Из опыта работы "Формы организации дифференцированной и индивидуальной работа на уроках географии"
материал по географии по теме

Степура Любовь Николаевна

Формы организации дифференцированной  и   индивидуальной работа на уроках географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы организации дифференцированной и индивидуальной работы на уроках географии.

Из опыта работы

Л.Н.Степура,

учителя географии

МОУ «СОШ №1»

г. Сланцы 

       

         Я считаю, что дифференцированный и индивидуализированный подход в обучении в настоящее время очень актуален и важен. География является тем предметом на материале, которого необходимо обеспечить развитие мышления и образного восприятия окружающего мира.

    Дидактические принципы - дифференциация и индивидуализация -формируют особый подход к обучению в школе.

     Дифференцированный подход отражает важное направление оптимизации учебного процесса – его вариативность, а она в свою очередь является основой индивидуального обучения.

    На своих уроках  в рамках дифференцированного и индивидуального подходов  я использую разные методы, формы и возможности.


Педагогические условия успешной дифференциации

  • Дифференциация  не является основной формой обучения, а включается в учебный процесс для повышения его эффективности на отдельных этапах.
  • Дифференциацию  в обучении можно использовать на любом этапе урока.
  • Дифференциация важна при закреплении нового материала, когда происходит усвоение, а так же при повторении пройденного.

       На всех этапах урока, где применяется дифференцированная работа учащихся, должны быть реализованы следующие задачи:

  • Средствами  внутриклассной  дифференциации совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, повышение уровня сформированности знаний, умений и навыков каждого ученика в отдельности.
  • Развивать логическое мышление, креативность при опоре на зону ближайшего развития.
  • Формировать учебно-познавательную мотивацию.
  • Создать условия для развития интересов и способностей каждого ребенка.

 

    Достаточно часто технологию дифференцированного обучения я использую на этапе закрепления материала.  Этот  этап урока дает самые широкие возможности для организации дифференцированной и индивидуальной работы. Процесс закрепления осуществляется, с одной стороны, через закрепление (понимание, запоминание) элементов теории, с другой стороны, через выполнение заданий практического характера.

  Организуя дифференцированную работу на этапе закрепления, учитель должен ясно представлять:

  • закреплению каких навыков и приемов учебной деятельности служит предложенное ученику задание;
  • какие приемы умственной деятельности нуждаются в закреплении и как разнообразить задания с этой точки зрения;
  • какие ученики нуждаются в помощи учителя и в какой форме предложить эту помощь;
  • какие ученики и в каком объеме могут выполнять задания творческого характера?

   Необходимо также учитывать разный темп и различное качество усвоения программного материала. Действительно, одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя. Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепление организуется на разных уровнях и в неодинаковом объеме.  На  уроках  географии при  использовании  методики дифференцированного подхода,  главное   уметь заинтересовать учащихся заданиями, которые делятся по степени трудности и объёму. Во время тренировочных и пробных работ обучающимся предлагаются задания базового, высокого и повышенного уровня.      Также  на  уроках географии  широко  используются  трехуровневые  тестовые  задания  обучающего характера  при  закреплении   изученного материала.

   Домашнее задание - особый вид самостоятельной работы, т.к. эта работа выполняется без непосредственного контроля учителя. Дифференциация и индивидуализация  домашних заданий способствует устранению перегрузки учащихся домашней работой. Это означает и сокращение объема заданий, и увеличение количества дней на его подготовку, и индивидуальную работу с учащимися по повышению темпа их умственной деятельности.

   

Дифференцируя многие домашние задания,  преследуются такие цели:

  • восполнить пробел в знаниях какого-либо ученика, (в этом случае задание индивидуальное);
  • подготовить учащихся к изучению нового учебного материала (опережающие задания);
  • оказать группе учащихся помощь при выполнении домашнего задания;
  • расширять и углублять знания, умения и навыки по изучаемой теме (творческие задания).

   Организация дифференцированного и индивидуального контроля знаний - одна из наиболее сложных. Важно, чтобы оценка знаний учащихся, с одной стороны, строго соответствовала уровню знаний, а с другой стороны, отражала реальный прогресс каждого ребенка в развитии и уровне ЗУН. Очень важно, чтобы оценка была «справедливой» в глазах ребенка.

  Индивидуальный подход включает в себя следующие элементы, тесно связанные между собой и представляющие цикл, периодически повторяющийся на новом уровне:

  • систематическое изучение каждого ученика;
  • постановка ближайших педагогических задач в работе с каждым учеником;
  • выбор и применение наиболее эффективных средств индивидуального подхода к ученику;
  • фиксация и анализ полученных результатов;
  • постановка новых педагогических задач.

     Обязательным элементом обучения является анализ. Он не только отражает результаты совместной деятельности учителя и ученика, но также представляет основу для корректировки и дальнейшего ее совершенствования. Строгий учет индивидуальных достижений каждого ученика, определение зоны ближайшего развития и дальнейшее составление программы работы с учеником дает возможность планирования дальнейшего обучения, направленного на повышение его уровня.

     Использование дифференцированного подхода на уроках позволяет создать атмосферу успеха, комфортные условия для творческой работы, ощутить каждому ученику результативность собственного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из личного опыта: Организация просветительно - воспитательной работы на уроках истории и обществознания с целью формирования ценностей здоровья и ЗОЖ.

Программапо пропаганде здорового образа жизниЗдоровье – не все. Но все без здоровья – ничто. (Сократ.)  Основания для разработки программы: ·...

Организация групповой работы на уроках географии.

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а...

Организация групповых форм работы на уроках географии

Представляю формы групповых работ по географии, предназначенных для использования учителями предметниками на уроках....

Презентация опыта "Формы организации дифференцированной и индивидуальной работа на уроках географии"

Формы организации дифференцированной  и   индивидуальной работа на уроках географии...

Из опыта работы по организации дифференцированной самостоятельной работы на уроках алгебры.

Необходимым условием образовательного процесса является дифференциация и индивидуализация обучения. На уроке учитель работает со всем классом, но при этом должен видеть и понимать каждого. Эта задача ...

Обобщение опыта работы "Индивидуальная работа на уроках русского языка"

В «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональ­ной школы» сказано: «Совершенство­вать формы, методы и средства обу­чения... Шире практиковать активные формы занятий, придавать им...

Статья "Организация дифференцированного и индивидуального подходов на уроках географии при обучении детей с ОВЗ"

Статья "Организация дифференцированного и индивидуального подходов на уроках географии при обучении детей с ОВЗ"...