"Словесно- логической мышление"
учебно-методический материал

Михайлова Светлана Александровна

Как развивать словесно-логическое мышление с помощью игри упражнений? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesno_-_logicheskoe_myshlenie.pptx2.98 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование словесно – логического мышления детей дошкольного возраста посредством игровых упражнений дидактических игр.

Слайд 2

Развитие мышления ребенка происходит постепенно. . Интеллектуальное развитие ребенка осуществляется в ходе его предметной деятельности и общения в ходе освоения общественного опыта. Наглядно-действенное , наглядно-образное и словесно-логическое мышление - последовательные ступени интеллектуального развития.

Слайд 3

Наглядно-действенное мышление - вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами. Мышление рождается из действия. В младенчестве и раннем возрасте оно неотделимо от действия. В процессе манипулирования с предметами ребенок решает различные мыслительные задачи.

Слайд 4

Наглядно-образное мышление - вид мышления, характеризующийся опорой на представление и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. В отличие от наглядно - действенного мышления при наглядно- образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа .

Слайд 5

Словесно-логическое мышление - вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Основными логическими приемами формирования понятий является анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение, классификация . Словесно-логическое мышление ребенка, которое начинает развиваться в конце дошкольного возраста предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений.

Слайд 6

одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собственные вопросы к нему – первое, что потребуется от ребенка в учебном процессе.

Слайд 7

Словесно-логическое мышление – одно из трёх видов мышления – характеризуется использованием суждений и умозаключений (два других – наглядно-действенное и наглядно-образное осуществляется, соответственно, посредством действий и образов). Оно невозможно без речи и в то же время является одной из её функций. Иными словами, речь и мышление тесно связаны между собой и, постоянно взаимодействуя, развивают друг друга. П редполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждения. Принято считать, что у дошкольников преобладает наглядно-образное мышление, которое базируется на детских ощущениях, восприятиях и представлениях.

Слайд 8

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений. Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение, обобщение и т.д., то есть все то, чем занимается ребенок до школы, развиваются у него такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование , классификация, установление причинно- следственных связей понимание взаимодействий, способность рассуждать.

Слайд 9

И гры и упражнения, направленные на развитие связной речи, мышления, обогащения лексического словарного запаса дошкольников. Упражнения на развитие мыслительной операции: «Сравнение предметов» Для сравнения предложите ребенку следующие пары слов- предметов: 1. муха и бабочка 2. дом и избушка 3. стол и стулья 4. книга и тетрадь 5. вода и молоко 6. топор и молоток

Слайд 10

Сравнение двух или более предметов . Чем похожи эти слова: кошка, книга, крыша; число, весло, кресло; Назови общие признаки: яблока и арбуза; кошки и собаки; Чем отличается: ручка от карандаша; рассказ от стихотворения; сани от телеги; осень от весны; дерево от кустарника; лиственное дерево от хвойного дерева.

Слайд 11

Упражнение «Закончи слово» Предложите ребенку поиграть в такую игру: вы будете начинать слово, произнося первый слог, а он – его заканчивать. «Отгадайте, что я хочу сказать: По …», - так вы начинаете игру. · по… · до… · на… · че… · за… · пры… · ми… · ку… · му… · зо … :

Слайд 12

«КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ». Цель:1. Учить произносить слова слоговой структуры 1-го типа. 2. Упражнять в простейшем слоговом синтезе. 3. Активизировать и расширять словарный запас. Оборудование : мяч. Ход игрового упражнения. Взрослый, бросая мяч ребенку, произносит первый слог. Ребенок, возвращая мяч, говорит второй слог, затем называет слово полностью. Взрослый: Ребенок: Взрослый: Ребенок: Но нота ба баня Ва вата ня няня Да дата ды дыня Ха ТА хата То НЯ Тоня Мя мята А Аня Би бита Ва Ваня Фа фата Та Таня Ка Катя и иди Пе ТЯ Петя бу ДИ буди Ви Витя ве веди Ми Митя "Подскажи словечко!" хо ходи

Слайд 13

Упражнения на развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделение существенных признаков . Игра: «Найди лишнее слово!» Педагог читает ребенку серию слов. Каждая серия состоит из 4 слов; 3 слова в каждой серии является однородными и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Предлагает ребенку определить слово, которое является «лишним». · Старый, дряхлый, маленький, ветхий · Храбрый, злой, смелый, отважный · Яблоко, слива, огурец, груша · Молоко, творог, сметана, хлеб

Слайд 14

«Найди лишнюю картинку». Подберите серию картинок, из четырех , среди которых каждые три- картинки можно объединить в группу по общему признаку, а одна лишняя. Разложите перед ребенком первые четыре картинки и предложите ему лишнюю убрать. Спросите: «Почему ты так думаешь. Чем похожи те картинки, которые ты оставил?»

Слайд 15

Выбор лишнего понятия. Взрослый предлагает ребенку проанализировать три логически связанных понятия, выделить одно, отличающееся от других каким-либо признаком и объяснить ход своих рассуждений. При выполнении данного задания можно также использовать картинки на начальном этапе. Корова, лошадь, лев – корова и лошадь – это домашние животные (травоядные), а лев – дикое (хищник); Ночник, торшер, свеча; Брюки, шорты, юбка; Ёлка, береза, сосна; Картофель, морковь, огурец; Петух, гусь, воробей; Бежать, идти, стоять;

Слайд 16

Упражнения на развитие гибкости ума . Педагог предлагает ребенку назвать как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие. · Назови, слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина…) · Назови, слова, обозначающие домашних животных · Назови, слова, обозначающие диких животных · Назови, слова, обозначающие наземный транспорт

Слайд 17

Игра: "Обобщения " Назвать одним словом предметы: Вилка, ложка, нож - это ... Дождь, снег, мороз - это ... Рука, нога, голова - это ... 2) Конкретизировать обобщающие понятия: Фрукты - это .... Транспорт - это ...

Слайд 18

«Как это можно использовать?» Предложите ребенку игру: найти наиболее большее число вариантов использования какого-либо предмета. Например, вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает как можно использовать этот предмет. Ребенок называет такие варианты: · Рисовать · Писать · Использовать, как палочку, · Указка · Градусник для куклы и т.д.

Слайд 19

Игра «Скажи наоборот» Выучите с ребенком стихотворение. Скажу я слово «ВЫСОКО» А ты ответишь - …(НИЗКО) Скажу я слово «ДАЛЕКО» А ты ответишь - …(БЛИЗКО) Скажу тебе я слово «ТРУС» Ответишь ты - …(ХРАБРЕЦ) Теперь «НАЧАЛО», я скажу, Ну, отвечай - … (КОНЕЦ) Предложите ребенку игру «Я буду говорить слово, ты тоже говори, но только наоборот, например: БОЛЬШОЙ - МАЛЕНЬКИЙ», можно использовать следующие пары слов: · Веселый – грустный · Быстрый – медленный · Красивый – безобразный · Устой – полный · Худой – толстый · Умный – глупый · Тяжелый – легкий · Твердый – мягкий · Шершавый – гладкий

Слайд 20

Взрослый: Ребенок: острая лопата тупая лопата домашние гуси дикие гуси гладкая бумага мятая бумага громкая музыка тихая музыка старая панама новая панама до дома близко до дома далеко иду направо иду налево Упражнение «СКАЖИ НАОБОРОТ». Цель: 1 . Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа, подбирая имена прилагательные и наречия с противоположным значением. 2. Расширять и активизировать словарный запас Ход игрового упражнения. Взрослый предлагает ребенку подбирать слова с противоположным значением.

Слайд 21

Противоположности. Взрослый предлагает ребенку подобрать слово противоположного значения, объяснив свой выбор. При выполнении данного задания можно составить предложение с союзом “а”, в котором будут объединены оба антонима. Толстый – тонкий: На столе лежит тонкая тетрадь и толстая книга. Покупать – Открывать – Помнить – Встречать – Мелкий – Полный – Знаменитый – Голодный – Брать - Разновидностью такого задания может стать подбор двойных антонимов. Пример : умный друг – глупый враг. Тихий плач – Радостная встреча – Вспомнить радость – Светлый верх – Темное прошлое – Слабый мороз -

Слайд 22

Упражнение на развитие словесно-логического мышления: Игра: «Определи понятия» Ребенку предлагаются следующие наборы слов: · Велосипед, кнопка, книжка, плащ, перья; · Самолет, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой · Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значение ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово».

Слайд 23

Логические задачи. Взрослый читает ребенку утверждение : Рыбак поймал окуня, ерша, щуку. Щуку он поймал раньше, чем окуня, а ерша позже, чем щуку. И задает вопрос: – Какая рыба поймана раньше всех? На веревке завязали три узелка. – На сколько частей эти узлы разделили веревку? Коля ростом выше Егора, но ниже Сережи. – Кто выше Егор или Сережа? Маша купила 4 шара красного и голубого цвета. Красных шаров было больше, чем голубых. – Сколько шаров каждого цвета купила Маша ? И т.п.

Слайд 24

"Продолжить ряд цифр". Задается ряд с определенной последовательностью цифр. Участники должны понять закономерность построения ряда и продолжить его. НАПРИМЕР: 1, 3, 5, 7 ....... 1, 4, 7, ......... 1, 3, 9, ......... 11, 13, 15, 18 ...

Слайд 25

Упражнения на беглость мышления " Назвать слова с заданной буквой". ВАРИАНТЫ: 1) Назвать слова, начинающиеся на букву "а". 2) Назвать слова, оканчивающиеся на букву "т". 3) Назвать слова, в которых третья от начала-буква "с".

Слайд 26

Упражнение «ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ». Цель : 1. Продолжать учить четко проговаривать слова 1-го типа слоговой структуры1-го типа. 2. Развивать слуховое внимание. Оборудование : предметные и сюжетные картинки. Ход игрового упражнения. Взрослый показывает ребенку сюжетные (предметные) картинки и предлагает закончить предложения словом, подходящим по смыслу:

Слайд 27

Составление рассказа по картинкам. Перед ребенком в беспорядке кладут 4-6 картинок, на которых изображена определенная, хорошо известная ребенку последовательность событий (например, порядок одевания на прогулку, приема пищи, распорядок дня и т.п.). Взрослый просит ребенка разложить картинки в нужном порядке и объяснить, почему он расположил их именно так. Затем предлагается составить рассказ по картинкам.

Слайд 28

Игра на развитие понимания грамматической конструкции предложения Ребенку читается предложение: «Наташа пошла гулять, после того, как полила цветы». Затем взрослый задает вопрос: – Что Наташа сделала раньше: пошла гулять, или полила цветы? «Витя старший брат Сережи», – Кто старше – Саша или Сережа? И т.п . Собака бежит за Васей. - Кто первый? Кто второй?

Слайд 29

Игра "Бывает - не бывает". Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает , а если нет, то мяч ловить не нужно. Папа ушел на работу. Поезд летит по небу. Кошка хочет есть. Зайчик пошел в кино. и т.д.

Слайд 30

Развитие умения узнавать предмет по заданным признакам . На начальном этапе можно использовать ряд картинок, из которых ребенок смог бы выбрать подходящий по описанию предмет. Назови предмет, про который можно сказать: желтый, продолговатый, кислый; продолговатый, зеленый, твердый, съедобный. Какой предмет обладает следующими признаками: пушистый, ходит, мяукает; гладкое, стеклянное, в него смотрятся, оно отражает. Кто или что может быть: высоким или низким; холодным или горячим; твердым или жидким; узким или широким. Какому времени года соответствует следующее описание: "День становится длиннее. Все больше становится солнечных дней. Тает снег. С юга прилетают птицы и начинают строить гнезда".

Слайд 31

«Что перепутал художник?» (найди все несоответствия и попытайся объяснить их).

Слайд 32

«Нелепицы.» Задачей ребенка в данном задании станет наиболее полно и связно объяснить, в чем неясность, неправдоподобность ситуации. по изложенному в стихотворении: Сел воробушек на дом, Провалилась крыша в нем. Под березою с котом Пляшут польку мыши . Рыбка с мостика нырнула, Вскрикнула и утонула. Черепаха хвост поджала И за зайцем побежала, Возле речки, ну дела, Серого обогнала!

Слайд 33

«Отвечай быстро». Цель такого задания – упражнять в классификации, сравнении, обобщении; упражнять в согласовании числительных и прилагательных с существительными. Нам понадобится таблица, разделенная на 9 клеток. В каждой клетке изображены птицы или животные: в первом ряду – воробей, голубь, дятел ; во втором – оса, лиса, стрекоза ; в третьем – волк, бабочка, снегирь . Вопросы по таблице: - Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду? - Сколько всего птиц в таблице? Назови их. - Кого больше зверей или насекомых? - На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? - Посмотрите на рисунки в третьем столбике. Что общего у всех, кто там нарисован? - Сравните животных первого и второго столбика. Что вы заметили общего?

Слайд 34

Одним из средств формирования и развития словесно - логического мышления детей дошкольного возраста является загадка. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку . . В работе с детьми 4-5 лет следует использовать загадки, требующие договаривания последнего слова - отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих но смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму В старшей группе детям следует предлагать загадки, соответствующие всеобщему представлению о загадках, рифмованный вопрос. Постепенное усложнение содержания предлагаемых детям загадок позволяет в разных возрастных группах активизировать все большее число мыслительных операций.

Слайд 35

Загадки - описания (3-4 года). Цветы : ромашка - у нее много белых лепестков; одуванчик - у него много желтых лепестков. Овощи : картошка - шкурка коричневая, а внутри белая; морковь - она вытянутая, оранжевая; огурец - вытянутый, зеленый, помидор - круглый, красный, висит; репка - круглая, большая, желтая, сладкая. Деревья : береза - у нее белый ствол, сосна- у нее есть зеленые длинные иголочки. Фрукты : яблоко - округлое, может быть красное, желтое, зеленое; сладкое, кислое; банан - вытянутый, желтый. Насекомое : бабочка - у нее красивые крылышки, она порхает; Жук - он жужжит. Птицы ; ворона - большая, черная, каркает; воробей - маленький, чирикает; петух - большой, кукарекает. Животные : кошка – пушистая, мяукает, умывается: собака - кусается, лает;, заяц - летом серый, зимой белый, у него длинные уши (уши больше головы); лиса - шубка рыжая, длинный пушистый хвост, хитрая; медведь - большой, коричневый, хвостик маленький, зимой спит. Игрушки : мяч - как шарик, скачет, кукла - она похожа па девочку. Одежды : пальто - его мы носим только осенью, зимой, весной: куртка - ее мы носим осенью, весной. Транспорт : грузовик - у него есть кузов; легковой автомобиль - он ездит, в него входит мало людей. Посуда : чашка- в нее наливают чай, у нее есть ручка, кастрюля - в ней варят суп. Мебель : стол - на нем едят, рисуют, пишут, лепят; стул - на нем сидят и есть ножки; кровать - на ней спят. Части тела : руки - они помогают нам кушать, лепить; ноги - они помогают нам ходить, бегать, прыгать; пальцы - они помогают нам брать, держать, писать. рисовать.

Слайд 36

Загадки- «рифмовки» (4-5 лет) Времена года : Дел у меня немало - Я белым одеялом всю землю укрываю, В лед реки убираю, белю поля, дома… Зовут меня ... (зима) Я раскрываю почки в зеленые листочки, Деревья одеваю, посевы поливаю. Движения полна, зову меня ... (весна) Я соткано из зноя, несу тепло с собою, Я реки согреваю, - «Купайтесь!» - приглашаю. И любите за это вы все меня. Я ... (лето) Несу я урожай, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь сосен, елочек- Я ... (осень). Овощи : Что за скрип? Что за хруст? Это что еще за куст ? Как же быть без хруста, если я ... (капуста); И зелен, и густ, на грядке вырос куст. Покапай немножко, под кустом ... (картошка) Заставит плакать всех вокруг, Хоть он и не драчун, а ... (лук) Хотя я сахарной зовусь, Но от дождя я не размокла. Крупна, кругла, сладка на вкус. Узнали вы? Я ... (свекла) Отлежал себе бочок Наш пузатый ... (кабачок) Кругла, да гладка, откусишь - сладка. Засела крепко на грядке. . (репка) На жарком солнышке подсох И рвется из стручков ... (горох)

Слайд 37

Загадки, не содержащие иносказаний ( 5-6 лет) Профессии : Ты учишь буквы складывать, считать. Цветы растить и бабочек ловить. На все смотреть и все запоминать, И все родное, русское любить (воспитатель) Растаем мы очень рано, ведь наша забота - Всех отвозить по утрам на работу (водитель) Кто в дни болезнен всех полезней? И лечит нас от всех болезней? (доктор) Мы учим детишек читать и писать. Природу любить, стариков уважать (учитель) Скажи, кто так вкусно готовит щи капустные. Пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды? (повар) Времена года : Наступили холода, обернулась в лед вода, Длинноухий зайка серый обернулся зайкой белым, Перестал медведь реветь: в спячку впал в бору медведь. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (зима) Тает снежок. Ожил лужок, День прибывает. Когда это бывает? (весной) Солнце печет, лужок цветет. Рожь колосится, золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (осень) Утром мы во двор идем – листья сыплются дождем. Под ногами шелестят, и летят, летят, летят ... Кто скажет, кто знает: когда это бывает? (осенью)

Слайд 38

Загадки с использованием иносказаний (6-7 лет) Существует очень много сборников загадок. Например, «1000 загадок» (сост. Н.В. Елкина , Т.И. Тарабарина ). Сборник загадок (сост. Т.М. Карпенко). Примерное содержание загадок для детей подготовительной к школе группы: Хоть сама и снег и лед, А уходит - слезы льет (зима ) Сидит девица в темнице, А коса на улице (морковь) За кудрявы и хохолок Лису из норки поволок. На ощупь - очень сладкая, На вкус - как сахар сладкая (морковь) - Лоскуток на лоскутке Зеленые заплатки, Целый день на животе Нежится на грядке (капуста) Сидит дел, в шубу одет. Кто его раздевает, слезы проливает (ЛУК) Русская красавица стоит на поляне В зеленой кофточке, в белом сарафане (береза)

Слайд 39

В предложенных занятиях автор предлагает через сказку знакомить детей с окружающим миром, обучать правильному звукопроизношению, выполнять разные игровые задания, способствующие развитию мыслительных операций


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словесно-логического мышления на уроках социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе 8 вида

При целенаправленной работе по формированию мышления существенно изменяются способы ориентировки детей со сниженным интеллектом в окружающем мире. Предлагаю приемы, хорошо работающие на уроках социаль...

Формирование словесно-логического мышления

В статье рассказывается об этапах формирования словесно-логического мышления у детей с ограниченными возможностями здоровья.....

Научно-методическая статья "Взаимосвязь развития словесно-логического мышления и связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

Статья может быть интересна начинающим логопедам, а также логопедам со стажем, как материал по самообразованию. Научно-методическая статья (по самообразованию)  состоит из 3 частей 1часть содер...

Использование игр в развитии у детей словесно-логического мышления

Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных указаний учителя, умение ответить на его вопросы и сформировать собств...

Роль пословиц и поговорок в формировании словесно-логического мышления детей младшего, среднего и старшего возраста с диагнозом ОНР.

Мудрость народа как нельзя лучше воплощена в пословицах и поговорках. Пословица - жанр фольклора, распространенное в повседневной речи, краткое, ритмически организованное изречение, интересное не толь...

Развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного и младшего школьного возрастов.

 Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, то есть мыслить. Словесно- л...

Упражнение на развитие словесно-логического мышления

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается у ребенка с 3 – 4 лет. Он постигает свойства предметов, учится оперировать предметами, устанавливать отношения между ними и решать самые р...