Конструкт уроки по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"
план-конспект урока

Филина Вера Петровна

 1 урок, цель: формировать на предметной основе представление  об игре с игрушкой;

 2 урок,  цель:формировать умение играть в сюжетно-ролевую игру "Магазин";

 3 урок, цель:научить понимать и использовать средства неречевого общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составитель открытого урока :    учитель Филина В.П.

Дата:

Класс :4

Предмет: Развитие устной речи

Тема урока: Речевая ситуация "Разговор с игрушкой"

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний

Результаты  урока: Обучающаяся , умеющая обыгрывать заданную ситуацию " Разговор с игрушкой", с использованием в речи отработанных слов и простых предложений

Цель урока:

формировать на предметной основе представление об игре с игрушкой,   развивать речь обучающейся   на основе упражнений в подборе слов по заданным вопросам  , формировать УУД

Задача : Обогащать   лексический запас обучающейся словами, называющими  игрушки, их основные признаки , действия с ними.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки с изображением  игрушек, игрушки - кукла, мишка, пирамидка, мяч.

Этап    урока

Формы  работы

Деятельность  обучающихся

УУД

I.Мотивационный

1.Проверка готовности обуч. к уроку.

2.Психологический   настрой:

Наши ушки -на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем

 (Упражнение выполняется по показу и комментарию учителя)

3.Объявление коррекционно-воспитательной задачи учителем: «Будем учиться слушать и  правильно разговаривать. Соблюдать правильную посадку за партой .»

4.Итог: Ты готова к уроку.

Проверяет готовность к уроку.

Регулятивные

самостоятельно организует рабочее место

Создание положительного эмоционального настроя, включение обучающегося в познавательную деятельность.

II.Ориентировочный

1. Коррекционное упражнение:

Задание: Запомни ряд картинок.

На панно выставляются картинки с изображением игрушек ( четыре картинки, игрушки - кукла, мишка, пирамидка, мяч).  Запомни. Что изменилось? (Картинки  перестраиваются, ученица воссоздаёт первоначальный вариант.)

2..Беседа учителя с обучающейся:

-Каким  одним словом можно назвать все эти предметы? ( Игрушки) Почему? Как ты догадалась? Что делают с игрушками? Как называется твоя любимая игрушка?. (Кукла) 

Учитель:У тебя много игрушек ,но самая любимая кукла. С ней мы сегодня будем учиться разговаривать .Ну ,конечно,                "понарошке"

Итог: Мы готовы к изучению новой темы.

3.Формулирование темы урока

( учитель помогает обучающейся) :

 " Разговор с игрушкой."

Обучающаяся запоминает количество картинок, определяет их последовательность.

Познавательные УУД : выполняет логические операции : анализирует и синтезирует, обобщает.

Регулятивные: определяет цель учебной деятельности.

Подготовка к восприятию нового материала, нацеливание на содержание урока

III. Исполнительский

1.Психогимнастика 

( Заводная кукла) Вокруг себя повернись в куклу  превратись.  Ученица изображает куклу. Заводная кукла сломалась.Ученица застывает в определённой позе. Почувствуй напряжение.А сейчас покажи, как ты умеешь расслабляться. Сначала урони голову,потом правую руку, левую руку, затем -туловище.

 Тебе очень жалко сломанную куклу , покажи,как ты огорчена . Папа починил куклу. И ты очень рада.

2.Беседа учителя с обучающейся : Как звать твою куклу? ( Камилла) Ты любишь куклу?( Да)Любить значит заботиться. Как ты заботишься о кукле Камилле? Целую, расчесываю, играю с ней, говорю кукле" Спокой ной ночи", жалею её.

Кукла Камилла у тебя какая ? Подбираются слова признаки( Любимая , красивая ,послушная) Каждое подобранное слово обозначается карточкой с изображе-нием волнистой линии.

Расскажи как можно играть с куклой? Что может делать кукла? Подбираются слова действия( Сидит, лежит, ходит, плачет)

.Каждое подобранное слово обозначается карточкой с изображением двойной линии   ======,   =======

Кукла  встала.

Камилла  играет  в мяч.

Кукла упала.

Она плачет.

Кукла сидит .

А что ты можешь сделать с куклой?

 ( причесать, умыть, покормить, пожалеть)

Вывод: Ты назвала много слов , относящихся к твоей кукле.

3.Физминутка

На большом ковре и в ряд ( хлопает в ладоши)

Куклы Халисы сидят

Кукла Маша, кукла Саша, ( наклоны головы     вправо, влево)

Кукла Мила  и Камила

И тигрёнок , и мартышка

Раз, два, три, четыре, пять ( двигает ножками)

Вместе мы пойдём гулять.

Итог: Ты отдохнула  и мы  продолжаем работать.

4.А сейчас  послушай текст :  " Девочка Таня  и кукла Катя."(Девочка разговарива-ет со своей куклой. Их разговор похож на игру "дочки -матери.")

Доброе утро,  моя любимая куколка .Я твоя мама Таня. Сейчас я тебя причешу и  умою.

Ты очень красивая..Давай играть в мяч. Лови. Молодец. Лови.( Кукла упала и заплакала). Не плачь, Катя . Я тебя пожалею.

Вопросы по тексту:Как звать девочку? Как звать куклу? Как Таня ухаживает за куклой?Во что они играют?Что случилось с куклой? Что сделала Таня?

Итог:  Ты правильно ответила на мои вопросы.   И теперь сама сможешь поговорить со своей куклой

Выполняет упражнение на релакс ацию( расслабление)

Выполняет по показу

Отвечает на вопросы учителя, подбирает слова.

Подбирает слова, составляет несложные предложения

Выполняет движения по показу.

Слушает текст , отвечает на вопросы с направляющей помощью учителя

.

Коммуникативные УУД:

участвует в обсуждении беседует с учителем

Познавательные УУД : выполняет логические операции : сравнивает , синтезирует, классифицирует

Познавательные УУД: умение ориентироваться в задании

инструкцию учителя

Познавательные УУД: даёт правильные ответы на поставленные вопросы.

Реализация поставленной цели,выполнение  задания  по аналогии

IV. Контрольный

1. Речевая ситуация  " Разговор с куклой"

1.Ученица разговаривает с куклой , совершая с ней игровые действия

Ра    

2.  

  1. Итог: Ты хорошо разговаривала со своей куклой, использовала слова , которые мы подбирали при работе по составлению предложений

Слушает и воспринимает инструкцию учителя.

Разговаривает с куклой, строит простые предложения

Познавательные УУД:умеет разговаривать с игрушкой

Выявить уровень овладения знаниями

V. Рефлексивный

- Чем ты сегодня на уроке занималась? (- Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

-Можешь ли ты научить подругу разговаривать  с куклой. ?

 

Оценивание работы

Регулятивные УУД: оценивание результатов своей деятельности

.

Самоанализ проведённого урока по теме: Речевая ситуация " Разговор с игрушкой"

         Данный урок соответствует  Федеральному государственному образовательному  стандарту.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к обучающейся, ребёнок обучается оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений, хотя получается это не сразу, используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающейся на уроке. Однако, основным методом обучения, используемым в уроке остается объяснительно-иллюстративный.

В контексте урока применяется диалог, обучающаяся учится отвечать на вопросы, достигнуто осмысление учебного материала. Оценивается  реальное продвижение обучающейся , поддерживаются  минимальные успехи.

 Тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта.

       Вывод: Обучающаяся индивидуально на дому работала  в соответствии  с уровнем своего развития.

 Обучающаяся  нуждается в дозированной  направляющей помощи. Трудности наблюдались при определении цели учебной деятельности и при оценивании результатов своей деятельности. Формирование регулятивных УУД находится на начальном  развитии .Тем  не менее обучающаяся справилась с заданием  и речевая ситуация " Разговор с игрушкой" состоялась.

      Итог урока показал ,что поставленные задачи восприняты и усвоены обучающейся. У обучающейся  наблюдается  формирование познавательных УУД, она старается  выполнять задания учителя, несмотря  на несформированность эмоционально-волевой  сферы, неустойчивость внимания. Усвоению учебного материала способствовали следующие факторы:  интерес к изучаемому материалу, доступность подобранного материала, предварительная подготовка ( Изучение темы "Игрушки" на предшествующих уроках), соблюдение охранительного режима.



Предварительный просмотр:

Составитель открытого урока :    учитель Филина В.П.

Дата:

Класс :7

Предмет: Развитие устной речи

Тема урока: Речевая ситуация " Отправляюсь в магазин"

Тип урока: урок о закрепления знаний        

Результаты  урока: Обучающийся , умеющий обыгрывать заданную ситуацию " Покупка товара в магазине", с использованием в речи отработанных слов и простых предложений

Цель урока: формировать умение играть в сюжетно-ролевую игру « Магазин»( совершенствовать умение выбирать роль и действовать в соответствии  с ней), отражать в игре явления социальной  действительности, уточнить  и расширить словарь по теме « Магазин» , формировать УУД.

Оборудование: демонстрационный материал: картинки –вывески, муляжи – продукты питания, спец –одежда для продавца, бейджик

Этап    урока

Формы  работы

Деятельность  обучающихся

УУД

I.Мотивационный

1.Проверка готовности обуч. к уроку.

2.Психологический   настрой:

Наши ушки -на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем

 (Упражнение выполняется по показу и комментарию учителя)

3.Объявление коррекционно-воспитательной задачи учителем: «Будем учиться слушать друг друга и  правильно разговаривать (вести диалог). Соблюдать правильную посадку за партой .»

4.Итог: Ты готов к уроку.

Проверяет готовность к уроку.

Регулятивные

самостоятельно организует рабочее место

Создание положительного эмоционального настроя, включение обучающегося в познавательную деятельность.

II.Ориентировочный

1. Коррекционное упражнение:

Задание: Запомни ряд картинок.

На панно выставляются картинки с изображением предметов  ( четыре картинки: батон, бутылка молока, конфетка,виноград).  Запомни. Что изменилось? (Картинки  перестраиваются, ученик воссоздаёт первоначальный вариант.)

2..Беседа учителя с обучающимся:

-Каким  одним словом можно назвать все эти предметы? ( продукты) Где можно приобрести продукты ?

Итог: Мы готовы к изучению новой темы.

3.Формулирование темы урока

( учитель помогает обучающейся) : речевая ситуация

 " Покупка товара в магазине."

Обучающаяся запоминает количество картинок, определяет их последовательность.

Познавательные УУД : выполняет логические операции : анализирует и синтезирует, обобщает.

Регулятивные: определяет цель учебной деятельности.

Подготовка к восприятию нового материала, нацеливание на содержание урока

III. Исполнительский

Сегодня мы отправляемся в магазин.

Давай  вспомним названия каких магазинов  ты знаешь?(Игрушки. Мебель.

Продукты)

Кто работает в магазине? ( Продавцы)

Как называют тех, кто покупает товар. Покупатели)

Где в магазине  расплачиваются за покупку? ( в кассе)

В какой магазин  чаще всего ходят покупатели? «Продукты»

В продуктовом магазине  несколько  от-

делов. Приглашаем в наш магазин и предлагаем развесить вывески в отделах  в соответствии с наименованием товара. Название отделов. Отдел- хлеб , хлебный отдел; отдел –конфеты, кондитерский отдел, отдел- молоко, молочный отдел; отдел –овощи, овощной отдел.

3.Физминутка « хомя чок»

Итог: Ты отдохнул  и мы  продолжаем работать.

Линия развития сюжета.

Роль покупателя. Приход в магазин. Приветствие продавца. Выбор товара. Покупка товара:оплата товараденьгами или пластиковой картой. Благодарность продавцу за обслуживание.Уход из магазина

Роль продавца.

Приветствие покупателя. Предложение товара. Выяснить форму оплаты: деньги или карточка. Принять форму оплаты. Выдать чек, карточку и подать товар.

Поблагодарить покупателя за покупку.

4. Итог:  Мы готовы к разыгрыванию ситуации

Давайте покажем нашим гостям: как можно купить хлеб.

Отвечает на вопросы учителя, подбирает слова.

Выполняет упражнение на релакс ацию( расслабление)

Выполняет по показу

Подбирает слова, составляет несложные предложения

.

Коммуникативные УУД:

участвует в обсуждении беседует с учителем

Познавательные УУД : выполняет логические операции : сравнивает , синтезирует, классифицирует

Познавательные УУД: умение ориентироваться в задании

инструкцию учителя

Познавательные УУД: даёт правильные ответы на поставленные вопросы.

Реализация поставленной цели,выполнение  задания  по аналогии

IV. Контрольный

1. Речевая ситуация  " Магазин"

-. Давайте покажем нашим гостям: как можно купить хлеб. (название продуктов, игра « назови ласково» хлеб-хлебушко, булка-булочка, батон-батончик, краусан- краусанчик.

Ра    - распределение ролей ( покупатель. продавец)

2.    разыгрывание ситуации  

  1. Итог: Ты хорошо сыграл  роль продавца и покупателя использовала слова , которые мы подбирали при работе по составлению предложений

Слушает и воспринимает инструкцию учителя.

Выстраивает диалог в соответствии с ролью,

строит простые предложения

Познавательные УУД:умеет разговаривать  в ситуации «Покупка товара в магазине

Выявить уровень овладения знаниями

V. Рефлексивный

- Чем ты сегодня на уроке занималась? (- Как ты оцениваешь свою работу на уроке?

-Можешь ли ты научить кого-нибудь сюжетно-ролевой игре « Магазин».

 

Оценивание работы

Регулятивные УУД: оценивание результатов своей деятельности

.

Самоанализ проведённого урока по теме: Речевая ситуация " Магазин"

         Данный урок соответствует  Федеральному государственному образовательному  стандарту.

Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к обучающему, ребёнок обучается оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений, хотя получается это не сразу, используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности обучающегося на уроке. Однако, основным методом обучения, используемым в уроке остается объяснительно-иллюстративный.

В контексте урока применяется диалог, обучающийся учится отвечать на вопросы и задавать вопросы, достигнуто осмысление учебного материала. Оценивается  реальное продвижение обучающегося, поддерживаются  минимальные успехи.

 Тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, психологического комфорта.

       Вывод: Обучающейся индивидуально на дому работал  в соответствии  с уровнем своего развития.

 Обучающейся  нуждался в дозированной  направляющей помощи. Трудности наблюдались при определении цели учебной деятельности и при оценивании результатов своей деятельности. Формирование регулятивных УУД находится на начальном  развитии .Тем  не менее обучающейся справился с заданием,  и речевая ситуация " Магазин" состоялась.

      Итог урока показал,что поставленные задачи восприняты и усвоены обучающимся. У обучающегося  наблюдается  формирование познавательных УУД, он старается  выполнять задания учителя, несмотря  на несформированность эмоционально-волевой  сферы, неустойчивость внимания. Усвоению учебного материала способствовали следующие факторы:  интерес к изучаемому материалу, доступность подобранного материала, предварительная подготовка ( Изучение темы "Магазин" на предшествующих уроках), соблюдение охранительного режима.  



Предварительный просмотр:

Предмет: «Речь и альтернативная коммуникация»

 Класс: 6  

Тема: Мимика и жесты ( несловесные  средства устного общения)

Задачи: – ознакомить обучающегося с несловесными средствами общения;

– научить использовать средства неречевого общения;

– формировать  умение уместно использовать изученные несловесные средства при решении коммуникативных  задач.

Формирование БУД:  

Познавательные :

1) формируем умение ориентироваться в своей системе знаний;

2) формируем умение делать простые выводы в результате совместной работы.

Регулятивные :

1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с учебным материалом;

2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные :

1) формируем умение осознавать роль речи в жизни людей;

Коммуникативные:

1) формируем умение соблюдать правила вежливого общения;

2) формируем умение договариваться в процессе совместной деятельности.

 Тип урока: изучение нового материала

 Оборудование: Сказка « Цыплёнок» (иллюстрации)

Конструкт урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование БУД

Организационный момент.

1.Проверка готовности к уроку:  наличие учебных принадлежностей, необходимых к уроку и их расположение

Напоминаю правила работы.  

Настрой на урок

 Слушает, запоминает.

Р.д.

Актуализация опорных знаний.

1. – Чему мы учимся на уроках развития устной речи?

– Что важного для себя ты уже узнал?

– О чём хотел бы узнать?

2. – Сегодня я хочу познакомить тебя с одним маленьким цыплёнком.

Учитель рассказывает сказку без мимики и жестов.

Жил на свете цыплёнок. Он был крошечный. Вот такой. Но он думал, что он очень большой, и когда гулял по двору, то важничал и задирал голову. Вот так. И была у него мама, которую звали Пеструшкой. Мама была вот такая.

Как-то раз налетел на Пеструшку злой кот и погнал её к самому озеру. А кот был вот такой. Цыплёнок остался у забора один. Вдруг он видит – взлетел на забор петух, вытянул шею – вот так – и во всё горло закричал:

– Ку-ка-ре-ку! – и важно посмотрел по сторонам. – Я ли не удалец, я ли не молодец?

Цыплёнку это очень понравилось. Он тоже вытянул шею – вот так – и что было силы запищал:

– Пи-пи-пи-пи! Я тоже удалец! Я тоже молодец!

Но споткнулся и шлёпнулся в лужу. Вот так.

В луже сидела лягушка. Она увидела его и засмеялась:

– Ха-ха-ха! Ха-ха-ха! Далеко тебе до петуха!

А была лягушка вот такая.

Тут к цыплёнку подбежала мама. Она пожалела и приласкала его.

Вот так.

– Смог ты представить себе цыплёнка, его маму, злого кота, петуха и лягушку? Какие они? 

– Почему?

– Как ты думаешь, о какой особенности речи мы будем говорить сегодня?

Отвечает на вопросы.

Беседует с учителем

П.д.

К.д

Р.д.

Изучение нового материала

 Открытие нового знания

1. – Как надо прочитать сказку, чтобы ты смог хорошо представить себе её героев?

– Послушай сказку ещё раз и внимательно смотрите на меня.

Учитель рассказывает сказку, используя выразительные жесты и мимику.

2. – А теперь увидел ты героев сказки, понял, какие они?

– Что же тебе помогло их как бы увидеть? 

– Правильно, когда я рассказывала, мне помогали мои руки.

-Движения рук, пальцев называют жестами.– А как называется выражение лица? (Выражение лица – доброе, удивлённое, злое – это мимика.)

– Для чего нам необходимы мимика и жесты? Жесты и мимика помогают нам полнее выразить мысль, иногда они способны заменить собой даже целые слова и выражения  

Слушает.

Делает выводы по полученной информации

Р.д.

П.д.

Физминут-ка.

 Упражнения для осанки, глаз.

Выполняет

.Р  д.

Примене-ние нового знания

Распознавание обучающимся назначения мимики и жестов учителя: 

● улыбка как знак одобрения;

– Представь ситуацию: ты отвечаешь правильно на  мой вопрос . Я киваю тебе и улыбаюсь. Как ты думаешь, что это означает?

● поднятые брови как знак удивления или недоумения;

– А теперь я поднимаю брови.

Учитель демонстрирует мимику.

● движение  моей руки вниз – опустить руки, вверх – поднять руки и т.д.

– А есть мимика и жесты, мешающие пониманию речи? (Ненужная улыбка во время ответа , лишние движения рук – одёргивание одежды, покручивание пуговиц и т.д.)

– Давай подумаем: какие мимика и жесты сопровождают приветствие?

– А прощание?

– Благодарность?

Распознаёт мимику и жесты , ведёт беседу с учителем

Отвечает на вопросы . Сопровождает свои дей- ствия мимикой

П .д.

К.д

К.д.

Л.д.

Итог урока

 Для чего нам необходимы мимика и жесты? 

– Какую работу мы сейчас выполняли?

– Чему научился?

– Чем полезна тема сегодняшнего урока? 

 Рефлексия.

Беседа.

Даёт оценку своей работе.

Р.д.

Домашнее задание

Научись читать наизусть  стихотворение «Лось», используя мимику и жесты.

В ручеёк смотрит лось.

Удивляется небось:

– Небосвод,

Месяц...

Лось...

И откуда всё взялось?

Понимает и принимает задание

Пд.

Л.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Класс: 8 «В», 9 «А»Дата: 28.01.2019 г.Тема урока: Чтение картинки «Спальня». Составление слов «Ма-ра», «Ро-ма» из разрезной азбуки. Чт...

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" на тему: "Знакомство с буквой П".

Конспект урока для детей, обучающихся в 1 классе по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра (вариан 8.4)...

Конспект урока по предмету "Речь и альтернативная коммуникация "

Конспект урока с учеником домашнего обучения, не говорящим, умеренная умственная отсталостью....

Конспект урока по предмету речь и альтернативная коммуникация.

Конспект урока на тему: "Зима. Названия предметов, действий и признаков. Чтение рассказа «Снег идёт» Л. Воронковой. Рисование снежинки"...

Презентация к уроку по предмету "Речь и альтернативная коммуникация"

Картины русских художников с изображением осени...

Конструкт урока по предмету Речь и альтернативная коммуникация

Конструкт  урока по предмету Речь и альтернативная коммуникаия. Тема урока: "Речевая ситуация. Разговор с игрушкой""...