«Использование театрализованной деятельности в речевом развитии детей»
консультация

Рыжикова Мария Владимировна

В этом материале представлена система коррекции мелодико - интонационной стороны речи. Очень часто мы можем наблюдать у детей тихую, монотонную, невыразительную речь, а иногда наоборот ребенок не может справиться со слишком громким голосом. Иногда дети говорят слишком быстро или слишком медленно.А иногда и звуки у ребенка все есть, а речь неразборчива, невнятна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОЛИЦЫНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2

дошкольное отделение - детский сад № 85

Практикум на тему «Использование театрализованной деятельности в речевом развитии детей».

Подготовила

Учитель-логопед:

 Рыжикова Мария Владимировна

р.п. Больщие Вяземы

2023 год

В данной работе представлена система коррекции мелодико – интонационной стороны речи. Человек, говорящий отчетливо, эмоционально, уверенно, приковывает внимание окружающих. И наоборот – самые умные мысли, выраженные невнятной, тихой скороговоркой, теряются, не доходят до слушателей.

При речевых аномалиях органического генеза (дизартрия, алалия, ринолалия, дисфония из-за папиллом, стеноза гортани и пр.)указанные проблемы наблюдаются значительно чаще, чем при физиологических. Все они серьёзно нарушают звуковую сторону речи. Работа по коррекции звуковой стороны речи у таких детей не может ограничиться вызыванием и автоматизацией звуков.

Примеры нарушения просодики:

Визгливый голос,

тихая, невнятная  речь,

глухой, сдавленный голос,

носовой оттенок речи,

скандированное произношение,

хриплый голос,

ускоренный темп,

слабо выраженное интонирование,

слишком медленная речь.

В состав просодики входят:

1.Громкость

2.Высота

3.Темп

4.Внятность

5.Выразительность

Чтобы ребёнок научился управлять мелодикой своей речи, необходимо хорошо прочувствовать её границы.

Поэтому максимально варьируем интонацию, темп, тембр, высоту, силу голоса.

Подготовительные упражнения = упражнения для развития плавного продолжительного речевого выдоха. Самые эффективные упражнения для выработки плавного выдоха это игра на музыкальных инструментах.

Игра на развитие громкости голоса «В лесу».

Ребенку даем инструкцию: Отойди в другой конец группы и покричи «ау!». Громче, громче, не слышу тебя. Можно попросить ребенка выйти за дверь и покричать оттуда.

«Подружка живет высоко, низко»

Картинка крепится на доске посередине. Говорим спокойным голосом:

-Инна! Выходи!

-Инна! Мама дома!

- Инна! Иди гулять!

Затем перемещаем картинку выше и просим представить ребенка, что девочка живет на 9 этаже и надо докричаться до нее.

«Колокольчики»

Картинки разных по величине колокольчиков. Меняем громкость голоса в зависимости от величины колокольчика.

«Динь –дон! Динь-динь –дон! Ме-ня-ю тон»!

«Бабушка (мама) в наушниках»

Ба! Мы пойдем в кино! Мальчик сначала говорит спокойным голосом, а затем бабушка надевает наушники и надо до нее докричаться.

Высота голоса

Стимульный материал. Говори тоненьким голоском, говори грубым голосом. Мышка – бык

«Укачивание куклы (мишки)» Варьируем голос по высоте.

«Слушаем пианино и поем» Пропеваем слоги сначала низко затем высоко, при этом играя на пианино.

 «Лего – ступеньки» Я иду-я иду – напеваю на ходу! Взять игрушки мышка – лиса - бык.

«Три медведя» Я иду, я иду, я вам меду несу!

Темп

Стимульный материал: черепаха, ежик, заяц. Маятники

«Паравозик из Ромашково» тук-тук-тук

«Праздничный салют» пух, бум, бабах

«Летний дождик» кап-кап-кап

«Улитка и Щенок» «Кто ты такой?» говорит медленно черепаха. А кто ты такой? Говорит быстро щенок.

«Прямоугольнички» Герои Торопыжка и Неспешайка. «Тетя Анна моет ванну» Близко ставим прямоугольники – говорит Торопыжка, раздвигаем прямоугольники – говорит Неспешайка.

Внятность

Стимульный материал (логоигрушки обезьянка с ротиком, языком)

Обезьянка не умела хорошо говорить. Логопед говорит невнятно от лица обезьяны: Я Кика – Макака, ем этот банан, Бананы дает мне один капитан! Предлагаем ребенку исправить обезьянку. Несколько раз делаем это упражнения. Все рифмовки должны быть без нарушенных звуков.

Примеры рифмовок: Мам, мам, конфеты нам!

Выразительность самый сложный раздел работы над просодикой.

Стимульный материал – игрушка. Куклы бибабо. Ребенок говорит от лица куклы, что помогает снимать зажатость, скованность и т.д.

Ободок со смайликом грустный, веселый, удивленный, испуганный и т.д. Ребенок смотрит на себя в зеркало в этом ободке и ему проще поменять эмоциональный настрой.

Можно использовать рукавички с изображением эмоций.

«Произносим звук по – разному». Как поет певица? Как показываем горло врачу? Как укачиваем куклу?

«Ступеньки настроения» Мальчик получил плохую оценку и боится, что мама будет его ругать. «Я иду домой» говорит грустно, затем мальчик вспомнил, что мама добрая и уже не так грустно сказал «Я иду домой», затем вспомнил, что оценку можно будет исправить и уже радостно сказал «Я иду домой!»

Три кита в работе с просодикой:

1. Наличие в речевом материале только правильно произносимых звуков

2. Максимальное «раскачивание» адекватных тексту мелодико –интонационных показателей

3. Многократность переключений


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование театрализованной деятельности как средства коррекции речи детей с ограниченными возможностями здоровья

Данный мастер класс для педагогов  КРО является небольшим отчетом по теме самообразования «Использование театрализованной деятельности на уроках чтения как средства коррекции речи детей с огранич...

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников

материал для повышения компетентности педагогов...

Театрализованная деятельность как средство речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Формирование основных функций речи посредством театрализованной деятельности...

Проект на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей"

Разработали воспитателиШевацук Н.ЮЗорина С.В. Проект на тему: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей»...

«Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР с использованием театрализованной деятельности» . Часть II.

laquo;Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии, а без этого он засушенный цветок».    В. Сухомлинский...

«Развитие эмоциональной лексики у дошкольников с ОНР с использованием театрализованной деятельности» Часть I.

laquo;Духовная жизнь ребенка полна лишь тогда, когда он живет в мире сказок, творчества, воображения, фантазии,а без этого он засушенный цветок».         В. Сухомлински...