Статья "Проведение словарной работы на уроках русского языка"
статья по русскому языку

Аккужина Лилия Файзулловна

Статья "Проведение словарной работы на уроках русского языка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovarnaya_rabota_.docx51.53 КБ

Предварительный просмотр:

Проведение словарной работы на уроках русского языка.

Выступление на методическом объединении

К работе над словами с непроверяемой безударной гласной надо приступать с первых недель обучения . Этот период обучения является самой благодатной почвой для начала работы над словами с непроверяемой безударной гласной. Потому что именно в это время ребёнок учится на слух различать гласные и согласные звуки и соотносить их со схемами. Сначала на слух - звуками, а затем зрительно - буквами, применяя схемы. К этому моменту еще не введено понятие "корень слова".

Так как все слова в этот период проговариваются орфографически, можно подобрать детям для звукового буквенного разбора словарные слова  с той целью, чтобы эти слова были на слуху у ребёнка, т.е. в его пассивном запасе. В словарную работу следует постепенно включать задания по различению безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слова. Это есть метод опережающего обучения, т.е. ключ к орфографической зоркости.

Звуковой буквенный разбор в этот период является важнейшим фундаментом для формирования навыка написания не только слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными, но он также способствует активизации словаря младших школьников.

I. Хорошие результаты в этот момент даёт печатание слов. Для этого следует завести тетради для печатания. Эффект дает печатание слов в строгой последовательности:

Произносим слово орфографически.

Печатаем его, находим ударный слог.

Делим на слоги и выделяем примыкание.

Определяем, сколько в слоге букв и звуков.

Графически это слово записываем.

Тем самым пополняем словарный запас ребёнка, и невольно знакомимся с новыми словарными словами.

Интересной работой в этот период является работа с карточками. На карточке изображены предметные картинки и детям даются задания.

Найти слова, состоящие из 3,4,5,6 звуков, затем проговариваются слова орфографически, и ребёнок самостоятельно печатает слово.

Во 2-ом классе словарная работа приобретает новые качества. Т.е. мы начинаем вводить словарные слова согласно программному обучению. И от того, как мы введём это слово, зависит грамотность ребёнка.

II. Традиционно словарные слова усваиваются путём механического запоминания их графического облика.

Новое слово записывается на доске, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически и. записывается в тетради. Затем многократно повторяется на следующем уроке. Такая методика ориентирует на формальное заучивание и не обеспечивает прочного запоминания.

Попробуем изменить характер запоминания. Подать задание в виде загадки:

Угадайте, о ком идёт речь:

Летом бродит без дороги
Между сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге
От мороза прячет нос.
(Медведь).

Дети отгадывают загадку, учитель вывешивает картинку отгадку, и карточку (медведь).

Что вы знаете о медведе?

Где он живёт?

Чем питается?

Почему медведь считается лакомкой?

В доказательство правоты ребят учитель читает этимологию слова "медведь". И подтверждает отгадку ребят. После этого предлагаются задания:

Проговорить по слогам

Записать и поставить ударение

Выделить орфограммы.

Подобрать однокоренные слова

Составить словосочетания или предложения.

Данная методика помогает ребёнку облегчить запоминание слова с непроверяемой безударной гласной, т.е. опереться или отыскать опору запоминания.

III. Наиболее распространённым видом словарной работы остаются диктанты. Приведем некоторые виды диктантов и методику их проведения. Причём диктанты можно рассматривать как обучающий и как контролирующий вид работы.

Зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся проговаривают
написанное слово на карточке и записывают его.

Картинный диктант:

I вариант - Учитель показывает картинку, дети называют слово и записывают его, выделяя в нём безударные гласные.

II вариант - Учитель показывает картинку, дети называют и объясняют безударные гласные в слове, ставят ударение и записывают слово.

III вариант - Учитель показывает картинку, дети самостоятельно записывают
слово.

Выборочный диктант. Он может быть картинный, слуховой, зрительный.
Учитель предлагает детям либо карточки - картинки, либо карточки - слова с пропущенными безударными гласными, либо слова произносятся учителем слух.

В I столбик записать названия животных, во2 столбик записать название растений.

В I столбик слова с гласной - Е, во 2 столбик слова с гласной - С.

Диктант с использованием загадок.

Учитель читает детям загадку. Дети отгадывают её и записывают, выделяя орфографию.

Диктант по памяти. Учитель записывает на доске слова, обозначающие, например: инструменты; птицы; магазин; школа; одежда; сад и огород и т.д.

Диктант с комментированием. Учитель читает слово, ребёнок комментирует.

Диктант творческий. Заменить развернутое определение одним словом.

Например: Четвертый день недели - Четверг. Приём пищи в середине дня - Обед. Плод яблони - Яблоко.

Проверка может осуществляться с помощью сигнальных карточек или объяснениями.

IV. Помимо словарных диктантов значительное место в системе словарной работы должны занимать упражнения лексического характера, т. е. упражнения, которые в большей мере объясняют значение изучаемого слова.

Можно предложить следующие упражнения.

Прочитайте и объясните значение изучаемого слова в каждом предложении: в каком предложении говорится о сирени, как о кустарнике, а в каком - о сирени, как цветке этого растения. Сирень (кустарник) посадили у нас под окном. Весною красивым становится дом. (М. Рудерман). Как мой садик свеж и зелен! Распустилась в нём сирень (цветок). (А.Плещеев).

Прочитайте и объясните значение каждого из однокоренных слов.

Бот и лето подоспело - земляника покраснела. (М. Ивенсен).

Земляничка, земляничка - красненькая невеличка, беленький цветочек и тройной листочек. (В.Малков).

Но ежели вы жили возле земляничника, значит, земляничное варенье вам привычно. (М. Яснов).

Этот вид упражнения заканчивается наблюдением над единообразным написанием корня в однокоренных словах.

Запишите только те однокоренные слова (осина, осинник, осиновый, осинка, подосиновик), которые соответствуют следующим значениям:

  • молодая осина;
  • осиновый лес;
  • гриб с красной или коричнево - красной шляпкой, который чаще всего можно встретить в осиновом лесу.

Прочитайте и объясните различие в значении каждой пары слов. Составьте предложения с любым словом: морковь - морковка, жёлтый - желтоватый, чёрный - чёрненький, ветер - ветрище, корова - коровёнка, сверкать - сверкнуть.

Объясните, кого так называют: библиотекарь, тракторист, комбайнер, телефонист, шофёр.

Чаще всего эти упражнения можно использовать на этапе закрепления, обобщения и систематизации знаний учащихся о словах с непроверяемыми безударными гласными. Такие упражнения обогащают и развивают культуру речи учащихся и воспитывают любовь к родному слову. Языковым материалом для проведения таких упражнений могут стать пословицы, поговорки, загадки, стихотворения.

V. При помощи словарной работы можно провести наблюдение над многозначностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением.

Например: Объясните значение выделенных слов.

Весело сияет месяц за окном.

Третий месяц у ворот, это к солнцу поворот.

Здесь можно дать и задания по развитию речи. Например:

  • написать по памяти,
  • составить словосочетание, предложение с любым из слов.

VI. Знакомя детей с лексическим значением слов, учитель может рассказать о том, что одни слова устаревают и на смену им приходят новые.

Например: И в светлицу входит царь, стороны той государь.

VII. Очень интересно проходит словарная работа в форме задания типа "Знаешь ли ты?"

Например:

Как произошло слово завтра. Оно образовалось путём слияния предлога "за" и существительного "утро" в форме родительного падежа единственного числа. Двести лет назад говорили: "завтра", т.е. на следующий день.

"Были все готовы заутро бой затеять новый ". (М.Лермонтов).

Какое из слов появилось в нашей речи раньше. Обоснуй ответ.

электровоз, паровоз, тепловоз;

космонавт, пилот, лётчик, авиатор;

VIII. Развивают любознательность детей задания типа " Это интересно". Слова; комбат, комдив, комбриг - сложносокращённые слова, а образованы они путём сочетания двух слов.

А вот слова - телефон, телеграф, телевизор телескоп - интересны нам тем, что первая часть слога к нам пришла из греческого языка и обозначает - далеко.

IX. Изучение слов с непроверяемыми безугарными гласными даёт возможность познакомить детей с фразеологизмами. Фразеологическое богатство даёт возможность учителю показать богатство русского языка, обогатить речь детей, и умело их использовать.

Например:

Прокачу с ветерком; заячья душа; воробью по колено; бежать во все лопатки; язык заплетается; одна нога здесь, другая там".

Почему так говорят, например: "медведь на ухо наступил; исчезнуть с горизонта".

Объясните смысл пословицы, например: "За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь".

А вот знакомство с "волшебными словами" (спасибо, пожалуйста, здравствуйте) позволяет формировать у детей навыки речевого этикета, так как именно эти слова помогают правильно выражать отношение друг к другу.

X. Для активизации и обогащения словарного запаса учащимися при изучении слов из "Словаря" учитель может предложить игры типа:

"Кто больше": к данным словам подберите однокоренные или имена прилагательные, например: герой, песок, осина.

"Кто быстрее": подберите противоположные по значению слова, например: дом, день.

"Кто правильнее?": кого так называют - шофёр, тракторист, агроном и т.д.

"Кто лучше и интереснее" составить текст - описание на тему. Например: " Ну и огурчик! Ох, уже эта лисица!"

Текст - повествование на тему, например: " Как приготовить салат, винегрет".

Текст - рассуждение, например: " Почему я хочу стать художником".

Текст - описание, например: "Какую бы вы картину нарисовали к выражению - "Одна нога здесь - другая там".

XI. При проведении словарной работы можно использовать задания со словами словарика:

Перечислить (написать) названия птиц, животных, учебных вещей и др.

Кто больше назовёт (напишет) слов на тему "Поле", "Сад", "Огород".

Назвать слова с мягким знаком на конце (в середине) слова.

Назвать (написать) слова, отвечающие на вопрос что? кто? (II класс).

Назвать (написать) существительные мужского, женского, среднего рода (III класс).

Подобрать (написать) родственные слова к словам: город, класс, дом.

Образовать новые слова при помощи суффиксов: - ок, - ик, и др.

Такие и подобные задания выполняются и устно, и письменно.

XII. Ответы на вопросы:

I. Кто живёт в лесу? 2. Кто следит за чистотой в классе? 3. Что даёт нам корова? 4. Куда идут рабочие? 5. Что выпускает завод? 6. Кто верный друг человека? 7. Какие овощи растут на огороде? Такие задания выполняются по-разному:

I. 3-4 вопроса пишутся на лоске, учащиеся записывают полные ответы в свои тетради.

II. Учитель диктует вопросы, дети пишут полные ответы.

III. Учитель диктует вопросы, учащиеся пишут только ответы (словарные слова).

XIII. Дописать предложения.

I. Весело чирикает : (воробей). 2. В лесу живут и ..., и ... (заяц и медведь). 3. В конуре живёт ... (собака). 4. Дети катаются на ... (коньках). 5. Столица нашей Родины ... (Москва). 6.Мы изучаем ... (русский язык). 7. На грядках растут ... (морковь, капуста, огурцы). 8. С севера подул холодный ...(ветер).

Такой вид работы проводится тоже по - разному.

I. На доске записывается 3-4 предложения, а дети вместо точек дописывают слова.

II. Слова для вставок пишутся учителем на доске. Учитель диктует предложения, дети выбирают нужные по смыслу слева и дописывают предложения.

III. Учащиеся пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

XIV. Использование загадки в словарной работе.

1. С людьми дружит, дом сторожит. (Собака). 2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз). 3. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко). 4. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц). 5. Мал, невелик, чик-чирик. (Воробей). 6. Кто в сарае стоит, жвачку жует, молоко даёт. (Корова). 7. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там след оставит. (Карандаш).

Проведение таких видов словарной работы позволяет учителю заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

Словарная работа на уроках русского языка как средство коррекции мышления детей с ограниченными возможностями здоровья


Ведущей и основной задачей обучения русскому языку в специальной коррекционной школе VIII вида является коррекция мышления и речи учащихся с недостатком интеллекта. Специфические задачи обучения грамматике и правописанию (выработка достаточно прочных навыков грамотного письма, умений последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме) решаются во взаимодействии с другими, направленными на коррекцию и развитие речи, познавательной деятельности, воспитание, социальную адаптацию и реабилитацию личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья. [2]

Программа по русскому языку в специальной коррекционной школе для каждого класса предусматривает обязательное усвоение ряда слов, правописание которых не проверяется правилами. Прочное усвоение учащимися их написания достигается путем частого употребления в различных заданиях и упражнениях, связанных с изучаемой темой.

Словарная работа проводится на всех уроках русского языка и способствует развитию лексической стороны речи учащихся, грамматическому ее оформлению, развитию орфографической зоркости. Она является одним из видов закрепления знаний на уроке.

Учитель определяет количество новых слов и слов для повторения на каждый урок, ориентируясь на учебную программу, а также исходя из реализации принципа расширения межпредметных связей в обучении и связи с жизнью, - это слова, необходимые для изучения математики, географии, истории и т.д., современная лексика из газетных и журнальных статей. Все слова, изучаемые на уроке, должны быть отработаны в лексическом и грамматико-орфографическом плане. Систематическая словарная работа способствует формированию не только обще-учебных и специальных умений и навыков, но и коррекции речи, мышления, внимания, памяти и т.д.

При изучении словарных слов следует опираться на 4 вида памяти детей: зрительную, слуховую, кинестетическую (послоговое проговаривание или орфографическое чтение), моторную.[6]

Выбор словесных, наглядных или практических методов и приемов, использование их в разнообразных сочетаниях при организации и проведении словарной работы зависят от характера лексического материала, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.[2]

В зависимости от того, какие трудности возникают у учащихся при работе со словом, словарная работа должна быть разной по своему содержанию и преследовать различные цели. Словарная работа может:

- быть направлена на изучение лексического значения нового слова и тем самым на расширение и углубление словаря;

- преследовать грамматические цели;

- проводиться с целью обучения детей правильному произношению отдельных слов.[3]

Для качественного усвоения новых слов имеет значение определенная последовательность работы:

  • восприятие слова на слух;
  • выяснение его лексического значения;
  • зрительное восприятие слова (первичное на карточке);
  • вторичное прочтение слова, постановка ударения, выделение ударной и безударной гласной или других орфограмм, которые нужно запомнить;
  • деление слова на слоги и для переноса;
  • запись слова в тетрадь с подчеркиванием буквы или букв, написание которых надо запомнить; подбор родственных слов, запись их с подчеркиванием нужной орфограммы;
  • составление словосочетаний, предложений с изучаемым словом;
  • запись лучшего предложения из составленных учащимися или данных учителем.

При подведении итогов работы учитель обязательно просит учеников вспомнить, какое “словарное” слово они выучили, и сказать, как оно пишется.

Словарная работа должна органически вписываться в урок в соответствии с темой. Она может служить переходом от одного вида работы к другому, являясь в то же время самостоятельным элементом урока.[2]

Чтобы словарная работа была интересной и давала нужный результат, я стараюсь ее разнообразить. При изучении любого слова с непроверяемым написанием прежде всего, если это возможно, показываю картинку (Приложение 1), затем объясняю значение слова. Анализируется его звукобуквенный состав, ставится ударение, выделяется непроверяемая безударная или другая орфограмма, присутствующая в слове. Дети составляют с данным словом предложение.

В начальных классах правописание слов по темам “Овощи и фрукты”, “Вещи”, “Птицы и животные” и некоторые другие уже усвоено. В последующих классах вводятся новые слова по этим темам и новые темы. Использую задание: выписать из словарика слова на одну из тем, подчеркнуть орфограммы, запомнить их написание.

В каждом классе словарные слова делю по темам (Приложение 2). Так, словарные слова 7 класса можно разделить на такие темы:

“Родина” (беречь, государство, делегат, документ, милиция, население, паспорт, независимость, патриот, революция, республика, стеречь, электричество);

“Больница” (кабинет, лекарство, рецепт, температура, хирург);

“Школа” (почерк, литература, материк, масштаб, насекомое, планета, программа, процент, километр, сантиметр, центнер, экзамен);

“Труд” (аппарат, бригада, мастер, монтаж, мотор, слесарь, токарь, почтальон);

“Спорт” (бассейн, велосипед, стадион, тренер, тренировать);

“Магазин” (гастроном, манекен, продавец, универмаг);

“Театр” (антракт, спектакль, гардероб);

“Пища” (бутерброд, мороженое);

“Вокзал” (платформа, чемодан).

В 5-6 классах проводится комментированное письмо изученных слов. Начинает его ученик, сидящий на первой парте. Он называет любое изученное слово, объясняет его значение (если он затрудняется, на помощь приходят другие ученики), указывает ударный слог, выделяет непроверяемую гласную. И так каждый ученик по очереди называет свое слово (с условием не повторяться). Если же комментирующий неправильно выделяет орфограмму, его поправляют.

Второй год я применяю в работе еще один вариант комментированного письма. Для этого у меня имеются 12 комплектов печатных карточек (Приложение 3) на каждого ученика в классе. Каждый комплект содержит в себе различный набор слов, часто встречающихся в устной и письменной речи, объединенных одной темой. Ученикам предлагается записать эти слова к себе в тетрадь, а потом по заданию учителя они находят среди них слова на определенное правило (например, слова с безударной гласной; слова с непроизносимой согласной; слова с удвоенной согласной; и т.д.), подчеркивают орфограмму и проговаривают данное правило. Если позволяет время, по предложенному набору слов ученики составляют предложения. Работу с этими карточками дети выполняют с удовольствием.

В 7 классе я проводила выборочные диктанты. Из произнесенных мной предложений ученики выписывают словарные слова. Например:

Хирург выписал больному рецепт.

Лекарство получают в аптеке.

Паспорт является документом каждого гражданина.

Выписанные слова: хирург, рецепт, паспорт, документ.

Предлагала предложения, в которых требуется дописать слово. Например:

У ученика красивый … (почерк).

Спортсмен пошёл на … (стадион).

Поезд подошёл к … (платформа).

У больного высокая … (температура).

Этот вид работы имеет два варианта:

1) слова для вставки пишутся учителем на доске;

2) нужные слова дети пишут по памяти, затем сверяют со словарём.

В 6 классе использовала вопросы, ответом на которые являются словарные слова. Например, спрашивала:

Как вы называете…

… дорогу, покрытую асфальтом? (шоссе);

… тех, кто живёт рядом с вами? (соседи);

… засушенные растения? (гербарий) и т.д.

При словарной работе широко применяются загадки. В словах-отгадках дети выделяют буквы, которые надо запомнить, ставят ударение. Для развития мышления, памяти, речи, закрепления орфографических навыков можно использовать лото “Загадки” (Приложение 4). Игровая карточка такого лото разделена на 4 части, в каждой из которых написана загадка. Учитель показывает небольшие предметные картинки, которые являются отгадкой к загадкам. Увидев картинку-отгадку, поднимает руку тот ученик, для кого годится эта отгадка и закрывает ею нужную часть карточки. Выигрывает тот ученик, который правильно закрыл картинками- отгадками свою карточку и без ошибок записал слова.

В словарной работе использую также такое задание: выписать по 5 слов из словарика на нужную букву. Так, в 8 классе может получиться следующая запись:

Э

экватор

экскаватор

элеватор

электричество

эскалатор

Г 

гражданин

гарнитур

гастроном

государство

галантерея.

С целью развития связной речи использую словарные слова для составления небольшого рассказа. Например:

1. Зима, мороз, коньки, каток.

2. Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, почерк.

Прошу найти “потерявшийся ”слог. В 6 классе это упражнение может выглядеть так:

… - чина (мужчина),

…- жалуйста (пожалуйста),

…- женер (инженер),

…- тересный (интересный) и др.

В 7 классе предлагаю собрать слоги в слова:

ти, сан, метр (сантиметр);

та, пла, не (планета);

ле, ство, кар (лекарство);

ном, га, стро (гастроном);

си, ве, пед, ло (велосипед).

Постоянно использую демонстрационные карточки со словарными словами, В каждом классе свой набор карточек (Приложение 5). Применяю их как при первом знакомстве со словом, так и в дальнейшем, при закреплении его правописания. В последнем случае закрываю в слове орфограмму, а ученики называют её.

В каждом классе ведётся работа по закреплению и углублению знаний по теме “Состав слова”. При этом появляется вновь возможность использовать слова из словарика. Предлагаются следующие задания:

  • выписать из словарика слова, состоящие из одного корня (агроном, багаж, инженер, календарь, комбайн);
  • к данным словам подобрать однокоренные, выделить корень (свобода - освободить, свободный; соседи - соседка, соседство);
  • подобрать к существительным однокоренные слова (существительные) с суффиксами -ик, -чик, -ник, например: вагон - вагончик, билет - билетик, багаж - багажник, газета - газетчик;
  • подобрать однокоренные слова с приставками, например: берёза - подберёзовик, город - пригород, дорога - подорожник, мороз - заморозки и др.

Работа со словарными словами проводится при изучении различных программных тем. Так, в 5 классе при изучении темы “Имя существительное” предлагаются следующие задания со словарными словами:

1. Выписать из словарика пять - шесть слов - имен существительных.

2. Из группы существительных выписать в три столбика слова мужского, женского и среднего рода.

3. Записать рядом с существительными мужского рода парные существительные женского рода:

пассажир – пассажирка

партизан – партизанка

сосед – соседка

хозяин – хозяйка

мужчина – женщина

4. Поставить существительные во множественном числе.

5. Выписать из словарика заданное количество существительных, определить их склонение.

6. Указать падеж существительных в сочетании слов, например таких:

уверенность в победе, вера в победу, езда в автомобиле, езда по шоссе.

7. Поставить существительные в нужный падеж:

находиться в (отряд),

любуюсь (горизонт),

живу в Ивановской (область).

8. Просклонять словарные слова – существительные 1, 2, 3 склонения.

В 6 классе при изучении темы “Имя прилагательное” словарные слова используются в следующих заданиях:

1. От слов: партизан, фанера, смородина, ремонт, календарь, шоколад образовать прилагательные.

2. Поставить словосочетания в нужном падеже:

пассажирский вагон – в р.п.

интересный собеседник – в п.п.

прекрасный день – в т.п.

3. Просклонять словарные слова – имена прилагательные.

В 8 классе при изучении темы “Глагол” можно использовать такие задания:

1. Выписать из словарика глаголы, проспрягать их.

2. Образовать глаголы от существительных, например:

швея – шить,

мастер – мастерить,

продавец – продавать,

телеграф – телеграфировать.

В любых классах предлагаются следующие упражнения:

1) выписать слова из словаря:

а) которые соответствуют схеме;

б) в которых два мягких звука;

в)в которых букв больше, чем звуков;

г) с удвоенными согласными;

д) в которых звуков больше, чем букв;

2) выписать из словаря:

а) самое длинное слово;

б) самое короткое слово и т.д.;

3) записать по памяти словарные слова;

4) написать картинный диктант;

5) диктант, который проводят ученики - соседи по парте, с последующей проверкой по словарику;

6) запись словарных слов на определённую тему. Например, какие словарные слова нужны для составления рассказа о природе родного края (5 класс); о работе девочек в швейной мастерской (6 класс); к ответу на уроке истории (7-8 класс); о подготовке к работе после окончания школы (9 класс);

7) дополнение предложений нужными словарными словами:

Человек без … , что соловей без песни. (Родина);

Каков … , такова и …. (Мастер, работа).

Можно применять игры, которые помогают лучше запоминать словарные слова:

Игра “Найди пару”

К словам из левого столбика дети подбирают синонимы из правого столбика:

алфавит аккуратный

чистый кавалерия

конница озорник

шалун азбука

Игра “Найди слова в картине”

Вывесить картинку, а ученики по её содержанию выписывают как можно больше словарных слов. Например: по картине “Деревня” - деревня, берёза, курица, антенна, облако, корова, забор, электричество, фонарь, калитка.

Игра “Убежали гласные”

Словарные слова записаны на доске. Пропущены гласные в слабой позиции. Ученики ставят ударение, возвращают гласные на место, подчёркивают “опасные” места.

Игра “Кто больше запомнит”

Ученики хором читают словарные слова, записанные на доске, потом читают самостоятельно, Слова закрываются. Учащиеся записывают слова, которые они запомнили. Кто больше записал, тот победитель.

Игра “Какое слово пропало”

Ученики читают слова, запоминают, закрывают глаза. Одно из слов закрывается карточкой. Ученики записывают слово, которое закрыто, и т.д.

Игра “Узнай и запиши”:

главный город государства (столица);

название главного города нашей страны (Москва);

перерыв между действиями в театре (антракт) и т.д.

Игра “Начни слово на последнюю букву”

Называется словарное слово. Ученики на последнюю букву этого слова называют ещё одно словарное слово. Записывают 6-7 словарных слов. Составляют предложения с этими словами.

Игра “Полсловечка за тобой”

Ученик диктует слог, сосед заканчивает слово. Так записывают 6-7 словарных слов.[6]

Для лучшего усвоения слов объясняю их происхождение. Например, говорю, что в словах телефон, телевизор, телескоп первая честь “теле” - пришла в русский язык из греческого языка и обозначает “далеко”.

В слове география два корня: “гео” - земля и “графо” - пишу, поэтому слово переводится как “землеописание”. В слове биография тоже два корня: “био” - жизнь и “графо” - пишу, и это слово переводится как жизнеописание.

Слово велосипед представляет сочетание двух латинских корней: “вело” - быстрый и “пед” - нога.

Все вышеуказанные задания и приемы позволяют заинтересовать учащихся работой над словом. У них накапливается словарный запас, формируется навык написания и правильного потребления трудных слов. Эта работа положительно влияет и на общее развитие учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Качество словарной работы достигается при соблюдении таких методических рекомендаций, как:

  • систематическая работа со словарными словами на каждом уроке;
  • контроль над усвоением словарных слов (проведение словарных диктантов, включение словарных слов в разные виды словарной работы);
  • включение словарных слов в разные виды классных и домашних упражнений;
  • работа с орфографическим словарем, словарем учебника на уроке и дома.[2]

Таким образом, правильно организованная словарная работа на уроках русского языка способствует воспитанию у учащихся с ограниченными возможностями здоровья интереса и любви к родному языку, к сознательному усвоению правил правописания.

Словарная работа на уроках русского языка

 


Как показывает практика, занятия русским языком не всегда неизменно привлекают к себе внимание учащихся. Нередко русский язык представляется определенному кругу школьников неинтересным, отсюда и низкая активность учащихся на уроке и большое количество ошибок.

Наблюдения за учебным процессом показывают, что активность учащихся на уроке зависит от средств и методов обучения.

Для того чтобы уроки русского языка не были скучными, однообразными я, как и многие учителя, подбираю увлекательный, но в тоже время познавательный дидактический материал, который привлекает внимание каждого ученика.

Использую на уроках разнообразные виды работ: игры, головоломки, ребусы, кроссворды, шарады, анаграммы, метаграммы, загадки, пословицы, поговорки, отрывки из произведений, стихотворений, басен, сказок, перфокарты, карточки для индивидуальной работы, сигнальные карточки, памятки, опорные схемы, кодоскоп, творческие работы, иллюстрацию.

Все это активизирует внимание детей к изучаемому материалу, вызывает желание участвовать в учебном процессе, вселяет уверенность в свои силы, способствует находчивости и сообразительности учеников.

Применения каждого вида работы зависит от темы урока, от того на каком этапе урока они будут использованы, от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся класса.

В своей статье я остановлюсь на проведении одного из этапов урока. Это организация словарной работы. Каждому учителю известно, что чем богаче активный словарный запас человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее его устная и письменная речь. Поэтому словарная работа должна носить не случайный, эпизодический характер, а систематический хорошо организованный процесс.

Я расскажу лишь о тех видах словарной работы, которые использовала в своей практической работе и которые дают положительный результат.

Наиболее распространенный вид словарно-орфографических упражнений это диктанты. Они могут быть использованы для знакомства с новым словом, для закрепления изученных слов, а также как контролирующий вид работы над трудными словами.

1. Зрительный диктант

Показываю детям карточку – слово с выделенной безударной гласной. Ученики проговаривают его орфоэпически и орфографически, а затем записывают его по памяти. Аналогично проводится работа с группой слов.

2. Картинный диктант

1) Показываю детям картинку, дети называют изображенный предмет, объясняют написание слова и записывают его.

2) Показываю картинку, а дети записывают слово самостоятельно, затем слово открывают дети проверяют.

3) Закрываю только безударную гласную, дети записывают слова, затем букву открываю.

3. Выборочный диктант (может быть картинный, слуховой, зрительный).

Предлагаю детям карточки-картинки, либо карточки слова, либо слова на слух. Задания могут быть следующие.

Например:

1) Использую карточки-картинки. Запишите в первый столбик слова – названия животных, во второй слова – названия птиц.

2) Или карточки – слова. Запишите в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную – "О", во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную – "А".

3) Или диктую слова вслух. В левый столбик запишите слова, отвечающие на вопрос что?, а в правый – кто? (Москва, фабрика, рабочий и др.)

4) Использую кодоскоп. На пленке записан текст. Даю задание, выписать из текста словарные слова.

Урожай!  урожай! Наше лето провожай!

Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор!

На гряде сорвать не плохо крупный красный помидор!

Пробежишься огородом – съешь морковку мимоходом. (Е. Трутнева).

4. Диктант с использованием загадок.

1) Читаю детям загадку, дети сначала проговаривают отгадку, а затем пишут ее.

2) Читаю детям загадку, а отгадку – словарное слово дети записывают самостоятельно.

3) Подбираю загадки требующие хорового ответа.

Например:

Трещало с самого утра

- Пор-р-ра! Пор- р-ра!

А это- пора?

Такая с ней морока, когда трещит …… (Сорока).

4) Вспомните загадки, отгадками в которых являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищу.

5. Диктант по памяти.

1) Запишите по памяти слова, обозначающие названия инструментов (молоток, лопата), или названия одежды (пальто, сапоги).

2) Записать слова, в написании которых нужно запомнить безударную гласную (е,о,а,и,я).

3) Пишу слова на доске. Ученики повторяют слова, слова закрываются дети пишут их по памяти.

4) Текст пишу либо на доске, либо на пленке и использую кадоскоп. Даю задание назовите из текста все словарные слова, запомните их. Текст закрываю, дети пишут их по памяти. Затем кладу пленку с выписанными словарными словами, дети проверяют себя.

Например: Текст "Школа".

С какой радостью мы возвратились осенью в родной класс! Приятно открыть тетрадь, взять ручку или карандаш и выполнить задание. С каким вниманием мы слушаем объяснение учителя! Все ученики хотят больше знать.

6. Диктант с комментированием.

Диктую слова из "Словаря" один ученик комментирует его написание, все записывают.

7. Творческий диктант.

1) Замените развернутое определение одним словом.

Например: а) Сшитые листы чистой бумаги (тетрадь).

б) Маленький ящичек для хранения ручек и карандашей (пенал)

2) Показываю детям картинку, например с изображением лисицы, медведя. Даю задание: Расскажите об этих животных. Составьте и запишите 2-3 предложения с этим словом.

3) На доске пишу предложения с пропущенными словами. Впишите в предложения подходящие по смыслу слова из "Словаря".

а) Сапоги, ботинки – это обувь, а … - это одежда.

б) Лисица, … - это звери, а … , … - это птицы.

в) Тетрадь, … - это учебные принадлежности, а … , … - это инструменты.

Кроме различных видов диктантов использую и такие приемы работы над словарем.

1. При знакомстве с новым словом работу организую так:

1) чтение слова с доски или с карточки;

2) обозначение ударения, выделение корня, нахождение безударной гласной, не проверяемой ударением; 3) проговаривание слова вслух;

4) письмо в тетрадях;

5) разбор по составу;

6) подбор родственных слов;

7) составление с этим словом словосочетания или предложения (устно или письменно).

2. Словарную работу сочетаю с минуткой чистописания. При написании строчных букв пишу словарные слова начинающиеся с этой буквы. Например: м …(молоток) и т.п.

3. К доске вызываю 2-3 учеников. Они и весь класс пишут слова под диктовку учителя. После окончания работы к доске выходят 2-3 "учителя" и проверяют работу учеников.

4. Подбираю слова, в которых надо вставить одинаковую букву (а, о, е). Вставьте одну букву.

http://festival.1september.ru/articles/311988/img1.gif

5. Группирую слова по темам "одежда", "мебель", "звери", "птицы". Говорю дети: Сегодня мы будем писать слова из темы "Звери". Можно это задание выполнять так:

1) Диктую слова, ученики их записывают или

2) вспоминают слова самостоятельно и записывают, или 3) называют слова вслух и записывают;

4) вывешиваю слова – карточки с закрытой безударной гласной по теме, дети записывают слова и вставляют нужную букву;

5) аналогично организуется работа с карточками – картинками.

6. Группирую по буквам. Например: Сегодня мы будем писать слова начинающиеся на букву "К". Работу можно провести так:

1) найдите слова на эту букву в словаре, запишите их;

2) вспомните и запишите словарные слова начинающиеся с этой буквы;

3) можно организовать коллективную работу, дети называют слово, а потом записывают;

4) можно использовать слова – карточки. На доску вывешиваются слова в том числе начинающиеся на эту букву, с закрытой безударной гласной. Выпишите слова начинающиеся на букву "К";

5) аналогично можно организовать работу с карточками – картинками.

7. Использую перфокарты. Они позволяют проверить знания всех учащихся, при малой затрате времени.

8. Работа с кроссвордом.

1) Узнай какие слова надо вписать. Запиши словарное слово;

2) Разгадайте кроссворд "Спрятанные слова";

3) Кроссворды типа "Заполните таблицу";

4) Составь свой кроссворд предложи его товарищу.

9. При знакомстве с новыми словами использую небольшие шутливые стихи. Например: При изучении слова лимон, можно использовать шутку Г. Сапгира. "Ли-мон":

Что за ли? В звуках нету смысла
Что за мон? Но едва шепнут лимон – сразу станет кисло.

При изучении слова "топор" считалку И. Демьянова:

Взял Егор в углу топор
С топором пошел во двор
Стал чинить Егор забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор.
Поищи и ты топор.

10. Использую и такие задания.

Подберите дома:

  • Загадки, отгадками к которым являются слова из "Словаря". Загадайте их товарищам.
  • Пословицы, в которых встречаются слова из "Словаря". Проговорите их вслух.
  • Отрывки из художественных произведений в содержании которых есть слова из "Словаря".
  • Названия художественных произведений которые являются словарными словами.

11. Задания типа "Ответь на вопросы":

1) Кто живет в лесу?

2) Кто следит за чистотой в классе?

3) Что дает нам корова? и т.п.

Такое задание выполняем по разному.

а) 3-4 вопроса пишу на доске, ученики записывают в тетради полные ответы.

б) Диктую вопросы, дети записывают полные ответы.

в) Диктую вопросы, дети пишут только ответы, словарные слова.

12. Задания типа "Допиши предложение" .

1) Весело чирикает … (воробей)

2) В лесу живут … и … (заяц и медведь) и т. п.

Такой вид работы тоже проводим по разному.

На доске записываю 3-4 предложения, а ученики вместо точек дописывают словарные слова.

Слова для вставок пишу на доске. Диктую предложения, дети выбирают нужные по смыслу слова и дописывают предложения.

Ученики пишут только пропущенные при диктовке учителя слова.

13. Задание "Цепочка слов". Называю первое слово, дети продолжают цепочку: каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Например: береза, автобус, сахар, рисунок, колхоз и т.д.

14. Задание. Под каждой буквой столбик слов. Называю или пишу на доске несколько букв и предлагаю детям под каждой буквой написать 3-4 словарных слова, начинающихся с этих букв.

Работу можно организовать так:

  • Коллективно
  • Самостоятельно

Учитель перечисляет слова, дети записывают слово в нужный столбик.

Коллективно эту работу можно провести так: на доске цветок, на его лепестках словарные слова с пропущенной безударной гласной, ученик срывает лепесток, говорит слово вслух и записывает его в нужный столбик, ученики в тетради.

к

м

с

Капуста

медведь

собака

15. Составить по опорным словам рассказ и озаглавить его. Предлагаю слова.

1) Зима, мороз, коньки, каток.

2) Ученик, карандаш, пенал, тетрадь, класс.

16. Запишите словарные слова

1) Петя с вечера собирается в школу. Он кладет в портфель… Дети записывают. (Карандаш, пенал, тетрадь).

2) Таня пошла на огород за овощами для борща. Что она принесет? (Картофель, капусту, помидоры, морковь).

Для активизации словарной работы использую игры.

  • Игра "Не подведи свой ряд". На доске записаны слова в 3 столбика. Ученики с каждого ряда встают по одному и вставляют буквы. Побеждает тот, чей ряд справится быстрее.
  • Игра "Забей гол". На доске ворота, внутри них словарные слова с пропущенной безударной гласной. К доске выходят 2 команды, у каждой мячи (круг с записанной в ней гласной). По сигналу члены команды забивают голы. Выигрывает та команда, которая забьет наибольшее количество точных голов.
  • Игра "Догадайся". Иногда словарную работу начинаю с таких слов:

Слова спокойно жили в книжке,
Но книжку вдруг прогрызли мышки
От слов начала откусили,
Из книжек в норку утащили.

На доске записаны слова:

… льто

… нал

… пор

  • Игра "Подскажи словечко".

. е … (пенал) . о … (мороз)

. е …. (ребята) . о …. (колхоз)

. е …. (мебель) . о ….. (воробей)

  • На тему "Птицы":

. о . … (воробей)

. о . .. (ворона)

. е … (петух)

в … ок

г … д

д … вня

  • Игра "Волшебные яблоки".

На доске написаны слова:

л . сица

м . роз

р . бята

м . шина

за .ц

Рядом яблоня на ней яблоки на некоторых из них написаны буквы (а, е, и, я, о)

Говорю детям: Это не простые яблоки, а волшебные, сорвать яблоко с буквой может тот, кто правильно подберет для него подходящее слово.

  • Игра "Буквы заблудились". Помогите буквам встать на свои места. Какие слова получились?

т, р, е, т, а, ь, д (тетрадь)

м, л, о, к, о (молоко)


Словарная работа на уроках обучения грамоте в классах специальной (коррекционной) школы VIII вида"


Речь, выступая как средство общения, служит важнейшим инструментом социализации учащихся с нарушением интеллекта. Поэтому развитие речи у таких детей являются одной из актуальных проблем олигофренопедагогики.

Анализ литературных данных позволяет заключить, что при общем для всех умственно отсталых детей дефекте - нарушение интеллектуальной деятельности - речевые расстройства характеризуются стойкостью и требуют длительного коррекционного воздействия.

Особенности психического развития детей с нарушением интеллекта выражаются в нарушении речевой деятельности, ограниченном представлении об окружающем мире, слабой потребности в общении. А это обуславливает качественное своеобразие процесса развития речи, темп которого у таких детей замедлен, а речевая активность недостаточна из-за бедности, ограниченности, примитивности словаря. Поэтому есть все основания считать, что обеспечить речевую практику так необходимую детям данной категории, должны адекватные условия, создаваемые для спонтанного развития их речевой деятельности [3,с. 3].

По мнению специалистов, одним из важнейших видов работы по формированию и расширению лексического запаса, особенно на начальном этапе обучения, является работа с учащимися над осознанием словарных значений и смысла слова речи.

Словарная работа - одно из ведущих направлений в развитии речи учащихся специальных (коррекционных) школ. Программа по русскому языку определяет задачи работы над словом следующим образом:

Обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые школьники не знали, новых значений слов.

Уточнение словаря, т.е. углубления понимания уже известных слов.

Активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте.

Устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений. Все четыре направления работы тесно связаны между собой [5,с.29].

Для коррекционного воздействия важно ознакомление учащихся с определённым минимумом отвлеченной лексики, вызывающей у них наибольшие трудности в понимании, в вычленении тех свойств и отношений, которые выражаются словами, связанными не только с жизненным опытом, но и с деятельностью.

Постоянно возрастает количество понимаемых слов, формируется структура их значения, закрепляются связи. Такая система обучения эффективна не только в плане формирования и обогащения словарного запаса детей, но и позволяет значительно улучшить понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, активизировать речевую и познавательную деятельность, ускорить процесс развития речевых навыков.

Существуют общие требования к проведению словарной работы в специальной (коррекционной) школе [2, с. 71]:

Должна быть выдержана дозировка слов на единицу учебного времени.

Необходимо стремиться к конкретному объяснению новых слов.

Процесс презентации слов должен опираться на работу всех возможных анализаторов.

Объяснение значения слова - это только начальный этап работы над лексикой. Для введения слова в речь необходимы система упражнений, постоянное повторение слова, включение его в различные контексты.

При активизации лексики важно соблюдать естественность условий. Составляемые учениками предложения должны отражать либо содержание прочитанного текста, либо ситуацию, которая задается учителем.

Работа над лексикой должна быть тесно связана с работой над грамматической, фонетической и другими сторонами языка.

Для облегчения работы целесообразно расположить слова, подлежащие изучению, по возрастающей трудности. Сначала изучать слова, которые содержат одну непроверяемую гласную, а затем постепенно включать слова с двумя и более непроверяемыми гласными. Можно предложить такую методику работы над правописанием трудных слов:

Учитель записывает слово, подлежащее изучению, на доске. Необходимо, чтобы учащиеся видели написание слов, оно должно быть записано чётко, каллиграфически правильно.

Чтение слова учителем. Объяснение значения слова (учитель предлагает учащимся объяснить значение слова или сам даёт объяснение).

Заучивание правописания данного слова: проговаривание слова по слогам так, как пишется; запись слова с делением на слоги (орфограммы, подлежащие запоминанию, пишутся мелом другого цвета), деление слова на слоги с целью выяснения правила переноса данного слова.

Записать в орфографический словарик.

Вставка слова в классное наборное полотно "Запомни и пиши правильно".

Центральное место в словарной работе принадлежит лексическим упражнениям. Так как значение слов и их форм можно уточнить только в словосочетаниях и в связи с другими словами, с помощью которых они включаются в предложения и служат выражением определённой мысли.

В ходе проведения словарной работы можно использовать следующие приёмы: упражнения и дидактические игры, загадки, сравнение предметов (по зрительному восприятию и по памяти). Большой эффект для обогащения словаря имеют: показ кинофильмов, чтение художественных произведений.

Значимым методом активизации словаря является дидактическая игра. Каждая дидактическая игра имеет своё программное содержание, например закрепление знаний о временах года, цвете, пространстве и т.д. В связи этим в программное содержание игры входит и определённая группа слов, которую должны усвоить дети.

В дидактической игре можно косвенно добиться активности всех детей (давать по ходу игры задания: сказать хором, вспомнить загадку о предмете и т.д).

Кроме дидактических игр с наглядным материалом, используются словесные упражнения и игры. Игровая задача упражнений заключается в быстром подборе точного слова - ответа учителя. Упражнения должны быть кратковременны, в среднем 5-10 минут. Они не требуют длительной подготовки, легко включаются в уроки русского языка, например упражнение "Кто что делает?" (для активации глаголов): повар - варит, печёт, жарит; врач - лечит, ставит градусник и т.д.

В таких упражнениях каждый ребёнок отвечает одним или несколькими подходящими словами. Он должен быть внимательным к ответам товарищей, чтобы не повториться.

В словесных играх очень важно объяснение игры, оно обычно включает 2-3 примера выполнения задание (ответа). Не менее важен полный подбор словаря для игры (задания ведущего и ответы играющих).

Учитель обязан повседневно заботиться об увеличении активного словаря учащихся, накапливать этот словарь из урока в урок. Рекомендуется слова из активного словаря, записывать в орфографические словарики.

Слова, не предусмотренные программой, нужно тоже записывать в словари и вести с ними работу. Целесообразно вести один словарь с первого по четвёртый класс. Дети к концу обучения в начальных классах будут иметь у себя все изученные слова и смогут выполнять с ними разнообразную работу.

Работу над словами необходимо увязывать с изучением орфографии во всех классах с 1-го по 4-го.

Начиная с первого класса нужно учить детей писать, воспринимая на слух. Учить детей комментировать своё письмо.

Дети произносят полушёпотом. В классе шумок, но он не мешает работе. Дети увлечены письмом. При таком письме не будет отрыва в изучении теоретического курса от практических занятий.

При изучении словаря или орфографического правила наряду со слуховыми, зрительными, творческими диктантами можно использовать наглядный диктант. Дети называют предметы, затем учитель показывает предмет отдельно, дети записывают слова и т.д.

Диктант "Молчанка" - контрольный диктант. Вывесив картинку "Овощи" или "Посуда", учитель показывает изображения предмета, дети пишут название этого предмета.

Задача учителя состоит в том, чтобы ввести новое слово в речевую практику школьника. Наиболее распространенные приёмы, которые может использовать учитель при введении слов в речь учащихся, следующие:

Комментированные ответы учащихся: один ученик отвечает, другие обращают внимание на содержание и форму его ответа, указывают на недочёты его речи.

Творческие рассказы по опорным словам.

С целью выявления результатов работы по формированию словаря учащихся начальных классов на уроках обучения грамоте, было проведено сравнение показателей развития словаря учащихся во втором классе и данных развития словаря учащихся в третьем классе. Сравнение проводилось по следующим параметрам: объём пассивного и активного словаря, ассоциации на слова - стимулы, построение антонимических и синонимических рядов на слова - стимулы, составление предложений.

У учащихся третьего класса наблюдается повышение количества правильных ответов, положительная динамика развития пассивного словаря по различным лексическим темам.

Активный словарь детей обогащается новыми понятиями, они устанавливают новые смысловые связи между предметом и его действиями, признаками. Создаваемое вначале небольшое семантическое поле, связанное определённой темой, постепенно расширяется, формируется значительное количество конкретных понятий (рис. 1,2).

В процессе работы с детьми в третьем классе сократилось количество отказов в 1,5-2 раза по сравнению с началом 2 класса. Это свидетельствует о положительном влиянии специального обучения, как на развитие пассивного словаря, так и на обогащение активного словаря.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что работа над речевым развитием школьников должна вестись в двух направлениях:

  • формирование навыков речи;
  • обучение использованию этих навыков в практической деятельности.

Учитель должен проявлять внимание к ученику, поощрять обращение учащихся с вопросами, проявлять понимание значение того или иного слова учащихся, а в случае ошибок терпеливо разъяснить значения своей речи. А для учащихся создать такие условия, при которых появляется у них мотивация речи, т.е. потребность говорить,

Словарная работа на уроках русского языка


Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. С одной стороны, знание родного языка даётся ребенку с детства, он овладевает им так же естественно, как дышит и растет. С другой, - это сложная дисциплина, требующая большого труда, направленного в первую очередь на запоминание отдельных лексических единиц, именуемых “словарные слова”.

Традиционная методика формального заучивания словарных слов не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чём свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками, как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных заученным.

Актуальность работы над словарём младших школьников обусловлена и низким уровнем из речевого развития: на уроках русского языка и чтения мы часто встречаемся с ответами бедными в лексическом отношении. А ведь проблема лексической организации речи в последнее время занимает одно из ведущих мест в общем списке актуальных вопросов методики преподавания русского языка.

Чтобы повысить процесс запоминания “трудных” слов и разнообразить работу по расширению речевого кругозора учащихся, мной была составлена презентация.

Цель пособия – предложить учителям всесторонний систематизированный материал для организации работы учащихся первой ступени со словарём.

Данный демонстрационный материал направлен на решение следующих задач:

  1. Помочь учителю определить содержание словарной работы в начальной школе.
  2. Способствовать формированию орфографического навыка у учащихся в процессе работы над “трудными” словами.
  3. Совершенствовать речевое развитие школьников через обогащение их лексическими средствами.
  4. Развивать эмоциональные процессы личности младшего школьника.

Практическая значимость состоит в том, что презентация поможет интересно и с пользой организовать повседневную словарную работу, создаст основу для последующей языковой практики учащихся, поможет разнообразить работу на уроке, обеспечит богатство переживаний школьника, связанных с познанием самого слова, употреблением его в речи в разных значениях, что в свою очередь повысит внимание к слову. А первоначальное ознакомление младших школьников с элементами лексикологии (синонимия, антонимия, фразеология) поможет учителю среднего звена проводить углубленную и систематическую работу над словом, как лексической единицей, обеспечит систему преемственности двух ступеней обучения.

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА РАБОТЫ СО СЛОВАРЁМ

Языковой материал по каждой лексической единице включает в себя несколько разделов.

Ребус (загадка): при разгадывании ребусов дети самостоятельно или с помощью учителя производят звуковой анализ, а затем и синтез слова, что способствует более прочному запоминанию слов с непроверяемыми орфограммами.

Толкование лексемы и иллюстрация, помогающая лучше понять лексическое значение слова.

Этимологическая справка, содержащая информацию о происхождении слова, его первоначальном значении. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное написание.

Однокоренные слова, позволяющие провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.

Синонимические, антонимические и фразеологические отношения: работа с синонимами, антонимами и фразеологизмами предполагает образование у учащихся некоторых лексикологических представлений, формирование понятий, а также усвоение слов и оборотов речи.

Систематические использование таких демонстрационных материалов на уроках не только повышает орфографическую грамотность, обогащает и активизирует запас слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

Методические рекомендации для учителей русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка

Данные методические рекомендации призваны оказать помощь учителям русского языка и литературы по совершенствованию словарной работы на уроках русского языка. Методические рекомендации содержат предлож...

«СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...