Реализации модели логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
материал

Логопедическая работа  в специальной (коррекционной)  школе занимает важное место в процессе  коррекции нарушения развития ребенка с ОВЗ.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Реализации модели логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Логопедическая работа  в специальной (коррекционной)  школе занимает важное место в процессе  коррекции нарушения развития ребенка с ОВЗ.  Нарушения речи обучающихся в данных учреждениях являются очень распространенными и имеют стойкий характер.

Различные недостатки речи среди детей с ОВЗ встречаются значительно чаще, чем среди детей с нормальным уровнем умственного развития. Это обусловлено рядом причин:

Органические  нарушения– локальное или очаговое поражение коры головного мозга, недоразвитие  отделов головного мозга (страдают речевые зоны Брокка,  Вернике)

Функциональные  нарушения   связаны с развитием и нарушениями в ЦНС (процессы возбуждение и торможения)

Психогенные причины: эмоциональные потрясения (положительного или отрицательного характера), психологические переживания (сильнейший испуг, утрата  родственника и т.п. )

Социальные причины – все случаи неадекватной речевой среды (дефекты речи у родственников, билингвизм, глухие родители – ребенок развивается в среде молчания, интеллектуальная недостаточность в семье).

От 70%-90% обучающихся начальных классов имеют выраженные дефекты устной и письменной речи.

Речевые нарушения у этих детей носят системный характер, т.е. речь страдает как целостная функциональная система, для которой характерно:

- нарушение звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушение сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- нарушение чтения;

- нарушение письма.

Расстройства речи у детей с ОВЗ проявляются на фоне грубого нарушения познавательной   деятельности, аномального психического развития в целом. Хочется отметить, что возрастает количество детей пришедших в школу с умственной отсталостью, осложненной речевыми расстройствами.

При логопедической диагностике нарушения речи у детей с ОВЗ потребностями определяются как СИСТЕМНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ (тяжелой, легкой или средней степени).

Основной целью логопедической работы в нашей школе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является коррекция нарушений устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

 Нарушения речи у детей с ОВЗ с большим трудом подвергаются коррекции, отчего продолжительность коррекционно-логопедической работы превышает время работы с их нормально развивающимися сверстниками. У  детей с ОВЗ дольше формируются те или иные речевые навыки и стереотипы. В работе малоэффективно использование самоконтроля, а также зрительного и слухового контроля за речью. Это в значительной степени отличает работу логопеда в специальной (коррекционной) школе и ставит перед ним задачу постоянного поиска новых методических приемов работы. Нарушения звукопроизношения у детей с ОВЗ значительно чаще, чем у нормальных сверстников, приводят к нарушениям чтения и письма. У обучающихся начальных классов часто встречаются нарушения звукослоговой структуры слова, выражающиеся как в пропуске или замене согласных в стечении, так и в пропуске, уподоблении и перестановке слогов, частые замены букв при чтении и на письме. Очень часты замены гласных первого и второго ряда. Часто встречаются замены звонких и глухих согласных. Такие замены в сильной позиции обусловлены недостаточной сформированностью фонематического восприятия. Поэтому перед логопедом стоит задача: развивать фонематическое восприятие детей и учить их различать звуки, определять позиции звуков в словах. 

Занятия логопеда посещают обучающиеся 1-7 классов. Группы комплектуются в первые две недели сентября по результатам обследования обучающихся каждого класса.  

 Работа с группами обучающихся классов для детей с тяжелой степенью умственной отсталости ведется с учетом их индивидуальных особенностей, поведенческих реакций, состояния физического и психического развития по следующим направлениям: развитие общей и мелкой моторики, развитие слухового внимания и восприятия, развитие элементарных навыков коммуникации, развитие графомоторных навыков. С детьми проводятся индивидуальные, подгрупповые и групповые занятия. Занятия проводятся в течение учебного дня, во время уроков чтения или развития речи и после уроков, по индивидуальному расписанию.

В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно-дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 2 – 4 обучающихся.

Логопедическое сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в школу и осуществляется в несколько этапов. Перед логопедом стоит задача – обеспечение качества необходимой помощи. 
         I этап логопедического сопровождения начинается со всестороннего обследования речи ребенка. Нарушение речи может касаться разных её сторон: фонетики, лексики, грамматики. Это значит что обследование должно быть разносторонним, должно выявить звуковую сторону речи, фонематические процессы, словарный запас, грамматический строй, начиная со второго класса также обследуется чтение и письмо.

Анализ результатов логопедической диагностики в этом учебном году в 1, 2 классах показал не только количественное увеличение числа обучающихся с речевыми нарушениями, но и изменение качественного состава обучающихся в стороны утяжеления речевого, а так же интеллектуального дефекта. Так например, выросло число детей, имеющих системное недоразвитие речи средней и тяжёлой степени. На всех обучающихся заведена необходимая документация, скомплектованы группы с учётом возраста и тяжести речевого дефекта. Занятия проводятся как в групповой, так и в индивидуальной форме. Коррекционно-развивающая логопедическая работа проводится в соответствие с Рабочей программой учителя-логопеда, использовались рекомендации Ефименковой Л.Н., Садовниковой И.Н., Мазановой, Лалаевой Р.И.

С октября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения. Этот этап самый объёмный и значимый.

С целью повышения эффективности логопедического сопровождения на каждом занятии осуществляется коррекционно-логопедическая работа. В зависимости от поставленного диагноза строится дальнейшая индивидуальная коррекционная работа, которая осуществляется на индивидуальных или подгрупповых занятиях (они вынесены за сетку часов). В центре внимания работы остается наиболее пострадавшее звено данного речевого нарушения. Так, например, при дизартрии это будет обучение звукопроизношению, развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания; при алалии – это активизация, расширение словаря; при ринолалии – формирование фонетически правильной речи.

В процессе логопедического сопровождения в первом классе основное внимание уделяется коррекции нарушений устной речи и профилактике нарушений чтения и письма. Начиная со второго класса происходит закрепление навыков правильного произношения, преодоление затруднений, связанных с произношением слов сложного слогового состава, устранение индивидуальных отклонений в письме и чтении.

Таким образом, дети, имеющие системное недоразвитие речи нуждаются в коррекционно-логопедической помощи и обучении. Ранние выявления нарушений речи и правильная организация коррекционной работы способствует предупреждению дальнейших отклонений в речевом развитии, в том числе и в формировании письменной речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР.

Программа логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как часть адаптированной программы основного общего образования для обучающихся с ЗПР....

МОДЕЛЬ ПСИХОЛОГО – ПЕДАГОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УЧЕБНО – ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

    Создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении образовательной программы, коррекции недостатков в физическом и (или) психическом разви...

Работа с предлогами в системе логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях даны практические задания и занимательные упражнения, направленные на формирование пространственного представления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллект...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28874388","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]] Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопрово...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28875011","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А.  Психолого-педагогическое сопрово...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А.  Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации прое...

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их семей посредством разработки и реализации проектов»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29342699","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]Лапутько Л.Е.Белова Т.Ю.Лапутько Ю.Н.Белов И.А. Психолого-педагогическое сопровождение...