Работа с предлогами в системе логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
методическая разработка

Седлецкая Виктория Юрьевна

В данных методических рекомендациях даны практические задания и занимательные упражнения, направленные на формирование пространственного представления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_predlogami.doc833.5 КБ

Предварительный просмотр:

Работа с предлогами в системе логопедического сопровождения

обучающихся  с ограниченными возможностями здоровья

(интеллектуальными нарушениями)

        

        Автор:    В.Ю. Седлецкая

        учитель – логопед МКОУ

«Школа – интернат»

При усвоении предложно – падежных конструкций обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) испытывают значительные трудности.

Скудный словарный запас, нарушение слухового, зрительного, пространственного восприятия, недоразвитие фонематического слуха, особенности памяти и мышления затрудняют понимание и усвоение понятия «Предлог». Данное понятие абстрактное, его нельзя увидеть, потрогать, как предмет, поэтому логопеду необходимо включить планирование в логопедической работы знакомство с лексическим значением предлогов.

Работа с предлогами начинается уже в 1 классе специальной (коррекционной) школы для детей с интеллектуальными нарушениями на уроках обучения грамоте. Педагоги выделяют предлоги, обращают внимание на то, что это отдельное слово, на его смысл. Обучающиеся считают количество слов в предложении с предлогами, соотносят слова в предложении с его схемой.

Во втором классе обучающиеся знакомятся с предлогами В, НА, ИЗ, У, С. Отмечается недостаточная дифференцированность у детей  предлогов В – НА, С – ИЗ.

В третьем классе  к изученным предлогам добавляются предлоги К, ОТ, ПОД, НАД, О (ОБ).

В четвертом классе количество предлогов увеличивается: ДО, БЕЗ, ОКОЛО, ПЕРЕД.

Правописание предлогов – очень важная часть работы логопеда в содружестве с учителем. Но перед логопедом стоит еще одна очень важная задача – обратить внимание на лексическое значение предлога, на смысл, который он привносит в предложение.

Занимательные упражнения для изучения и закрепления

пространственного значения и правописания предлогов

При изучении и закреплении пространственного значения предлогов важно задействовать все анализаторы ребенка.

Л.Н Ефименкова*  для более наглядного восприятия предлогов рекомендует использовать их схематические изображения, например, предлоги В, НА, ПОД и т.д.  

Для детей с ограниченными возможностями интеллекта и нарушением пространственного восприятия использование данных схем очень полезно, так как происходит активизация элементарного абстрактного мышления, на базе данных схем можно предложить обучающимся много разнообразных заданий:

  • «Мелькающие схемы» логопед показывает схемы предлогов, дети узнают их, соотносят с конкретным предлогом.
  • Составление словосочетаний, подходящих к схеме:

Логопед предъявляет схемы предлогов, а дети придумывают словосочетания, подходящие к данной схеме, например,        

        на столе,   на вешалке

        в пенале,     в шкафу

При затруднении логопед может помочь: составить словосочетание по аналогии, выбрать на слух из нескольких вариантов тот, который подходит к схеме, использовать картинки.

  • Подбор схем предлогов к картинкам. Логопед показывает схемы предлогов и картинки. Необходимо разложить их парами так, чтобы изображение на картинке отображало предлог соответствующей схемы.
  • Составление словосочетаний, предложений по схеме и картинке.

                                                               на диване сидит девочка                

        

                                                                                                        на столе стоит ваза

                

                                                 

  • Аналогичное задание можно дать для индивидуальной работы в виде перфокарт

  • Замени в предложении схему на предлог

Машина   выехала                           гаража.

                  стуле сидит кошка.

Ласточки живут                    крышей.        

Дети идут                             лес.

Пчела   кружится                    цветком.

Лото «Предлоги»

Закрыть предлоги соответствующей схемой

В

НА

НАД

ПОД

ЗА

С

ИЗ

К

Вместо предлогов можно использовать картинки (картина висит над диваном, кот спрятался за креслом и т. д.)

  • «Волшебный круг»

Три разных по диаметру круга наложены друг на друга, в центре соединены гайкой с шайбой. Во втором и третьем круге – предметные картинки, в первом – схемы предлогов или предлоги. Вращая круги, можно получить множество комбинаций для составления словосочетаний. Эти словосочетания можно записать, составить из них предложения.

        

  • Аналогичное задание - «Абаки», в которых три полосы: на первой и второй полосе  - картинки, на второй - схемы предлогов или предлоги.

Передвигая полоски, мы получаем три слова для составления словосочетаний с предлогами.

Игры «Волшебный круг» и «Абаки» способствуют формированию и закреплению навыка составления словосочетаний с предлогами, умению согласовывать слова, строить предложения. Эти задания на логопедических занятиях с удовольствием выполняют и обучающиеся 5 класса коррекционной школы при прохождении темы «Склонение имен существительных», дополнительно определяют падеж существительного с предлогом.

  • Прием пиктограмм

Детям предлагают расшифровать и записать слова с предлогами по картинкам и схемам:

     

          в  сумке                                  на  заборе                        под столом

  • Расшифровка и запись предложений с помощью пиктограмм

МАМА   СЛОЖИЛА    ТЕПЛЫЕ      ВЕЩИ       .        

 

ПТИЧКА        ВЫЛЕТЕЛА           .                                                                                       

При выполнении этого задания необходимо акцентировать внимание детей на том, что пиктограмма изображает два слова, которые пишутся раздельно. Для этого при расшифровке предложения желательно зарисовать его схему.

Четко зрительно увидеть раздельное написание предлогов можно при использовании предложений, в которых слово, связанное с предлогом, изображается картинкой.

ЦВЕТЫ     ПОСТАВИЛИ    В         

ЛЮДИ   ЗАХОДЯТ     В  

        КОТЕНОК   СПРЯТАЛСЯ    ПОД

                       ВАЗА  СТОИТ      НА  

Большое внимание на логопедических занятиях с детьми – дисграфиками необходимо уделять слуховому восприятию предлогов. Для достижения этой цели можно применить следующие виды заданий:

  • Выборочный диктант предлогов.

Из предложений на слух выписываются только предлоги. Это задание учит прислушиваться к речи, формирует умение выделять предлоги из речевого потока.

  • Выложить схемы предлогов, которые услышишь в предложениях.
  • Посчитать и назвать предлоги (дается небольшой связный текст).
  • Выписать предлоги из предложений на слух и сложить из них слово:

Кот спрыгнул СО скамейки.

Мальчик упал С дерева.                        Получим слово СО С НА

НА берегу сидели рыбаки.

Таким же образом можно получить слова  НА СО С,    О  К НА,  К ОТ,    ПО ЗА.

Практическое применение занимательных упражнений по формированию пространственного значения предлогов продемонстрировано в предложенном конспекте логопедического занятия. Отличительная особенность данного занятия в том, что все задания, направленные на закрепление предлогов, носят развивающий характер, способствуют коррекции познавательных процессов детей с ограниченными возможностями здоровья.

Конспект логопедического занятия «Пространственное значение предлогов»

Цели:

Образовательная:

- уточнение пространственного значения предлогов и верное употребление их в речи при согласовании слов

- формирование представления о предлоге, как самостоятельной части речи;

- расширение словарного запаса предлогов.

Воспитательная:

- расширение кругозора детей;

- закрепление умения работать в паре;

- формирование навыков само- и взаимоконтроля;

- закрепление знаний о правилах поведения на дороге.

Коррекционная:

- развитие зрительного, слухового внимания и памяти;

- развитие пространственного восприятия, зрительного гнозиса;

- совершенствование мелкой моторики.

Оборудование:

- схемы предлогов,  картинки, карточки;

- материал для коррекции мелкой моторики;

- изографы, корректурные пробы, пиктограммы;

- магнитная доска с изображением пейзажа, магниты – фигурки: самолет,  машина, велосипед, и др. предметы транспорта.

Ход занятия:

Оргмомент:

Ребята, вам нужно внимательно прослушать стихотворение и ответить на вопрос, который в нем прозвучит.

Грузовик ИЗ гаража выезжает не спеша,

Нас везет автобус В школу, будет путь не очень долог.

Вот машина НА дороге, а ЗА ней велосипед.

Какие слышал ты предлоги, скорее дай сейчас ответ.

Какие слова помогли нам узнать, где находятся различные виды транспорта? Верно, это предлоги.

Повторение:

- Что такое предлоги?

- Как пишутся предлоги со словами?

- Для чего нужны предлоги?

Продолжите фразу: «Предлоги помогают нам узнать …»

Нацеливание:

 Сегодня мы повторим изученные предлоги, уточним их значение, поработаем со схемами предлогов и познакомимся с двумя новыми предлогами.

Повторение:

«Мелькающие предлоги» - логопед показывает схемы изученных ранее предлогов (7 – 8), а дети их называют и приводят пример. При затруднении логопед дает два слова, например:

                        машина, гараж

Ребенок должен дать ответ: Машина выехала из гаража.

Найти четвертый лишний: машина, человек, лодка, самолет.

Как одним словом  назвать эти предметы? Транспорт.

Какие виды транспорта вы знаете? Наземный, воздушный, водный.

Коррекция мелкой моторики:

Выберите себе предмет транспорта и выполните задание: соедините шнуровкой предлог и его схему. К какому виду он транспорта относится?

Развитие зрительного внимания:

Корректурная проба «Предлоги»: найти и выделить предлоги среди слов и букв.

Гимнастика для глаз:

Разогреем, потрем ладони, погреем глазки.

Глову прямо, глазки на нос, на меня, на доску за мной.

Что вы там увидели? Светофор.

Покажите глазами, на какой сигнал светофора можно переходить улицу,

на какой сигнал светофора мы должны стоять,

а на какой сигнал – приготовиться к движению?

Представьте, что вы – машина, а ваши глаза – фары.

Помигайте мне правой фарой, левой.

При переходе улицы посмотрите налево, направо.

Виды транспорта вы знаете хорошо, а сможете ли вы узнать, что за транспорт на этих волшебных фотографиях?

Назовите словарные слова.

Назовите предметы наземного транспорта, воздушного, водного.

Как называется человек, который управляет автомобилем? автомобилист

Велосипедом? велосипедист.

Выполнив следующее задание, вы узнаете, какой предмет необходим и автомобилисту, и велосипедисту. На слух услышать и выписать предлоги из предложения и соединить их в слово.

НА остановке было много людей.

Кукла упала С дивана.

Эта книга О войне.

Дима С мамой пришли домой.        

Если вы верно услышали предлоги, то у вас получилось слово «насос».

Для чего нужен насос автомобилисту и велосипедисту?

Физминутка «Самолет»:

Дети выполняют действия, описанные в стихотворении:

         Мы – отважные пилоты,

Повели мы самолеты,

Подлетаем мы К окну,

Набираем высоту.

ДО доски мы долетели

И К шкафу поближе сели.

Вот НАД партой покружились

И НА стулья опустились.

Вспомните, какие предлоги встречались нам в полете?

На занятии мы с вами познакомимся со схемами еще двух предлогов, которые имеют противоположное значение, догадайтесь какими?

На магнитном пейзаже расположить фигурки – магниты самолета и машины, вертолета и велосипеда и т.д.

- Где летит самолет? Самолет летит                  машиной.

- К какой схеме подходит расположение самолета и машины?  

Вывод: предлог НАД обозначает, что один предмет находится ВЫШЕ другого.

Какой транспорт изображен соответственно этой схеме?

                        Верно, это грузовик находится                   самолетом.

Предлог ПОД обозначает, что один предмет находится НИЖЕ другого.

Найдите в кабинете предметы, которые находятся НАД или ПОД другим предметом.

Закрепление изученных предлогов:

Поставить магнитные фигурки на доске так, как сказано в предложении:

Машина едет по дороге.

За машиной едет велосипед.

Над машиной летит вертолет.

Самолет летит так, что вертолет находится под ним.

Составить устно предложения, используя пособие «Волшебный круг» (см. выше).

Карточки «Потерялся предлог»

ЛАМПА ВИСИТ                     СТОЛОМ.

КОТ СИДИТ                 ДИВАНЕ.

                                         СОБАКА   СПРЯТАЛАСЬ                       КРЕСЛОМ.

Вспомните, как пишутся предлоги со словами?

Чтобы никогда об этом не забывать, давайте разучим стихотворение, но необычное, а зашифрованное.

Логопед читает, показывая на пиктограммы:

У леса, над травой и на полянку.

Под елкой, на машине, в ямку.

Над морем, у дороги –

Пиши отдельно все предлоги!

                                                                                        ПИШИ   ОТДЕЛЬНО ВСЕ  ПРЕДЛОГИ!

Дети по таблице вспоминают стихотворение, проговаривают вслух и записывают в тетрадь, выделяя предлоги.

Итог:

- С какими предлогами сегодня мы познакомились?

- Для чего нужны предлоги?

- Что показывают предлоги НАД и ПОД?

- Как пишутся предлоги со словами?

Список литературы:

  1. Ефименкова, Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов [Текст] / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1991 – 198с.
  2. Крупенчук, О.И. Научите меня говорить правильно [Текст]/ О.И. Крупенчук. - СПб., 2004   - 112с.
  3. Худенко, Е.Д., Мельникова, Г.С., Шаховская, С.Н. Как научить ребёнка думать и говорить [Текст] / Е.Д. Худенко, Г.С. Мельникова, С.Н. Шаховская. – М.: Н.П.Ф. Унисерв, 1993 – 98с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

Нарушения речи в у детей с нарушениями интеллекта встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся детей и характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у д...

Статья "Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации"

Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Программа   обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУДУЩИЙ ОЛИМПИЕЦ. ОФП» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Дополнительная образовательная программа «Будущий олимпиец. Общая физическая подготовка» является модифицированной и относится к физкультурно-спортивной направленности.   Общая физиче...

Из опыта работы классного руководителя с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

Более 20 лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Считаю, что перед учителем коррекционной школы в это сложное время стоят несколько основных зада...