Из опыта работы классного руководителя с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
статья

Более 20 лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Считаю, что перед учителем коррекционной школы в это сложное время стоят несколько основных задач, которые взаимосвязаны между собой. Первая – обучая, воспитывать; вторая – добиваться прочных знаний, формируя умения и навыки, третья – готовить к активной трудовой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_gilmutdinova_a.v.docx36.19 КБ

Предварительный просмотр:

Гильмутдинова А.В., учитель

Кировского областного государственного

общеобразовательного бюджетного учреждения

«Школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями

здоровья г. Малмыжа»

Из опыта работы классного руководителя с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

учителя могут дать детям большое человеческое счастье»  

В.А. Сухомлинский [1, c. 15]

Более 20 лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Считаю, что перед учителем коррекционной школы в это сложное время стоят несколько основных задач, которые взаимосвязаны между собой. Первая – обучая, воспитывать; вторая – добиваться прочных знаний, формируя умения и навыки, третья – готовить к активной трудовой деятельности. И самая главная задача - из мальчика вырастить мужчину – достойного мужа и отца, а из девочки – достойную жену и мать.

Каждый согласится с тем, что жизнь – это, прежде всего, труд. Чистота в доме, порядок, уют создаются руками людей, живущих в нем. Каждый дом трудом держится. «Без труда дельного, серьезного - утверждал Ушинский – семейное счастье не что иное, как романтическая химера»[2, c. 17]. Иметь счастливую семью и хороший дом хотелось бы каждому. Но как часто, к большому сожалению, мы слышим о не сложившихся судьбах молодых людей. Приходят на ум слова Владимира Маяковского «Любовная лодка разбилась о быт». Сколько молодых людей не выдерживают это испытание. Именно поэтому как учитель основ социальной жизни и как классный руководитель  я считаю, что воспитание у детей трудовых навыков и правильных семейных ценностей должно идти из семьи.

Семья, родители являются основными воспитателями. Нравственность и здоровый быт - важнейшие условия семейного воспитания. Но в последнее время в современном обществе школа и семья поменялись ролями: школа является для ребенка главным воспитателем и наставником, а семья играет роль снабженца или сырьевого придатка. Современные родители идут на поводу у детей, стараясь угодить каждой прихоти. Посмотрите, современный ребенок обеспечен самыми последними достижениями техники. У него есть телефон, компьютер, игровая приставка и т.д., и при этом время для межличностного общения стремительно исчезает, семья перестает быть авторитетом для ребенка.

Кроме того, в некоторых семьях родители вдались  в иную крайность, и предоставляют своим отпрыскам практически безграничную свободу. Сейчас уже не принято ругать детей за неуспеваемость в школе. Лучше поругать учителя за то, что не может раскрыть у ненаглядного чада таланты (а их у него огромное количество и на любой вкус). А мысль, что их ребёнок может быть обыкновенным лентяем – даже не рассматривается!

Есть семьи, в которых родители освобождают детей от обязанностей по дому, объясняя свое решение недостатком времени ребенка на учебу. Такая позиция родителей наносит серьезный вред в воспитании,  у ребенка не закладывается любовь и привычка к труду, формируется устойчивый детский эгоизм.

Часть родителей  не замечают проблем в развитии своего ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе. Большой вред причиняет ребенку нежелание родителей отдать его в коррекционную школу. Задерживая ученика с проблемами в развитии  в массовой школе, родители тем самым тормозят его развитие. В этом случае ребенок, не понимая учебного материала, находится в постоянном напряжении, теряет уверенность в себе и интерес к учебе. В результате создается благоприятная почва для нервных и психических срывов. У многих родителей существует предубеждение против школы этого типа. Они препятствуют переводу их детей из массовой школы и в дальнейшем, в процессе обучения детей в коррекционной школе, сохраняют негативное отношение к ней, что, несомненно, влияет и на отношение их детей к школе.

Вот с такими проблемами я, как классный руководитель, столкнулась уже не в первый раз и, когда 2 года назад приняла своих пятиклассников, начала работу над воспитанием детей, а попутно и их родителей.

Перед собой я поставила следующие задачи:

  1. педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и    воспитания;
  2. создание условий для организации продуктивного общения, взаимодействия всех участников образовательного процесса;
  3. поиск и изучение современных подходов для формирования коллектива;
  4. расширение форм работы, направленных на организацию взаимодействия педагога и родителей;
  5. возрождение традиций семейного воспитания.

В процессе изучения семей особое внимание обратила на положение ребенка в семье (отношение к нему родителей,  их  влияние    на    него, внутрисемейные отношения);отношение семьи к коррекционной школе   (считают ли  родители  пребывание  своего  ребенка   в  этой школе целесообразным; известны ли им задачи школы; как осуществляется дома охранительный режим, трудовое воспитание; как организуется досуг; как представляют родители  будущее  ребенка;   какова  связь  семьи с педагогами школы); наличие внесемейного влияния на ребенка  (соседей, одноклассников, референтной группы).

Вся эта работа была проведена в начале первой четверти, затем состоялось  классное родительское собрание, на котором в первую очередь родители ознакомились с особенностями развития, воспитания и обучения детей с проблемами в развитии:

  • с особенностями их психического развития
  • с индивидуальными особенностями каждого ребенка, обусловленными характером  его дефекта;
  • с особенностями вторичных отклонений в развитии, которые могут возникнуть в неблагоприятных условиях   под   воздействием   первичных   дефектов;
  • со    специальными      задачами    коррекционной школы;
  • с методами и содержанием воспитательной работы  в коррекционной  школе.

В процессе проведения собрания особый акцент в работе с родителями воспитанников я обратила на   необходимость   правильной   организации жизни и деятельности детей в семье,  создания благоприятной эмоциональной  и  нравственной  семейной  атмосферы, которая содействует формированию социально полезных  качеств личности ребенка и предупреждает развитие отрицательных качеств. Кроме того, родителям была предложена анкета, в которой нужно было выбрать темы для обсуждения на родительских собраниях, классные мероприятия, различные формы совместной со мной, как с классным руководителем, деятельности. Большинство родителей выбрали следующие формы взаимодействия: классно-групповые  родительские  собрания, индивидуальные консультации и беседы. Исходя из анализа анкет, был составлен план работы классного руководителя с семьей.  

 Классно-групповые   родительские     собрания   провожу не реже 1 раза в четверть. Родителям заблаговременно направляются пригласительные билеты с повесткой дня. К каждому собранию соответствующим образом   оформляется   классная   комната,   организуется выставка работ учащихся.  

В повестку дня классно-групповых родительских собраний включаются небольшие доклады -   сообщения на определенную тему, выбранную родителями, содержащие конкретные советы и рекомендации, а также организуется обмен опытом по семейному воспитанию. К участию в собраниях и оказанию помощи школе привлекаются и отцы учащихся, которые обычно уклоняются от воспитания ребенка с проблемами в развитии.

Обязательно  на каждом родительском собрании выделяю минуте Радости. На этой минуте отмечаются  достижения детей, связанных с их обучением и воспитанием. Например, если учащийся класса по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, и он принял участие в каком- либо общешкольном, а может быть даже районном мероприятии, то это является большим успехом для данного ученика и об этом успехе обязательно должен узнать родитель. Или при поступлении в школу ученик состоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и имел грубые нарушения в поведении, то отмечаются все положительные поступки за период нахождения данного ученика в школе.

На отношение родителей к ребенку с проблемами в развитии и во многих случаях на взаимоотношения между родителями положительно влияют индивидуальные консультации с родителями. 

Индивидуальные консультации  провожу по инициативе родителей или по моей инициативе.     При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей,  считаю необходимым придерживаться определенной этики  общения с родителями:

  1. Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
  2. Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.
  3. Родители не должны ждать под дверью своей участи.
  4. Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
  5. Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.
  6. Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
  7. Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны
    быть внимательно выслушаны.
  8.  В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.
  9.  Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно,
    то он приглашается на встречу.
     

На индивидуальных беседах с родителями я придерживаюсь следующей позиции - приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Родители первые и самые важные учителя своего ребенка, а учителя и воспитатели -  помощники.

Эффективной  формой  индивидуальной работы классного руководителя с родителями является  посещение семьи. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Но, учитывая свой немалый опыт классного руководителя, считаю, что посещение ребенка на дому — это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Во время посещения у меня есть возможность не только проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Родители, в свою очередь, должны быть уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно должны храниться тайны, доверенные учителю.

Учитывая   удаленность места жительства некоторых семей воспитанников от территории школы, использую  и такая форму связи с родителями, как  телефонная переписка. Переписка осуществляется с самыми разными целями. Родители обращаются ко мне с вопросами, просят что-либо сообщить, посоветовать. Мы говорим о проводимых для родителей мероприятиях, об успехах их ребенка,  консультирую  по вопросам воспитания, осуществления  лечебно-оздоровительного режима и т.д.

Кроме всего выше сказанного, в нашей школе практикуется  и такая форма работы с семьями воспитанников, как совместные досуговые мероприятия (спортивные соревнования,  концерты и конкурсы, посвященные Международному женскому дню 8 марта и Дню матери,  вечера «Встреча с профессией»).  Все это позволяет лучше узнать родителям своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта.

С целью ознакомления родителей с новыми программами по предметам, методикой преподавания, требованиями учителей организуются открытые уроки. Присутствие родителей на таких уроках позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием ими всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.

Вот такие формы работы с родителями я применяю в своей работе. Кроме того, как учитель я также заинтересована в трудовом становлении своих воспитанников. Физический труд в семье и школе – важнейший фактор духовного развития, воспитания высоких нравственных качеств. Какие бы методы не придумывали в деле воспитания трудолюбия, личный пример окружающих людей, родителей и педагогов незаменим. От них ребёнок воспринимает привычки и манеры, добросовестное отношение к трудовой деятельности. Одна из проблем на сегодня – сохранение и поддержание авторитета добросовестного труда в семье, как основного средства достижения материальных ценностей. Семья призвана помочь детям разобраться в современной жизни, отделить главное от сиюминутного, второстепенного. Родители должны убеждать своих детей и показывать своим личным примером, что без честного, добросовестного труда хорошего будущего не построить.  В большинстве семей моих учащихся  родители занимаются трудовым воспитанием своих детей, но существует и  ряд нерешённых проблем, над которыми еще предстоит работать и работать.

«Ребёнок, учитель и родители. Треугольник не менее классический, чем любовный, и не менее загадочный, чем бермудский. Кто с кем должен быть заодно? Или кто против кого? Именно так зачастую и рассматривают свои отношения с педагогом родители, забывая, что учитель и родители должны быть, как минимум, союзниками (а лучше, партнерами), и цель у них общая: обучить и воспитать ребенка. Поэтому ребёнок занимает вершину этого треугольника, родители и учителя — места у его основания. Оно должно быть максимально прочным и устойчивым, его не должно «перекашивать» ни в какую сторону» [3, c. 41]. Поэтому правильно выстроенные отношения родителей с педагогом — это если и не половина успеха, то очень серьезный взнос в процесс образования ребенка.

В заключении, хочу отметить, что адекватные детско-родительские отношения, активная позиция родителей в процессе воспитания, наличие в сознании родителей ответственности и чувства причастности к процессу обучения, повышение уровня компетентности родителей, доверительные отношения между родителями и педагогом, адекватные оценивания родителями своего ребенка являются  показателями  эффективности названных мною форм работы.

Результат работы с родителями можно проследить по данной таблице

Критерий

2017-2018 уч. год

2018-2019   уч. год

Посещаемость учащимися школы

97%

100%

Посещаемость родителями классных родительских собраний

85%

100%

Посещаемость родителей общешкольных родительских собраний

85%

97%

Взаимосвязь с родителями  через телефонные звонки и индивидуальные консультации.

93%

100%

Список литературы

  1. В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» Киев: «Радянська школа», 1973г.
  2. И.Н. Дружинин «Заботы и радости классного руководителя» Москва: «Просвещение»,  1978г. 
  3. А.В. Рязанова «Семья с «особым» ребенком: внутренние процессы и социальные отношения» // Особое детство: шаг навстречу переменам. – М.: Теревинф, 2006 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

Нарушения речи в у детей с нарушениями интеллекта встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся детей и характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у д...

Статья "Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации"

Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в ...

Работа с предлогами в системе логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях даны практические задания и занимательные упражнения, направленные на формирование пространственного представления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллект...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Программа   обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...

Здоровеьесберегающие технологии в работе учителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение зрения.

На сегодняшний день в школах наблюдается большой процент учащихся, имеющих нарушение зрения. Контингент таких учеников обучается в гимназиях, лицеях, коррекционных  школах и классах. Дети данной ...