Разнообразие форм проведения словарной работы на уроках русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения).
статья по русскому языку на тему

Коваленко Галина Николаевна

Знакомство с различными спгособами проведения словарной работы на уроках русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnye_slova.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразие форм проведения словарной работы на уроках русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения).

Подготовила учитель ГБОУ школа № 487 Коваленко Г.Н.

У всех детей с ограниченными возможностями здоровья в той или иной степени нарушена речевая деятельность. Ученики зачастую не умеют последовательно излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Их словарный запас ограничен, особенно в плане понимания и употребления слов, имеющих специфическое, абстрактное и обобщающее значение. Поэтому главной задачей обучения русскому языку в специальной школе является коррекция речи и мышления учащихся.

Задачи по выработке навыков грамотного письма решаются на каждом уроке русского языка с учётом жизненного опыта учащихся, уровня развития мыслительных процессов, памяти, внимания, восприятия. Программа по русскому языку для детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами, - словарных слов. Прочное усвоение учащимися написания таких слов достигается путём их частого употребления в различных заданиях и упражнениях, связанных с изучаемой темой.

Словарная работа проводится на всех уроках русского языка. Учитель определяет объём работы, ориентируясь на тему урока и исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью. Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане.

Для качественного усвоения новых слов имеет значение выбор методов и приёмов, разнообразие содержания, что повышает интерес учащихся к данной работе и помогает в большей степени реализовать поставленные задачи. Чтобы словарная работа была интересной и давала нужный результат, необходимо её разнообразить. Детям предлагаются слова (написанные на доске, в презентации или на карточках) с пропущенными орфограммами. Ученики заполняют пробелы и пытаются найти лишнее слово (оно может относиться к другой части речи, другого рода или лексического значения), далее можно предложить составить с этим словом предложение или словосочетание и записать его в тетрадь. Широко применяются загадки. В словах-отгадках ученики выделяют буквы, которые надо запомнить, определяют ударный слог.

Наиболее интересный и сложный способ-найти словарные слова на картине. Учитель предлагает сюжетную картину, а ученики, исходя из содержания, выписывают как можно больше словарных слов, например:

  • Картина «Город» - завод, автомобиль, дорога, лестница, берёза, кафе, бассейн и т.п.;
  • Картина «Огород» - морковь, горох, овощи, помидор, забор, огород, ворона и т.п.;
  • Картина «Лес» - медведь, заяц, лисица, берёза и т.п.

Все вышеуказанные задания и приёмы позволяют разнообразить и улучшить усвоение обучающимися написания словарных слов, заинтересовать работой над словом. У них накапливается словарный запас, формируется навык написания и правильного употребления трудных слов. Эта работа положительно влияет и на общее развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Правильно организованная словарная работа на уроках русского языка способствует воспитанию у учащихся интереса и любви к родному языку, сознательному усвоению правил правописания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с предлогами в системе логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях даны практические задания и занимательные упражнения, направленные на формирование пространственного представления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллект...

Коррекционная направленность уроков английского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Что же мы знаем о коррекционном обучении детей с ОВЗ? Какими приёмами владеем для его реализации в процессе изучения английского языка?...

Словарная работа на уроках русского языка (для детей с ОВЗ)

Работу над трудными словами следует проводить систематически, слова распределяются по темам уроков, связываются с изучением определенных правил, пишутся словарные диктанты....

Методическая разработка урока по развитию речи на основе знакомства с окружающим миром для младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями).

Методическая разработка  «Правила дорожного движения. Пешеход».Цель: Ознакомление с правилами дорожного движения.Задачи:расширение представлений о том, что на дороге учащихся мож...

Из опыта работы классного руководителя с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

Более 20 лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Считаю, что перед учителем коррекционной школы в это сложное время стоят несколько основных зада...

Статья "Проведение словарной работы на уроках русского языка"

Статья "Проведение словарной работы на уроках русского языка"...