Из опыта работы классного руководителя с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
статья
Более 20 лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Считаю, что перед учителем коррекционной школы в это сложное время стоят несколько основных задач, которые взаимосвязаны между собой. Первая – обучая, воспитывать; вторая – добиваться прочных знаний, формируя умения и навыки, третья – готовить к активной трудовой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty_gilmutdinova_a.v.docx | 36.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Гильмутдинова А.В., учитель
Кировского областного государственного
общеобразовательного бюджетного учреждения
«Школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями
здоровья г. Малмыжа»
Из опыта работы классного руководителя с родителями учащихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
«Только вместе с родителями, общими усилиями,
учителя могут дать детям большое человеческое счастье»
В.А. Сухомлинский [1, c. 15]
Более 20 лет я работаю с детьми с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Считаю, что перед учителем коррекционной школы в это сложное время стоят несколько основных задач, которые взаимосвязаны между собой. Первая – обучая, воспитывать; вторая – добиваться прочных знаний, формируя умения и навыки, третья – готовить к активной трудовой деятельности. И самая главная задача - из мальчика вырастить мужчину – достойного мужа и отца, а из девочки – достойную жену и мать.
Каждый согласится с тем, что жизнь – это, прежде всего, труд. Чистота в доме, порядок, уют создаются руками людей, живущих в нем. Каждый дом трудом держится. «Без труда дельного, серьезного - утверждал Ушинский – семейное счастье не что иное, как романтическая химера»[2, c. 17]. Иметь счастливую семью и хороший дом хотелось бы каждому. Но как часто, к большому сожалению, мы слышим о не сложившихся судьбах молодых людей. Приходят на ум слова Владимира Маяковского «Любовная лодка разбилась о быт». Сколько молодых людей не выдерживают это испытание. Именно поэтому как учитель основ социальной жизни и как классный руководитель я считаю, что воспитание у детей трудовых навыков и правильных семейных ценностей должно идти из семьи.
Семья, родители являются основными воспитателями. Нравственность и здоровый быт - важнейшие условия семейного воспитания. Но в последнее время в современном обществе школа и семья поменялись ролями: школа является для ребенка главным воспитателем и наставником, а семья играет роль снабженца или сырьевого придатка. Современные родители идут на поводу у детей, стараясь угодить каждой прихоти. Посмотрите, современный ребенок обеспечен самыми последними достижениями техники. У него есть телефон, компьютер, игровая приставка и т.д., и при этом время для межличностного общения стремительно исчезает, семья перестает быть авторитетом для ребенка.
Кроме того, в некоторых семьях родители вдались в иную крайность, и предоставляют своим отпрыскам практически безграничную свободу. Сейчас уже не принято ругать детей за неуспеваемость в школе. Лучше поругать учителя за то, что не может раскрыть у ненаглядного чада таланты (а их у него огромное количество и на любой вкус). А мысль, что их ребёнок может быть обыкновенным лентяем – даже не рассматривается!
Есть семьи, в которых родители освобождают детей от обязанностей по дому, объясняя свое решение недостатком времени ребенка на учебу. Такая позиция родителей наносит серьезный вред в воспитании, у ребенка не закладывается любовь и привычка к труду, формируется устойчивый детский эгоизм.
Часть родителей не замечают проблем в развитии своего ребенка и доказывают себе и всему миру, что он ничуть не хуже других. Такие родители постоянно подстегивают ребенка, предъявляют к нему завышенные требования. Постоянное давление делает ребенка упрямым и раздражительным, а частые ситуации, в которых он чувствует себя некомпетентным, лишают его уверенности в себе. Большой вред причиняет ребенку нежелание родителей отдать его в коррекционную школу. Задерживая ученика с проблемами в развитии в массовой школе, родители тем самым тормозят его развитие. В этом случае ребенок, не понимая учебного материала, находится в постоянном напряжении, теряет уверенность в себе и интерес к учебе. В результате создается благоприятная почва для нервных и психических срывов. У многих родителей существует предубеждение против школы этого типа. Они препятствуют переводу их детей из массовой школы и в дальнейшем, в процессе обучения детей в коррекционной школе, сохраняют негативное отношение к ней, что, несомненно, влияет и на отношение их детей к школе.
Вот с такими проблемами я, как классный руководитель, столкнулась уже не в первый раз и, когда 2 года назад приняла своих пятиклассников, начала работу над воспитанием детей, а попутно и их родителей.
Перед собой я поставила следующие задачи:
- педагогическое просвещение родителей по вопросам обучения и воспитания;
- создание условий для организации продуктивного общения, взаимодействия всех участников образовательного процесса;
- поиск и изучение современных подходов для формирования коллектива;
- расширение форм работы, направленных на организацию взаимодействия педагога и родителей;
- возрождение традиций семейного воспитания.
В процессе изучения семей особое внимание обратила на положение ребенка в семье (отношение к нему родителей, их влияние на него, внутрисемейные отношения);отношение семьи к коррекционной школе (считают ли родители пребывание своего ребенка в этой школе целесообразным; известны ли им задачи школы; как осуществляется дома охранительный режим, трудовое воспитание; как организуется досуг; как представляют родители будущее ребенка; какова связь семьи с педагогами школы); наличие внесемейного влияния на ребенка (соседей, одноклассников, референтной группы).
Вся эта работа была проведена в начале первой четверти, затем состоялось классное родительское собрание, на котором в первую очередь родители ознакомились с особенностями развития, воспитания и обучения детей с проблемами в развитии:
- с особенностями их психического развития
- с индивидуальными особенностями каждого ребенка, обусловленными характером его дефекта;
- с особенностями вторичных отклонений в развитии, которые могут возникнуть в неблагоприятных условиях под воздействием первичных дефектов;
- со специальными задачами коррекционной школы;
- с методами и содержанием воспитательной работы в коррекционной школе.
В процессе проведения собрания особый акцент в работе с родителями воспитанников я обратила на необходимость правильной организации жизни и деятельности детей в семье, создания благоприятной эмоциональной и нравственной семейной атмосферы, которая содействует формированию социально полезных качеств личности ребенка и предупреждает развитие отрицательных качеств. Кроме того, родителям была предложена анкета, в которой нужно было выбрать темы для обсуждения на родительских собраниях, классные мероприятия, различные формы совместной со мной, как с классным руководителем, деятельности. Большинство родителей выбрали следующие формы взаимодействия: классно-групповые родительские собрания, индивидуальные консультации и беседы. Исходя из анализа анкет, был составлен план работы классного руководителя с семьей.
Классно-групповые родительские собрания провожу не реже 1 раза в четверть. Родителям заблаговременно направляются пригласительные билеты с повесткой дня. К каждому собранию соответствующим образом оформляется классная комната, организуется выставка работ учащихся.
В повестку дня классно-групповых родительских собраний включаются небольшие доклады - сообщения на определенную тему, выбранную родителями, содержащие конкретные советы и рекомендации, а также организуется обмен опытом по семейному воспитанию. К участию в собраниях и оказанию помощи школе привлекаются и отцы учащихся, которые обычно уклоняются от воспитания ребенка с проблемами в развитии.
Обязательно на каждом родительском собрании выделяю минуте Радости. На этой минуте отмечаются достижения детей, связанных с их обучением и воспитанием. Например, если учащийся класса по характеру скромный, застенчивый, немного замкнутый, и он принял участие в каком- либо общешкольном, а может быть даже районном мероприятии, то это является большим успехом для данного ученика и об этом успехе обязательно должен узнать родитель. Или при поступлении в школу ученик состоял на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и имел грубые нарушения в поведении, то отмечаются все положительные поступки за период нахождения данного ученика в школе.
На отношение родителей к ребенку с проблемами в развитии и во многих случаях на взаимоотношения между родителями положительно влияют индивидуальные консультации с родителями.
Индивидуальные консультации провожу по инициативе родителей или по моей инициативе. При подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей, считаю необходимым придерживаться определенной этики общения с родителями:
- Родители должны быть приглашены на консультацию в доброжелательной и спокойной форме.
- Время консультации или беседы должно быть четко оговорено.
- Родители не должны ждать под дверью своей участи.
- Желательно, чтобы оба родителя присутствовали на встрече.
- Необходимо четко формулировать цели консультации, ее актуальность.
- Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.
- Все доводы родителей, их аргументы «за» и «против» должны
быть внимательно выслушаны. - В ходе консультации родители должны получить четкие рекомендации и предложения, по обсуждаемой проблеме.
- Если присутствие ребенка в ходе консультации обязательно,
то он приглашается на встречу.
На индивидуальных беседах с родителями я придерживаюсь следующей позиции - приоритет в воспитании ребенка, бесспорно, принадлежит семье. Родители первые и самые важные учителя своего ребенка, а учителя и воспитатели - помощники.
Эффективной формой индивидуальной работы классного руководителя с родителями является посещение семьи. При посещении семьи происходит знакомство с условиями жизни ученика. Педагог беседует с родителями о его характере, интересах и склонностях, об отношении к родителям, к школе, информирует родителей об успехах их ребенка, дает советы по организации выполнения домашних заданий и т.д. Но, учитывая свой немалый опыт классного руководителя, считаю, что посещение ребенка на дому — это крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Во время посещения у меня есть возможность не только проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, вместе с ребятами помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны только в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика. Родители, в свою очередь, должны быть уверены в том, что любая доверительная беседа с учителем не будет использована во вред их ребёнку. Особенно бережно должны храниться тайны, доверенные учителю.
Учитывая удаленность места жительства некоторых семей воспитанников от территории школы, использую и такая форму связи с родителями, как телефонная переписка. Переписка осуществляется с самыми разными целями. Родители обращаются ко мне с вопросами, просят что-либо сообщить, посоветовать. Мы говорим о проводимых для родителей мероприятиях, об успехах их ребенка, консультирую по вопросам воспитания, осуществления лечебно-оздоровительного режима и т.д.
Кроме всего выше сказанного, в нашей школе практикуется и такая форма работы с семьями воспитанников, как совместные досуговые мероприятия (спортивные соревнования, концерты и конкурсы, посвященные Международному женскому дню 8 марта и Дню матери, вечера «Встреча с профессией»). Все это позволяет лучше узнать родителям своих детей, открыть для себя еще неизвестные стороны их интересов, увлечений, таланта.
С целью ознакомления родителей с новыми программами по предметам, методикой преподавания, требованиями учителей организуются открытые уроки. Присутствие родителей на таких уроках позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием ими всей сложности и специфики учебной деятельности в сегодняшней школе.
Вот такие формы работы с родителями я применяю в своей работе. Кроме того, как учитель я также заинтересована в трудовом становлении своих воспитанников. Физический труд в семье и школе – важнейший фактор духовного развития, воспитания высоких нравственных качеств. Какие бы методы не придумывали в деле воспитания трудолюбия, личный пример окружающих людей, родителей и педагогов незаменим. От них ребёнок воспринимает привычки и манеры, добросовестное отношение к трудовой деятельности. Одна из проблем на сегодня – сохранение и поддержание авторитета добросовестного труда в семье, как основного средства достижения материальных ценностей. Семья призвана помочь детям разобраться в современной жизни, отделить главное от сиюминутного, второстепенного. Родители должны убеждать своих детей и показывать своим личным примером, что без честного, добросовестного труда хорошего будущего не построить. В большинстве семей моих учащихся родители занимаются трудовым воспитанием своих детей, но существует и ряд нерешённых проблем, над которыми еще предстоит работать и работать.
«Ребёнок, учитель и родители. Треугольник не менее классический, чем любовный, и не менее загадочный, чем бермудский. Кто с кем должен быть заодно? Или кто против кого? Именно так зачастую и рассматривают свои отношения с педагогом родители, забывая, что учитель и родители должны быть, как минимум, союзниками (а лучше, партнерами), и цель у них общая: обучить и воспитать ребенка. Поэтому ребёнок занимает вершину этого треугольника, родители и учителя — места у его основания. Оно должно быть максимально прочным и устойчивым, его не должно «перекашивать» ни в какую сторону» [3, c. 41]. Поэтому правильно выстроенные отношения родителей с педагогом — это если и не половина успеха, то очень серьезный взнос в процесс образования ребенка.
В заключении, хочу отметить, что адекватные детско-родительские отношения, активная позиция родителей в процессе воспитания, наличие в сознании родителей ответственности и чувства причастности к процессу обучения, повышение уровня компетентности родителей, доверительные отношения между родителями и педагогом, адекватные оценивания родителями своего ребенка являются показателями эффективности названных мною форм работы.
Результат работы с родителями можно проследить по данной таблице
Список литературы
- В.А. Сухомлинский «Сердце отдаю детям» Киев: «Радянська школа», 1973г.
- И.Н. Дружинин «Заботы и радости классного руководителя» Москва: «Просвещение», 1978г.
- А.В. Рязанова «Семья с «особым» ребенком: внутренние процессы и социальные отношения» // Особое детство: шаг навстречу переменам. – М.: Теревинф, 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
Нарушения речи в у детей с нарушениями интеллекта встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся детей и характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у д...
Разнообразие форм проведения словарной работы на уроках русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальные нарушения).
Знакомство с различными спгособами проведения словарной работы на уроках русского языка...
Статья "Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации"
Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в ...
Работа с предлогами в системе логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)
В данных методических рекомендациях даны практические задания и занимательные упражнения, направленные на формирование пространственного представления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллект...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)
Программа обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...
Здоровеьесберегающие технологии в работе учителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья, имеющими нарушение зрения.
На сегодняшний день в школах наблюдается большой процент учащихся, имеющих нарушение зрения. Контингент таких учеников обучается в гимназиях, лицеях, коррекционных школах и классах. Дети данной ...