Доклады и презентации
статья
Методика работы по С.А.Мироновой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 19.04 КБ |
![]() | 767.5 КБ |
![]() | 17.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Система реабилитации заикания у детей младшего школьного возраста с заиканием, предложенная С.А.Мироновой.
Кемерова Гюльжана Руслановна
В методике С. А. Мироновой предложена система преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».
Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы.
преодоления заикания в процессе прохождения программы детского сада с постепенным переходом от ситуативной речи к контекстной
Работа с детьми по всем разделам «Программы» подчиняется цели перевоспитания речи заикающихся. Поэтому автор ставит перед логопедом две задачи:
- программные и
- коррекционные,
которые распределены по учебным кварталам (или соответственно по четырем этапам последовательно усложняемой коррекционной работы).
При прохождении программы с заикающимися детьми в массовом детском саду предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей.
К ним относятся: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановка некоторых программных задач и тем, удлинение сроков изучения более трудных занятий и др.
Цели коррекционно-воспитательной работы заикающимися дошкольниками:
- Развить произвольное внимание детей,
- Способствовать развитию способности
- переключения с одного вида деятельности на
- другой,
- Учить запоминать определенный объем задания и
- последовательность его выполнения.
С. А. Миронова подчеркивает важность воспитания у заикающихся детей
общего и речевого поведения: умения управлять собой, выполнять
установленные на занятиях правила, сдерживать эмоциональное
возбуждение, когда это необходимо, спокойно вести себя в новой
обстановке. Особое значение автор придает воспитанию речевого
поведения: умению внимательно выслушать собеседника, не перебивать
взрослых и своих товарищей во время разговора, при желании высказаться
– поднять руку и терпеливо ждать.
Коррекционно-воспитательная работа оказывает большое влияние на
нормализацию речи и содействует в дальнейшем стойкости ее
исправления. Эта работа проводится совместно логопедом,
воспитателем и музыкальным руководителем в процессе занятий, во
время дидактических и подвижных игр и в повседневной жизни. Такая
взаимосвязь оказывается возможной только при условии совместного
планирования деятельности логопеда, воспитателя и музыкального
руководителя.
Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях.
- Значительное место занимает словарная работа:
- расширение словаря,
- уточнение значений слов,
- активизация пассивного словарного запаса.
- Предполагается особая требовательность к речи
- самого логопеда: вопросы конкретные, речь
- короткими, точными фразами в разных вариантах,
- рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.
Разделы | ||||
Ознакомление с окружающей природой | Развитие речи | Развитие элементарных математических представлений | Рисование, лепка, аппликация, конструирование | |
Кварталы | ||||
Задачи | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал |
состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь короткими, точными фразами в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый. | заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая фраза, распространенная фраза, конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложноподчиненных конструкций, переход к составлению рассказов. Изменяется и подбор программного материала и последовательность в его изучении. Если в первом квартале на всех занятиях дети соприкасаются с одними и теми же предметами, то во втором — предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по принципу общности темы и назначению. | состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре и по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и темы занятий приближаются к уровню массового детского сада. | направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается словарная работа и работа над фразой, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на конкретные и общие вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. В этот период коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные положения, уточнения. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Из истории известны следующие методы преодоления заикания: -Терапевтические средства; -Хирургический метод; -Механические средства (ортопедический); -Психотерапевтические воздействия; -Дидактические приёмы; -Система лечебно-педагогических мер.
Современный подход к преодолению заикания: Комплексное лечебно-педагогическое воздействие различными средствами и усилиями разных специалистов на разные стороны психофизиологического состояния (лечебные препараты, процедуры и физкультура, психотерапия, логопедические занятия и ритмика, воспитательные мероприятия). Весь лечебно-педагогический комплекс условно делится на части: -лечебно-оздоровительную; -коррекционно-педагогическую.
Логопедическая работа – система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.
Логопедическое воздействие осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном воздействии.
Речевой аспект логопедических занятий включает: -регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функции; - воспитание самостоятельной речи; - корригирование и тренировка речевой моторики, развитие мимики лица и орального праксиса, развитие чувства ритма в логопедической ритмике; -социальная адаптация заикающихся.
Требования к логопедическим занятиям с заикающимися: 1. Логопедические занятии проводятся в определенной системе, поэтапно, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. 2. Занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста. 3. На занятиях предусматривается необходимость тренировки правильной речи детей в разных условиях: -в логопедическом кабинете и вне его, -в присутствии знакомых, -в разных жизненных обстоятельствах, -на утренниках, -на экскурсиях, -перед микрофоном и т.д.
4. Занятия должны поддерживать у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах. 5. Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений. 6. На занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, демонстрационные выступления, магнитофонные записи. 7. Логопедические занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания.
Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: - лечебно-оздоровительную - коррекционно-педагогическую.
К лечебно-оздоровительной работе относятся: - создание благоприятной обстановки для лечения - организация режима дня и рационального питания - закаливающие процедуры - лечебная физкультура - медикаментозное лечение - физио- и психотерапия.
Медикаментозное лечение заикающихся ставит целью нормализацию деятельности: - центральной и вегетативной нервной системы - речедвигательного аппарата - устранение судорог - снятие психогенных наслоений - оздоровление организма в целом.
Предварительный просмотр:
Система реабилитации заикания у детей младшего школьного возраста с заиканием, предложенная Н.А.Чевелевой.
Кемерова Гюльжана Руслановна.
Н.А.Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1—4 классов в процессе ручной деятельности. Принципиально она мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми-дошкольниками. Меняется в основном здесь лишь выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий:
- 1) сопровождающей речи;
- 2) завершающей речи,
- 3) предваряющей речи,
- 4) закрепления навыков самостоятельной речи.
Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н.А.Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах.
В специальных школах целесообразно использовать и уроки ручного труда.
Автор считает необходимым при исправлении заикания работу с родителями ребенка, его учителем, лечебное воздействие на его нервную систему
пȇриоды последовательных логоᴨȇдических занятий: | ||||
сопровождающая речь | завершающая речь | предварительная речь | закрепление навыков самостоятельной речи | закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий) |
исправление заикания работу с родителями ребенка, его учителем, лечебное, врачебное воздействие на его нервную систему, развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры, дети учатся планировать свою работу, заранее называют и объясняют каждое действие, которое им еще предстоит сделать,усложняется фразовая речь: дети учатся произносить несколько связанных по смыслу фраз, пользоваться фразами сложной конструкции, самостоятельно строить рассказ,в этом ᴨȇриоде от них требуется умение логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении. | Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). В этот ᴨȇриод предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т.д. |
принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка-дошкольника. | |||
проᴨȇдевтический (4 занятия). | сопровождающая речь (16 занятий). | завершающая речь (12 занятий). | предваряющая речь (8 занятий). |
Основная цель - привить детям навыки организованного поведения. Одновременно дети приучаются слышать немногословную, но логически четкую речь логоᴨȇда, ее нормальный ритм. У самих детей временное ограничение речи. | В этом ᴨȇриоде допускается собственная активная речь детей, но только по поводу одновременно совершаемых ими действий. Постоянная зрительная опора при этом обесᴨȇчивает наибольшую ситуативность речи. При этом идет и постоянное усложнение речи детей в связи с изменением характера вопросов логоᴨȇда и соответствующим подбором поделок (одинаковые, многократно проговариваемые ответы, вариантные ответы детей; односложные, краткие и полные, развернутые ответы). | На всех занятиях этого ᴨȇриода дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (в последнем случае они описывают уже выполненную работу или часть ее). Регулируя (постеᴨȇнно увеличивая) интервалы между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного, достигается разная сложность завершающей речи. При этом, постеᴨȇнно уменьшая зрительную опору на выполненную работу, появляется возможность осуществить постеᴨȇнный ᴨȇреход к контекстной речи. | наряду с сопровождающей и завершающей речью активизируется более сложная форма речи - предваряющая, когда ребенок рассказывает, что своеобразная систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности в свое время была предложена Н.А. Чевелевой. В связи с этим последовательность речевых упражнений усматривается в постеᴨȇнном ᴨȇреходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям. Этот ᴨȇреход достигается у ребенка, по мнению автора, в последовательности, предусматривающей различное отношение речи ребенка к его деятельности во времени. Отсюда "основная линия нарастания сложности самостоятельной речи" включает в себя следующие ее формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/26/picture-181698-1485442854.jpg)
Доклад и презентация по теме «Активизация познавательной деятельности умственно-отсталых учащихся на уроках математики с использованием ИКТ»
В работе отражены основные этапы использования ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида в соответствии с программными требованиями и уровнем возможностей детей. Работа выполнена учителе...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/02/picture-214766-1362202191.jpg)
Доклад с презентацией "Использование игровых технологий на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха"
В докладе рассказывается как использовать игры в процессе урока математики....
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-199423-1360497235.jpg)
Доклад и презентация "Досуг в системе социокультурной адаптации воспитанника детского дома"
Материал содержит презентацию и текст доклада по теме "Досуг в системе социокультурной адаптации воспитанника детского дома"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/20/picture-224708-1363771999.png)
Доклад и презентация "Метапредметные задания" с примерами к урокам немецкого языка
Презентация и доклад на тему "Метапредметные задания" с примерами к урокам немецкого языка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/26/picture-284988-1377500786.jpg)
Доклад и презентация к педагогическому совету: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО".
Презентация к педагогическому совету: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изо"....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/17/picture-252352-1381999687.jpg)
Доклад, сопровождаемый презентацией по теме "Цифровые образовательные ресурсы как условие формирования положительной мотивации и основ логического мышления младших школьников на уроках информатики "
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"4525627","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"1048","style":"width: 200px; height: 161px; float: left;","width":"1304"}}]]...