Конспект урока Строительные полезные ископаемые .Гранит. Известняк"
план-конспект урока (5 класс)

М.А. Соколова

Урок для 5 класса ФГОС спеуцальной коррекционной общеобразовательной школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prirodovedenie_5_klass_granit._izvestnyak.docx36.53 КБ

Предварительный просмотр:

Природоведение 5 класс

Тема № 2. Полезные ископаемые.

Урок № 2. Гранит. Известняк

Дата____

Тип урока  Урок открытия новых знаний

Цель урока Формирование представлений о строительных полезных ископаемых.

Задачи:

Обучающая:

- способствовать ознакомлению со строительными полезными ископаемыми

Развивающая:

- оказать содействие в тренировке зрительной и слуховой памяти, умения сравнивать, анализировать и делать выводы

-способствовать развитию познавательного интереса учащихся,

-способствовать формированию начального представления об исследовательской деятельности

-оказать содействие в формировании умения работать с различными источниками информации (презентация, рассказ учителя, наглядный материал)

- способствовать развитию положительной мотивации к познанию неживой природы

Воспитывающая:

- оказать содействие в воспитании ответственного отношения к окружающему миру, богатствам природы

Режим урока: комбинированный

Ресурсы:

Информационные:

Учебник: Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина «Природоведение» 5 класс

Технические:

  1. Мультимедийный видеопроектор
  2. Слайдовая презентация, наглядный материал – образцы камней, лупа

Технологические:

  • Технология КСО (коллективный способ обучения)
  • Технология разноуровнего обучения
  • Технология модульного обучения (достижение учащимся конкретных целей учения в процессе работы с модулем)
  • Технология здоровьесберегающего обучения

Формы урока: фронтальная, групповая, индивидуальная

Предметные результаты:

Знания - узнают, повторят и запомнят гранит и известняк

Умения -  научатся различать гранит и известняк

Навыки - умение анализировать и сравнивать, делать простейшие выводы

Регулятивные БУД:

  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;
  • формирование волевой саморегуляции.

Познавательные БУД:

  • самостоятельное выделение и формулирование темы;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
  • формирование способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные БУД:

  •  умение  находить общее решение;
  • умение аргументировать свое предложение;

Личностные БУД:

  • формирование познавательных мотивов.

Ход урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты БУД

Слова учителя

Задания для учащихся

Предметные

БУД

1.Мотивационный этап       (2 мин.)

Цели: 

Мотивирование обучаемых с помощью вопросов; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

- проверьте: на парте учебник, тетрадь, дневник, пенал. Сели.

Слайд 1

-мы начали изучать тему «Полезные ископаемые»

- За свою жизнь человек постоянно берёт у природы разные богатства, используя их в своих целях.

 

Бывают ли такие богатства, которые можно использовать при строительстве?

Ученики настраиваются на урок

Личностные БУД

-самоопределение

-смыслообразование

2.Целевой       (8 мин.)

Цель: 

Вспомнить материал, изученный ранее;

актуализация тематики урока через постановку проблемного вопроса;

постановка учащимися цели и задач урока в  «сопровождении учителя».

Задачи:

Организовать обсуждение с учащимися возникшего затруднения (почему возникли затруднения, что мы ещё не знаем)

Слайд №2

Карточки

-дома вы читали о полезных ископаемых

1.Проверим ваши знания

(устный опрос продолжи предложение)

Слайд№3

2.Узнай полезное ископаемое

Вопросы по карточкам

1.Природные богатства – это...

(всем)

2. Полезные ископаемые человек добывает … (всем)

3.К полезным ископаемым относятся ….

(3 уровень)

4.Как называются учёные, которые ищут полезные ископаемые?  

(1 уровень)

1.Картинка (песок)

2.Картинка (глина)

3.Картинка  (мел)

Ученики отвечают на вопросы, используя учебник

-определение особенностей природных богатств

-определение местонахождения полезных ископаемых

-выделение основных полезных ископаемых

-выделение изученного словарного слова

Познавательные БУД: 

-с помощью формируют алгоритм деятельности при решении  проблем  поискового характера;

Регулятивные

БУ Д:

-самостоятельно формулировать   тему и строить действия в соответствия с ней;

-понимать учебную задачу данного урока, стремиться её выполнить;

Коммуникативные БУД:

- умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами

Личностные БУД:

- проявлять интерес к земным недрам

3.Сожержательный               (12 минут)

Цель:  

Организация коммуникативного взаимодействия

Задачи:

Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания,

систематизировать полученную информацию.

Слайд№4

1.Разгадай ребус (работа в парах)

2. Слайд №5

Наша сегодняшняя тема «Строительные полезные ископаемые. Гранит. Известняк».

Мы узнаем, что такое гранит и известняк, научимся их различать.

Запись даты и темы в тетрадь.

Словарные слова:

Строительные полезные ископаемые

Гранит

Известняк

Мрамор

Мел

Рассказ учителя

С древних времён человек хотел жить в безопасности и комфорте. Для этого он научился использовать полезные ископаемые, которые делали его дом крепким, и красивым.

Слайд№6 

Гранит очень прочный камень. Его название произошло от слова гранула, крупица. В природе встречается глубоко под землёй. Но есть и над поверхностью, в виде гор.

Слайд№7

Добывают гранит открытым способом, взрывая горную породу. Гранит бывает разных видов. Слайд№8

Гранит используют для строительства самых надёжных частей здания. Которые могут выдерживать большие нагрузка – фундамент, лестница, опоры мостов.

Слайд№9

Известняк твёрдый и прочный. Он образовался миллионы лет назад из остатков умерших морских раковин, спрессовавшихся под тяжестью верхних слоёв почвы и окаменевших.

Среди него выделяют обыкновенный известняк, мрамор и  мел.

Слайд№10

Самый прочный известняк – это мрамор. Его используют в строительстве для изготовления плиток, лестниц, скульптур.  Слайд№11

Обыкновенный известняк разрезают на куски и делают блоки для строительства.

Мел используют для изготовления строительных смесей, побелки и для письма на школьной доске.

Слайд№12

Добывают известняки и открытым и закрытым способом.

1.Ребус 1-2 

(Гранит)

2.Ребус 3-4

(Известняк)

2.Ребус 5

(Мрамор)

-выделение темы урока

-развитие умения разгадывать ребусы

Познавательные БУД:

-извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов;

-устанавливать последовательность в работе органов связи;

Коммуникативные БУД:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

- умение устанавливать рабочие отношения, сотрудничать;

Личностные БУД:

-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения;

готовность к равноправному сотрудничеству.

Регулятивные

БУД:

-выделять и осознавать, то, что уже усвоено и, что ещё подлежит усвоению, осознавать качество и уровень усвоения;

-оценивать достигнутый результат.

4.Физминутка (3 мин)

Цель: Сохранить здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха.

Слайд№13

«Геологи»

-поднимаем вытянутую руку вперёд и нагибаемся, разглядываем в подзорную трубу гранитную гору

-поворачиваем корпус вправо и влево, ищем залежи известняка

-делаем наклоны и собираем образцы камней с земли

Дети выполняют упражнения по образцу

-умение координировать свои движения согласно теме упражнения

5.Лабораторная работа

(5 минут)

Цель:  

Организация исследовательского взаимодействия

Задачи:

Организовать деятельность учащихся по открытию нового знания, различить новые объекты

1.Лабораторная работа

«Различение гранита и известняка»

-Трогаем камень

-Взвешиваем каждый камень в руке

-Берём лупу, вспоминаем правила работы с ней

-Рассматриваем гранит

-Рассматриваем известняк

-Опишите камни, сравните их.

Познавательные БУД:

-извлекать необходимую информацию из практической работы;

-устанавливать последовательность в работе с наглядным материалом;

Регулятивные

БУ Д:

-самостоятельно проводить исследовательскую деятельность и строить простейшие сравнительные соотношения по её результатам;

6.Закрепление изученного

(5 минут)

Цель: 

Повторить и закрепить ранее изученное на уроке.

Задачи:

Организовать самостоятельное или с помощью учителя выполнение каждым учащимся заданий на;

Установить правильность и осознанность усвоения учебного материала, выявить пробелы, неверные представления и их скорректировать; включить новое знание в систему знаний через практическое задание,

Организовать  самопроверку учащимися своих решений по эталону

1.Работа по учебнику.

 

-Что случится, если поместить известняк в воду или капнуть на него уксусом?

2.Работа по карточкам в тетради

Проверка работ учащихся

Откройте учебник на стр. 52.

Прочитайте об этом в учебнике (вторая часть абзац 2)

(1 уровень)

«Самостоятельно подпишите названия изученных камней» 

(всем)

-Как подписали первую картинку?

-Как подписали вторую картинку?

Чтение текста учащимися, краткий пересказ прочитанного

Дети заполняют карточки

Учащиеся читают, то, что записали в карточки, выполняют самопроверку.

-умение связно излагать прочитанное

-умение устанавливать причинно-следственные связи

-умение проводить взаимопроверку

Регулятивные БУД:

-выделять и осознавать, то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения;

-оценивать достигнутый результат;

Коммуникативные БУД:

- проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Личностные БУД:

-проявлять интерес к результатам своего познания

Познавательные БУД:

- уметь извлекать информацию из иллюстраций;

- готовить высказывание на основе прочитанного;

-составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

-устанавливают последовательные связи;

6.Итог урока, домашнее задание

(3 мин)

Цель:

Включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.

Обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Задачи:

Обобщить   изученное для введения в последующем новых способов действий;

Выявить причины ошибок и наметить пути коррекции

Сообщить объем и содержание домашнего задания с фиксацией в дневнике

Ответьте на вопросы

Учитель комментирует домашнее задание, объясняет его выполнение.

— О каких полезных ископаемых вы сегодня узнали?

— Что нового и интересного вы узнали?

Прочитать текст на с. 51–53 учебника, пересказать Ответить на вопросы 1-8 (Всем)

Учащиеся дают краткие ответы на вопросы

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник

-умение связно излагать прочитанное

-умение устанавливать причинно-следственные связи

-умение проводить взаимопроверку

Познавательные БУД:

-осознанно и произвольно строить   речевые высказывания в устной;

-извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов.

Регулятивные БУД:

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Личностные БУД:

- имеют социально ориентированный взгляд на мир;

- проявляют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности;

7.Рефлексия

(2 мин)

Цель:

Выявление эмоционального состояния учащихся после урока, степень их утомляемости

Самоопределение эмоционального настроя после урока

Выберите смайлик, который показывает ваше настроение после урока, и опустите в коробочку.

Учащиеся выбирают смайлики и опускают в коробочку

-фиксация эмоционального состояния после урока


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки."

Коспект урока по теме "Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Африки." 7 класс...

Презентация к уроку биологии «Полезные ископаемые»

Презентация к уроку биологии в 6 классе «Полезные ископаемые»...

План конспект урока по географии. Тема урока: Зона тундры. Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые.

Аннотация. В данном конспекте  урока описаны особенности применения учителем географии  здоровьесберегающих технологий в обучении детей с ОВЗ. В пример  приведена методика проведения...

Конспект урока по природоведению 5 класс коррекционной школы VIII вида. Гранит, известняк.

Данный урок предназначен для учеников 5 класса, коррекционной школы VIII. Знакомство со строительными полезными ископаемыми - гранит, известняк. Дети знакомятся с гранитом и известняком, их добычей, и...