Главные вкладки

    Приемы работы словарной работы на уроках русского языка
    статья по русскому языку (8 класс) на тему

    Шавыраа Светлана Чамьяновна

    Прдназначена для учащихся

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Приемы работы со словарными словами на уроках русского языка

    Для методики русского языка представляет определенный интерес то, что одним из критериев, определяющих речевое развитие ребенка, является широта и глубина различных ассоциаций или связей вокруг предмета, о котором идет речь.

    Работа над словом в учебном процессе является работой, направленной на развитие речи и мышления. Формирующаяся мысль требует для своего выражения языковых средств, от богатства которых зависит точность и глубина мысли, в свою очередь, и качество речи находится в зависимости от предмета мысли.

    Словарная работа - одна из проблем современной  школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз, который в ответственный момент жизни человека может его подвести.

    Словарная работа в каждом классе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть методические вопросы, важные для всех возрастных групп.
    Прежде всего, это вопрос о принципах словарной работы, которые определяют ее характер, содержание, формы организации, методы и приемы. Через слово ученики узнают и осознают законы языка, убеждаются в его точности, красоте, выразительности, богатстве и сложности. И поэтому так важен тот структурный компонент урока, который подчинён одной цели: знакомству со словом и осознанию всех его составляющих.

    Учителя, обучая учащихся русскому языку и совершенствуя их навыки владения языком, обязаны:

    а) максимально, с учётом возрастных возможностей учащихся расширять их активный словарь;

    б) научить использовать слова в их наиболее точном значении, выбирать наиболее подходящие для данной ситуации и в соответствии с требованием жанров и стилей;

    в) помочь учащимся устранить из речи слова нелитературные, диалектно-просторечные, архаичные, вышедшие из употребления.

    С этой важной проблемой в её общем виде связаны более частные методические проблемы: вопрос об отборе словарного материала для первоочерёдного его изучения, о последовательности включения в школьный обиход различных групп слов, о приёмах раскрытия значений слов. С нею же связан и вопрос о системе методических приёмов и упражнений, направленных на овладение учащимися словарными богатствами нашего языка.

    При организации работы над словарём современная методика русского языка рекомендует исходить из следующих принципиальных положений:


    • работа над словарём имеет большое воспитательно-образовательное значение для формирования личности ученика, его мировоззрения, для вооружения ученика навыками, необходимыми для будущей практической деятельности;

    • содержанием словарной работы является объяснение новых, непонятных для учащихся слов, анализ и уточнение значений уже известных им слов, ознакомление школьников с исключительным богатством словаря и показ его стилистических возможностей;

    • анализ значений слов должен производиться преимущественно с точки зрения словоупотребления в современном русском языке, хотя в ряде случаев слово может быть рассмотрено и в историческом аспекте

     Известно, что одной из самых сложных тем курса русского языка является тема «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова», иными словами, правописание словарных слов, так как эти слова нельзя проверить, а нужно «запоминать или проверять по словарю». А как же запомнить такое огромное количество слов? Разумеется, легче тем, у кого хорошая зрительная память, кто много читает, но среди сегодняшних школьников таких немного. Что же делать им? С ними, как уже упоминалось выше, необходимо регулярно проводить словарную работу.

    В работе со словарными словами можно выделить три основных этапа: знакомство, заучивание, усвоение. Для повышения эффективности каждого из этих видов работы, существуют следующие приемы:

    1 этап - знакомство со словарными словами
    2 этап - заучивание (домашнее задание)

     3 этап - проверка усвоения.
    Работа со словарными словами при помощи мнемосистемы «связей»
    Словарные слова учащиеся запоминают при помощи мнемосистемы «связей», которая заключается в следующем:


    1. Запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;

    2. Объединенные в группы предметы должны «оживать», «двигаться». Словарные слова распределены на группы, каждая группа имеет свой сюжет. Например: рабочий


    работа

    сапоги

    пальто

    машина

    завод
    Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод.
    Запоминание при помощи «мнемосистемы» как прием повышения орфографической грамотности является одним из самых эффективных при работе с детьми на уроках русского языка.

    Этимологический анализ слова как прием работы со словарными словами
    В области обучения русскому языку перед учителями стоят две задачи в их единстве: развитие орфографического навыка и развитие устной и письменной речи, то есть развитие умения толково излагать мысли. Одной из причин недостаточной грамотности школьников является разрыв между орфографическими занятиями и культурой речи детей. При обучении орфографии обязательно нужно использовать активные методы работы, которые возбуждали бы самостоятельную мысль и речевую деятельность ребенка.

    Одним из средств решения этих задач является использование этимологического анализа слов на уроках. Этимология –раздел языкознания, который занимается изучением происхождения слова, а также исторических изменений в его структуре и значениях.

    «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить и об отношении человека к его Родине»,- писал К. Г. Паустовский. На каждом уроке русского языка необходимо приучать ребенка рассуждать, почему то или иное слово так называется, пишется, произносится; каких “родственников” имеет данное слово в прошлом и настоящем нашего языка.
    Элементы этимологического анализа слов должны быть использованы, прежде всего, в работе над словами с непроверяемым написанием, которые даются в программе по русскому языку на каждом году обучения.

    Правописание таких слов остается у многих детей неосвоенным, если в их обучении исключалась активная мыслительная деятельность. Известно, что учащихся привлекает все новое, неожиданное. Неожиданность, необычность в работе со словами становится тем раздражителем, который рождает осмысленный интерес у ребенка к явлениям языка.

    Приведу примеры использования этимологического анализа на уроках в работе по развитию орфографической грамотности обучающихся.

    При знакомстве с новым словарным словом дается его лексическое значение (по толковому словарю) и объяснение его происхождения (по этимологическому словарю). В некоторых случаях написание гласных в корне, не проверяемых с точки зрения современного русского языка, можно проверить при знакомстве с этимологией слова.

    АЛЬБОМ – книга или тетрадь с чистыми листами для рисования, наклеивания марок, хранения фотоснимков.

    Слово заимствовано в начале ХIХ века из французского языка; восходит к лат. – альб
    ум – «белая доска для объявлений, распоряжений ко всеобщему сведению», альбус – «белый».

    Альбом – альбус = «белый».
    Этимологическому анализу могут быть подвергнуты все слова лексической системы языка, словообразовательный анализ которых не дает ответа на то, каково их происхождение. Это и заимствованные слова, не являющиеся исконными в лексической системе русского языка, и собственно русские слова, которые деэтимологизировались и изменили свой морфемный состав.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Словарная работа на уроках русского языка в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

    В материале работы описаны задачи над работой со словарным словом, формы деятельности, показана работа со словарным словом,описано проведение констатирующего эксперимента с заданиями, сделаны выв...

    СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Сельницина Нина Викторовна учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 75 г. Челябинска

    Роль русского языка в школах Российской Федерации сегодня необычайно высока. Известно, что язык в школе выполняет двойную функцию: является не только предметом обучения, но и средством приобретения зн...

    Тема самообразования: "Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка"

    Тема самообразования: "Методы и приемы словарной работы на уроках русского языка"...

    Организация словарной работы на уроках русского языка в 5 классе: методические рекомендации для учителей русского языка

    В работе представлены разнообразные приемы представления словарного слова, которые помогают активизировать мышление школьников....

    «СЛОВАРНАЯ РАБОТА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ – ОДИН ИЗ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ» (из опыта работы)

    laquo;Словарная работа на уроках русского языка и литературы – один из путей повышения культуры речи учащихся" (из опыта работы)...

    Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся

    Мастер-класс  о системном подходе к изучению лексики родного языка в школе...

    Обобщение педагогического опыта «Словарная работа на уроках русского языка» учителя русского языка и литературы

    Обобщение педагогического опыта«Словарная работа на уроках русского языка»учителя русского языка и литературы...