"Виды транспорта"
план-конспект

Таборская Любовь Михайловна

Занятие по теме "Виды транспорта" направлено на формирование лексико-грамматического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transport.docx21.05 КБ

Предварительный просмотр:

Л.Т.«Транспорт. Виды транспорта»

Занятие подготовила и провела

Л.М.Таборская, учитель-логопед

Асино

2024

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.

Задачи:

  • Активизировать и обогатить словарь по теме «Транспорт».
  • Сформировать и закрепить навык образования приставочных глаголов.
  • Составить пересказ рассказа В.Суслова «Кто сильнее».
  • Повторить геометрические фигуры.

Оборудование: шумотека со звуками транспорта; папка с картинками «Виды транспорта»; набор «Дары Фрёбеля»; игрушечные машинки; геометрические фигуры из картона (прямоугольники, треугольники);

Ход занятия

  1. Орг.момент. Приветствие.

Добрый день, ребята! Чтобы начать наше занятие, предлагаю встать в кружок, взяться за руки и произнести слова:

Раз, два, три, четыре, пять.

Вот мы встретились опять.

А зачем мы встретились? Правильно, чтобы провести занятие. А что нам нужно, чтобы занятие прошло хорошо? (ответы детей). Конечно, вы все правильно сказали. А еще, чтобы занятие было плодотворным, нам нужно уметь друг друга слышать. Давайте проверим, умеете ли вы внимательно слушать. Я включу звуки, а вы угадайте, что звучит. (Включаю звуки поезда, автомобиля, самолета, скорой помощи, трактора).

  1. Основная часть.

А) Активизация и обогащение словаря по теме.

Молодцы, правильно угадали. А как мы назовем все эти предметы одним словом? Транспорт. Значит, о чем на занятии будем говорить? Да, о транспорте. Для чего нам нужен транспорт? Ребята, давайте вспомним, какие виды транспорта бывают. (Перечисляют, подвожу к мысли, что Т. бывает разный). Посмотрите, у меня несколько картинок. Их нужно разложить в отдельные стопочки. (Дети раскладывают по видам транспорта, называют машины, объясняют, почему именно так систематизировали картинки). Молодцы! Все верно.

Б) Формирование и закрепление навыка образования приставочных глаголов.

Ребята, вы говорили, что транспорт нужен для того, чтобы было удобно передвигаться, путешествовать. Я приглашаю вас в путешествие в соседний город. На чем же мы поедем? Отгадайте загадку.

По дороге мчит она,
На дороге пыль видна,
Фары светят, как глаза,
Завизжали тормоза.

Машина.

Правильно, верно угадали. А что нужно, чтобы наша машина поехала? (ответы детей). Обязательно нужна дорога. Давайте её построим. (берем «Дары Фрёбеля» №4,6,11 и выкладываем дорогу, по которой поедут наши машины). Итак, вот наши машины (раздаю игрушки). А скажите мне, как называется помещение, где стоят машины? (гараж). У вас на столах лежат такие «гаражи). Возьмите каждый свой гараж. Почему именно такой вы взяли? (по цвету). Вот машины у нас в гараже. А вот они из гаражей …(показываю движением, подталкиваю к глаголу выезжают). Вот они по дороге ….(едут). Машины на мост…(заехали). Вот мост они …(переехали). Они дальше по дороге …(поехали). И наконец в соседний город… приехали.

В) Составление пересказа рассказа В.Суслова «Кто сильнее».

Приехали мы в город не просто так, а в гости к героям рассказа В. Суслова «Кто сильнее?». Послушайте его. Итак, рассказ «Кто сильнее?»

Алёшка всегда пристаёт к Антону с разными вопросами:

— А сколько километров до неба?

—А что глубже: море или океан?

 -  А кто сильнее всех?

 -  Посмотри во-о-он туда, - говорит Антон. -  Видишь кран? Какую тяжесть он поднимает - целый вагон!

 — Антон, а кто сильнее крана?

— Видишь поезд? Впереди - синий электровоз с красной звездой. Он тянет целых пятьдесят вагонов. И все они доверху нагружены.

 —А кто сильнее электровоза? - не унимается Алёша.

 —Вон, смотри, - говорит Антон. - Видишь, грузят корабль. У него такое огромное брюхо, что в него влезут двадцать пять таких поездов.

- Антон! Ну, а кто самый сильный? Самый-самый?

- Думай сам. Кто заставляет работать кран? Кто заставляет электровоз бежать по рельсам? Кто управляет кораблём?

 — Люди.

 — Значит, кто самый сильный?

 -Человек!

Составляем пересказ по вопросам (с опорой на зрительную опору):

Как называется рассказ, который вы прослушали? (Рассказ называется «Кто сильнее?»)

С чего начинается рассказ?

(Младший брат Алеша всегда пристает к старшему брату с вопросами.)

Какие вопросы он задает? (Сколько километров до неба? Что глубже: море или океан? Кто всех сильнее?)

Что сказал старший брат Антон, когда услышал последний вопрос? (Посмотри вон туда. Видишь кран? Накую тяжесть он поднимает — целый вагон.)

И Алеша поверил, что кран самый сильный? (Нет. Он спросил: «А кто сильнее крана?»)

Что показал ему Антон на этот раз?  

(Антон показал поезд. Впереди был электровоз. Он тянул пятьдесят вагонов.)

 О чем Алеша спросил Антона? (Алеша спросил: «Кто сильнее электровоза?»)

И что теперь показал Алеше Антон? И что хотел узнать Алеша? (Антон показал корабль, в который могут войти двадцать пять поездов. Но Алеша хотел узнать, кто всех сильнее.)

Кто же оказался самым сильным на земле? (Самым сильным оказался человек, потому что он управляет всеми сильными машинами на Земле.)

Молодцы. Вы очень внимательные дети. А теперь давайте попробуем пересказать текст. А картинка нам поможет. Дети по картинке пересказывают текст).

Молодцы. Напомните, какие виды транспорта были названы в рассказе? (ответы детей).

  1.  Заключительная часть. Итог. Рефлексия.

Ребята, погостили мы у Алеши с Антоном, пора возвращаться домой. («Едем» по дороге, проговаривая глаголы с приставками). Мы вернулись, и занятие наше подошло к концу. Скажите, о чем мы говорили сегодня на занятии? О транспорте. Какие виды Т.можете назвать? Если передвигается по воздуху – воздушный; по воде – водный; по земле – наземный; по железной дороге – железнодорожный. Транспорт, который используют в сельском хозяйстве – сельскохозяйственный. Специальный транспорт (пожарная машина, скорая помощь, машина полиции).

Чтобы закрепить наши знания, составим синквейн.

Транспорт.

Разный, нужный.

Перевозит, подвозит, отвозит.

Все машины создает человек.

Польза.

            Спасибо всем за работу!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ для специальности 100120 Сервис на транспорте (по видам транспорта)

Рабочая программа учебной дисциплины является авторской для специальности среднего профессионального образования 100120 Сервис на транспорте (по видам транспорта) (базовая подготовка)Разработчик: Свис...

Рабочая программа профессионального модуля ПМ. 03 ОРГАНИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНО - ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (по видам транспорта) для специальности 190701 Организация перевозок и управление на транспорте (по видам) Заочная форма обучения

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 190701 Организация пер...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.09 ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ для специальности 100120 Сервис на транспорте (по видам транспорта) Заочная форма обучения

Рабочая программа учебной дисциплины является авторской для специальности среднего профессионального образования 100120 Сервис на транспорте (по видам транспорта) (базовая подготовка)Разработчик: Свис...

урок "Транспорт. Виды транспорта" 9 класс

Данная разработка урока по теме "Транспорт. Виды транспорта" предназначена для изучения новой темы в 9 классе....

Презентация к уроку "Транспорт. Виды транспорта" 9 класс

Презентация на тему "Транспорт. Виды транспорта" для 9 класса.Применяется для изучения нового материала....

Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по МДК 02.02 Организация пассажирских перевозок и обслуживание пассажиров (по видам транспорта) ПМ.02 Организация сервисного обслуживания на транспорте (по видам тр

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов разработаны преподавателем дисциплин профессионального цикла по специальности 190701 «Организация перевозок и уп...

тесты по теме: "Транспорт. Виды транспорта", 9 класс

тесты по теме: "Транспорт. Виды транспорта", 9 класс...