Данная система упражнений поможет сформировать у ребенка навык написания слов с мягким знаком - показателем мягкости....

Конспект интегрированного урока «Свет» и «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»

Технологическая карта интегрированного урока русского языка "Обозначение мягкости согласных на письме" и физики "Свет", посвященного Дню еврейской культуры. На уроке используются п...