Родительское собрание в коррекционной школе "Взаимосвязь учителя-логопеда и родителей. Знакомство с "вкусными" речевыми играми"
методическая разработка

Абрамова Роза Вячеславовна

В данном классе есть как говорящие (речевые) дети, так и не говорящие (безречевые), то есть с полным отсутствием голосовой активности или дети с минимальной звуко-слоговой активностью. Исходя из этого, и строится моя работа.

Вначале, это первые две недели сентября и время после отпусков детей, у нас проходит обследование уровня развития коммуникативных навыков. Где устанавливается эмоциональный и зрительный контакт. В ходе разнообразных игр, наблюдения уточняются  интересы, предпочтения детей. Далее с каждым индивидуально начинается коррекционно-развивающая работа, которая расписана в приложенном документе.

В работе с детьми, особенно с неговорящими детьми, самое главное – это выполнение речевых гимнастик (дыхательная, пальчиковая, артикуляционная). Именно они являются основой (фундаментом, можно сказать) формирования  речевых звуков (фонем). В материале представлена небольшая практическая часть – «вкусная» игра с солонкой (мармеладкой спагетти), которая способствует развитию мышц артикуляции.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_sobranie_1_d_1_klass_06.10.2023.docx18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в 1 «Д» - 1 классе «Взаимосвязь учителя-логопеда и семьи. Знакомство с «вкусными» речевыми играми»

10.10.2023г.

Учитель-логопед: Абрамова Роза Вячеславовна

Здравствуйте всем ещё раз. Меня зовут Роза Вячеславовна, учитель-логопед. В этом учебном году полностью подхватила почти весь ваш класс. В прошлом учебном году вела занятия с Матвеем и с Вовой. К этому времени уже успели немного познакомиться с детьми, немного наладить контакт, что тоже очень важно. Занятия у нас проходят во 2 половину дня в индивидуальной форме 2 раза в неделю по 20 минут. Расписание  наших занятий есть в классе у вашего классного руководителя. Так, с Матвеем занятия проходят в понедельник и в пятницу, с Арсением – в понедельник и в четверг, со Степой - по вторникам и по четвергам, с Вовой – в понедельник и в среду.

Итак, думаю, вам интересно, чем же мы занимаемся? Как проходят наши занятия? В чём заключается моя помощь в речевом развитии ваших наших детей.

Начну с того, что в данном классе есть как говорящие (речевой) дети, так и не говорящие (безречевые), то есть с полным отсутствием голосовой активности или дети с минимальной звуко-слоговой активностью. Исходя из этого, и строится моя работа.

Вначале, это первые две недели сентября и время после отпусков детей, у нас проходило обследование уровня развития коммуникативных навыков. Где мы устанавливали контакт и в ходе разнообразных игр, наблюдения я узнавала  интересы, предпочтения детей.

Вся программа коррекционно-развивающей работы с детьми состоит из таких последовательных поэтапных разделов, с учетом индивидуальных возможностей ребенка. С кем-то мы проходим от начала до конца, с кем-то мы длительно занимаемся в одном разделе. Все индивидуально. Сейчас я коротко расскажу про данные разделы, а вы попробуйте понять, в каком разделе мы занимаемся с вашим ребенком?

  1. Первый этап, больше подготовительный – он касается всех. Звучит так - Коммуникация с использованием невербальных средств (на данном этапе мы налаживаем контакт, уточняем жестами (или словами), основные моменты (указатели): да/нет, приветствие / прощание, благодарность, занимаемся, устал, нельзя, я хочу, свои желания).
  2. Далее – основная часть - Развитие речи средствами вербальной коммуникации:
  1. Импрессивная речь, то есть понимание речи. (Понимание простых по звуковому составу слов (мама, папа, баба, деда, дядя). Понимание слов, обозначающих предмет (части лица, осознавание себя, посуду, мебель, животных, одежду и т д), действия (пить, есть, стоять, сидеть итд.), простых предложений.)
  2. Экспрессивная речь с использованием средств невербальной коммуникации. (Сообщение собственного имени посредством напечатанного слова, имен членов семьи, использование графического изображения для обозначения предметов и объектов, действий).
  3. Экспрессивная речь (активное устное или письменное высказывание) с использованием средств невербальной коммуникации. (Развитие словаря по различным лексическим темам «Семья», «Игрушки», «Мебель» итд).
  4. Работа над усложнением фразы. (Обучение составлять предложения из двух слов  «Кот спит», «Дети поют» из трех слов – Например, такое пособие: где представлены готовые карточки с конструкциями, мы к ним добавляем картинки-слова на липучках. Тем самым, развиваем координацию речи с движением. Заучивание небольших стихотворений по мнемотаблицам – это нас ожидает в будущем (с Матвеем, с Вовой)).
  1. Чтение и письмо (глобальное чтение (узнавание напечатанных слов), использование карточек с напечатанными словами, списывание (печатанье) слов.)


Помимо всего этого, самое главное – это наши гимнастики (дыхательная, пальчиковая, артикуляционная). Именно они являются основой (фундаментом, можно сказать) формирования  речевых звуков (фонем). Сейчас хочу провести небольшую практическую часть – поиграть с вами во «вкусную» игру, при этом развивая мышцы щек, языка. Для начала скажите, пожалуйста, есть ли у кого-нибудь аллергия?  У ваших детей, узнавала, нет, Верно? Перед данной игрой мы обработаем руки. У меня в кабинете также стоит дезинфицирующий гель для обработки рук.

Нам понадобятся витаминные мармеладки. Это «Мармеладные мишки.Мульти», «Мамба. Фрумеладки». Я ими угощаю деток в конце занятия или также иногда можем провести подобную гимнастику.

Итак, начнем. Возьмите каждый по одной мармеладке. И давайте выполним такие упражнения.

  1. Кладем мармеладку на открытую ладонь и пробуем втянуть в рот через вытянутые трубочкой губы.
  2. Удерживаем губами на счет до 5-10.
  3. Зажимаем губами и натягиваем рукой. И надо стараться удержать мармеладку губами!
  4. Открываем рот и стараемся удержать в равновесии на языке. Можно прижать к верхним зубам, но закрывать нельзя.
  5. Удерживаем в языке, как в чашке.
  6. Теперь спрятали мармеладку за одну щеку, за другую, над верхней губой, над нижней губой.

Вот и все! Теперь наконец, можно и полакомиться. Спасибо Вам за участие!

В домашних условиях вы также можно использовать мармеладки-спагетти, чупа-чупс, звездочки или подушечки из сухого завтрака, сушки (твердые), соломку, давать облизывать тарелку с джемом (сгущенным молоком, вареньем).

На этом свое выступление завершаю, и хочу порекомендовать Вам:

  • поощрять каждое проявление коммуникативной активности;
  • играть вместе с вашими детьми;
  • выполнять такие вкусные артикуляционные гимнастики;
  • стимулировать речь через музыкальные игры.

Еще раз спасибо Вам за уделенное время! Успехов Вам! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционная работа учителя-логопеда на школьном логопункте

Выступление перед родителями для ознакомления с работой школьного логопеда...

Проект "Взаимодействие учителя - логопеда. воспитателей и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста"

Актуальность проблемы семейного воспитания детей с нарушениями речевого развития определяется успешностью работф с семьями воспитанников ДОУ. От того, какой будет эта работа, зависит эффективность дея...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов «Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»

ВЫСТУПЛЕНИЕна методическом объединении учителей начальных классов«Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда в условиях ФГОС»...

Представление опыта работы учителя-логопеда МДОУ «Детский сад «Искорка» п. Пангоды Надымского района» по теме «Реализация системно – деятельностного подхода в коррекционной работе учителя-логопеда»

Системно-деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно- познавательной деятельности....

Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители

Выступление на родительском собрании Построение психологического контакта между ребёнком и родителем» или «Взаимоотношения ребёнок и родители...

Особенности организации коррекционной работы учителя-логопеда и учителя начальных классов»

Очень часто учитель-логопед сталкивается  с тем, что  учителя,  встречают его появление в классе настороженно. Происходит это от того что, учителя особенно старшего поколения неправильн...

Тематические родительские собрания, круглые столы по психолого-педагогическому просвещению родителей, организация консультации, индивидуальных бесед помогают родителям задуматься над проблемами воспитания детей, разобраться в некоторых спорных вопросах

Тематические родительские собрания, круглые столы по психолого-педагогическому просвещению родителей, организация консультации, индивидуальных бесед  помогают родителям задуматься над  ...