Конспект занятия "Обозначение мягкости согласных посредством мягкого знака"
план-конспект по теме

Андреева Инна Робертовна

Конспект логопедического занятия для группы учащихся 2-х классов со смешанной дисграфией

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_myagkiy_znak.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение                                    средняя общеобразовательная школа № 29

учитель-логопед: Андреева И.Р.

Логопедическое занятие

Класс 2 (смешанная дисграфия)

Темы:

Логопедическая: развитие фонематического анализа и синтеза слов различной звукослоговой структуры

Лексическая: времена года, месяцы

Грамматическая: второй способ обозначения мягкости согласных на письме посредством мягкого знака        

Цели занятия:                                                

Коррекционно-образовательная

Создание условий для совершенствования навыка правописания слов с мягким знаком на конце и в середине слова.

Коррекционно-развивающая

Создание условий для развития фонетико-фонематического восприятия и  навыков звукового анализа

Коррекционно-воспитательная

Создание условий для воспитания волевых качеств личности, любознательности, самостоятельности, мотивации к изучению русского языка

Ход занятия

1. Этап организационно-мотивационный
Задача: подготовить учащихся к сознательной, целенаправленной учебной деятельности через ситуации самоопределения, выбора и принятия решения

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Первым сядет тот, кто ответит на вопрос:

- Какое время года сейчас? (Зима)

- Называем приметы зимы и садимся (мороз, много снега, метель)

- Подул сильный ветер, закружил снежинки в воздухе, а на снежинках слоги. Расставьте их в правильном порядке, чтобы получились слова.

Слайд 2   Слайд 3

- Назовите слова, которые вы собрали. (Сосулька, коньки, метель)

- Что общего в названии этих слов? (во всех словах есть мягкий знак)

- Для чего нужен мягкий знак?

- Назовите согласные, которые смягчает мягкий знак.

- Где находится мягкий знак?

-Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на занятии?

-Какова цель нашего занятия?

2.  Этап подготовки учащихся к сознательному усвоению нового учебного материала
Основная задача этапа: обеспечить мотивацию учения школьников, их включение в совместную деятельность, актуализировать личностный опыт учащихся

- На улице мороз, разомнемся, согреемся.

Кинезиологические упражнения

Слайд 4

Пришла зима, 

трем ладошки друг о друга 

Принесла мороз. 

пальцами массажируем плечи, предплечья 

Пришла зима, 

трем ладошки друг о друга 

Замерзает нос. 

ладошкой массажируем кончик носа 

Снег, 

плавные движения ладонями 

Сугробы, 

кулаки стучат по коленям попеременно 

Гололед. 

ладони шоркают по коленям разнонаправлено 

Все на улицу — вперед! 

одна рука на колени ладонью, вторая рука согнута в локте, кулак  (меняем) 

Теплые штаны наденем, 

ладонями проводим по ногам 

Шапку, шубу, валенки. 

ладонями проводим по голове, по рукам, топаем ногами 

Руки в варежках согреем 

круговые движения ладонями одной руки вокруг другой ладони 

И завяжем шарфики. 

ладони прикладываем друг на друга к основанию шеи 

Зимний месяц называй! 

ладони стучат по коленям 

Декабрь, Январь, Февраль. 

кулак, ребро, ладонь 

Речевая зарядка

Слайд 5

- Молодцы, размяли тело, а теперь разомнем наш язычок. Запомните и повторите.

Аль-уль-ель-ыль        поль-толь-коль-воль

Омь-умь-емь-ямь        топь-тупь-тапь-тыпь

Узь-ызь-азь-язь        варь-ворь-вурь-вырь

Ель-ель-ель - разукрасили мы ель

Тель-тель-тель – ох, и разыгралась же метель

Ки-ки-ки – быстро нас несут коньки

Развитие фонематического анализа

- Поиграем в игру: «Отгадай, какую картинку я загадала»

 Слайд 6

- Я загадала картинку  в названии, которой 5 звуков, 6 букв (коньки);

- В названии этой картинки – 7 звуков, 8 букв (сосулька)

- В названии этой картинки – 5 звуков, 6 букв (метель)

- Я загадала картинку в названии, которой 3 звука, 4 буквы

- В названии данной картинки 3 звука и 3 буквы

- Какая картинка лишняя, почему?

3. Этап изучения нового учебного материала (формирование знаний и умений)
Основная задача этапа:
создать условия для формирования умения различать на слух твердые и мягкие фонемы, для развития слогового анализа и синтеза

- Почему в словах: КОНЬКИ, СОСУЛЬКА, МЕТЕЛЬ, КОНЬ звуков меньше, чем букв?

- Почему в слове: ЕЛЬ – равное количество звуков и букв?

Сделаем вывод: Слайд 7

- Мягкий знак не дает звук, он только смягчает впереди стоящую согласную. В словах он пишется в середине и конце слова
- Назовите зимние месяцы (декабрь, январь, февраль)
- Назовите согласные, которые смягчает ь
- Где находится мягкий знак?
- Измените, названия месяцев так, чтобы мягкий знак был в середине слова. В помощь вам слово ДЕНЬ
- В названии, какого месяца мягкий знак исчез? Почему?

4. Этап проверки понимания и первичного закрепления изученного
Основная задача этапа:
закреплять навыки правописания слов с мягким согласным в середине слова, устранять пробелы в развитии слогового анализа и синтеза, развивать функции словообразования

Развитие слогового анализа

- Делим слова на слоги, записываем в тетради (ДЕКАБРЬ, ДЕКАБРЬСКИЕ, ЯНВАРЬ, ЯНВАРСКИЕ, ФЕВРАЛЬ, ФЕВРАЛЬСКИЕ)

- Назовите слова, в которых 2 слога: (декабрь, январь, февраль)

- Назовите слова, в которых 3 слога: ( )

- Назовите слова, в которых 4 слога: (декабрьские, январские, февральские)

- Какое слово лишнее (январские), почему?

- Назовите слова, в которых мягкий знак в середине слова: (декабрьские, февральские).

- Что заметили?

- Закрепление правила: При делении на слоги и переносе слова нельзя отделять мягкий знак от стоящей перед ней буквы.

Развитие слогового синтеза

- Подул сильный ветер, и слоги в словах перемешал, соберите из слогов слова.

Слайд 8

Слайд 9

- Какое время года, напомнили вам эти слова? (Весна)

- Назовите,  весенние месяцы. (Март, апрель, май)

- Назовите согласную, которую, смягчает мягкий знак. (Апрель – ЛЬ)

- Весна, волшебное время года. Мы с вами тоже будем волшебниками.

Игра с мячом

- Вставь мягкий знак в конец слова

мел –                цел –

шест –         жар –                

кон –                угол –                        

плакат -        пол -                                                  

Спрячь мягкий знак в середине слова 

хорек –                  конёк –                 уголек –

пенек -               окунек -                    василек –

5. Этап применения знаний и умений, обобщения и контроля усвоения
Основная дидактическая задача этапа: закрепить полученные знания на уроке

Загадки

1. Теплый длинный, длинный день

В полдень крохотная тень,

Зацветает в поле колос,

Подает кузнечик голос.

Дозревает земляника,

Что, за месяц, подскажи-ка?

2. Жаркий, знойный, душный день,

Даже куры ищут тень.

Началась косьба хлебов,

Время ягод и грибов.

Дни его – вершина лета,

Что, скажи, за месяц это?  

3. Этот летний месяц жаркий

Дарит всем свои подарки:

Сливы, яблоки и груши

Фрукты варим, фрукты сушим.

Он последний месяц лета,

Осень рядом, близко где-то.  

Слайд 10

- Вспомните летние месяцы. В названии, каких месяцев есть мягкий знак? Назовите согласные, которые он смягчает

Работа над словосочетанием 

- Из данных слов составьте словосочетание, вставьте пропущенный мягкий знак.

Слайд 11

июн_             полден_

июл_             ноч_

сила              ливен_

грибы           дожд_

- Прочитайте словосочетания

 Слайд 12 

Работа над предложением

Индивидуальная работа

- У каждого из вас на парте листочек. На листочке написана пословица, но вот беда слова склеились. Определите сколько слов в предложении. Прочитайте пословицы, объясните, как вы их понимаете.

СЕНТЯБРЬКРАСНОЕЛЕТОПРОВОЖАЕТ,ОСЕНЬЗОЛОТУЮВСТРЕЧАЕТ

ОКТЯБРЬЗЕМЛЮПОКРОЕТ,ГДЕЛИСТКОМ,ГДЕСНЕГОМ

НЕСКОВАТЬРЕКУЗИМЕБЕЗНОЯБРЯ-КУЗНЕЦА

ОСЕНЬПОГОДВОСЕМЬ

Слайд 13

- Назовите, осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Назовите согласные, которые смягчает ь. Измените, слова так, чтобы мягкий знак был в середине слова.

6 этап. Инструктаж о выполнении домашнего задания.

- На протяжении всего занятия мы с вами вспоминали названия месяцев. Дома вам нужно расшифровать словосочетания. Цифра указывает порядковый номер месяца в году.

Д/з 2 метель, 4 капель, 6 полдень, 7 ливень, 9 день, 10 дождь, 11 слякоть, 12 оттепель.

(Февраль - метель).

- Это словосочетание? (Нет, слова не связаны по смыслу). Измените, первое слово так, чтобы получилось словосочетание

7. Этап рефлексивно-оценочный
Основная задача этапа: подвести итог деятельности, осуществить самооценку своих результатов.

- Подведем итог нашего занятия. Отвечаем на вопросы знаком «+» если утверждение верно, знак «-» если утверждение неверно.

Мягкий знак служит для обозначения твердости согласных __________

Мягкий знак пишется в середине слова и в конце слова _____________

В году 13 месяцев ______

В году 4 времени года и 12 месяцев _______

Я узнал для себя сегодня новое _______

Мне было интересно ________

- Я благодарю вас за работу, в каждом углу нашего кабинета спрятаны призы, найдете, если правильно прочитаете карту.

- Молодцы! До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"

Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...

конспект коррекционного занятия "Обозначение мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака"

Тема мягкий знак является очень сложной темой , которая изучается в начальной школе, особенно для детей с речевыми проблемами. Поэтому важно научить детей правильно произносить слоги и слова с мягким ...

Разделительный мягкий знак и мягкий знак для обозначении мягкости согласного звука. 2 класс

Учебное занятие в рамках конкурса "Учитель Года Несветая -2015" в номинации "Педагогический дебют"....

Конспект урока по теме" Разделительный мягкий знак"

Данный конспект урока позволяет в игровой форме объяснить учащимся изучаемую орфограмму: разделительный мягкий знак. Урок насыщен разнообразными игровыми заданиями,которые обучающиеся с интересом буду...

Конспект интегрированного урока «Свет» и «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака»

Технологическая карта интегрированного урока русского языка "Обозначение мягкости согласных на письме" и физики "Свет", посвященного Дню еврейской культуры. На уроке используются п...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мягкого знака"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего логопедического занятия с обучающимися с ЗПР в 1 классе (второго года обучения) по теме: "Буква Ь. Обозначение мягкости согласных при помощи мяг...