Результаты исследования уровня адаптации в 5 классе
учебно-методический материал

Результаты адаптации пятиклассников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya_5_klass_.docx43.72 КБ

Предварительный просмотр:

государственное казённое общеобразовательное учреждение Ростовской области  «Колушкинская специальная школа-интернат»

Отчет педагога-психолога

по результатам проведения исследования

особенностей адаптации

обучающихся 5 класса на начало 2022-2023 учебного года

                             

Подготовила:

                                                                                       педагог-психолог Панченко  Т.Ю.

2022 г

Справка о результатах адаптации

пятиклассников к новым условиям обучения

 в 2022-2023 учебном году.

Дата проведения: сентябрь-октябрь 2022 год.

Количество обследованных: 8 человек.

Цель психодиагностического исследования: изучение степени и особенностей приспособления, обучающихся к новым социально-педагогическим условиям обучения, выявление актуальных трудностей и причин дезадаптации обучающихся. Диагностика проводилась в  октябре 2022 года, в соответствии с планом работы педагога-психолога и общешкольным планом.

Задачи исследования:

  1. Изучение школьной мотивации и познавательной активности детей.
  2. Изучение актуального психоэмоционального состояния и комфортности обучения.
  3. Подготовка рекомендаций для педагогов  и родителей по созданию оптимальных социально-педагогических условий для успешного обучения и адаптации пятиклассников.

Исходя из перечисленных особенностей адаптационного периода, целью диагностического минимума в 5 классе является получение необходимой информации о социально-психологическом статусе обучающихся для преодоления трудностей периода адаптации к обучению во второй ступени.

      Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • организовать и провести психологическое обследование пятиклассников (учебная мотивация, уровень самооценки, эмоциональное самочувствие, социометрический статус);
  • выявить обучающихся, испытывающих трудности в адаптации, и определить характер и причину трудностей в каждом случае;
  • определить пути оказания помощи обучающимся, испытывающим трудности в процессе адаптации.

В ходе обследования были применены следующие диагностические методики:

-  Изучение школьной мотивации (модифицированный вариант методики Лускановой);

 - Схема  изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе (по Александровской);

-  Наблюдение за детьми на уроках и на переменах;

-  Беседы с классным руководителем, учителями-предметниками; воспитателями.

 Количественные и качественные данные, полученные в ходе обработки психодиагностики и психолого-педагогические рекомендации:

  1. Школьная мотивация и познавательная активность.

Обучающимся предлагалось ответить на 10 вопросов анкеты Н.Г. Лускановой, выбирая из предлагаемых вариантов наиболее соответствующий им.

Первые четыре вопроса показывают эмоциональное отношение ребенка к школе. Выбор третьего варианта ответа может свидетельствовать о высокой тревожности, а выбор второго о психологической защите, о скрытом неблагополучии в отношении к школе.

  1. Как ты чувствуешь себя о школе?

Мне в школе нравится

Не очень нравится

Не нравится

5 класс

100% - 8ч.

-

-

  1. С каким настроением ты обычно идешь в школу?

С хорошим

Бывает по-разному

Чаще хочется остаться дома

5 класс

87,5%% - 7ч.

12,5%- 1ч

-

  1. Если бы сказали, что завтра в школу не надо приходить всем ученикам, как бы ты поступил?

Пошел бы в школу

Не знаю

Остался бы дома

5 класс

75% - 6 ч.

 25%- 2ч.

-

  1. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?

Не нравится, когда отменяют уроки

Бывает по-разному

Нравится, когда отменяют уроки

5класс

63%- 5ч

37,5%- 3ч

-

  1. Как ты относишься к домашним заданиям?

Я хотел бы, чтобы д/з были

Затрудняюсь ответить

Чтобы домашних заданий не было.

5 класс

63%- 5ч.

37,5% - 3ч.

-

     

     6.Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?

Нет, не хотел бы

Не знаю

Да, хотел бы

5 класс

75% - 6ч.

25%- 2ч

-

7.Рассказываешь ли ты о своих школьных делах родителям?

Рассказываю часто

Редко

Не рассказываю

5 класс

75% - 6ч.

25%-2ч

-

8. Как ты относишься к своему классному руководителю?

Мне нравится наш кл. руководитель

Затрудняюсь ответить

Хотел бы, чтобы был другой кл. руководитель

5класс

100% - 8ч.

-

-

9.Много ли, у тебя друзей в классе?

Много

Мало

Нет друзей

5 класс

100% - 8 ч.

-

-

  1.  Тебе нравятся твои одноклассники?

Нравятся

Не очень

Не нравятся

5 класс

100%- 8 ч

-

-

  1. Для дифференцирования детей по уровню школьной мотивации служит система бальных оценок:

Ответ положительный и нейтральный, свидетельствует о его положительном отношении к школе и предпочтении им, учебных ситуаций;                                                                                                                        Ответ под номером 3, свидетельствует об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации.                                                                                                                                        5  класс:

  1. – (средний) уровень

5чел.

62,5%

  1. – сниженный уровень

3чел.

37,5%

По результатам исследования было установлено 2 уровня школьной мотивации, по которым распределились обучающиеся 5 класса, что отражено в таблице:

Уровень

Кол-во

      Фамилия

Первый  уровень

 5 чел. – 62,5%

  1. Крутьков В
  2. Глотов К
  3. Данилов С
  4. Барабанов С
  5. Дигонский Д

Второй уровень

3 чел. – 37,5%

  1. Глотов М
  2. Богданенко Н

Первый уровень мотивации,  как видим из таблицы, имеют 5 человек  - 62,5% . У этих детей положительное отношение к школе, есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Как правило, эти учащиеся легко усваивают учебный материал, внимательно слушают указания учителя, выполняют поручения без внешнего контроля, переживают, если получают неудовлетворительные оценки.

Второй уровень-  обучающиеся, показавшие развитие школьной мотивации второго уровня, 3 человека, что составляет 37,5%, имеют положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.

Рекомендации: Учитывая, что собственно познавательные мотивы в основном формируются в младшем школьном возрасте, рассчитывать на то, что они будут сформированы позже, довольно сложно. Поэтому с учащимися, показавшими пониженный уровень познавательной активности и учебной мотивации, рекомендуется вести работу по нахождению личностных смыслов учения, по переосмыслению уже имеющейся в наличии ситуации. Для повышения и поддержания учебной мотивации и устойчиво-положительного отношения к школе, учителям и родителям нужно учитывать и воздействовать на те составляющие, от которых в большой степени зависит учебная мотивация, а именно:

  • Интерес к информации, который лежит в основе познавательной активности;
  • Уверенность в себе;
  • Принятие и одобрение значимыми людьми;
  • Осознание значимости происходящего для себя и других;
  • Потребность в социальном признании;
  • Наличие положительного опыта и отсутствие состояния тревожности и страха;

Поскольку негативное отношение к школе и обучению часто формируется по причине неадекватных педагогических и/или родительских ожиданий и связанных с ними негативных оценок личности ребенка, взрослым рекомендуется проанализировать свои педагогические установки. Если негативное отношение к школе связано с нарушениями в межличностных отношениях с одноклассниками, то необходимо развивать у детей навыки общения и разрешения конфликтных ситуаций. В качестве рекомендаций для педагогов и родителей по формированию и поддержке учебной мотивации у детей можно применить "Формирование и поддержка учебной мотивации детей"

  1. Схема изучения социально – психологической адаптации ребенка в школе по Э.М. Александровской (экспертная оценка учителя).

1 – я шкала «Учебная активность»

5 баллов – активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.

4 балла – на уроке работает, правильные и неправильные  ответы чередуются.

3 балла – редко поднимает руку и правильно отвечает.

2 балла – учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит.

1 балл – пассивен на уроке, не отвечает у доски, переписывает с доски готовое.

0 баллов – учебная активность отсутствует, не включается в учебный процесс.

2 – я шкала «Усвоение знаний»

5 баллов – правильное, безошибочное выполнение всех школьных заданий.

4 балла – небольшие помарки, единичные ошибки.

3 балла – редкие ошибки, связанные с пропуском букв, их заменой.

2 балла – плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок.

1 балл – частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений и зачеркиваний.

0 баллов – плохое усвоение программного материала по всем предметам, грубые ошибки, большое их количество.

3 – я шкала «Поведение на уроке»

5 баллов – сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.

4 балла – выполняет требования учителя, но иногда на короткое время отвлекается на уроке.

3 балла – изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами.

2 балла – часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.

1 балл – требования учителя выполняет частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.

0 баллов – не выполняет требований учителя, большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).

4 – я шкала «Поведение на перемене»

5 баллов – высокая игровая активность (охотно участвует в подвижных играх).

4 балла – активность выражена в малой степени, предпочитает чтение книг, спокойные игры.

3 балла – активность ребенка ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку.

2 балла – не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой.

1 балл – пассивен, движения скованы, избегает других детей.

0 баллов – часто нарушает нормы поведения, мешает другим детям играть, кричит, бегает.

5 – я шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»

5 баллов – общительный, легко вступает в контакт с детьми.

4 балла – малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.

3 балла – сфера общения ограничена, контактирует только со знакомыми детьми.

2 балла – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.

1 балл – замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, другие дети к нему равнодушны.

0 баллов – проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их, другие дети его не любят.

6 – я шкала «Отношение к учителю»

5 баллов – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравится ему, после урока часто подходит к нему, общается с ним.

4 балла – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.

3 балла – старательно выполняет требования учителя, старается обращаться за помощью к одноклассникам.

2 балла – выполняет требования учителя, формально заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным.

1 балл – избегает контакта с учителем, при общении с ним легко теряется, говорит тихо.

0 баллов – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при малейшем замечании.

7 – я шкала «Эмоциональное благополучие»

5 баллов – хорошее настроение, часто улыбается, смеется.

4 балла – спокойное эмоциональное состояние.

3 балла –эпизодическое появление сниженного настроения.

2 балла – отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, обидчивость, вспыльчивость.

1 балл – отдельные депрессивные проявления слез без причин, агрессивные реакции.

0 баллов – преобладание депрессивного состояния, агрессия проявляется и в отношениях с детьми, и в отношениях с учителем.

Социально – педагогическая адаптация ребенка в школе (экспертная оценка учителя)

5 класс   2022 – 2023 учебный год

п/п

Ф. И. обучающегося

УА

УЗ

П на У

П на П

О с О

О к У

ЭБ

Итоговый

балл

1

Сергей  Д

3

1

2

4

5

4

2

21

2

Владимир  К

5

4

1

0

5

4

1

20

3

Сергей  Б

1

1

1

3

5

4

5

20

4

Кирилл Г

5

3

1

0

5

4

3

21

5

Максим Г

1

0

1

3

5

4

4

20

6

Дмитрий  Д

3

1

3

3

5

4

2

21

7

Наталья  Б

1

0

1

3

5

4

2

16

8

Егор  В

4

3

3

3

5

4

3

25

Обработка результатов

Итого по классу:  22 – 35 – зона адаптации -1 человек (12,5%)

                                 15 – 21 – зона неполной адаптации – 7 человек (87,5%)

  1. – 0 – зона дезадаптации – 0 человек (0%)

  1.  Психоэмоциональное состояние обучающихся 5 класса.

Школьная тревожность – это самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения. Диагностика тревожности включает в себя следующие шкалы:

  1. Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
  2. Переживание социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются социальные контакты.
  3. Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата.
  4. Страх самовыражения – негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
  5. Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний (особенно публичной), достижений, возможностей.
  6. Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
  7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного реагирования на тревожный фактор среды.
  8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Количественный анализ.

Общий уровень школьной тревожности

Кол-во об-ся

Высокий

0 чел.

Повышенный

2 чел.

Нормальный

6 чел.

Вывод:                                                                                                                                                         Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, о том, что показатели адаптации пятиклассников находятся на среднем уровне. В целом у обучающихся средний уровень мотивации, у 6 обучающихся  нормальный уровень школьной тревожности, у 2 обучающихся повышенный.  

Рекомендации педагогам и воспитателям:

        Классному руководителю и воспитателям  пятиклассников со средним уровнем  школьной мотивации  запланировать мероприятия, направленные на вовлечение данных учеников в жизнь класса, воспитателю организовывать динамические паузы с элементами терапевтических игр, направленных на сплочение класса.        

        Учителям необходимо четко прояснять учебный материал при возникновении трудностей в усвоении учебной задачи. При планировании форм работы на уроках обращать внимание на  межличностные отношения в классе, учитывать лидерские проявления, отвергаемых детей.

Обучающихся с повышенным уровнем тревожности следует спрашивать в середине урока. Проводить опрос не нагнетая обстановку в классе. Не следует торопить и подгонять их с ответом. Чаще называть ребят по имени. При неудачном ответе ученика не одергивать, не стыдить, не отчитывать в присутствии всего класса. Не сравнивать результаты выполнения задания одних детей с другими. Если педагог все-таки хочет провести сравнение, то лучше сравнить результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг некоторое время назад. Необходимо поддерживать ситуацию успешности. Постараться проявлять искренний интерес к каждому обучающемуся.

Активно использовать игровые и исследовательские формы заданий. В работе с обучающимися комбинировать вид деятельности, в связи с быстрой утомляемостью и быстрой потерей интереса к работе.

Работа по повышению самооценки – это только одно из направлений в работе с тревожными детьми. Очевидно, что быстрых результатов такой работы ожидать нельзя, поэтому взрослые должны запастись терпением, а чувство юмора поможет в некоторых ситуациях снять напряжение в классе.

Педагогу-психологу, посредством психокоррекционных мероприятий развивать психическо-познавательные процессы (память, внимание, мышление), формировать волевые качества через игровые тренинги, проводить психокоррекционные  занятия для снятия психоэмоционального напряжения (тревожность, агрессия).

РЕКОМЕНДАЦИИ

по повышению социометрического статуса обучающихся

 

1.  Вовлечь изолированного ребенка в интересующую деятельность.

2.  Помочь достигнуть успеха в той деятельности, от которой, прежде всего, зависит положение ребенка (преодоление неуспеваемости и т.д.)

3.  Постараться преодолеть эффективность (вспыльчивость, драчливость, обидчивость), которая часто является причиной и, конечно, следствием психологической изоляции.

4.  У некоторых детей рекомендуется выработать уверенность в себе, отсутствие которой делает их слишком застенчивыми.

5.  Хорошие результаты можно получить косвенными мерами: иногда полезно, чтобы робкого, одинокого ребенка поддержали авторитетные сверстники.

6.  Необходимо избегать неумеренного захваливания или противопоставления учащихся друг другу.

7.  Часто самое важное – наладить контакт ученика с педагогом. Дети должны увидеть, что педагог внимателен к ребенку и хорошо к нему относится.

8.  Очень важно создать в классе атмосферу дружелюбия  и искреннего стремления помочь товарищу.

Рекомендации: «Формирование и поддержка учебной мотивации у обучающихся»

1. Поддерживать и формировать интерес к информации

«Ужасно интересно все то, что неизвестно» — такова психологическая природа этого источника учебной мотивации. Роль взрослых – поощрять этот Интерес. Большинство детей приходит в школу «почемучками», с огромным желанием узнать, понять, заглянуть туда, куда нет пути прямому человеческому взгляду. Конечно, в разные возрастные периоды содержание познавательных интересов различно. Младших школьников волнует вопрос, как все вокруг устроено, младших подростков — эта же тема, а еще то, что все работает, собирается и разбирается. Подростков постарше — как устроены они сами, старшеклассников — как устроен мир и то, что находится за пределами человеческого понимания. И конечно, во всех возрастах притягательны тайны, загадки, интриги, которые взрослые целенаправленно могут использовать в своей работе.

2. Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия

Нормальная и очень ценная человеческая потребность — понять, как что-то делается, и сделать это еще лучше. Дойти до эффективного способа решения задачи самому — это удовольствие. Удовольствие исследователя, первооткрывателя, творца. Передавая готовые способы действия и «натаскивая» учеников на их автоматическое стопроцентное воспроизводство, мы лишаем их истинно человеческого наслаждения. А значит, взрослым необходимо развивать самостоятельность мышление детей.

3. Использовать детский интерес к людям, организующим процесс обучения

В любом деле кого-то интересует сам процесс, кого-то результат, а кого-то — возможность общения, построения отношений. Возможность общаться в ходе учебного процесса для многих школьников — огромный стимул. Естественно, что общение в этом случае должно быть встроено в учебный процесс, надо не мешать ему, а, наоборот, продвигать, обеспечивать. Другой аспект — это общение с педагогом. Если учение построено таким образом, что у ребенка есть возможность выстраивать ценные для него отношения с педагогом, для целой группы учеников это может быть стимулом.

4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации

Если человеку присуща такая черта, как демонстративность, — ее не спрячешь и в мешок не зашьешь. Она рвется наружу, и это нормально. Не нормально, когда демонстративные дети лишены возможности проявлять эту свою особенность «законным» путем, а вынуждены устраивать представления, кривляться, нарушать ход урока, в общем — выступать в роли шутов и хулиганов. Но не только демонстративным детям нужны учебные ситуации, позволяющие презентировать себя, свои таланты и возможности. Они нужны всем, а следовательно — стимулируют к учебе.

5. Помогать детям удовлетворить потребность в самопознании и самовоспитании

Она актуализируется у большинства учащихся в подростковый период. Отсюда — огромный интерес к психологическим тестам, урокам психологии: там ведь идет разговор о них самих. Между тем современные курсы литературы, истории, биологии и многих других школьных дисциплин могут быть поданы таким образом, чтобы опираться на эту потребность и тем самым повышать интерес учеников к предмету. Ресурс для актуализации потребности в самовоспитании — это разнообразные ситуации преодоления, которые необходимо создавать для школьников в учебном процессе.

6. Актуализировать творческую позицию детей

С этой целью необходимо использовать ситуации, предполагающие проявление нестандартности, творческости, создания абсолютно нового продукта (пусть даже чисто учебного по своей сути). Данный способ повышения интереса к учебе один из самых оптимальных.

7. Создавать условия для осознания значимости происходящего для себя и для других

Взрослым необходимо стимулировать ту самую «осознанную» учебную мотивацию: «Я учусь потому, что мне  это надо». Осознанная мотивация — удел старшеклассников. До нее нужно дорасти. И очень хорошо, если она подкрепляется еще каким-нибудь эмоциональным интересом. Иначе учеба становится продуктивным, но очень энергозатратным процессом для ребенка: постоянно нужно объяснять себе значимость совершаемых усилий на рациональном уровне.

8. Создавать ситуацию успеха и  социального признания

Эту естественную потребность для детей, которые готовы хорошо и усердно учиться для того, чтобы их любили, уважали значимые взрослые, так же следует целенаправленно использовать. Этот источник учебной активности мощно используется в сегодняшней педагогической практике и родителями и учителями.

Научиться грамотно сочетать все возможные способы побуждения ребенка к учебной активности, вовремя переходить от одного способа к другому, подбирая к каждому отдельному человеку его личную, индивидуальную «кнопочку» — это хороший шанс поддержания учебной мотивации.

Педагог-психолог ______   Т.Ю. Панченко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД по результатам исследования «Русский язык в классах полиэтнического состава. Проблемы преподавания»

Современная полиэтническая школа — это новый тип обычной российской школы, в которой нерусскоязычные дети обучаются не в отдельных классах, а вместе с русскоязычными, приезжая из Ближнего Зарубе...

Результаты исследования учащихся 4-х классов

Исследование учащихся четвертой параллели: познавательных процессов, уровня их адаптации к школьному обучению....

Результаты исследования учащихся 7-х классов

Изучение сферы профессиональных интересов и предпочтений учащихся седьмых классов в связи с выбором профиля для дальнейшего обучения....

результаты исследования уровня учебной мотивации учащихся 5-9 классов СКОШ №614

АНКЕТА ДЛЯ ОЦЕНКИ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ Н. ЛускановойДля скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся средних и старших классов коррекционной школы 8 вида в может быть использована...

Результат диагностики уровня воспитанности. 6 класс

Диагностика уровня воспитанности учащихся....

Результат диагностики уровня воспитанности 5 класс

Диагностика уровня воспитанности 5 класс...