Статья "Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) в условиях образовательной организации"
статья по теме

Зубрилина Наталья Анатольевна

Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в обществе. Профессиональное образование в условиях образовательной организации предполагает формирование единого интегративного образовательного пространства и обеспечивает сетевое взаимодействие социальных институтов в условиях формирования образовательного кластера

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профессиональная подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

в условиях образовательной организации

Зубрилина Наталья Анатольевна

руководитель методического объединения учителей профессионально-трудового обучения

Казенное общеобразовательное

учреждение Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

«Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья»

(КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)

г.Нефтеюганск

Получение профессионального образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации в обществе. Профессиональное образование в условиях образовательной организации предполагает формирование единого интегративного образовательного пространства и обеспечивает сетевое взаимодействие социальных институтов в условиях формирования образовательного кластера. Сетевое взаимодействие осуществляется в рамках основных процессов профессионального обучения: теоретического обучения, практического обучения, производственной практики, трудоустройства и самостоятельной трудовой деятельности после окончания обучения в образовательной организации. Основанием взаимодействия является общий субъект образовательного процесса - обучающийся и предмет взаимодействия. Организационный компонент обеспечивает решение задач социализации и профессионализации обучающихся (выпускников) в едином образовательном пространстве, где каждая организация, являясь уникальной по своим целям, содержанию, методам и приемам деятельности, дополняет другое, вносит свой вклад в развитие личности обучающегося, обеспечивая преемственность выполнением функций координации, регулирования и управления. Взаимодействие с другими компонентами: с целевым - в единстве целей деятельности социальных институтов; с содержательным - в соответствии содержания деятельности социальных институтов целям и содержанию образовательного процесса; с дидактическим - в совпадении используемых технологий, ценностных ориентаций и задач социальной интеграции в образовательном процессе; с технологическим - в соответствии используемых технологий в рамках основных процессов профессионального обучения; с психологическим - в наличии индивидуальных программ развития обучающихся в каждом из процессов обучения при сетевом взаимодействии социальных институтов в обеспечении решения задач социализации и интеграции в профессиональное сообщество. Профессиональное образование предполагает преемственную связь между различными педагогическими технологиями, осуществляемую в процессе предпрофильного и профильного обучения в условиях школы и профессионального обучения в образовательной организации в рамках интегрированного образовательного пространства формирующегося образовательного кластера. Под интегрированным образовательным пространством мы понимаем особый вид взаимодействия, в рамках которого организуется преемственность содержания и технологий формирования профессиональных компетенций на различных этапах профессионально-трудовой подготовки обучающихся этой категории. Обязательным условием интеграции является включение обучающихся в социум образовательной организации, предприятия и обеспечение положительных межличностных отношений. Для обучения лиц с легкой степенью умственной отсталости необходимы специальные приемы обучения, на уровне которых есть возможность систематизировать их по функциональным особенностям и выделить в определенные группы.

1. Приемы, обеспечивающие доступность учебной информации для обучающихся с нарушениями развития, например дозированность учебной нагрузки.

2. Специальные приемы организации обучения (алгоритмизация, специфика структурного построения занятий, физпаузы и др.).

3. Логические приемы переработки учебной информации (конкретизация, установление аналогии по образцам, обобщение по доступным признакам и пр.).

4. Приемы использования технических средств.

Специальные приемы обучения могут сочетаться и с общедидактическими приемами, что диктуется принципами общности специальной и общей педагогики. Основания для отбора педагогических технологий, методов и приемов обучения лиц с легкой степенью умственной отсталости связаны с индивидуализацией процесса обучения, коррекционно-развивающей направленностью. Образовательный процесс должен осуществляться на основе деятельностного подхода и учитывать эмоциональную интенсивность обучения. Психологический компонент обеспечивает эффективность социализации и профессионализации в процессе профессионального обучения на основе персонифицированного (адресного) сопровождения. Сопровождение включает целенаправленную деятельность по развитию у обучающихся способности к личностному самоопределению, самоорганизации, саморазвитию и развитию социальных навыков, к проектированию и реализации собственного жизненного пути, индивидуального маршрута профессионализации.

В процессе профессионального обучения лиц с интеллектуальным недоразвитием необходимо учитывать психолого-педагогическую характеристику, особенности психофизического развития обучающихся, имеющих различные формы олигофрении.

Содержание профессионального обучения лиц с умственной отсталостью должно решать не только образовательные задачи, но и задачи коррекционно-реабилитационной работы с данной группой обучающихся. Учитывая высокий уровень истощаемости центральной нервной системы, низкий уровень работоспособности, нарушения в деятельности нейродинамических процессов необходимо чередовать различные виды деятельности, организовывать работу учащихся в физиологически удобном темпе, дозировать плотность и объем учебной информации.[1]

В КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» разработаны и прошли апробацию программы профессионального обучения по следующим профессиям: столяр строительный, рабочий зеленого хозяйства, портной, рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий, уборщик служебных помещений. Программы разработаны на основе требований профессиональных характеристик по специальностям для 2–3 разрядов с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих.  Программы рассчитаны на трехгодичный курс обучения с ежегодной производственной практикой в течение 15 недель. Содержание и организация образовательного процесса ориентированы на расширение возможностей обучающихся в профессиональном самоопределении, повышении трудовой, физической и общекультурной подготовки и регламентируется учебными планами и программами, разрабатываемыми образовательным учреждением самостоятельно, с учетом медицинских рекомендаций на основе государственных образовательных стандартов образования. Реализация программ профессионального обучения сопровождается проведением промежуточной аттестации обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения промежуточной аттестации обучающихся устанавливается администрацией образовательной организации. Профессиональное обучение завершается итоговой аттестацией в форме квалификационного экзамена. Квалификационный экзамен проводится для определения соответствия полученных знаний, умений и навыков программе профессионального обучения и установления на этой основе обучающимся, прошедшим профессиональное обучение, квалификационных разрядов по соответствующим профессиям рабочих. Квалификационный экзамен независимо от вида профессионального обучения включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках. [2]

 На протяжении 5 лет наша образовательная организация активно сотрудничает с организациями города Нефтеюганска, перспективными работодателями выпускников школы-интерната. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений. Полное или частичное выполнение практической квалификационной работы осуществляется во время производственной практики. Цель проведения производственной практики на предприятии: комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по профессии, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы по профессии.   В реализации программ профессионального обучения принимают участие следующие предприятия города:

  • Нефтеюганское городское муниципальное унитарное предприятие «Универсал сервис»;
  •  Общество с ограниченной ответственностью производственно-коммерческая фирма «ШКАФЫ-КУПЕ»;
  • Общество с ограниченной ответственностью Фабрика моды «Север»;
  •  Комплексный центр социального обслуживания населения «Защита».

  В этой связи,  школа-интернат, действующая на основании Устава и предприятие, заключают договор для прохождения производственного обучения (практики) обучающихся. Школа-интернат обязуется:

1.        Предоставить предприятию наименование производственного обучения (практики) и сроки ее проведения с указанием специальности обучающихся.

2.        В соответствии с положением о производственном обучении обеспечить:

а)        предварительную теоретическую подготовку обучающихся, направленного на Предприятие, необходимую для успешного прохождения им производственного обучения (практики);

б)        изучение обучающимися:

•        правил техники безопасности, охраны труда, пожарной безопасности, правил и норм, установленных для соответствующих профессий;

•        правил технической эксплуатации производственного оборудования.

Предприятие обязуется:

1.        Обеспечить заданиями, соответствующими программе производственного обучения обучающихся по специальности, не допускать простоев обучающихся.

2.        Согласно предоставленному направлению из Школы-интерната издать приказ о приеме обучающихся на производственное обучение (практику).

3.       Закрепить за обучающимися наставника из числа опытных рабочих.

4.        Организовывать проведение обязательных инструктажей по охране труда и технике безопасности, проверку знаний с оформлением установленной документации, в необходимых случаях проводить обучение обучающихся безопасным методам работы.

5.        Обеспечить обучающихся безопасными, соответствующими санитарно-гигиеническим нормам, условиями прохождения производственного обучения.

6.        Запретить выполнения задания по производственному обучению (практике) обучающимися самостоятельно, без присмотра наставника.

Ответственность за решение организационных вопросов, обеспечение выполнения учебной программы, контроль над состоянием трудовой дисциплины обучающихся возлагается на учителя производственного обучения Школы-интерната. Предприятие несет ответственность за создание безопасных условий прохождения производственного обучения (практики), в соответствии с учебной программой по профессии, правилами и нормами охраны труда.         

Условия договора в период его действия могут быть изменены или дополнены по обоюдному согласию Сторон. Изменения и дополнения имеют правовую силу только в случае их письменного оформления и подписываются Сторонами в качестве неотъемлемой части настоящего договора.

Настоящий договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным действующим законодательством РФ. Возникающие споры по настоящему договору разрешаются путем переговоров, при не достижении согласия - в порядке, предусмотренном действующим законодательством РФ. Договор составлен в двух экземплярах и хранится по одному экземпляру у каждой из Сторон. Во всем остальном, не предусмотренным договором, Стороны руководствуются действующим законодательством РФ.

Наиболее содержательные и интересные проекты назначаются к открытой защите, на которой обучающийся делает устное сообщение о содержании своей работы на специальных конференциях. Обучающимся, успешно сдавшим квалификационный экзамен, присваивается разряд и выдается свидетельство о профессии рабочего.

Однако слабым местом практически всех программ остается переход от профессиональной подготовки к занятости. Наиболее благоприятный трудовой прогноз отмечается у лиц с легкой степенью умственной отсталости и с основным типом дефекта психики.  Они проявляют высокие возможности восприятия, высокую концентрацию внимания, хорошую работоспособность. У них легко формируются общественно ценные потребности и интересы, навыки адекватного поведения и отношения к жизненным обстоятельствам. Трудовые навыки формируются постепенно, но по мере освоения несложных профессий и видов физического труда (с умеренным, а в некоторых случаях даже значительным физическим напряжением), они хорошо адаптируются к условиям обычного производства и могут работать в течение нормированного рабочего дня с полной нагрузкой, легко приспосабливаясь к необходимости длительной работы стоя.
           При трудоустройстве лица с легкой степенью умственной отсталости признаются трудоспособными, могут выполнять ручные, швейные, мелкие слесарные, столярные, плотничные работы, а также подсобный труд на производстве. Наиболее оптимальной для них является групповая форма организации труда (звено, бригада) с участием здоровых работников. В этих случаях положительное влияние оказывает рабочая группа, создающая условия для взаимопонимания, выработки адекватных трудовых навыков, стимулирования интереса к труду.   В целях облегчения трудовой адаптации им рекомендуется выполнение однообразных трудовых операций, не требующих быстрого переключения внимания и самостоятельного планирования. В результате выполнения привычных действий происходит формирование трудового стереотипа, использование которого облегчает процесс трудового приспособления.[3]

Выпускники школы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья стоят перед проблемой первого выхода на рынок труда. В нашей школе практикуется трудоустройство выпускников по профессиям рабочего и обслуживающего персонала. Это дворник, уборщик служебных помещений и кухонная рабочая. С некоторыми сложностями проходила трудовая адаптация и становление молодого рабочего. Необходима система кураторства (личных советников или помощников). В рамках этой системы, к человеку с ограниченными возможностями здоровья на рабочем месте прикрепляется куратор, ведущий его вплоть до завершения адаптационного периода.

Улучшение связей между школой, родителями, социальными работниками и перспективными работодателями в результате реализации программ профессионального обучения  в отношении ребенка с умственной отсталостью приведет к повышению уровня и качества профессиональной подготовки  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и успешной трудовой социализации.

Библиографические ссылки:

1. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/professionalnoe-obrazovanie-lits-s-ovz/osobennosti-professionalnogo-obucheniya-lits-s-intellektualnym-nedorazvitiem.html

2. http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/sredne-professionalnoe-obrazovanie/professionalnoe-obrazovanie-lits-s-ovz/osobennosti-professionalnogo-obucheniya-lits-s-intellektualnym-nedorazvitiem.html

3. https://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks311898


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по коррекции системного недоразвития речи для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

Нарушения речи в у детей с нарушениями интеллекта встречаются гораздо чаще, чем у нормально развивающихся детей и характеризуются стойкостью и сохраняются даже в старших классах. Расстройства речи у д...

Работа с предлогами в системе логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями)

В данных методических рекомендациях даны практические задания и занимательные упражнения, направленные на формирование пространственного представления у обучающихся с умственной отсталостью (интеллект...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРУЖКА «Я В МИРЕ СПОРТА И ИГРЫ» (4 класс) ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Программа   обучения направлена на ознакомление с подвижными играми на материале из легкой атлетики, баскетбола, волейбола, лыжной подготовки; на укрепление здоровья и закаливание организма ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «БУДУЩИЙ ОЛИМПИЕЦ. ОФП» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ)

Дополнительная образовательная программа «Будущий олимпиец. Общая физическая подготовка» является модифицированной и относится к физкультурно-спортивной направленности.   Общая физиче...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 02 ИСТОРИЯ по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями зрения

Разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (утв. Минобрнауки России 20.04.2015 ...

Проект «Допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»

Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет остается проблема социальной адаптации и интеграции детей с различными видами физических и психических нарушений. В настоящее...