Организация групповой работы на уроках географии.
статья по географии по теме

 

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. В арсенале активных форм и методов обучения лекции, различные формы программированного контроля, обучающие алгоритмы, ролевые игры, тематические дискуссии, всевозможные творческие олимпиады и т.д. К числу наиболее эффективных форм, активизирующих познавательную деятельность учащихся, относится и работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_geografii.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Статья по географии

Организация групповой работы на уроках географии.

Выполнила: Костерина Лариса Валерьевна

учитель географии МОУ ПСШ №9 Московской области

Современный урок направлен, прежде всего, на воспитание самостоятельности, инициативы, активности учащихся. Именно поэтому главной задачей учителя становится не передача знаний в готовом виде, а организация учебной деятельности учащихся таким образом, чтобы значительную их часть они приобрели самостоятельно, в ходе выполнения поисковых заданий, решения проблемных ситуаций, проектной деятельности. В арсенале активных форм и методов обучения лекции, различные формы программированного контроля, обучающие алгоритмы, ролевые игры, тематические дискуссии, всевозможные творческие олимпиады и т.д. К числу наиболее эффективных форм, активизирующих познавательную деятельность учащихся, относится и работа в группах.

Организация работы в группах на уроке преследует следующие цели:

-научить ребят самостоятельно и правильно распределять между собой роли при выполнении общих заданий и ответственно выполнять свои обязанности;

-научить ребят быть руководителями в групповой деятельности или исполнителями, т.е. подчиняться заданным правилам совместной работы;

-научить общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения;

-научить ребят умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других ребят.

Организация групповой работы, прежде всего, предполагает обучение правильному распределению обязанностей, требует проведения разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей, что коллективная деятельность, построенная на основе распределения функций (т.е. выполнения каждым отдельных операций, являющихся частью целого), координации усилий членов группы, является прогрессивной. При правильной организации такая работа идет на пользу всем, обеспечивая социальную и моральную поддержку, способствует развитию каждого ребенка как личности.

При распределении обязанностей необходимо научить ребят подчиняться товарищам, добросовестно выполнять свои обязанности наедине с самим собой; научить следовать заданным в группе правилам поведения. Выполнение в группе роли подчиненного развивает у учеников дисциплинированность. Выполнение роли руководителя для каждого одновременно почетно и ответственно. Кроме того, руководство товарищами по группе с целью координации их усилий развивает оперативность и гибкость мышления. Важным условием достижения успеха при хорошем взаимодействии членов группы друг с другом являются благоприятные личные взаимоотношения.

Организация групповой деятельности требует выполнения следующих правил:

-обеспечение каждому возможности участия в общем деле;

-получение опыта общения и совместной деятельности в группах;

-использование в группах таких норм и правил взаимодействия, которые интересы личностного развития ставят на первый план.

Первое условие может быть выполнено лишь тогда, когда количество участников в группе относительно невелико, т.е. такое, которое позволяет каждому члену группы свободно вести себя и с полной отдачей сил включаться в совместную деятельность. Оптимальной является группа в старших классах численностью от 3 до 7 человек.

В рамках второго правила рекомендуется систематически изменять состав и распределение ролей в группах. Это дает разнообразный опыт общения, усвоения различных форм ролевого поведения.

Третье условие будет соблюдено, если отношения между группой и каждым отдельно взятым ее членом будут строиться на равноправной, демократической основе. Каждый ребенок обладает теми же правами, что и вся группа. За ребенком остается право поступить по-своему.

Работу в группах по географии я организую как на уроках, так и во внеурочное время. Во внеурочное время это, прежде всего, выполнение творческих заданий, практических работ на местности, проектная деятельность. На уроках сложнее организовать работу при изучении нового материала или закреплении изученного, легче организовать при обобщающем повторении. Как правило, в группу включаю ребят как сильных, так и слабых, с различным уровнем сформированности учебных умений и навыков. Для каждой группы готовлю набор карточек нескольких уровней сложности.

Карточки I уровня сложности носят репродуктивный характер и предполагают простое воспроизведение знаний, полученных от учителя или из учебника в готовом виде. Это в основном понятия, закономерности, разобранные в классе и многократно звучавшие на уроках.

Карточки II уровня сложности носят продуктивный характер. Они требуют применения полученных знаний в стандартных условиях, когда алгоритм действия ребятам уже известен, например, рассчитать амплитуду колебания температуры, отследить изменение элемента природы по карте (изменение количества осадков, температуры и т.д.), узнавание по описанию какого-либо географического объекта, явления или процесса в природе.

Карточки III уровня сложности предполагают применение полученных знаний в нестандартной ситуации. Задания предполагают на основе имеющихся знаний составление обобщений и выводов, которых нет в готовом виде в учебнике, и они не делались на уроке при работе с учителем. Это также задания на получение дополнительной информации путем наложения нескольких видов карт. Другими словами, на данном уровне сложности необходимо создание новых знаний.

Каждый следующий уровень сложности, начиная со второго, как бы включает в себя все предыдущие, т.е. предполагается, что ученик, выполняющий наиболее сложные задания, легко может справиться со всеми, более простыми. Поскольку “сильных” учеников, к сожалению, меньше, чем “слабых”, то и количество карточек от одного уровня сложности к другому уменьшается.

Опыт проведения уроков в форме групповой работы в целом положительный, но требуется многократное их повторение с тем, чтобы у детей сложился алгоритм участия в такой работе.

Необходимо предусматривать и акцентировать внимание ребят на организации взаимопроверки с целью исключения ошибок. По окончании работы в группах обязательно подвожу итоги. Указываю на достижения для морального поощрения ребят и недостатки с целью их нейтрализации в следующий раз.

После проверки работ и выставления итоговых оценок обязательно еще раз акцентирую внимание на успешно выполненных заданиях и допущенных ошибках, чтобы не допустить обвинений в адрес одного из членов группы другими.

В организации групповой работы существует целый ряд трудностей .

1. Высокая наполняемость классов. При делении на группы затруднено их размещение в кабинете так, чтобы оградить от шумового воздействия других групп.

2. Трудности в подготовке материалов. Подготовка разноуровневых материалов в нескольких экземплярах требует специальных технических возможностей.

3. Не все классные коллективы психологически и организационно готовы к работе в группах. Межличностные отношения в некоторых классах таковы, что работа в группах вообще невозможна, т.к. психологически травмирует ребят.

4. Ребята не обладают навыками совместной работы, т.к. этому в младшем школьном возрасте специально их не учат. Требуется выработать единые правила организации работы в группах с тем, чтобы у ребят сложилось единое однозначное восприятие такой работы.

5. Школьная мебель не позволяет комбинировать, вносить элемент новизны, что, безусловно, имело бы положительный эффект. Известно, что наибольший контакт достигается при определенном размещении членов группы.

Порядок работы на уроке.

1. Организационный момент. Постановка целей и задач на урок.

2. Создание групп учащихся.

3. Определение содержания, этапов и времени групповой работы.

4. Выполнение работы в группе.

5. Самоконтроль и взаимоконтроль в группе.

6.  Подведение итогов работы на уроке. Рефлексия.

Оценка работы группы.

Существует несколько способов оценивания работы учащихся в группе. Возможно выставление всем членам группы одинаковых оценок за общий суммарный результат работы без учета личного вклада каждого. Можно оставить право выставить оценки за членами группы. Тогда группе в зависимости от общего итога работы начисляется определенное количество баллов, например, 20, а распределят их внутри группы без участия учителя, выставив каждому оценку соответственно вкладу в общую работу. Тогда кто-то может получить “отлично”, а кто-то “удовлетворительно”. Такой вариант можно использовать только тогда, когда есть уверенность в том, что оценки ребятами будут выставлены объективно.

Статья по географии

Творческая работа с учебником географии

Выполнила: Костерина Лариса Валерьевна

учитель географии МОУ ПСШ №9 Московской области

2011г.

Творческая работа с учебником географии

Учебник является наиболее важным средством обучения, раскрывающим основы наук. В нем определены объем и глубина знаний, а также содержание умений и навыков. Учебник – главное средство обучения – тесно связан с другими пособиями и имеет ряд принципиально отличительных особенностей. Содержание учебника во многом определяет содержание других средств обучения.

Учебник постоянно находится в распоряжении каждого школьника, и они могут с ним работать и в классе, и дома, тогда как другие пособия применяются главным образом в классе.

Ни одно из средств обучения не материализует учебный материал в полном и всеохватывающем объеме, как учебник. В отличие от него другие пособия, например картины, таблицы, фильмы, диапозитивы и т.д., раскрывают один или несколько вопросов программы. При этом они могут детализировать, дополнять, эмоционально окрашивать материал, но охватить все содержание не могут.

Материал учебника географии, кроме текста, включает иллюстрации, схемы, диаграммы и т.д. Поэтому учебник можно назвать комплексным средством обучения. Благодаря именно этой особенности, он является главным в учебном процессе, как для учителя, так и для учащихся. Задача географического образования в школе состоит не только в том, чтобы дать ученикам теоретические и практические знания в различных областях географии, но и, что очень важно, научить их добывать эти знания самостоятельно. И помощником в этой работе может служить обычный школьный учебник географии.

Как правило, учебник используется для закрепления и повторения материала дома. Но работа с учебником именно на уроке, под руководством учителя, позволяет использовать его не только как источник информации, но и как средство для формирования учебных навыков. Таких, как умения самостоятельно получать знания, находить и выделять главное, систематизировать и фиксировать мысли в виде планов, схем, таблиц и опорных конспектов, которые облегчают формирование приемов сравнения и обобщения.

Задания при работе с учебником могут носить различный характер: поисково-репродуктивный, сравнительно-аналитический и творческий, что позволяет в рамках обычного урока осуществлять дифференцированный подход в обучении. Кроме того, при этом значительно облегчается выполнение домашних заданий.

В настоящее время большую помощь в подобной работе оказывают издающиеся рабочие тетради с печатной основой, которые предлагают большой выбор заданий для работы с учебником географии.

Творческая работа с учебником географии

Зоны совместного творчества учителя и учащихся безграничны – изменение и преобразование окружающих условий и сложившегося образа жизни, создание художественных ценностей, материальных продуктов, изобретательская и конструкторская деятельность, познавательная деятельность ученика и обучающая деятельность учителя. Диапазон творчества так же велик - от решения задач по применению знаний на практике до самостоятельного добывания и конструирования знаний.

Составление вопросов. Что может быть проще, чем задавать вопросы? Однако на самом деле это требует от учеников вполне определенных усилий. Тем более что их вопросы не должны дублировать вопросы, приведенные в параграфах учебника.

Вопросы могут носить произвольный характер или начинаться определенным образом. Например: “Докажите, что …”; “Объясните, почему …”; “Какой вывод можно сделать из …”. Важно объяснить ученикам, что оценивается не столько количество (его можно ограничить), сколько качество вопросов и плюс умение самим отвечать на них.

Проверку данного вида работы можно проводить несколькими способами:

а) выборочно или у всего класса в тетрадях;

б) заслушать вопросы нескольких учащихся и ответы на них других учеников;

в) организовать работу в парах: ученики задают друг другу свои вопросы и отвечают на них, делают необходимые комментарии и оценивают ответы;

г) организовать работу внутри групп (как в парах);

д) организовать работу между группами.

Последние три способа наиболее интересны и полезны, особенно для детей: их слышат, они слушают и самостоятельно дают оценки. Все результаты передают учителю, который оставляет за собой право при необходимости их корректировать.

Интересно отметить, что при составлении вопросов многие ученики обращают внимание на такую информацию в учебнике, которой учитель зачастую по инерции не придает значения.

Составление рассказов с географическими ошибками, которые надо заметить и исправить, вызывает у ребят особый интерес. Однако данная работа довольно сложна. Она требует хороших знаний, воображения, логики, умения формулировать мысли. Хороший текст должен иметь выраженный сюжет, быть оригинальным и занимательным – лучше всего в форме приключенческого рассказа или рассказа о путешествиях. Выполнение таких заданий способствует развитию речи и творческих способностей. Ученики любят слушать такие тексты и с огромным удовольствием ищут “спрятанные” ошибки.

Составление текстов с пропущенными словами не составляет большого труда. Такое задание можно давать на первых этапах обучения, а затем оставлять его для слабоуспевающих, которым не под силу выполнение более сложных заданий, типа составления текстов с ошибками.

Составление рассказов по заданным словам способствует развитию мыслительной и речевой деятельности. При изучении нового материала рассказы составляются на основе прочитанного в учебнике текста и представляют, по сути, сжатое его изложение.

На первом этапе опорные слова предлагаются в той последовательности, в которой они должны быть упомянуты в рассказе. Затем работа усложняется: слова даются без определенной последовательности или вносятся “лишние”, которые не могут быть использованы в тексте. Эти варианты требуют большей внимательности и сообразительности. В любом случае ученику предлагается озаглавить рассказ и объяснить, на какой вопрос он отвечает, какой вопрос к нему можно задать и т.д.

Этот вид работы удобен для дифференцированного обучения: слабым ученикам можно давать простое задание, сильным – сложное. Составление рассказов по заданным словам можно также применять и при повторении материала. В этом случае предлагается составить рассказ, вспомнив опорные слова без помощи учителя и не используя учебник.

Тесты – наиболее распространенный вид проверки усвоения материала. В качестве формы творческой работы с учебником ребятам предлагается разработать тесты применительно к конкретному параграфу или разделу. Разумеется, такую работу можно предлагать только в том случае, если ученики уже имеют понятие об общих принципах организации и различных видах тестов – вопрос и несколько вариантов; перечень верных и неверных утверждений; обозначенные буквами и цифрами понятия и определения, которые нужно привести в соответствие и т.п. Кроме того, предъявляемые к хорошим тестам – четкая и однозначная формулировка вопросов (или утверждений), предполагающая наличие точных и правильных ответов. При каждом задании оговаривается минимальное и максимальное количество вопросов или утверждений, которые надо придумать в каждом конкретном случае.

Иногда ребята делают очень интересные работы, которые могут быть использованы в дальнейшем для индивидуального опроса.

Вид работы, всегда вызывающий особый интерес, - составление кроссвордов.

Ученики любят не только решать кроссворды, но и составлять их, проявляя при этом все свои интеллектуальные и творческие способности. Регулярное использование такого вида заданий способствует росту мастерства, интереса к предмету и качества заданий, т.к. при этом необходимо заново пересмотреть и повторить весь материал темы.

Как правило, кроссворды составляются дома после изучения какой-либо темы. Они могут быть тематическими, включающими любые вопросы, связанные с темой, или терминологическими, в которых используются только термины данной темы. Как и в других случаях, необходимо оговаривать определенные требования:

а) четкая, а по возможности и оригинальная постановка вопросов;

б) аккуратность выполнения;

в) наличие ответов на отдельном листке.

Все сданные работы оцениваются, а из лучших оформляется выставка или они используются при проведении различных внеклассных мероприятий по географии.

Творческие задания выполняются с удовольствием и интересом, особенно если нет ограничений в выборе: каждый берется за то, что ему нравится и что в его силах. Хорошо выполненная работа – маленькая победа в процессе познания, повышение самооценки, веры в свои силы в стремлении учиться.

Различные формы работы с учебником позволяют выработать навыки самостоятельно добывать знания, умения задавать вопросы и находить на них ответы, различным образом оформлять и применять свои знания. Важно помнить, что, предлагая разные по сложности задания, нельзя явно выделять “слабых” и “сильных” учеников, необходимо тактично предлагать выполнение индивидуальных работ. А еще лучше предложить выбор – каждый ребенок сам определит свои силы, а если по какой-то личной причине не справится с заданием, не надо упрекать его за неправильный выбор – он сам все поймет.

Предложенные формы работы с учебником и навыки, полученные при этом, могут быть использованы на различных типах уроков и как элементы игр, а также могут применяться при развивающем обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт организации групповой работы на уроках

Опыт организации групповой работы на уроках  Сергей Николаевич Рубцовучительтехнологии МБОУ «Левковская средняя общеобразовательная школа №7»      Любой учител...

Организация групповой работы на уроках математики как средсво повышения качества урока.

Работа содержит теоретическое обоснование и разработку урока для 8 класса по теме  "Квадратные уравнения"....

Открытый урок по теме «Задачи на составление уравнений. Применение технологии проблемного обучения в ходе организации групповой работы на уроке», математика 6 класс

применение новых технологий в образовательном процессе  Открытый урок по теме  «Задачи на составление уравнений.Применение технологии проблемного обучения в ходе организации  групп...

Организация групповой работы на уроке и занятии в ГПД: преемственность в работе учителя и воспитателя.

Идея группового обучения, где все обучают каждого и каждый обучает всех не нова.Одной из главных целей организации групповой деятельности является развитие мышления учащихся. Работа в группе пом...

"Организация групповой работы на уроках русского языка при работе детьми с ОВЗ"

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья  образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общест...

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой и изменение целей современного образования. Задача современной школы – воспитать ученика, умеющего гибко адаптироваться к и...

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧАЩИХСЯ.

В условиях введения новых ФГОС  использование технологии групповой работы на уроке становится необходимостью, так как  групповая работа позволяет создать благоприятные условия для формирован...