Статья Индивидуальная работа на уроках русскогоязыка
статья по русскому языку (6 класс) на тему

Сергеева Галина Алексеевна

Статья содержит основные формы и методы организации индивидуальной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья.  Индивидуальная работа на уроках русского языка как одно из условий успешного обучения.

Для организации  индивидуальной работы очень важно, чтобы учитель знал силы каждого ученика, чтобы учитель пришел к твердому убеждению, что все его ученики способны справиться с теми задачами, которые перед ним выдвигаются.  В этом должны быть уверены и учащиеся, иначе, если нет уверенности, то ученик не участвует в общей работе.

  Разные  этапы урока (начало, проверка домашнего задания, изучение и закрепление нового материала) дают разные возможности для индивидуальной работы.

  1. Индивидуальная работа в начале урока, при проверке домашнего задания.

Можно проводить самодиктанты.  В работу включены все ученики, диктант посилен всем. Текст самодиктанта составляет учитель.  Это могут быть отрывки из художественных произведений, тексты упражнений, мудрые изречения. Тексты желательно подбирать разных стилей. При написании самодиктанта могут быть поставлены различные цели: расставить знаки препинания, подчеркнуть те или иные члены предложения, обозначить орфограммы в разных частях слова, указать признаки данного стиля, указать художественные средства выразительности.

  1. Индивидуальная работа при опросе.  

Участие всего класса при опросе обязательно. Ученики спрашивают товарищей по классу после изучения одного или нескольких параграфов по теме, обязательно используя учебник.  Учебник становится для ученика помощником, советчиком.  

Например, ученик задает товарищу вопрос: определи тип сказуемого в предложении:  Ещё громче будут петь птицы.

Этот пример  ученик взял из упражнения или из правила. Готовя этот вопрос, он знает, что сказуемое – простое глагольное, выражено будущим временем глагола.

Такая работа учит анализу, учит управлять своими мыслительными процессами, учит творчеству.

  1. Индивидуальная работа при проверке  домашних упражнений.

А). Прием взаимопроверки.

Б). Прием самопроверки: учитель или подготовленный ученик дает правильный вариант задания, а ученики исправляют неверные написания и сами ставят оценку.

В). Полезной является и следующая форма:  из текста диктанта ученик выбирает самое трудное в нем и диктует учащимся. Это интересная и полезная работа, сразу видно, чувствует ученик материал или нет.

Любая работа, проверенная самим учеником, принесет пользу, так как он сразу увидит результат. Задания ученики проверяют красным карандашом. Проверять можно по печатному тексту, по орфографическому словарю, с голоса учителя, который четко произносит слова и предложения. Ученик сам ставит оценку. Но ученики могут сознательно пропустить ошибку или случайно.  «Отучить « просто. Взять две-три работы. Если исправлены все ошибки – ставим «5» (даже если ученик поставил «2»). Если же пропустил ошибку – ставим «2»(даже если ученик поставил «5» или «4»).

Вывод для ученика – лучше не пропустить ошибку!

  1. Индивидуальная работа при объяснении нового материала.

Это сложная работа. Программа по русскому языку построена по линейно-ступенчатому принципу. Абсолютно новых тем в каждом классе немного. Так,  например, изучая второстепенные члены предложения в 8-ом классе,  ставим перед учащимися вопрос перед самостоятельным  изучением  параграфа: 1.-что я знаю о дополнении? (известное ученики должны подкрепить примерами)

2) Что новое узнал? (в этом я разберусь).

Учитель дает примеры, по которым ученик объясняет то новое, что содержит параграф учебника. (чем выражено дополнение, что значит дополнение прямое и косвенное)

В сильном классе помимо общепринятых форм объяснения нового материала эффективным для индивидуальной работы является  объяснение нового материала по заранее подготовленной на доске программе:

1.Что надо знать (теория, номера абзацев параграфа.

2. Что надо делать (практика, номера упражнений и предложений, чтобы закрепить теорию) Ученик работает в своем обычном ритме: тот, кто быстрее, получает домашнее задание.

  1. Индивидуальная работа при закреплении изученного  на уроке материала.

Первоначальное закрепление нового идет от простого к сложному. Продумывая приемы закрепления, учитель должен точно знать, каковы возможности каждого ученика, как он воспринимает материал, какие проблемы у него есть.

- Можно давать упражнения для закрепления в качестве дифференцированного задания:

1 группа - , ученики, требующие большей нагрузки.

2 группа – ученики, требующие меньшей нагрузки, задания для орфографической и пунктуационной зоркости.

3 группа – ученики, с трудом усваивающие язык.

4 группа – ученики с пробелами в знаниях.

  1. Индивидуальная работа при создании задач творческого характера.

Проводим работу по созданию примеров по аналогии с теми словами и предложениями, которые дает учитель.

Например,  в слове «стелется» три орфограммы. Ученики должны привести примеры слов с подобными орфограммами.

Например, предложение: «Учиться – наша задача». Ученики должны привести пример предложения  с подобной  пунктограммой.

  1. Индивидуальная работа по орфографии на основе словарных орфографических диктантов.

Управление учебным процессом особо остро встает в слабых классах. В этих классах необходимо проводить такие формы работы, которые активизируют познавательные способности учащихся, помогают овладеть навыками правописания.

А) Формы индивидуальной работы со слабыми учащимися:

1). Словарный диктант с подсказкой.

Часто ученик знает правило , но не умеет его применять. «Подсказка» в словарном диктанте помогает правилу действовать. При проведении такого диктанта, учитель сам дает часть условия орфограммы. Главное условие орфограммы  учащиеся выполняют сами.

Например,  МЯЧОМ 1.где находится орфограмма?

2. –после чего?, 3. Мы должны решить, что писать О или Ё ?4. Написание зависит от того, куда падает ударение. 5. Поставьте ударение и напишите букву.

2). Словарный диктант с грамматическим зданием.

   Формирование орфографических навыков должно происходить в тесной связи с грамматическим навыком, т.е. ученик должен знать морфологические признаки каждого слова.

Грамматические задания помогают правильно написать орфограмму.

Например,  ветошь, пейзаж – определить склонение существительных

Колышет, дышит – определить спряжение и выделить окончание

3) Словарный диктант с самопроверкой.

    Цель: Формирование навыков самоконтроля.

Контрольза применением правила – неотъемлемая часть его усвоения. Учащиеся соотносят правило с конкретным написанием, учатся находить ошибки и обосновывать правильность написания..

 1 этап: Учащиеся пишут словарный диктант под диктовку, учитель одновременно называет паранраф, к которому можно обратиться для самопроверки.

2 этап : Затем с помощью записанных параграфов дети проверяют диктант, обозначая орфограммы.

4. Словарный диктант с продолжением.

Цель: Выработать навык умения классифицировать орфограммы, формирования орфографической зоркости.

Слова записывают столбиком, затем проверяются, обозначаются орфограммы.

Например, СТАНЦИЯ, ШЕПОТ (ученики записывают слова с такой же орфограммой)

5. Словарный диктант с сопоставлением.

 Сравнение и сопоставление – активные формы усвоения знаний. Приём сопоставления эффективен в работе над  взаимосмешиваемыми орфограммами.  Например,  Диктуется слово или словосочетание, коллективно объясняется написанное. После этого идет индивидуальная работа: преобразование текста диктанта в соответствие с заданием.

Например,  «незаконченная повесть» - задание: составить словосочетание, чтобы НЕ писалось  раздельно – не законченная к сроку.

6. Индивидуальная работа идет при а)выборочном диктанте, б) в диктанте с обобщением.

При организации индивидуальной работы развивается память, внимание, воображение, речь  и творческие способности учащихся

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная работа на уроках физической культуры

Уроки физической культуры играют  большую роль в реализации президентской инициативы «Наша новая школа», потому что они - необходимое звено в воспитании  личности, в ее образовании и с...

Из опыта работы "Формы организации дифференцированной и индивидуальной работа на уроках географии"

Формы организации дифференцированной  и   индивидуальной работа на уроках географии...

Статья: Индивидуальная работа на уроках русского языка – необходимое условие для развития самоорганизации школьников

Статья: Индивидуальная работа на уроках русского языка – необходимое условие для развития самоорганизации школьников...

Обобщение опыта работы "Индивидуальная работа на уроках русского языка"

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональ­ной школы» сказано: «Совершенство­вать формы, методы и средства обу­чения... Шире практиковать активные формы занятий, придавать им...

Статья "Индивидуальная работа на уроках математики"

В статье описывается индивидуальная работа на уроках математики в специальной коррекционной школе 8 вида для коррекции и развития познавательных процессов....

Сборник статей,, Модернизация общего и профессионального образования,, Статья,, Профориентационная работа на уроках социально-бытовой ориентировки в 10-11 классах с углубленной трудовой подготовкой,,

В МКОУ "Специальная школа № 80" организованы классы с углубненной трудовой подготовкой (10-11 классы).Большое внимание уделяется Профориентационной работе....

Статья «Формы работы на уроках английского языка» (из опыта работы).

В современном мире изменился подход к образованию и воспитанию детей. Заинтересовать ребенка порой бывает очень сложно в условиях глобальной цифровизации и беспрепятственного доступа к использованию р...