Конспект занятия «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда».
методическая разработка по теме

Шахова Марина Борисовна

Мною предложен конспект открытого занятия для второклассников с заключением "Специфическое расстройство спеллингования/дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._zan._sunduk_znaniy.docx17.89 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учереждение «Психологический центр» г.Михайловска

Конспект открытого занятия в группе «Грамотейка»

по теме: «Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда».

Учитель-логопед

структурного подразделения «Школы-центра»

Шахова М.Б.

2011-2012 уч.год

Тема: Обозначение мягкости согласных на письме с помощью гласных второго ряда.

Цель занятия: обобщить представления детей о способах обозначения мягкости согласных на письме (с помощью мягкого знака и гласных второго ряда); закрепить знания о многозначности слов, о смыслоразличительной роли 1-ой буквы; продолжать формировать навык употребления гласных Я, Е, Ё, Ю, И на уровне слов, предложений; развивать слухопроизносительные дифференцировки, логическое мышление, пространственную координацию, функцию самоконтроля; воспитывать стремление к приобретению знаний.

Демонстрационный материал: карточки десяти гласных букв и одной согласной, картинки паронимов: лук-люк, нос-нёс, мышка-мишка, осы-оси, магниты красного, синего, зелёного цвета, для сюрпризного момента конфеты-монетки, сундук, карта сокровищ.

Раздаточный материал: квадраты синего и зелёного цвета 2×2, решётка из 15 квадратов (3столбика×5строчек), листы с письменными заданиями по количеству детей, цветные карандаши красного, синего и зелёного цвета.

Ход урока:

I.Орг. момент (сюрпризный момент).

Дети находят карту сокровищ, скелет и с ними «золотую» монетку. Логопед предлагает детям отправиться на поиски сокровищ, но не простых, с деньгами и драгоценностями, а сокровища знаний. По пути дети собирают монеты-пятёрки.

II.Актуализация имеющихся знаний.

На доске штормовой ветер перепутал все буквы, логопед предлагает восстановить их расположение: гласные ставят парами по твёрдости-мягкости. Один ученик читает прямые слоги с лишней согласной. Дети сравнивают звучание слогов и делают вывод о том, что кроме как с Ь (мягким знаком) согласные звучат мягко и перед гласными Я, Е, Ё, Ю, И.

Логопед сообщает тему занятия.

III.Повторение пройденного материала.

1.Упр. «Заполни решётку».

Логопед предлагает прослушать слоги с твёрдыми и мягкими согласными звуками и заполнить ячейки решётки квадратами синего и зелёного цвета соответственно. Заполнять ячейки необходимо двигаясь слева направо сверху вниз. В результате работы дети должны выложить цифру «5». Слоги для выкладывания: тё, лю, мя; си, ко, бы; де, ня, зё; фа, хо, лю; сме, жди, гне.

2.Работа на индивидуальных листах.

а) Записать парное слово, заменяя гласную букву так, чтобы твёрдый согласный звук стал мягким, а мягкий-твёрдым.

б) игра «Четвёртый лишний». Из четырёх предложенных подчеркнуть одно лишнее слово, не подходящее к остальным. Первую четвёрку разобрать на доске с выкладыванием магнитов под буквами.

в) составление пар слов по картинкам, отличающихся только одной буквой. Каждому ребёнку раздаётся по картинке. Дети должны составить пары слов.  Логопед спрашивает, чем похожи и чем отличаются данные пары (первыми согласными), какие слова могут обозначать несколько разных предметов (например, лук-порей / лук-арбалет, люк канализационный /люк самолёта). Дети составляют в качестве примеров предложения.

Физминутка «Будь внимательным».

Логопед предлагает выполнять движения по словесной инструкции, не обращая внимания на неправильный показ. Постепенно темп движения увеличивается.  

г) выбор и добавление пропущенного слова из предложенной пары слов в соответствии со смыслом предложения.

IV.Итог, оценка.

Дети считают, кто сколько монет собрал, у кого появился целый клад знаний. В конце дети находят сундук с шоколадными монетами-пятёрками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Обозначение мягкости согласных на письме" конспект урока в 5 классе

Здесь помещены некоторые мои наработки по русскому языку в 5 классе по следующей теме:- "Обозначение мягкости согласных на письме"...

конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"

Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...

конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"

Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...

Тема открытого занятия: Твердые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягкости согласных гласными II ряда.

Большое затруднение вызывает у детей младшего школьного возраста умение различать мягкие и твердые согласные. Детей нужно научить слышать эти звуки. Для этого я делаю акцент на гласные  звуки I ...

Конспект занятия "Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака"

Конспект логопедического занятия для группы учащихся 2-х классов со смешанной дисграфией...

«Обозначение мягкости согласных при помощи гласных 2-го ряда».

Конспект логопедического занятия. 3 класс....

Обозначение мягкости согласных на письме буквами И,Е,Ю,Я,Ё. (открытый урок в 3 классе 8 вид)

Абрамова А.С.Открытый урок в 3 классе 8 вид. С презентацией для интерактивной доски....