Игры на автоматизацию звуков с помощью деревянного планшета в работе учителя-логопеда
методическая разработка

Васютенко Оксана Сергеевна

На этапе автоматизации главная цель- добиться правильного произношения поставленного звука. Эффективней всего это происходит в игре и игровых упражнениях. Чтобы повысить интерес к занятию использую деревянный планшет с фигурками на автоматизируемый звук. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл derevyannyy_planshet.docx390.57 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА АВТОМАТИЗАЦИЮ ЗВУКОВ С ПОМОЩЬЮ ДЕРЕВЯННОГО ПЛАНШЕТА В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

О.С. Васютенко

 учитель-логопед

МАДОУ «ДС № 68 г. Челябинска»

При проведении логопедических занятий мы часто сталкиваемся с необходимостью разнообразить приёмы своей работы. Важно не только реализовать поставленные перед логопедом задачи занятия, но и длительное время удержать внимание детей на учебном материале.

Для малышей занятия по автоматизации звуков бывают зачастую трудны. К тому же, у детей с нарушениями речи внимание неустойчиво и они быстро устают.

На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. Доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

У детей с тяжелыми нарушениями речи первичным дефектом является недоразвитие речи. У них отмечаются психофизические отклонения различной выраженности, которые вызывают расстройства коммуникативной и обобщающей (познавательной) функции речи. У детей остальных категорий, могут быть нарушения речи, но вторичными. Из этого следует, что логопед сталкивается с разнообразными нарушениями, поэтому он должен знать и применять различные методики, технологии в коррекционной деятельности.
В своей работе по коррекции звукопроизношения придерживаюсь нескольких этапов:
1. Подготовка.
На данном этапе идет работа над фонематическим восприятие и слухом. Подготовка артикуляции речевого аппарата с помощью массажа или гимнастики.
2. Постановка звука.
Формирую артикуляционный уклад звука, который ставим. Обычно идет постановка гласного, потом звуков раннего онтогенеза. Далее шипящие/свистящие [ Л,Р] Очередность может меняться.
3. Автоматизация звуков
Длительный этап. Идет отработка звука изолированно, в открытом и закрытом слогах, стечение с согласным. Далее в словах, словосочетаниях и предложениях. Этот этап самый продолжительный. Часто дети быстро устают повторять слоги. Им становится скучно и не интересно. Но, как доказано психологами, то дело, которое мы делаем с положительными эмоциями, приносит результат. Учитывая это, а также то, что ведущий вид деятельности детей, это игра, было решены создать наглядные пособия для автоматизации и дифференциации  звуков.

Хочу представить вашему вниманию деревянный планшет с фигурками для автоматизации и дифференциации звуков в словах. Планшет использую в своей работе, для того чтобы повысить интерес детей к занятию по автоматизации звуков, что позволит быстрее закрепить поставленные звуки.
Перед ребёнком кладем планшет, карточку и фигурки с изображением различных предметов и животных.
 

Игра «Чему или кому радуется дети?»  Употребление имен существительных в форме дательного падежа. «Дети увидели  предмет и очень обрадовались, чему? «Дети радуются зиме, землянике, зеркалу и т.д). Автоматизируем звук[ЗЬ ].

Игра  «Жадина -  мой, моя, мои». Согласование притяжательного местоимения с именами существительными. Автоматизировать звук [ Ш ]. Например: «моя» шапка, «мои» игрушки, «мой» карандаш.

Игра «Назови части этих предметов» Закреплять знания об окружающем мире, анализируя знакомые предметы и выделяя их свойства.   Назвать части машины-кабина, кузов, руль, фары, двери и т.д.»

Игра «1 -  много». Учить детей образовывать существительные множественного числа именительного и родительного падежей. Например: одна матрёшка много матрёшек.

Игра «Сосчитай от 2 - 5» Согласование существительных с числительными. Например, 2 комара, 5 комаров.

«Какого цвета предмет».Упражнять в согласовании прилагательных, обозначающих цветссуществительными в роде, числе. Помоги ежику раскрасить предмет и назови, какого цвета этот предмет?.. Это красный шарф,, жёлтая рубашка, это синяя машина, это зелёная чашка и т.д.

«Назови ласково» Употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме. Например: дед – дедушка и.т.д.

 «Определи место звука в слове». Развитие умение определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце), развитие фонематического слуха. Определить звук (твёрдый или мягкий).

Все игры помогают моим воспитанникам сделать длительный этап автоматизации и дифференциации звуков интересным и увлекательным. Дети с удовольствием занимаются, отчего эффективность моей работы повысилась. Использую разнообразные игровые упражнения с помощью деревянного планшета.

Список литературы:

1. Громова О.Е. Говорю правильно Дидактические материалы.- М.:- Издательство «Творческий цент, Сфера».2013.

2. Комарова Л,А.  Автоматизация звука в игровых упражнениях. Альбом дошкольника/М,:  ООО «Издательство Гном».2019.

3. Лебедева Тайны шипящих звуков: курс коррекции произношения звуков Ш,Ж,Щ.Ч;  Практическое пособие для логопедов. – М.;Вентана – Граф, 2009, - 192 с.

Приложение

C:\Users\Svetlana\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220318_090805.jpgC:\Users\Пользователь\Desktop\ПЕДАГОГИ\Королькова С.В. логопед гр 10\1648034204931.jpgC:\Users\Svetlana\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220318_092600.jpg

C:\Users\Svetlana\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220318_094927.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\ПЕДАГОГИ\Королькова С.В. логопед гр 10\1648034204925.jpgC:\Users\Svetlana\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20220318_091201.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модели артикуляции звуков в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда».

Модели артикуляции звуков отражают по­ложение органов артикуляционного аппарата в момент про­изнесения звука, положение губ и работу голосовых складок. Коррекционная работа при по­становке звуков пров...

Использование авторских интерактивных игр в работе учителя-логопеда на разных этапах автоматизации поставленных звуков у детей с нарушениями речи.

Всем известно, что процесс автоматизации поставленных звуков является одним из важных этапов коррекции звукопроизношения у детей с речевыми нарушениями.Автоматизация звука  – это выработка ...

Мастер-класс для родителей по теме "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"

Материал представляет собой текст обучающего мастер-класса для родителей, дети которых посещают логопункты. В консультации рассказывается о том, как разнообразить процесс автоматизации звуков с помощь...

Презентация опыта работы учителя-логопеда по использованию здоровьесберегающих приёмов при автоматизации звуков.

Использование здоровьесберегающих   приемов  при автоматизации звуков  у детей с общим недоразвитием речи....

Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов

Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов- это постепенный, последовательный процесс введения правильного звука в речь ребёнка. Если Ваш ребёнок только начал произносить изолированно тот или иной...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов

Краткое описание игровых приёмов, направленных на  автоматизацию звуков...