Конспект урока "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)
Находить мягкий знак в слове, выявить роль мягкого знака для обозначения мягкости согласных
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 15.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Заставка (Слайд 1).
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Ольга Александровна и сегодня я проведу у вас урок. С каким настроением вы пришли на урок? Давайте это хорошее настроение сохраним в течение всего урока.
- Сегодня, ребята, я надеюсь вы будете работать добросовестно и активно.
Итак, начнем наш урок.
_____________________________________________________________
Обратите внимание на интерактивную доску (Слайд 2). На ней записаны предложения. Кто нам их прочтет? Как вы думаете, почему некоторые буквы выделены красным цветом? Какого предложения здесь не хватает? (Слайд 3). Правильно! Молодцы!
(Слайд 4).
- Мягкий знак – это что? (буква)
- А кроме букв у нас есть еще …(звуки)
- Какой раздел науки о языке изучает звуки речи? (фонетика)
- На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)
- А есть ли звуковая оболочка у мягкого знака? (нет)
- Ребята, а какие две функции в речи выполняет мягкий знак? (разделительную и смягчающую).
Молодцы! Сегодня Ь знак будет хозяином нашего сегодняшнего урока.
Мягкий знак – хитрый знак
Не сказать его никак,
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
________________________________________________________
А кто сможет назвать тему урока?
(Слайд 5). Итак, тема урока «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака».
Какова же цель нашего сегодняшнего урока: находить Ь в словах, выявить роль Ь знака для обозначения мягкости согласных.
____________________________________________________________
Ребята, возьмите рабочие листы, которые лежат у вас на парте. Запишите пожалуйста тему урока. Прочитайте слова в задании 1. Как вы думаете, можно ли объединить эти слова в 3 группы? Почему? По каким признакам? (Слайд 6). Заполните таблицу (3-4 мин). Давайте посмотрим, что у вас получилось. Обратите внимание на доску, у всех получилось распределить слова (Слайд 7).
Какой вывод можно сделать исходя из таблицы? Не всегда мягкий знак употребляется для обозначения мягкости.
_____________________________________________________
Физминутка. Ребята, давайте немножко разомнемся. Встаньте из-за своих рабочих мест, рядом с партой. Я буду называть слова, если в слове есть мягкий знак – вы поднимаете руки вверх, а если нет мягкого знака, то выполняете наклон вперед. (дочка, окунь, речной, мобильный, Ванечка, борьба, тюлень, чтение, мощный, льдина). Хорошо, присаживайтесь. Продолжим.
А теперь, ребята, откройте ваши учебники на странице 139 и обратите внимание на буквы в рамке. Пожалуйста прочтите эти сочетания букв и запомните, что между ними мягкий знак не пишется.
_____________________________________________________________
У нас есть еще одна рамка со словами. В ваших рабочих листах вы должны выполнить 2 задание (Слайд 8). Составьте с одним из слов в рамке предложение и подчеркните грамматическую основу. Вы работаете в парах. Давайте проверим у кого, что получилось. Какие слова вы подчеркнули в предложении? Что такое грамматическая основа предложения?( подлежащее и сказуемое). Что такое подлежащее? (главный член предложения, который обозначает предмет, то есть о ком или, о чем говорится в предложении. Чаще всего отвечает на вопросы кто? Что?) Что такое сказуемое? (главный член предложения, который связан с подлежащим, отвечает на вопросы что делает предмет? Что будет делать? Что сделает? Что с ним происходит? Чаще всего выражен глаголом).
____________________________________________________________
Вернемся к учебнику. Прочитайте правило на странице 140. Проанализируйте примеры из него. В каких случаях, кроме ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ мягкий знак для смягчения не пишется?
Продолжим работать в рабочих листах. Задание 3 (Слайд 9). Из данного перечня слов, запишите те, которые пишутся без мягкого знака.
Какие слова вы не записали? Почему?
Отлично, ребята!
_______________________________________________________
Давайте подведем итоги сегодняшнего урока (Слайд 10)
- О чем мы сегодня говорили на уроке?
- Для чего нужен мягкий знак?
- При сочетании каких букв мягкий знак не пишется?
- Что вам понравилось сегодня на уроке?
Я хочу проверить как вы усвоили материал? Перед вами две картинки. На них изображен мягкий знак. Только на одной картинке он перечеркнут. Запишите под этими картинками по 2-3 примера слов по теме нашего урока.
_______________________________________________________
Сегодня, ребята, вы хорошо работали, писали, отвечали, дополняли друг друга. Ваша работа на уроке – это ваша маленькая победа над собой. Идите вперед, учитесь, не ленитесь. И ваши маленькие победы превратятся в большие, в важные. Все, ребята, в ваших руках! (Слайд 11).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс
Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"
Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели: закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные, отрабатывать умение ориентироваться на после...

Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...

Русский язык. Урок для 5 класса. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.
Русский языкУрок для 5 классаОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели и задачи: Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, ...

Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 класс
Презентация для урока русского языка "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"; 5 классВ презентации есть слайд для музыкальной физминуткиЦели:• дать понятие о значении мягкого знака ка...

Конспект интегрированного урока «Свет» и «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»
Технологическая карта интегрированного урока русского языка "Обозначение мягкости согласных на письме" и физики "Свет", посвященного Дню еврейской культуры. На уроке используются п...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...
