Конспект урока по природоведению 5 класс коррекционной школы VIII вида. Гранит, известняк.
план-конспект урока по природоведению (5 класс)

Данный урок предназначен для учеников 5 класса, коррекционной школы VIII. Знакомство со строительными полезными ископаемыми - гранит, известняк. Дети знакомятся с гранитом и известняком, их добычей, и с использованием человеком. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_klass_izvestnyak_granit.docx20.02 КБ

Предварительный просмотр:

Урок природоведения 5 класса коррекционной школы VIII вида.

Тема: Гранит. Известняк

Цель: Формировать представления  о полезных ископаемых, используемых в строительстве – гранит, известняк.

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявлять интерес к предметам и явлениям живой и неживой природы, к своей стране, ее природным богатствам;

Предметные:

Минимальный уровень

Достаточный уровень

Узнают полезные ископаемые на рисунках, фотографиях, в коллекциях (мел, мрамор, гранит); называют изученные полезные ископаемые; относят полезные ископаемые к группе, используемых в строительстве; имеют представление о

назначении данной группы полезных ископаемы.

Узнают и называют

представителей полезных ископаемых, используемых в строительстве; выделяют признаки полезных ископаемых, используемых в строительстве; называют полезные ископаемые, известные из других источников, объясняют свое решение.

Оборудование: ИКТ, образцы полезных ископаемых.

Ход урока.

1.

Организационный момент.

Проверка готовности к уроку

Приветствие

Игра «Цепочка» (первый ряд называет тела живой природы, второй ряд – тела не живой природы)

Раппорт дежурного

2.

Актуализация опорных знаний

Перед уроком на доске вывешиваются вопросы:

- Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут?

- Какие виды топлива ты знаешь?

- Как получают металлы? Где их используют?

- Люди каких профессий заняты при добыче полезных ископаемых?

- Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»?

- Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

- Копать – разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая; отваливая землю, делать углубления; отваливая землю, доставать, извлекать.

- Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока (открывается написанное на доске название «Полезные ископаемые»).

- Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например дерево.

- Можем ли мы его назвать полезным ископаемым? Почему?

- Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

- Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли?

- Назовите полезные ископаемые, которые лежат прямо у нас под ногами (глина, песок)

- Сформулируйте понятие «полезные ископаемые»

Полезные ископаемые – это  все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности и используют в хозяйстве.

- Расскажите, как люди используют полезные ископаемые.
План рассказа вам подскажут слова: строительство; топливо; металл; пища.

3.

- Скажите, что означает выражение "разработка недр"?

Добыча полезных ископаемых.

- Ребята, как добывают полезные ископаемые?

Демонстрация иллюстрации с изображением разных способов добычи полезных ископаемых.

- Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

Когда человек спускается в шахту.

- Как вы думаете, почему?

В шахте может произойти обвал.

- Совершенно верно. В шахте (учитель показывает иллюстрацию) глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей.

4.

Изучение новой темы урока

Гранит

- Что можно сказать про этот камень?

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, основное свойство – прочность. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

- Однороден ли он по составу?

- Где вы встречали гранит? Гранит используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники.

Работа с учебником.

- Откройте учебники на с. 51. (чтение по цепочке).

Работа по вопросам над содержанием.

Работа по группам.

Задание группам: Рассказать о граните, известняке. Представители групп выходят берут загадку, отгадывают ее и готовят сообщение.

1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
(Гранит)

2. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
(Мел) 

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение.
(Известняк)

Работа в группах.

- Дома вы готовили сообщения о полезных ископаемых, которые сейчас мы и послушаем.

Гранит.

Если мы рассмотрим кусочек гранита, то убедимся, что он состоит из множества зерен. Отделить их друг от друга нельзя. Это говорит о большой прочности гранита.

Прочность - главное свойство гранита. Он хорошо полируется и после этого становится красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий.

Известняк.

Люди, которые добывают известняк в карьере, работают как бы на дне моря. Конечно, моря нет, но оно было в далеком прошлом, много миллионов лет назад. Морские организмы погибали и оседали на дно. Из их скелетов, раковин и образовались постепенно толщи известняка. Известняк используют при строительстве зданий и дорог. Из него получают известь, которую применяют для приготовления строительных растворов (ими скрепляют кирпичи, штукатурят стены).

Особая разновидность известняка - мел. Он менее прочен, чем обычный известняк. Мелом мы пишем на доске, из него делают побелку, зубной порошок.

5.

Итог урока.

Обсуждение сообщений.

Рефлексия

Что сегодня делали на уроке?

Какие выполняли задания?

Кто выполнял задания самостоятельно?

Кто выполнял задания с помощью учителя?

Оценивание

Домашнее задание.

Стр. 51-53 читать, отвечать на вопросы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока СБО 6 класс коррекционной школы VIII вида. Тема: "Основные транспортные средства".

Конспект урока, презентация, раздаточный материал, приложение....

Конспект урока по СБО в коррекционной школе VIII вида по теме: «Железнодорожный транспорт. Виды. Назначения».

Комбинированный урок в 6 классе для детей со сложным дефектом развития с элементами практической работы с использованием ИКТ. Во время урока учащиеся не только знакомятся с видами железнодорожного тра...

Конспект урока по природоведению в коррекционной школе VIII вида на тему: "Вода в природе"

Конспект урока по природоведению в 5 классе коррекционной школе VIII вида на тему: "Вода в природе"...

Конспект открытого урока в 7 классе коррекционной школы VIII вида по математике на тему: "Сложение и вычитание в пределах 10"

Конспект открытого урока в 7 классе коррекционной школы VIII вида по математике на тему: "Сложение и вычитание в пределах 10"...

Конспект урока по природоведению в коррекционной школе IV вида в 5 классе по теме «Лиственные деревья»

Конспект урока по природоведению в коррекционной школе IIIV вида в 5 классе по теме «Лиственные деревья»Задачи:- закрепить знания учащихся о лиственных деревьях;- познакомить учащихся с ди...