конспект "Родственные слова"
план-конспект

Кузнецова Ирина Владимировна

Конспект подгруппового логопедического занятия для  учащихся 2 класса (НРСХ) на тему: "Родственные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sayt_yanvar_24.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Родственные слова. 

Цель. Осознание и конкретизация у школьников понятия «родственные слова».

Задачи. Развивать лингвистическое отношение к слову у учащихся с речевой патологией.

Способствовать обогащению, уточнению и активизации словаря учащихся через подбор родственных слов. Развивать навык анализа и синтеза слов. Формировать навыки самостоятельной работы. Воспитывать положительную мотивацию   к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркала, таблицы, карточки

Ход занятия

Вводная часть. 

Выполнение  артикуляционной гимнастики.

Сообщение темы (из букв составить слово гриб)

- Образовать группу слов, связанную со словом ГРИБ.

Маленький гриб…, много маленьких грибов…, суп из грибов…, человек, собирающий грибы…

Чтение слов: Гриб, грибок, грибочки, грибной, грибник.

-Что общего в этих словах? Что можно сказать о значении слов?

- Слова иногда чем-то похожи на людей. Как называют людей, которые похожи между собой? Слова, которые похожи по значению и звучанию, называются родственными.

Слова, как родные, похожи чуть-чуть,

И если поставить их в ряд,

Немного послушать и вдуматься в суть –

Они об одном говорят.

- Все ли слова, похожие по звучанию, являются родственными?

Работа у доски. Назвать картинки: гусь, гусыня, гусеница, гусята.

 -Определить основные признаки, по которым можно определить родственные слова.

Общее звучание (схожее), общее значение слов.

-Определить есть ли ошибка в записи родственных слов на доске (Гора, горка, горе, горняк). Составить словосочетания.

Работа по карточке.

Исключить лишнее слово. Объяснить, почему оно не является родственным.

Нос, носильщик, носик, носатый.

Час, часок, часть, часовщик.

Физминутка. 

- Я буду читать пары слов. Если они являются родственными, хлопните в ладоши над головой, а если не являются – топните.

Кот – котик, река – плот, рука – ручка, день – ночь, носки – нос, снег – снеговик, ткань – тканевый, стена – гвоздь, дом – домашний.

Работа по карточке. 

Родственные слова соединить разноцветными линиями

Куст  море гнездышко час стульчик  кустик моряк стул  часовщик  гнездо  

Взаимопроверка.

Заключительная часть

- Прослушать и запомнить предложения. Назвать родственные слова.

Прилетели зимовать птицы. Зима вступает в свои права. Здравствуй, зимушка- красавица! Прошло веселое время зимних каникул.

- Можно ли эти предложения назвать текстом? Почему?

Итог. Оценивание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

письма для 7 класса "Подбор к заданным словам–предметам, словам-признакам, словам-действиям синонимов, антонимов"

Конспект разработан для 7 класса для детей с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната. Данный конспект  был разработан с учетом индивидуальных особ...

Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести...

С данным эссе я стала победителем интернет-тура I Всероссийского фестиваля «Русский язык – общенациональное достояние народов Российской Федерации» в номинации «Знаток русского языка», который проходи...

Коррекционное логопедическое занятие "Слова-приятели, слова-неприятели, родственные слова (закрепляющее занятие)" с самоанализом

Данное занятия было разработано и проведено с обучающимися 3 класса, имеющими нарушение письма и  чтения, обусловленным системным недоразвитием речи легкой степени при ЗПР. Также представлен и са...

Конспект урока по теме "Составление слов из слогов, деление слов на слоги. Перенос слов с одной строки на другую"

Конспект урока для учащихся 2 классов с НВОНР, нарушением чтения и письма....