Результаты исследования учащихся 4-х классов
материал по психологии по теме

Пигорева Татьяна Иннокентьевна

 

Исследование учащихся четвертой параллели: познавательных процессов, уровня их адаптации к школьному обучению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rezultaty_issledovaniya_uchashchihsya_4-h_klassov.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Исследование учащихся четвертой параллели: познавательных процессов, уровня их адаптации к школьному обучению.

Исследование проводилось согласно плана работы.

Цель исследования: выявление детей с риском возникновения трудностей в обучении в 5-ом классе.

В исследовании приняли участие следующие классы: «4а» класс- 21человек, «4б» класс- 20 человек.

  1. Исследование уровня адаптации.

1.1 Первым показателем адаптации является удовлетворенность школьной жизнью и желание учиться. Этот показатель говорит о том, насколько ребенку нравится ходить в школу, комфортно ли ему, существует ли контакт с педагогом, интересно ли ему учиться в школе. Данные по этому показателю представлены в Табл. №1

Табл.№1 Удовлетворенность школьной жизнью.

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)

4

48

48

3

44

53

Удовлетворенность школьной жизнью находится на достаточно высоком уровне. Лишь небольшой процент учащихся неудовлетворены школьной жизнью. Возможными причинами этого могут служить не успешность в обучении, низкий познавательный интерес, тяжелое положение в семье, отсутствие положительного эмоционального контакта с одноклассниками, с учителем.

1.2 Показателем адаптации так же являются дружеские отношения в классе. Этот показатель дает возможность взглянуть на ситуацию общения глазами ребенка, как у ученика сложились отношения со сверстниками, доволен ли он ими. Результаты представлены в Табл. №2

Табл.№2 Дружеские отношения в классе.

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)

32

48

20

6

45

49

 Как видно из Табл. №2 в 4б классе дружеские отношения складываются более успешнее, чем в 4а классе. Причинами того, что дружеские отношения в классе находятся на низком уровне, может быть неудовлетворенность от общения с одноклассниками, недовольство своим положением в коллектив, непринятие коллектива.

1.3 Тревожность является важным показателем адаптации личности. С помощью этого показателя можно увидеть степень школьной тревожности ребенка, связанной с учебным процессом. Результаты представлены в Табл. №3

Табл.№3 Тревожность.

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)

40

37

23

31

56

13

Уровень тревожности в этих классах находится на уровне, соответствующем возрастным нормам. Высокая тревожность может быть вызвана низкой самооценкой, низким социальным статусом, отсутствием позитивного контакта с педагогом, ситуацией в семье, внутренними проблемами (Пр. страхи)

1.4 Еще одним показателем адаптивности является самооценка. Она отражает степень уверенности ребенка в своих силах, позволяет судить о том, насколько ему трудно учиться. Результаты представлены в Табл. №4

Табл.№4 Самооценка.

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)

26

48

26

9

66

25

В 4а классе самооценка у учащихся находится на более низком уровне, чем в 4б классе. Причинами низкой самооценки могут служить отсутствие позитивного отношения со стороны наиболее значимых для ребенка людей, а также не успешность в учебе.

1.5. Пятым показателем адаптивности является оценка самочувствия. Этот показатель отражает то, как ребенок сам оценивает свое состояние здоровья, свое самочувствие. Результаты представлены в Табл. №5

Табл.№5 Самочувствие.

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)

29

59

12

14

60

28

Уровень самочувствия находится на более низком уровне по сравнению с возрастными нормами. Причинами плохого самочувствия (если оно не отражает реального состояния здоровья) могут быть усталость или защитная реакция, направленная на оправдание школьных неудач.

  1. Исследование особенностей мышления.

2.1 Исследование мышления проводилось с помощью методики «исключение лишнего» Данная методика позволяет оценить способность испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков. Результаты представлены в Табл. №6

Табл.№6 Исключение лишнего.

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)

14

54

32

13

56

31

Результаты данной методики позволяют говорить о том, что уровень обобщения в этих классах не достаточно высок.

2.2. Особенности мышления также исследовались с помощью методики «Логика связей» Методика направлена на выявление того, в какой мере испытуемым доступно понимание абстрагированных типов связей между отдельными понятиями, а также распространение этого понимания на другие конкретные примеры.  Кроме того, она позволяет выявить способность испытуемых логически мыслить, уметь различать типы связей, критически соотносить их между собой. Результаты проведения данной методики представлены в Табл. №7

Табл.№7 Логика связей.

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)

25

35,7

39,2

24,1

51,7

24,1

В 4б классе большинство учащихся находятся на среднем уровне понятийного мышления, в то время как в 4а классе большая часть учащихся находится на крайних позициях (преобладают высокий и низкий уровни).

3. Изучение особенностей внимания.

Изучение степени концентрации внимания позволяет выявить способность испытуемого не отклоняться от направленности психической активности и сохранять сосредоточенность  на объекте внимания. Данные по изучению концентрации внимания представлены в Табл. №8  

Табл.№8 Концентрация внимания.

класс

низкий уровень

(%)

средний уровень

(%)

высокий уровень

(%)

45

41

14

37

45

18

Показатели концентрации внимания немного выше в 4б классе.

Психолог  Пигорева Т.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ДОКЛАД по результатам исследования «Русский язык в классах полиэтнического состава. Проблемы преподавания»

Современная полиэтническая школа — это новый тип обычной российской школы, в которой нерусскоязычные дети обучаются не в отдельных классах, а вместе с русскоязычными, приезжая из Ближнего Зарубе...

Результаты исследования учащихся 7-х классов

Изучение сферы профессиональных интересов и предпочтений учащихся седьмых классов в связи с выбором профиля для дальнейшего обучения....

Информационная справка о результатах обученности учащихся 10 б класса (математический профиль) за октябрь-ноябрь 2012-2013 учебного года

Предлагается информационная справка о результатах изучения профильного курса по алгебре и началам математического анализа  10 класса за октябрь-ноябрь 2012-2013 учебного года....

Профессиональное самоопределение в рамках мониторингового исследования учащихся 5 - 11 классов.

1. Анкетирование «Профессиональное самоопределение» в рамках мониторингового исследования учащихся 5 – 6  классов.2. Анкетирование «Профессиональное самоопределение» в рамках мониторингового...

Справка по результатам диагностики учащихся 9 «м» класса «Отношение к предмету»

Справка по результатам диагностики учащихся 9 «м» класса  «Отношение к предмету»...

Справка по результатам психодиагностического исследования учащихся 2 «Б» класса МАОУ СОШ № 51 г.Улан-Удэ

Справка по результатам психодиагностического исследования учащихся 2 «Б» класса МАОУ СОШ № 51 г.Улан-Удэ...

Справка по результатам психодиагностического исследования учащихся 6 "И" класса Гимназии №33 г. Улан-Удэ

Справка по результатам психодиагностического исследования учащихся 6 "И" класса Гимназии №33 г. Улан-Удэ...