Коррекция дисграфии на уроках русского языка.
статья

Котлагазиева Сабина Салауатовна

         Как известно, дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в

повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной

высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма.

Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты

и грамматики языка.   Что является причинами дисграфии?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_logopediya_god_ne_pomnyu_kakoy.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекция  дисграфии  на  уроках   русского  языка.

   

 Авторы: 1.Котлагазиева Сабина Салауатовна, учитель-логопед (Красноярская СОШ №1); 2.Мурзагалиева Эльмира Абдрахмановна, учитель-логопед (Володарская СОШ №1)

         Как известно, дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в

повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной

высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма.

Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты

и грамматики языка.   Что является причинами дисграфии?

Дети при данном нарушении не пишут заглавные буквы, в диктантах они

допускают большое количество ошибок. Так как их часто ругают за это, дети

нервничают и иногда отказываются ходить на занятия. Они понимают, что

становятся объектами насмешек со стороны сверстников, и замыкаются в

себе. Дети, страдающие дисграфией, часто путают буквы «Р» и «Ь», «З» и

«Э». Диктанты они пишут очень медленно, неровно, очень часто

их почерк невозможно разобрать. Однако ошибки, которые дети допускают

из-за незнания грамматики, не являются дисграфией. Для того чтобы ребенок

научился писать, он должен обладать средним интеллектом, воспринимать

устную речь и запомнить написание букв. При неодинаковом

формировании полушарий головного мозга тоже может развиться дисграфия.

Также это нарушение может быть обусловлено генетически. Нередкими являются случаи, когда дети страдали дисграфией в двуязычных семьях.

Проблемы с установлением последовательности. При этом ребенку сложно

разобраться с последовательностью и организацией всех деталей подробной

информации в нужном порядке, что проявляется в проблемах с

последовательностью букв на письме. Таким детям приходится либо

сбрасывать скорость написания слов и писать правильно, либо

писать быстро, не обращая внимания на грамотность и пунктуацию.

Слабая обработка зрительной информации. Некоторые дети страдают

дисграфией, потому что испытывают затруднения в визуальной обработке

информации, которую они записывают на страницу. Для коррекции  

дисграфии у младших школьников необходимо проведение с ними

строго целенаправленной работы в течение достаточно продолжительного

времени и обязательно с использованием большого количества тщательно  

подобранного однотипного речевого материала. С целью коррекции

дисграфии на уроках русского языка можно использовать ряд упражнений:

1) Упражнение "Корректурная правка".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не

мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут

работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные

буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше

согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по

одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна

зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы

должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как

показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т",

"п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае

ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого

текста, написанного ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он

хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений. Лучше, если текст

не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо

сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и

работать только с ними.

2) Упражнение "Пишем вслух".

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется,

Проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с

подчеркиванием, выделением слабых долей.То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-

Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мыпроизносим что-то вроде

"ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример

проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).

Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при

произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для

гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например,

позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа

"ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для

дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине

вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова

неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре

можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам

конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок

такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности

проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово.

3) Упражнение "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и

проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить  

постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего

возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным

"ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-

вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические

основы: первая "...", вторая "..."),соединенные союзом "и"".

4) Упражнение "Пропущенные буквы".

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где

все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и

уверенность навыка письма.

Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг.                                

5) Упражнение «Лабиринты».

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и

предплечья),внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял

положение руки, а нелиста бумаги.

6. Упражненеи «Звуковой анализ в «технике сканирования» (задание выполняется без

предварительного чтения слова):

- посмотрите на слово;

- посмотрите на среднюю букву в этом слове (например, д в слове «лодка»);

- посмотрев на среднюю букву, увидите еще и букву справа (к) и слева (о);

- продолжайте упражнение, добавляя по букве справа и слева, пока не получите

все слово целиком;

- назовите слово.

После того как выполнена работа с пятью-десятью словами, можно провести

слуховой диктант этих слов.

Словарный материал для звукового анализа (3-4-й классы).

Активный, аромат, автомобиль, агроном, аккуратно, аппетит, борозда,

бульдозер, впереди, биография, везде, викторина, виток, волшебник, галерея,

гражданин, газета, гореть, горизонт, двадцать, деликатный, двенадцать, диалог,

доверие, директор, до свидания, ездить, желать, железо, живопись, засеять,

здесь, земледелие, заповедник, издалека, инженер, инициатива, изложение,

изображение, календарь, конституция, коньки, кровать, каллиграфия,

карикатура, катушка, легко, лисица, локомотив, медленно, металл, мороз,

мякоть, неинтересный, неискренний, некрасивый, неопрятный,

неуклюжий, недоверчивый, нечестный, невежливый, назад, налево, направо, очевидец.

                                          Список литературы:

  1. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения  и письма у младших школьников. – Санкт – Петербург 2001
  2. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи их преодоление у младших школьников. – М., 1997.

  3.Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. - М., 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русскогоязыка в з классе МС(К)ОУ "С(К)ОШ № 15 по теме: "Различение твёрдых и мягких согласных гласными".

Урок создан на основе модели личностно-ориентированной  технологии обучения. На уроке используется ЦОР, мотивация учебной деятельности, реализованы основные этапы урока. Организована последовател...

Сценарий урока русскогоязыка в 5 классе по ФГОС

Урок по теме "Имя существительное" принял участие в конкурсе муниципальных методических служб и занял первое место....

Статья Индивидуальная работа на уроках русскогоязыка

Статья содержит основные формы и методы организации индивидуальной работы...

Методическая разработка урока "Функциональные стили речи русскогоязыка.Разговорный стиль"

Цели: обобщение и  углубление знаний о разговорном стиле, об особенностях речевых жанров (письмо, SMS).Обучающие:Систематизировать у учащихся знания о стилях русского литературного языка; повтори...