Из опыта работы в инклюзивном образовании
материал

Бекетова Галина Петровна

В публикации рассказываю какие технологии и методы используются мною на уроках математики в инклюзиве и описывается опыт работы по социализации детей с ОВЗ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл iz_opyta_raboty_v_inklyuzivnom_obrazovanii.docx53.81 КБ

Предварительный просмотр:

Успешность  детей с ОВЗ зависит

не от того чему научились по предмету,

                                                               а от сформирования социальных компетенций

Научить детей войти в жизнь –

вот главная задача всех педагогов коррекционной школы

Из опыта работы в инклюзивном образовании

Особенности организации учебного процесса

Моя главная задача, как педагога,  работающего с детьми ОВЗ, состоит в подготовке своих учеников к жизни, формирование у них умения видеть и  решать возникающие проблемы; активно применять в жизни, полученные знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, то есть в формировании ключевых компетенций, определяющих современное качество содержания образования. Для решения этой важной задачи необходимо правильно, максимально эффективно построить педагогический процесс, учитывая психофизические, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. У  детей наблюдается разная степень выраженности двигательных, речевых, интеллектуальных, эмоционально-волевых расстройств. Следовательно, успешное решение коррекционных задач в работе с каждым ребенком, интеллектуальное и нравственное развитие их личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией возможно при использовании исследовательских, проблемных и проектных методов.

     На самом деле все люди могут   овладеть любыми областями знаний кто-то более успешно, кто-то не очень. Преувеличение роли природной склонности ребенка к той или иной области знаний в процессе получения им образования, на самом деле обедняет его. Это подтверждает необходимость соблюдения главного принципа развития ребенка, а именно – гармоничности его развития. Дело не только в способностях ребенка ( а тем более детей с ОВЗ), а в организации процесса обучения.

    Мой многолетний опыт показывает, что наряду с полученными знаниями ученик не всегда может их применить на практике. Всё это сподвигло меня поискать новые технологии эффективности управления и организации учебного процесса, чтобы это  обеспечивало развитие прежде всего тех качеств личности, которые помогут человеку стать хозяином своей жизнедеятельности, занять в ней активную, ответственную,  «авторскую» позицию.

Информационная модель учебного процесса

    На следующей блок-схеме представлена технология проведения уроков математики – информационная модель учебного процесса. Исполнителем алгоритма является ученик. Я осуществляю  сопровождение процесса, выступая при этом в роли помощника в самостоятельной творческой работе ученика на уроке.

Блок №1 Входные данные, с которыми работает исполнитель блок-схемы – ученик.

            Входными данными являются: учебное пособие; инструменты, с помощью которого изучается материал (например: линейка, весы, термометры, компьютер). Все  знания, которыми ученик владеет к данному моменту.

Блок №2

Мастерская №1 Ребята придумывают свои задачи, и формулируют условие. На этом этапе важна роль учителя как консультанта, который помогает учащимся и в выборе области его задачи согласно его интересам, а также в формулировке.

Блок №3

Мастерская №2  На этом блоке происходит процесс решения задачи и получение новых знаний. И если ученик решает продолжить свою работу в мастерских, то он модифицирует свою задачу  по мере прохождения материала и уже решает модифицированную.

Блок №4 Представление мини-проекта

Это самый интересный блок, который нравится детям. Кто-то делает макет дома, кто-то стряпает торт,  кто-то замеряет рост одноклассников, показывает презентацию, рисунок..

На этом этапе дети рассказывают о своих решенных жизненных задачах, которые они себе ставили, делятся опытом, как можно эти задачи решить с помощью математики и не только.В работе этого блока проводятся интегрированные занятия с предметами : информатика, труд, биология, география, практически со всеми предметами, которые изучает ребенок.

   Повышение эффективности урока – одна из насущных задач совершенствования

качества учебно-воспитательного процесса. Использование современных педагогических технологий и методов обучения направлено на решение этой важной задачи. В своей практике я использую следующие технологии:

  • Личностно-ориентированный подход в обучении

Методика личностно-ориентированного подхода в обучении математики.

Я всегда понимаю, что дети с ОВЗ, закончив школу и повзрослев, столкнутся с жизненными реалиями. И не у каждого ребенка окажется рядом кто – то, кто смог бы ему оказать помощь, некоторым из них, все жизненные ситуации  придется решать самостоятельно. Моя задача как учителя математики научить их с этим справляться.

При изучении каждого раздела или темы,  начинаю с постановки  жизненной (проблемной) ситуации и ищем пути ее решения в ходе изучения, узнавая новые понятия, решая примеры и задачи, упражнения из учебника.

Например: тема « Углы. Виды углов»

 Проблемная жизненная ситуация с которой могут столкнуться ученики: построить будку для собаки

В ходе изучения знакомимся с понятием прямого угла, учимся измерять углы, делаем чертеж будки

В основе личностно – ориентированного подхода, я использую метод мини-проектов, являющийся ярким примером творческо-поисковой работы обучающихся.

Он заключается, в том что, мои ученики, каждый в меру своих небольших возможностей придумывает себе задачу, которая ему интересна и пробует ее решить, используя все знания способы и приемы математики и не только.  Даже несколько составленных задач на одну и ту же тему неповторимы по своему исполнению.

  • Метод создания авторских задач (работа в мастерских)

   Предлагаемый метод рассчитан на развитие не только образного мышления у логиков, но и логическое составляющее мышление у гуманитариев через придумывание каждым, своей задачей на интересующую его тему с последующим ее решением, с последующей модификацией этой задачи по мере прохождения материала. Предлагаю некоторые примеры "авторских" задач моих учащихся:

«Магазин»

Сколько мне потребуется денег, чтобы купить продуктов на день, неделю, месяц.

«Кулинария»

Хочу испечь торт. Как взвесить или измерить продукты, где купить, сколько денег нужно?

«Мой будущий дом »

Хочу построить дом. Нарисовать проект дома, где я буду жить!

«Ремонт в комнате»

Сколько мне купить краски и рулонов обоев, чтобы моя комната была красивой

«Задача о птицах» 

   Я люблю птиц! В течение некоторого времени проводил наблюдения за птицами и заносил данные в таблицу по месяцам. В какой месяц  прилетало птиц больше всего, на мою кормушку?

«Покупка любимого автомобиля» 

    Подбор автомобиля для покупателя  по  его запросам и финансовым возможностям.

«Хочу стать миллионером»

Рассчитать перспективу моего благосостояния в будущем, при создании благоприятных условий  получения материального достатка, в зависимости от будущих моих доходов и расходов.

   Многообразие и разноплановость всех предложенных «авторских задач» учащихся, при изучении тем и разделов математики и информатики, ещё раз  доказывает, что интересы у детей разные и их социализация в обществе будет проходить в различных профессиональных сферах деятельности, тем самым на уроках,  я  на порядок повышаю мотивацию ребёнка к изучению математики, самой сложной, из всех изучаемых предметов.

При этом я всегда учитываю при работе над мини- проектом способности ребенка, с учетом его возможностей и диагноза.

Тематика может быть разная у проектов, в качестве примера, результат проектой работы http://nsportal.ru/beketova-galina 

  • Дифференцированный подход в обучении математики

При подготовке  и проведении урока я контролирую уровни подготовки своих учеников. Для того чтобы урок был интересным и плодотворным, не было скучающих учеников  я готовлю задания трёх уровней:

  • Уровень знания и понимания
  • Уровень применения
  • Творческий уровень

Например: Все карточки сделаны с мотивацией успеха, что немаловажно

Тесты и задания на тему «Единицы измерения величин»

  • Уровень знания и понимания

В чем нельзя измерить время?

Час   Рубль  Год    Минута   Килограмм   Месяц  Километр

Отметь, в какой строке записаны единицы измерения массы в порядке возрастания

  • Килограмм, тона, грамм, центнер

У тебя все получится!

  • Тонна, центнер, килограмм, грамм
  • Центнер, тонна, грамм, килограмм
  • Грамм, килограмм, центнер, тонна

  • Уровень применения

Сколько времени показывают классные часы на стене?

Измерить, сколько метров составляют размеры длины и ширины класса,

Ты молодец!

парты, шкафа, двери?  

Сколько градусов сейчас на уличном термометре?

  • Творческий уровень

     Придумать вместе с учеником задачу на тему «Единицы измерения величин» и выполнить мини – проект

 Хочется отметить, что метод мини-проектирования актуален и очень эффективен в развитии детей с особенностями в развитии. Он даѐт ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться в окружающем социуме. Также важнейшим компонентом проектного метода является социальное взаимодействие. Межличностное общение, построенное по определенным принципам, позволяет создать атмосферу творчества, комфортности, способствует проявлению индивидуальности каждого школьника. Знания, полученные самостоятельно, приобретают особую ценность, а работа в команде формирует у школьников навыки социального поведения и интереса к другому человеку, как к источнику познания. Таким образом, проектное обучение создает условия для творческой самореализации учащихся, повышает мотивацию к учению, способствует развитию познавательных возможностей, самостоятельности, ответственности, умений планировать, принимать решения, оценивать результаты. Школьники с нарушением интеллекта приобретают опыт решения реальных проблем, что очень важно для их самостоятельной жизни.

Работа по социализации детей с ОВЗ

Воспитательная работа

Блок №1

Блок №2

Мастерская №1

Блок №3

Мастерская №2

Продолжение работы в мастерской

Блок №4

   

   

   Социализация — процесс интеграции личности в социальную систему, вхождение в социальную среду через овладение его социальными нормами, правилами и ценностями, знаниями, навыками, позволяющими ему успешно функционировать в обществе.

   Много внимания уделяю формированию личности учащегося, помогаю в выборе профессии своих учеников, кому это будет возможно, по состоянию здоровья. Для этого я не только провожу воспитательные мероприятия, но и  работаю в сетевом взаимодействии со всеми организациями, которые есть в нашем поселке.

     При наличии в нашем поселке достаточно развитой системы дополнительного образования дети с ОВЗ мало знают о них и я считаю, что моя задача в первую очередь познакомить учеников о возможности развития их способностей в этих школах.

     В связи с этим я осуществляю тесное сотрудничество с экологическим центром «Подлеморье», детско-юношеской спортивной школой, детской школой исскуств, Забайкальским национальный парком, Байкальским техникумом туризма и сервиса.

     Для расширения кругозора детей провожу с детьми различные мероприятия по воспитательной работе: классные тематические часы, экскурсии на Байкал, участвуем в школьных событиях, проводим  праздники привлекая  родителей наших детей, проводим спортивные соревнования, участвуем в различных акциях национального парка.

    Я создаю все условия для сохранения здоровья школьников в учебное и внеурочное время, а также благоприятного эмоционально-психологического климата.

     Стараюсь проводить такие мероприятия, которые бы послужили толчком к развитию познавательного интереса, мотивировали детей на посещение занятий в дополнительном образовании, что способствовало их дальнейшей профориентации, социализации и здорового образа жизни.

Для детей инвалидов и ограниченными возможностями здоровья, является очень значимым, возможность посещать школу, общаться с ровесниками, узнавать и познавать мир, находится не в замкнутом пространстве у себя дома, а жить интересной жизнью. И моя роль, как учителя и наставника не только участвовать в реализации программы инклюзивного образования, но и в первую очередь помочь им социализироваться в обществе, в их будущей жизни.  

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение опыта работы педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ "Росинка" Прохоровой Юлии Александровны

обобщение опыта работы в хореографической студии педагога дополнительного образования...

Из опыта работы "Реализация регионального образования на уроках географии"

Из опыта работы «Реализация регионального образования на уроках географии»       "Я стремился к тому, чтобы все годы детства окружающий мир, природа постоянно питали сознание уча...

обобщение опыта работы в дополнительном образовании

обобщение опыта работы в дополнительном образовании по теме " Роль краеведения в гражданско-патриотическом воспитании школьников"...

Обобщение опыта работа педагога дополнительного образования

Обобщенине опыта работы педагога дополнительного образования...

Из опыта работы педагога дополнительного образования детей

В помощь педагогам дополнительного образования....

Внедрение новых форм и методов физкультурно-спортивной работы в инклюзивном образовании в ПОО

Внедрение новых форм и методов физкультурно-спортивной работы в инклюзивном образовании в ПОО...

Курс «Художественное макетирование» в системе художественного образования школьников (из опыта работы педагога дополнительного образования)

В статье исследуется влияние курса "Художественное макетирование" на художественное образование учащихся....