Коррекционно-развивающее занятие "Я учусь понимать друзей"
план-конспект занятия (6 класс)

Коррекционно-развивающее занятие "Я учусь понимать друзей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_ya_uchus_ponimat_druzey.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

 Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с ОВЗ

(интеллектуальными нарушениями – умственной отсталостью)

Тема: «Я учусь понимать друзей»

Дата проведения: 

Класс: 6

Форма проведения: индивидуальное

Цель: способствовать формированию представлений о ценности взаимопонимания

Задачи: 

Образовательные:

  • Раскрывать значение понятий «взаимное согласие», «взаимопонимание»;
  • Оказание помощи обучающимся в формировании навыков позитивного общения.

Воспитательные:

  • Воспитывать чуткое и внимательное отношение к людям;
  • Способствовать выработке у обучающихся положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию в процессе общения;
  • Расширять знания детей о многообразии человеческих качеств.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать стремление уважать мнение других людей;
  • Развивать у детей чувство понимания друг друга, создание благоприятного психологического климата в детском коллективе;
  • Развивать творческие способности, воображение, мелкую моторику рук.

Оборудование к занятию: видео сопровождение (басня И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука»), цветные человечки из бумаги, лист белой бумаги, мяч.

Структура занятия:

1. Вводная часть (Орг. момент – приветствие)

2. Основная часть

3. Заключительная часть (Рефлексия, подведение итогов)

Ход занятия:

  1. Организационный момент: «Приветствие»

Цель: создание положительного эмоционального настроя.

Психолог: «Здравствуй, (имя ребенка), но, прежде чем, мы начнем, давай скажем друг другу такие приятные, добрые слова «Я рада видеть тебя, (имя ребенка)!», «Я рада вас видеть, (имя, отчество педагога)

  1. Основная часть: сообщение темы занятия

Цель: развитие умения обобщать, сравнивать, классифицировать изучаемые объекты по разным основаниям.

(Просмотр видео басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука»)

Басня Ивана Андреевича Крылова «Лебедь, рак и щука»

Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдёт,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу всё нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвётся в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав - судить не нам;
Да только воз и ныне там.

Беседа: 
- Можно ли героев басни назвать товарищами?
(ответы обучающегося)
- Почему?
- Чему им нужно научиться?
- Совершенно верно, им нужно учиться договариваться, учиться понимать друг друга. С героями на этот раз всё очень складно и просто, три разных по натуре: лебедь может только летать, рак - пятиться назад, а щуке только плавать суждено. Есть вещи, заложенные природой в зверей и людей, с которыми нельзя ничего поделать, их не удастся изменить, как ни старайся.

В дружбе важно сочетание единых духом и в стремлениях персонажей, а если нет в товарищах согласия, то, как бы они не лезли из кожи вон, никто из них не будет прав иль виноват – дело спориться не будет. Браться за трудное дело нужно всем вместе, нужно обязательно иметь общий план и двигаться необходимо в одном направлении, иначе ничего не получится, как и у героев басни, которые тянули телегу каждый в свою сторону, а в итоге не только не сделали ничего, но и помешали друг другу.

- Как вы думаете, а у людей так бывает?
- Чему мы сегодня будем учиться на занятии?
(ответы обучающегося) 
- Тема нашего занятия «Я учусь понимать друзей»

Беседа: 
- Отчего происходит непонимание между людьми?
- Какое чувство лежит в основе взаимопонимания?
(ответы обучающегося) 
Психолог: - Сейчас я прочитаю небольшой рассказ Евгения Пермяка «Самое страшное». Послушай его и скажи, что ты думаешь.

Евгений Пермяк «Самое страшное»

Вова рос крепким и сильным мальчиком. Все боялись его. Да и как не бояться такого! Товарищей он бил. В девочек из рогатки стрелял. Взрослым рожи строил. Собаке Пушку на хвост наступал. Коту Мурзею усы выдёргивал. Колючего ёжика под шкаф загонял. Даже своей бабушке грубил.

Никого не боялся Вова. Ничего ему страшно не было. И этим он очень гордился. Гордился, да недолго.

Настал такой день, когда мальчики не захотели с ним играть. Оставили его — и всё. Он к девочкам побежал. Но и девочки, даже самые добрые, тоже от него отвернулись.

Кинулся тогда Вова к Пушку, а тот на улицу убежал. Хотел Вова с котом Мурзеем поиграть, а кот на шкаф забрался и недобрыми зелёными глазами на мальчика смотрит. Сердится.

Решил Вова из-под шкафа ёжика выманить. Куда там! Ёжик давно в другой дом жить перебрался.

Подошёл было Вова к бабушке. Обиженная бабушка даже глаз не подняла на внука. Сидит старенькая в уголке, чулок вяжет да слезинки утирает.

Наступило самое страшное из самого страшного, какое только бывает на свете: Вова остался один.

Один-одинёшенек!

Вопросы по содержанию:

- Какие чувства у тебя возникли?

- Почему Вова остался один на свете?

- Что должен сделать Вова, чтобы с ним играли ребята, разговаривала бабушка, не убегали животные?

- Можно ли Вову назвать смелым мальчиком? Почему?

- Вспомни, пожалуйста, случаи, когда ты своим поступком заставил родителей волноваться. (Заигрались на улице, ушли без разрешения и т. д.)

- Да, порой мы совершенно не задумываемся о последствиях.

                                                                 Игра «Как я поступлю?» 
- А теперь проведем такую игру. Перед тобой на столе кружки под цифрами «1» и «2». Я называю ситуацию, а ты поднимаешь кружок «1», если тебе подходит первое выражение, цифру «2» – второе.
Брат сломал твою игрушку. 
1. Ты его прощаешь.
2. Ты ударяешь его.

Ты поссорился(лась) со своей подругой (другом). 
1. Ты попытаешься объясниться с ней (ним).
2. Ты обижаешься и мстишь.
С тобой поступают жестоко, обижают и т.д. 
1. Ты отвечаешь тем же.
2. Ты говоришь "нет" и стремишься заручиться помощью.
Ты недоволен собой. 
1. Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
2. Ты все сваливаешь на других.
Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими. 
1. Ты устраиваешь истерику.
2. Ты идешь с ними гулять.

Пальчиковая гимнастика «Пальчики»:

Цель: координация движений и мелкой моторики, развитие памяти.

Дружат в нашей группе девочки и мальчики.

Покажите правую руку, а теперь — левую. Давайте подружим  наши  пальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Дети складывают руки в замок и поочередно соединяют пальчики правой  и левой  рук,  начиная  с  мизинцев.

Один, два, три, четыре, пять!

Начинаем счет опять.

Один, два, три, четыре, пять!

Вот и кончили считать.

Психолог:   Очень хорошо! Молодец!

Упражнение «Что мне нравится во мне» (игра в паре).

Психолог:   Сейчас мы должны назвать одну из характеристик, которая нравится в себе и передать мяч друг другу. Давай я начну:

  • Я весёлая.
  • Я быстро бегаю
  • Я не ругаюсь.
  • Я люблю читать и т.д.

Психолог: - Мы попытались найти у себя хорошие качества и нам было трудно сказать что-либо. Почему это было трудно? (Предположения ребенка) 

Психолог: - Плохие качества и поступки бросаются в глаза, а хорошие труднее заметить. Почему, как вы думаете? (Предположения ребенка)

Психолог: - Правильно, плохие поступки причиняют нам боль, тревожат, мы сердимся, они нам не нравятся, они мешают нам что-нибудь делать. Плохие поступки могут совершать как мальчики, так и девочки, поэтому мы не можем сказать, что мальчики плохие, а девочки хорошие, или наоборот. Для того чтобы все дети были у нас хорошими и не совершали плохих поступков, давайте учиться находить прекрасное в окружающих людях.

Творческая работа: «Заселение поляны человечками».

На парте человечки разных цветов, разных размеров. 
- Посмотри на человечков, которые у нас на парте.
- Они все одинаковые или, все-таки, разные?
- Так и все мы, мы разные: у каждого свой характер, свои желания, своё отношение к ситуации. И, наверное, поэтому, нам иногда так трудно понять друг друга, но к этому нужно стремиться и помнить, что мы все разные и нужно уважать мнение друзей, их чувства и переживания.
- Давай покажем при помощи этих человечков, что хотя мы все и разные, но мы можем дружить. Сделаем дружный хоровод
(ребенок прикрепляет человечков на полянку, делая хоровод). 
- Посмотри, так как все человечки разные, получился яркий дружный хоровод. Это красиво. Так и мы, когда все дружим, уважаем и любим друг друга – это красиво!

  1. Рефлексия:

Цель: Развивать умение выражать свое настроение через комплимент.

Психолог: - Наше занятие подходит к концу. Давай вспомним, чем мы занимались сегодня на занятии. Давай улыбнемся друг другу и скажем комплимент. Сначала скажу комплимент я тебе, а потом ты - мне.

- (имя обучающегося), ты мне помогал(а) на занятии, поэтому ты мо………..! (ответы ребенка, подведение итогов занятия).

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА "Я учусь владеть собой"

коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы для младших школьников или детей с олигофренией 11-15 лет...

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" Коррекционно - развивающая программа для детей с УО "Развитие познавательных способностей"

Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР " Развитие познавательных способностей" (5-6 класс)Коррекционно - развивающая программа для детей с ЗПР "Учиться с интересом" (...

Коррекционно-развивающее занятие "Как хорошо иметь друзей"

Занятие для обучающихся 1-2 классов коррекционной школы в рамках недели психологии и логопедии....

Коррекционно-развивающее занятие «Я и мои друзья»

Цель:раскрыть, расширить понятия «друг», «дружба»;способствовать развитию связной речи, эмоционально-чувственной сферы;вызвать потребность в установлении дружеских отношений....

Коррекционно-развивающее занятие "Я учусь запоминать!"

Коррекционно-развивающее занятие для учащихся 4 класса, обучающихся по Адаптированной общеобразовательной программе для детей с задержкой психического развития вариант 7.1 и вариант 7.2. Для данных де...