Доклады и презентации
статья

Кемерова Гюльжана Руслановна

Методика работы по С.А.Мироновой 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_mironovoy.docx19.04 КБ
Office presentation icon kompleksnyy_podhod_po_zaikaniyu.ppt767.5 КБ
Файл metodika_chevelevoy.docx17.29 КБ

Предварительный просмотр:

     Система реабилитации заикания у детей младшего школьного возраста с заиканием, предложенная С.А.Мироновой.

Кемерова Гюльжана Руслановна

В методике С. А. Мироновой предложена система преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада по разделам: «Ознакомление с окружающей природой», «Развитие речи», «Развитие элементарных математических представлений», «Рисование, лепка, аппликация, конструирование».

Автор ставит перед логопедом программные и коррекционные задачи, которые решаются в течение четырех этапов (кварталов) последовательно усложняемой коррекционной работы.

преодоления заикания в процессе прохождения программы детского сада с постепенным переходом от ситуативной речи к контекстной

Работа с детьми по всем разделам «Программы» подчиняется цели перевоспитания речи заикающихся. Поэтому автор ставит перед логопедом две задачи:

  • программные и
  • коррекционные,

которые распределены по учебным кварталам (или соответственно по четырем этапам последовательно усложняемой коррекционной работы).

При прохождении программы с заикающимися детьми в массовом детском саду предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей.

К ним относятся: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановка некоторых программных задач и тем, удлинение сроков изучения более трудных занятий и др.

Цели коррекционно-воспитательной работы заикающимися дошкольниками:

  • Развить произвольное внимание детей,
  • Способствовать развитию способности
  • переключения с одного вида деятельности на
  • другой,
  • Учить запоминать определенный объем задания и
  • последовательность его выполнения.

С. А. Миронова подчеркивает важность воспитания у заикающихся детей

общего и речевого поведения: умения управлять собой, выполнять

установленные на занятиях правила, сдерживать эмоциональное

возбуждение, когда это необходимо, спокойно вести себя в новой

обстановке. Особое значение автор придает воспитанию речевого

поведения: умению внимательно выслушать собеседника, не перебивать

взрослых и своих товарищей во время разговора, при желании высказаться

– поднять руку и терпеливо ждать.

Коррекционно-воспитательная работа оказывает большое влияние на

нормализацию речи и содействует в дальнейшем стойкости ее

исправления. Эта работа проводится совместно логопедом,

воспитателем и музыкальным руководителем в процессе занятий, во

время дидактических и подвижных игр и в повседневной жизни. Такая

взаимосвязь оказывается возможной только при условии совместного

планирования деятельности логопеда, воспитателя и музыкального

руководителя.

Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях.

  • Значительное место занимает словарная работа:
  • расширение словаря,
  • уточнение значений слов,
  • активизация пассивного словарного запаса.
  • Предполагается особая требовательность к речи
  • самого логопеда: вопросы конкретные, речь
  • короткими, точными фразами в разных вариантах,
  • рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

Разделы

Ознакомление с окружающей природой

Развитие речи

Развитие элементарных математических представлений

Рисование, лепка, аппликация, конструирование

Кварталы

Задачи

                1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа: расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь короткими, точными фразами в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.

заключаются в закреплении навыков пользования ситуативной речью, в постепенном переходе к элементарной контекстной речи в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое место занимает работа над фразой: простая фраза, распространенная фраза, конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложноподчиненных конструкций, переход к составлению рассказов.         Изменяется и подбор программного материала и последовательность в его изучении. Если в первом квартале на всех занятиях дети соприкасаются с одними и теми же предметами, то во втором — предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по принципу общности темы и назначению.

состоят в закреплении навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной опоре и по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается речевая практика детей в сложной контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для первых этапов обучения, и темы занятий приближаются к уровню массового детского сада.

направлены на закрепление навыков пользования самостоятельной речью различной сложности. Большое место занимает работа над творческими рассказами. Наряду с этим продолжается словарная работа и работа над фразой, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на конкретные и общие вопросы логопеда, на собственные представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей работы, задуманной самими детьми. В этот период коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого сюжета, на умение давать дополнительные положения, уточнения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Комплексный подход к преодолению заикания подготовил: учитель-логопед Кемерова Г.Р.

Слайд 2

Из истории известны следующие методы преодоления заикания: -Терапевтические средства; -Хирургический метод; -Механические средства (ортопедический); -Психотерапевтические воздействия; -Дидактические приёмы; -Система лечебно-педагогических мер.

Слайд 3

Современный подход к преодолению заикания: Комплексное лечебно-педагогическое воздействие различными средствами и усилиями разных специалистов на разные стороны психофизиологического состояния (лечебные препараты, процедуры и физкультура, психотерапия, логопедические занятия и ритмика, воспитательные мероприятия). Весь лечебно-педагогический комплекс условно делится на части: -лечебно-оздоровительную; -коррекционно-педагогическую.

Слайд 4

Логопедическая работа – система коррекционно-педагогических мероприятий, направленных на гармоничное формирование личности и речи ребенка с учетом необходимости преодоления или компенсации его дефекта.

Слайд 5

Логопедическое воздействие осуществляется в двух направлениях: прямом и косвенном воздействии.

Слайд 6

Речевой аспект логопедических занятий включает: -регуляцию и координацию дыхательной, голосовой и артикуляторной функции; - воспитание самостоятельной речи; - корригирование и тренировка речевой моторики, развитие мимики лица и орального праксиса, развитие чувства ритма в логопедической ритмике; -социальная адаптация заикающихся.

Слайд 7

Требования к логопедическим занятиям с заикающимися: 1. Логопедические занятии проводятся в определенной системе, поэтапно, в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка. 2. Занятия согласовываются с требованиями программ воспитания и обучения детей дошкольного и школьного возраста. 3. На занятиях предусматривается необходимость тренировки правильной речи детей в разных условиях: -в логопедическом кабинете и вне его, -в присутствии знакомых, -в разных жизненных обстоятельствах, -на утренниках, -на экскурсиях, -перед микрофоном и т.д.

Слайд 8

4. Занятия должны поддерживать у ребенка хорошее настроение, бодрость, уверенность в своих силах. 5. Занятия организуются таким образом, чтобы ребенок говорил на них без заикания и сопутствующих нарушений. 6. На занятиях с заикающимися постоянно присутствуют образцы правильной речи: самого логопеда, демонстрационные выступления, магнитофонные записи. 7. Логопедические занятия проводятся на фоне правильного отношения окружающих к заикающемуся ребенку и правильного его воспитания.

Слайд 9

Весь лечебно-педагогический комплекс по характеру воздействия на заикающихся можно условно разделить на две составные части: - лечебно-оздоровительную - коррекционно-педагогическую.

Слайд 10

К лечебно-оздоровительной работе относятся: - создание благоприятной обстановки для лечения - организация режима дня и рационального питания - закаливающие процедуры - лечебная физкультура - медикаментозное лечение - физио- и психотерапия.

Слайд 11

Медикаментозное лечение заикающихся ставит целью нормализацию деятельности: - центральной и вегетативной нервной системы - речедвигательного аппарата - устранение судорог - снятие психогенных наслоений - оздоровление организма в целом.



Предварительный просмотр:

Система реабилитации заикания у детей младшего школьного возраста с заиканием, предложенная Н.А.Чевелевой.

Кемерова Гюльжана Руслановна.

Н.А.Чевелева предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1—4 классов в процессе ручной деятельности. Принципиально она мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми-дошкольниками. Меняется в основном здесь лишь выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками.         Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий:

  • 1) сопровождающей речи;
  • 2) завершающей речи,
  • 3) предваряющей речи,
  • 4) закрепления навыков самостоятельной речи.

Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н.А.Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах.

В специальных школах целесообразно использовать и уроки ручного труда.

Автор считает необходимым при исправлении заикания работу с родителями ребенка, его учителем, лечебное воздействие на его нервную систему

        

пȇриоды  последовательных логоᴨȇдических занятий:

сопровождающая речь

завершающая речь

предварительная речь

закрепление навыков самостоятельной речи

закрепление навыков самостоятельной речи

(5 занятий)

исправление заикания работу с родителями ребенка, его учителем, лечебное, врачебное воздействие на его нервную систему,

развивается умение детей пользоваться речью вне наглядной опоры, дети учатся планировать свою работу, заранее называют и объясняют каждое действие, которое им еще предстоит сделать,усложняется фразовая речь: дети учатся произносить несколько связанных по смыслу фраз, пользоваться фразами сложной конструкции, самостоятельно строить рассказ,в этом ᴨȇриоде от них требуется умение логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). В этот ᴨȇриод предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т.д.

принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка-дошкольника.

проᴨȇдевтический (4 занятия).

сопровождающая речь (16 занятий).

завершающая речь (12 занятий).

предваряющая речь (8 занятий).

Основная цель - привить детям навыки организованного поведения. Одновременно дети приучаются слышать немногословную, но логически четкую речь логоᴨȇда, ее нормальный ритм. У самих детей временное ограничение речи.

В этом ᴨȇриоде допускается собственная активная речь детей, но только по поводу одновременно совершаемых ими действий. Постоянная зрительная опора при этом обесᴨȇчивает наибольшую ситуативность речи. При этом идет и постоянное усложнение речи детей в связи с изменением характера вопросов логоᴨȇда и соответствующим подбором поделок (одинаковые, многократно проговариваемые ответы, вариантные ответы детей; односложные, краткие и полные, развернутые ответы).

На всех занятиях этого ᴨȇриода дети пользуются сопровождающей и завершающей речью (в последнем случае они описывают уже выполненную работу или часть ее). Регулируя (постеᴨȇнно увеличивая) интервалы между деятельностью ребенка и его ответом по поводу сделанного, достигается разная сложность завершающей речи. При этом, постеᴨȇнно уменьшая зрительную опору на выполненную работу, появляется возможность осуществить постеᴨȇнный ᴨȇреход к контекстной речи.

наряду с сопровождающей и завершающей речью активизируется более сложная форма речи - предваряющая, когда ребенок рассказывает, что своеобразная систем коррекционной работы с заикающимися дошкольниками в процессе ручной деятельности в свое время была предложена Н.А. Чевелевой.

В связи с этим последовательность речевых упражнений усматривается в постеᴨȇнном ᴨȇреходе от наглядных, облегченных форм речи к отвлеченным, контекстным высказываниям. Этот ᴨȇреход достигается у ребенка, по мнению автора, в последовательности, предусматривающей различное отношение речи ребенка к его деятельности во времени.

Отсюда "основная линия нарастания сложности самостоятельной речи" включает в себя следующие ее формы: сопровождающую, завершающую, предваряющую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад и презентация по теме «Активизация познавательной деятельности умственно-отсталых учащихся на уроках математики с использованием ИКТ»

В работе отражены основные этапы использования ИКТ в специальной (коррекционной) школе VIII вида в соответствии с программными требованиями и уровнем возможностей детей. Работа выполнена учителе...

Доклад с презентацией "Использование игровых технологий на уроках математики в школе для детей с нарушением слуха"

В докладе рассказывается как использовать игры в процессе урока математики....

Доклад и презентация "Досуг в системе социокультурной адаптации воспитанника детского дома"

Материал содержит презентацию и текст доклада по теме "Досуг в системе социокультурной адаптации воспитанника детского дома"...

Доклад и презентация "Метапредметные задания" с примерами к урокам немецкого языка

Презентация  и доклад на тему "Метапредметные задания" с примерами к урокам немецкого языка....

Доклад и презентация к педагогическому совету: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках ИЗО".

Презентация к педагогическому совету: "Использование нетрадиционных техник рисования на уроках изо"....

Доклад и презентация "Древнейшая песнь Материнства"

Доклад  к конкурсу  "Рождественские Чтения"...