Разделительный мягкий знак и мягкий знак для обозначении мягкости согласного звука. 2 класс
план-конспект урока по русскому языку по теме

Дегтярева Валентина Николаевна

Учебное занятие в рамках конкурса "Учитель Года Несветая -2015" в номинации "Педагогический дебют".

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Алексеево-Тузловская СОШ»

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ДЛЯ 2  КЛАССА

ТЕМА: «Разделительный мягкий знак и мягкий знак для обозначении

мягкости согласного звука

Разработал учитель  начальных классов

Дегтярева Валентина Николаевна

2015 год.

Тема: « Разделительный мягкий знак и мягкий знак для обозначении

мягкости согласного звука.».

Цели урока:
Образовательные: :
- закрепить умение
правописания слов с разделительным Ь и Ь знаком для обозначения мягкости согласного.

- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
- развивать  орфографическую зоркость  путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные: 
-воспитывать ответственность, коллективизм, взаимопомощь, аккуратность, самостоятельность, дисциплину, наблюдательность)  
- воспитывать желание учиться и делать открытия;
-воспитывать умение слушать других.

Оборудование:

1.Презентация.

2.Индивидуальные карточки и карточки работы в паре.

4.Листочки с комплиментами.

5.Цветочки трёх цветов для рефлексии.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

В некотором царстве, в дружном школьном государстве                                  

жил да был 2 класс

Слышите, ребята, я про вас.

Хорошо ли в царстве жить?

Все ли правила в нем знают, и как в жизни применяют?                                                                    

Сегодня мы это и проверим в ходе нашего общения.

-А знаете ли вы правила общения (Один говорит - все слушают).

Давайте, вспомним правила работы в группе.Слайд 1

. Работаем дружно.

Уважаем мнение  товарищей.

Выбираем    выступающего.

Но иногда хочется сразу всем выкрикнуть ответ на вопрос. Поэтому вовремя нашего урока мы поступим так: Кто знает ответ на мой вопрос должен сложить пальцы в кулак и показать большой палец. Вот так. Я увижу ваши пальчики и начну считать 1.2.3. на счет 3-говори.И вы хором можете давать ответ:

Можете ли мне сказать:

-как называется ваша школа?

-как зовут директора школы?

-Сколько учеников в классе?

-Ваш родной язык?

Ребята посмотрите на экран.( Слайд 2)

Что общего в написании всех этих слов?

Конь, окуньки, семья, дверь.

(во всех словах есть Ь знак).

Давайте посчитаем количество звуков и букв в словах

Конь, -4 б.3 звука

окуньки,-7б,6звуков

семья-5 б,5 звуков

дверь-5б,4звука

Какое слово здесь лишнее. Почему? Ответ аргументируйте.(Во всех словах мягкий знак обозначает мягкость предыдущего согласного, а в слове семья Ь знак разделительный, он показывает, что буква я обозначает два звука [ЙА].

А ещё перед какими гласными буквами пишется разделительный Ь? Кто помнит правило?

Да  ребята у одного Ь знака может быть две работы. (Слайд схема 3)

Ой, смотрите да он здесь не один:

Мы беззвучные братья близнецы. Мы очень любим выполнять свою работу, но нас не все различают и даже совсем забывают ставить в слова.Помогите нам! Поможем ребята?

Ребята нас мягкие знаки приглашают в путешествие.

Так мягко просят Ь знаки

Что отказать им нельзя никак.

Настало время узнать, куда. А для этого внимательно послушайте стихотворение:

В путешествие сегодня
Отправляемся, друзья.
В необычный город-сказку
Под названьем Мягкий знак.

- Куда мы отправимся путешествовать?).(Слайд 4)

И так ребята мы с вами прибыли в город. А в этом городе за порядком следит Королева Орфография. (Слайд 5) Она строго следит за правильным написанием всех слов, но особенно помогает молчаливым братьям-близнецам. Будем вести себя тихо, так как ь знак любит тишину. Путешествуя мы должны проверить себя, умеем ли мы различать разделительный ь и ь знак для обозначения мягкости согласного. Чтобы попасть в город надо на 2 группы разделить слова. По какому принципу мы будем работать?(Будем выбирать слова с разделительным ь и ь знаком для смягчения согласного.)

Апельсин, хлопья, печенье, альбом, учитель, борьба, жильё, степь, вьюга, метель, веселье.

Проверьте себя! (Слайд 6) Оцените свою работу! Кто выполнил без ошибок ставит себе +.Встаньте.

Молодцы ребята!

Ведь очень вежлив Ь

Не любит споров он и драк.

Во всем старается помочь

Чтоб никого не огорчить.

Он всё старается смягчить.

 Смотрите мягкий знак дарит вам комплимент: ПРИЛЕЖНЫЕ!

А знаете ли вы что такое комплимент?

А кто нам поможет узнать значение этого слова?(Конечно Толковый словарь) Давайте найдём это слово в Толковом словаре.

Комплимент (франц)- это особая форма похвалы, одобрения, уважения, признания, это любезные приятные слова. Комплимент это ключик к доброму общению, за комплименты надо поблагодарить.

Слайд 7 Физминутка: Вот полянка Братьев близнецов они приглашают вас сделать с ними зарядку:

-если в слове нужен  Ь знак для обозначения мягкости согласного - присядем;

-а если, разделительный Ь стоя поднимаем руки вверх. Тем самым показываем, что после согласного мы слышим звук [Й,].

Ребята слушайте тихо и внимательно. Вы должны услышать [й,] после согласного перед гласным звуком или мягкий согласный звук.

СЕМЬЯ,                                 ЛЕНЬ

РУЧЬИ        ПИСЬМО

БЕЛЬЁ         ДВЕРЬ

                                ФЕВРАЛЬ                                                            ПЕЧКА. Должны стоять ровно.(Слово – ловушка, сочетание ЧК пиши без Ь).

                         Мы осанку исправляем

                         Спинки дружно прогибаем

                         Вправо, влево мы нагнулись,

                         До носочков дотянулись.

                        Плечи вверх, назад и вниз.

                        Улыбайся и садись.

Молодцы Ь дарят вам комплимент ДРУЖНЫЕ и СООБРАЗИТЕЛЬНЫЕ!

  1. Словарная работа.

Давайте продолжим наше путешествие. Нас ждут задания от Знатоков Орфографии. Они живут в городе Мягкого знака. Эти ребята знают все о написании разделительного Ь и Ь знака для обозначения мягкости согласного. Они хотят проверить,  умеете ли вы различать братьев близнецов. Слайд 8

Давайте прочтём.Какой Брат Ь знак здесь нужен. Объясни.

Обез_яна, красны_е, вороб_и,скам_я, тво_ё, ш_ю

Проверьте себя! Слайд 9 

Оцените. Молодцы. И Ь знак дарит вам ещё один комплимент ВНИМАТЕЛЬНЫЕ!  А мы продолжаем путешествовать. Слайд 10

Лёт силный дожд. Орёл взмахнул крылями. Без уменя - нет ученя.

Поработайте корректорами. Исправьте ошибки. И над каждым словом укажите какой знак нужен. Проверьте свою работу. И оцените. Слайд 11

Отлично ребята. Ь знаки не забывают о комплиментах, и дарит вам комплимент УМНИКИ и УМНИЦЫ! 

  1. ИТОГ УРОКА. РЕФЛЕКСИЯ.

Ребята вам было приятно получать комплименты от ь знаков.

Я думаю вам будет ещё приятней если вы подарите друг другу приятные слова и улыбку. Внимательность и умение подмечать положительные качества в других поможет Вам замечать больше хорошего в вас самих.

А нам нужно возвращаться обратно в школу и в свой класс. Слайд 12 .

Ну что ж закончилось наше путешествие по городу Мягкого знака. Давайте поблагодарим Ь знаки за путешествие. Давайте все вместе прочтём стихотворение: Слайд 13.

Мягкий знак хитрый знак

Не назвать его никак

Он не произносится

                                           Но в слово часто просится

Как вы думаете, какой же Ь нужнее.(Конечно же ОБА). Слайд 14.

На письме мы не можем обойтись без разделительного знака и без Ь знака для обозначения мягкости согласного.

Ребята скоро наступит весна. Распустятся первые цветочки. Давайте подарим нашим братикам цветочки. Они будут очень рады.                                                                                                          А вы оцените насколько хорошо вы работали на уроке:

Красный- Стоп! Вперёд нельзя! Повторять усядусь Я!

Жёлтый- Здесь –внимание! Сомневаюсь ещё Я!

Зеленый А теперь вперёд! В знаниях уверен Я!

А мне, ребята,  было с вами очень приятно познакомится, и очень интересно работать. (Слайд 15)

Спасибо вам за урок! Урок окончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме: «Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака» 5 класс

Разрабатывая данный урок, я преследовала следующие цели:- повторение сведений о роли Ь и Ъ знаков;- дать представление о способах обозначения мягкости согласных с помощью Ь знака;- формировать умение ...

Логопедическое занятие во 2 классе "Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака"

Тема: Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели:  закреплять умение дифференцировать на слух твёрдые и мягкие согласные,  отрабатывать умение ориентироваться на после...

Урок по русскому языку в 5 классе.Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Данный урок позволит закрепить знания учащихся о роли мягкого знака (обозначении мягкости предыдущего согласного); о написании сочетаний ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ. Способствует развитию умения применять изу...

Русский язык. Урок для 5 класса. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

Русский языкУрок для 5 классаОбозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.Цели и задачи:       Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, ...

Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком.

Технологическая карта урока по учебному предмету "Русский язык" в первом классе на тему "Обозначение мягкости согласных звуков на письме мягким знаком"....

Буква мягкий знак для обозначения мягкости согласного в конце слова

Развивать умение обозначать мягкость согласного звука на конце слова мягким знаком. Применять правила правописания: мягкий знак в конце слова....

урок русский язык для уч-ся 2 класса школы 8 вида. Буква ь (мягкий знак) для обозначения мягкости на конце слова

тема урока: Буква ь (мягкий знак) для обозначения мягкости на конце слова...