Родительский клуб для слабовидящих детей старшей группы № 8 "Мастерская Снегурочки" на тему "Развитие речевого дыхания и творчества"
материал

Конспект родительского клуба "Мастерская Снегурочки"в старшей группе для слабовидящих детей на тему "Развитие речевого дыхания и творчества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл masterskaya_snegurochki._8_gruppa_docx.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7

Здание по   адресу: 142701, Московская область, Ленинский г.о., г. Видное, пр-д Жуковский, д. 35

Родительский клуб для слабовидящих детей старшей  группы  № 8 «Мастерская Снегурочки» на тему

«Развитие речевого дыхания и творчества»

 

Подготовили и провели:

 Гуляева Ю.И., учитель-логопед;

 Капустянова И.И., воспитатель;

Зуева А.В., воспитатель;

Колбаносова А.Н., учитель-дефектолог.

г. Видное

Декабрь, 2023г.

Цель: Информирование родителей о значимости работы по развитию речевого дыхания у детей, как одного из составляющих этапов коррекционного процесса в преодолении речевых трудностей и гармоничном развитии.  Демонстрация и обучение родителей играм и игровым упражнениям для развития плавного ротового выдоха.

Задачи:

  1. Познакомить родителей с понятием «речевое дыхание».
  1. Познакомить участников мастер – класса с эффективными способами развития длинного плавного речевого выдоха через игры и упражнения, посвященные зиме.
  1. Вызвать у родителей интерес и желание использовать полученные в процессе мастер – класса навыки для занятий с ребенком.

Оборудование: подносы, манная крупа, коктельные трубочки, ватные шарики, фольга, корзинки, заготовки снежинок из фетра, цветной картон, ленточки, ножницы, клей, карандаши, музыкальное сопровождение, конверт с письмом от Снегурочки (сюрприз), цветной песок и варианты украшений для поделок.

Предварительная работа: Подготовка шаблонов поделки-тренажёра для выработки целенаправленной воздушной струи к мастер-классу; подбор музыкального сопровождения под игры и игрового материала; проведение похожих игр в группе с воспитанниками.

Ход мастер-класса

  1. Теоретическая часть.

  1. Что такое речевое дыхание?
  1. Рекомендации по соблюдению условий проведения упражнений на развитие дыхания и целенаправленной воздушной струи.

Вступительная беседа

    Добрый вечер, уважаемые родители! Всем нам хорошо известно, что речь является одной из важнейших функций человека. Что нам нужно для красивой речи? Это достаточно развитый артикуляционный аппарат, фонематическое восприятие и правильное речевое дыхание. Вот на последнем я и хотела бы остановиться подробнее.

     У детей дошкольного возраста речевое дыхание несовершенно.

     Дети не умеют рационально использовать вдох и выдох, что отрицательно влияет на развитие речи детей.

     Как показывает опыт, и вы сами это замечаете, что дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе, или на остаточном выдохе. Бывают случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Конечно, всё это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построению плавного слитного речевого высказывания.

     Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для таких просодических функций как  громкость речи, её ритмический рисунок (четкое соблюдение пауз),  плавность и интонационная выразительность.

      Важно помнить, что звуки мы произносим на фазе выдоха и при произношении различных звуков воздушная струя различна.

Так, при произношении смычных [б, б`, д, д`, п, п`, т, т`, к, к`] и смычнощелевых [ч, ц] звуков воздушная струя слабая, т.к. эти звуки произносятся коротко. Сильной длительной воздушной струи требует произношения сонорных [р, р`] и щелевых [с, с`, з, з`, ш, ж, щ] звуков. Произношение большинства звуков требует направленной воздушной струи.

       Правильному речевому дыханию детей вполне можно обучить. Обучение проводится в игровой форме.

       Во время проведения игр и упражнений необходим постоянный контроль за правильностью дыхания и соблюдение некоторых условий.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха и способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

Запомните параметры правильного ротового выдоха:

  • сильный вдох через нос
  • выдох через рот, во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы,
  • щеки НЕ надувать;
  • нельзя допускать выхода воздуха через нос;
  • выдыхать следует, пока не закончится воздух.

II.Практическая часть

  1. Знакомство с играми для развития речевого дыхания и наглядная демонстрация способов работы с ними.
  2. Усвоение приемов работы с игровыми пособиями по развитию дыхания.

    Давайте сегодня все вместе и поиграем! Какое время года у нас за окошком? (Зима). А зимой земля покрыта белым, пушистым…? (снегом). Можно рисовать на снегу? (да). Давайте и мы сейчас порисуем.

  1. Упражнение «Игра с подносом»

Цель: развитие речевого дыхания.

Задачи:

-обучение спокойному короткому вдоху и плавному удлиненному выдоху;

- развитие мелкой моторики;

-развитие наглядно-образного мышления.

    Перед вами снежок. Мы сейчас порисуем на нем с помощью трубочек и указательных пальчиков. (Звучит музыкальное сопровождение с инструкцией. Дети с родителями в определенном темпе дуют через трубочку на манку в подносе так, чтобы получились кружки-«снежки» и линии-«сосульки», а также рисуем в конце пальчиками волнистые линии –«сугробы».)

     А что еще можно из снега сделать? Слепить…(снежки).

  1. Упражнение «Попади комком в корзинку».

Цель: развитие речевого дыхания.

Задачи:

- обучение спокойному вдоху и сильному выдоху;

- развитие мелкой моторики и пространственной ориентировки.

     Перед вами блестящие листья, вата и карандаши. Из карандашей построим дорожку. А из листа фольги и ваты слепим по комочку и с помощью нашего ветерка отправим его в корзинку по дорожке.  (Дети из кусочка фольги и ваты катают комки, строят из карандашей дорожку. И ровно по дорожке с помощью сильного плавного выдоха загоняют комок в корзинку. Родители держат корзинку на противоположной стороне дорожки.)

  1. Упражнение «Тучка белоснежная»

Цель: развитие речевого дыхания.

Задачи:

- обучение спокойному короткому вдоху и плавному удлиненному выдоху;

- развитие моторики;

- закрепление пространственной ориентировки.

   Под песню «Тучка белоснежная» родителями с детьми выполняется пальчиковая гимнастика. На последних словах песенки дети берут снежинки в руки и сдувают их со своих ладошек в заданном, педагогом направлении.

  1. Упражнение «Игра на ковре».

Цель: развитие зрительного и слухового внимания

Задачи:

- развитие внимания и чувства ритма;

- развитие ориентации в пространстве;

- развитие моторики;

- развитие межполушарного взаимодействия.

     Давайте с вами немножко отдохнем и перейдем на ковер. (Дети с родителями становятся пред столом на ковре. На столе лежат снежинки и шарики-снежки. Под музыку все выполняют ритмическое упражнение, используя заготовленные комочки-шарики из фольги и снежинки.)

        По окончании логоритмической разминки. Звучит музыка «Метель».

- Ой, что за звуки? Кажется, за окошком разыгралась метель…Смотрите, что нам ветром занесло в окошко. Это письмо. От Снегурочки. Она пишет. Что метелица унесла её теплые варежки.

Давайте поможем Снегурочке и сделаем для нее красивые варежки! (Родители с детьми изготавливают поделку-варежку с двигающейся по ней снежинкой. Варежка как тренажёр для выработки целенаправленной воздушной струи.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия для детей старшей группы "Сравнение диких и домашних животных". Составила воспитатель МДОУ детский сад №130 Каткова Елена Александровна.

Занятие предусматривает сравнение диких и домашних животных. Основной уклон занятия дан на работе со схемами....

Конспект речевого развлечения «Веселое путешествие» для детей старшей группы

Тема. Гласные звуки [А], [У],[ И],[ О].Цель: закрепить в речи правильное произношение гласных [А], [У],[ И],[ О].Коррекционно-образовательные задачи:Учить различить на слух и по артикуляции гласные зв...

Тематическое развлечение для детей старших групп "Кузя в гостях у детей"

Развлечение составлено с учетом возрастных и психических особенностей для детей старшего дошкольного возраста в группах коррекционной направленности....

Рабочая программа учителя-логопеда для детей старшей группы группы с системным недоразвитием речи

Рабочая программа (далее – Программа) разработана для организации коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми, имеющими речевой профиль «Системное недоразвитие речи&raq...

Статья: "Закономерности развития связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием"

Статья раскрывает ответы на  вопросы формирования связной монологической речи детей дошкольного возраста с нормальным речевым развитием....

Конспект НОД по речевому развитию детей старшей группы с использованием мнемотехники

Заучивание стихотворения С. Пивоварова «У обелиска» с  использованием мнемотехники....

План-конспект организационной интегрированной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей старшей группы на тему:"Путешествие в страну сказок"

Цель: создание социальной ситуации для познавательно-речевого развития детей старшей группы посредством арт-гимнастики и организации продуктивной деятельности.Задачи: Образовательные: -Стимулиров...