Статья "Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации"
статья

Балковая Елена Сергеевна

"Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях дошкольной образовательной организации" в рамках работы региональной научно-практической конференции "Современные проблемы дошкольного и начального общего образования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл balkovaya_e.s._statya.docx22.25 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Балковая Елена Сергеевна учитель-дефектолог,

 муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Ровеньский детский сад №1 комбинированного вида Белгородской области»

В наше время  массовые детские сады посещают много детей с ограниченными возможностями здоровья. К категории детей с ОВЗ также относятся дети с расстройством аутистического спектра. Как оказывается, что совсем недавно, этим детям было нелегко обучаться, они не всегда могли оставаться в садике ввиду своих, поведенческих сложностей, а также приспосабливаться к окружающей обстановке детского сада. Кроме того замыслы об интеграции, а тем более инклюзии  ранее  широко  не использовались.

Аутизм – сложное нарушение развития, требующее особенного подхода, осуществление которого невозможно без специальной подготовки. Поэтому применение к обучению аутичного ребенка обычных методов (и специальных приемов для детей с другими нарушениями) неприемлемо. Однако возможно и успешное вхождение ребенка в детский коллектив. В каждом конкретном случае это будет зависеть от доброго и терпеливого отношения к аутичному ребенку специалистов,  в силах которых создать общую атмосферу доброжелательности и заботы об особом ребенке в группе детей. Поэтому решение об устройстве ребенка в массовое детское учреждение или отказе от этого пути необходимо принимать, учитывая степень аутизации ребенка, тщательно взвешивая все обстоятельства за и против [5].

Дети с РАС имеют целый ряд отклонений в развитии. Главными характеристиками, которых является нарушение когнитивной, эмоциональной и волевой сфер. Это определенный «сбор» состояний.

Для лёгких состояний характерны трудности в коммуникации, непонимание эмоциональной и социальной связи в различных ситуациях.

Тяжелые состояния выступают в роли отстраненности, непонимании чувств окружающих людей. Преобладание особых реакций на комфорт и дискомфорт, также присутствие огромного количества стереотипий, проявление агрессии и аутоагрессии.

Расстройство аутистического спектра - спектр психологических характеристик, описывающий широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, также жестко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих актов.

В современном образовании предметом внимания является оказание своевременной коррекционной помощи детям с расстройством аутистического спектра, так как с каждым годом увеличивается количество таких детей дошкольного возраста,  вследствие того что   правильный диагноз детям, чаще ставят после трёх лет, в данном случае  ранняя коррекционная помощь очень важна. Без своевременной диагностики и адекватной клинико-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится необучаемой и неприспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных  детей можно подготовить к обучению [3]. Растет  потребность в создании наиболее адаптированных  условий для их интеллектуального, психического, социального и физического развития.

Для детей с расстройством аутистического спектра характерны разнообразные клинические симптомы  и психолого-педагогические особенности. Впоследствии,  это создаёт трудности в диагностике детей с РАС. Однако существуют общие проявления этого нарушения, позволяющие поставить верный диагноз в раннем возрасте.

В отечественной коррекционной педагогике НИИ дефектологии АПН СССР в 1980-х годах разработан эмоционально-уровневый подход к коррекции  аутизма (В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, О.С.Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг). Коррекционная работа состоит в следующем: установление эмоционального контакта, стимуляция активности, направленной на взаимодействие, снятие страхов, купирование агрессии и самоагрессии. Формирование целенаправленного поведения.

Результативность  работы с детьми с расстройством аутистического спектра во многом зависит от создания специальных условий, а именно ресурсной группы и четко выстроенного психолого-педагогического  сопровождения. Где  специалистами ДОУ целенаправленно создаются особые условия для каждого ребенка с РАС.

В работе с этим контингентом детей  содержится следующее:

  • Реализация комплексной коррекционной работы с детьми с РАС
  • направленной на улучшение психического состояния ребенка, его адаптацию и социализацию в общество.
  • Разработка и применение индивидуальных программ воспитания и обучения, составленных на основе адаптированных коррекционно-развивающих программ.
  • Слаженность специалистов ДОУ и родителей.
  • Психолого-педагогическая помощь семье, обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком с РАС.
  • Просветительская работа с семьями в различных трудностях воспитания, возникающих у детей с РАС (семинары, консультации, вебинары и т.д.).

        Целью работы специалистов по сопровождению ребенка с РАС является оказание специализированной помощи в интеграции ребенка в социум сверстников и воспитательно-образовательный процесс.

        Коррекционная работа с детьми с РАС в основном направлена на развитие эмоционального контакта, коммуникации ребенка со взрослым и взаимодействия с окружающей средой. Формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, благодаря которым возрастает социальная адаптация ребенка с РАС и служит главным в работе дефектологов, психологов и других специалистов дошкольного образовательного учреждения [1]. 

Периоды коррекционно-развивающей работы

1 период — установление контакта. В ходе данного этапа педагоги выясняют, что является для ребенка поощрением, а в каких случаях он отказывается общаться. Для установления контакта можно использовать сенсорные стимулы.

2 период — формирование навыков учебного поведения. Ведущей задачей этапа является общая организация поведения ребенка с аутизмом: формирование установки на выполнение задания, выработка усидчивости, удержания внимания, привыкание к ситуации обучения. Мы стараемся соблюдать принцип постепенности и дозирования подачи нового материала, так как дети с РАС негативно воспринимают все незнакомое.

3 период — развитие познавательной сферы. На данном этапе решаются задачи интеллектуального развития ребенка с РАС в зависимости от выявленных у него умственных и речевых способностей и возможностей [4].

В коррекционной работе с ребенком с РАС положительная динамика наблюдается тогда, когда ему все меньше требуется развернутая помощь взрослого. Взаимодействие и согласованность специалистов и воспитателей, работающих в ресурсной группе, обеспечивает эффективную коррекционно-воспитательную работу.

Важным условием успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с расстройствами  аутистического спектра в условиях ресурсной группы является и тесная взаимосвязь с родителями, воспитывающими особого ребенка. Особенность работы с родителями заключается в формировании у них адекватного восприятия собственного ребенка, его особенного поведения, формирования активной позиции участия в коррекционном процессе.

Деятельность специалистов, сопровождающих детей с РАС:

  1. Педагог-психолог обладает важными знаниями и представлениями об особых образовательных, воспитательных и социальных потребностях ребенка. Он консультирует и напутствует деятельность других специалистов – учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя, тьютора, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Детям с РАС особенно необходима специфическая психологическая помощь в эмоционально-социальной адаптации.

Педагог-психолог выполняет разного рода задачи:

  • Формирование границ коллективного взаимодействия;
  • Формирование компетенций эмоционально-волевой сферы;
  • Создание условий, которые будут снижать сенсорное и эмоциональное неудобство у детей с РАС;
  • Расширение запасов бытовых, социально-коммуникативных навыков у детей с РАС;
  • Работа с семьёй и координирование её сотрудничества со специалистами.
  1. Одна из главных задач  учителя-дефектолога помочь ребенку с расстройством аутистического спектра приобрести навык ориентировки в окружающем мире, обогащение сенсорного опыта с возможностью дальнейшей социализации, в результате чего коррекционная деятельность учителя-дефектолога с таким ребенком имеет два важных направления: преодоление аффективной патологии и установление взаимодействия с ребенком с РАС.

Полученные навыки, сформировавшиеся в ходе коррекционной работы, обязательно необходимо закреплять и тренировать в разных жизненных моментах. Работа по социализации ребенка  с расстройством аутистического спектра должна проходить в слаженном контакте с родителями ребенка.

III.   Учитель – логопед,   соучаствующий в психолого-педагогическом сопровождении ребенка с расстройством аутистического спектра, осуществляет свои задачи на основе эмоционально-смыслового комментария, как неотъемлемого элемента занятий. Это единственный верный способ, который помогает добиться включить ребенка в реальность, осмысливать все происходящее вокруг и пониманию им речи других людей.

        Эмоционально-смысловой комментарий, должен шагать в ногу с опытом ребенка.  Вносить  понимание  даже  в нелепую деятельность  ребенка в его  аутостимуляцию; уделять внимание приятным ребенку ощущениям, а неприятные   сглаживать; делать яснее причинно-следственные связи, вносить понимание об устройстве предметов и смысле  явлений.

        Такой комментарий помогает передать смысл ежедневных событий, дает представление ребенку с расстройством аутистического спектра о человеческих эмоциях, чувствах, отношениях, которые так далеки от непосредственного его восприятия.

IV. Деятельность тьютора представляет собой организацию в обучении. Как раз таки тьютор помогает ребенку ориентироваться в пространстве и в последовательности необходимых действий. Он становиться для ребенка своего рода проводником и переводчиком, участвуя в организации обучающей среды [2].

        Особая задача в организации обучающей среды это работа над созданием внешних признаков и правил жизни в группе и в частности на  различных занятиях.

        Один из важных внешних признаков изменений последовательности действий и занятий является визуальное расписание. Эта подсказка делает жизнь ребенка с РАС более предвиденной и в обучающей среде является организующим фактором.

        Среда, в которой проживает своё детство  особый  ребенок, должна состоять из максимально разработанной слоговой структуры, а именно ребенку необходимо внести понятие для чего происходят определённые действия и какова их цель.

        Деятельность всех специалистов дошкольной образовательной организации, направлена на образовательную и социальную адаптацию ребенка с расстройством  аутистического спектра,  обязана быть максимально слаженной. Само же  направление деятельность специалистов должно быть представлено в Адаптированной образовательной программе ребенка и обязательно согласовано с его родителями.

        Разумеется, что в разных случаях отдельно конкретного ребенка с разными вариантами РАС направления коррекционной работы и другие условия  специальных образовательных потребностей рекомендуются ТПМПК. Тем не менее, задачи работы специалистов, описанные выше, направлены на образовательную и социально-эмоциональную адаптацию детей с РАС  по сути дела общезначимые и необходимы каждому ребёнку весьма длительный период времени.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богатырева, Е. П. Ранняя помощь детям с особенностями развития как актуальная гуманитарная проблема / Е. П. Богатырева, Л. В. Мясникова.  Текст: непосредственный // Коррекционная педагогика: теория и практика. – 2020. – № 2 (84). – С. 28-33. 
  2. Бувака, М. В. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с расстройством аутистического спектра в дошкольном образовательном учреждении / М. В. Бувака, А. В. Семичева, Н. В. Косило. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2022. — № 5 (41). — С. 9-12.
  3. Лебединская К.С. Ранний детский аутизм / Детски аутизм: хрестоматия // Сост. Л.М. Шипицына. – СПб.: Международный университет семьи и ребенка им Р. Валленберга, 1997 . – С. 77
  4. Никитишина, Н. А. Адаптивная модель сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в ДОО / Н. А. Никитишина, Н. В. Болотских, С. А. Чернобаева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 6 (16). — С. 32-36.
  5. Янушко Е. Игры с аутичным ребенком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. Издательство: Теревинф, 2022.–128с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о конференции I Всероссийская научно-практическая конференция "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)"

Данная презентация представляет собой Отчет о посещении мной I Всероссийской научно-практическаойконференции "Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)",которая про...

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в образовательной среде.

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра  в образовательной среде. Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми. Семинар ЦППРиК "Строгино" «Коррекционно-...

Статья. Деятельность учителя – дефектолога в сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра.

Коррекционная работа дефектолога с обучающимися с расстройствами аутистического спектра имеет свои отличительные особенности....

Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области.

Роль регионального ресурсного центра в системе организации комплексного сопровождения детей  с расстройствами аутистического спектра во Владимирской области....

Сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях современного детского сада.

Аннотация. Среди различных категорий детей дошкольного возраста, нуждающихся в ранней коррекционной помощи, особое место занимают дети с расстройствами аутистического спектра, которые с недавнего врем...