Рабочая программа дополнительного образования "Юный друг природы"
рабочая программа

Ванина Екатерина Владимировна

Рабочая программа "Юный друг природы" предназначена для учащихся 5-6 классов коррекционных школ для дополнительного образования. Новизна программы в том, что она совмещвет в себе экологическое воспитание и занятия художественно - прикладным творчеством. А, также сочетает в себе традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка посредством природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_yunyy_drug_prirody.docx41.88 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Новошинская специальная (коррекционная) школа»

«Принята»                                                             «Утверждена» приказом

на заседании педагогического совета                 ГБОУ «Новошинская  С (К) Ш

ГБОУ «Новошинская С (К) Ш»                           30.08.2023 № 91/1

Протокол от 30.08.2023 № 1

Рабочая программа

по дополнительному образованию

«Юный друг природы»

Пояснительная записка.

Современное образование требует развития новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициативой, развитием навыка самостоятельности. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, чётко планировать действия, быть открытыми для новых контактов и связей.

Одним из направлений для организации образовательного процесса в коррекционной школе является внеурочная деятельность, которая ориентирована на работу с интересами учащихся, развитием их личностных компетенций.

Одним из направлений внеурочной деятельности является научно – познавательное, в частности одна из его частей «Познание окружающего нас мира».

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического образования в школе как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения.

Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с школьниками, одной из приоритетных целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Новизна программы в том, что она совмещает в себе экологическое образование и занятия художественно прикладным творчеством. Программа носит комплексный интегративный характер, направлена на интеграцию разных видов деятельности ребёнка, охватывает основные направления его развития. Предполагается связь содержательного компонента программы со школьными предметами: биология, экология, краеведение, литература.

Любознательность школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства, предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Появляется возможность организовать работу с различного рода детской познавательной литературой, литературой энциклопедического характера. При введении в образовательный процесс проектно-исследовательской деятельности, не менее важно проведение на занятиях практических работ, минимум которых обозначен в программе.

Наличие в ОУ материально-технической базы (программное обеспечение, библиотечный фонд, наличие интерактивной доски, DVD, видеотехника) дает основание для активного включения обучающихся в процесс обретения знаний в урочном и внеурочном пространстве.

Данная программа относится к области экологического образования и сочетает традиционные и новые способы воздействия на личность ребёнка средствами природы.

Объём программы: Программа рассчитана на 34 учебных часа — 1 час в неделю.

Срок освоения программы: 1 год. Занятия проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятия — 30 минут.

Цель программы: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков, а также формирование целостного представления о малой Родине.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Сформировать систему эколого-биологических знаний.
  2. Сформировать знания о многообразии живых форм родного края.
  3. Обогатить общий и сформировать тематический словарный запас.
  4. Сформировать трудовые знания, умения, навыки, закрепить на практике.

Корреционно - развивающие:

  1. Развивать способности чувствовать красоту природы и выражать эмоции.
  2. Развивать индивидуальные способности детей.
  3. Развивать любознательность, как основу познавательной деятельности.
  4. Развивать умения: самостоятельно приобретать, анализировать, синтезировать, применять знания, планировать свою деятельность, ориентироваться в задании.

Воспитательные:

  1. Сформировать представление о самоценности любой формы жизни.
  2. Сформировать потребности экологически целесообразного поведения и деятельности человека.
  3. Сформировать чувства красоты природы при изготовлении поделок.
  4. Сформировать чувство ответственности за инструменты, оборудование кабинета.
  5. Прививать любовь к труду, учить доводить до конца начатое дело.

Ожидаемые результаты

и способы определения их результативности

По итогам Программы ожидаются следующие результаты:

  • Привлечение учащихся к просветительской деятельности;
  • Участие кружковцев в проектной деятельности различного уровня;
  • Организация и проведение школьных экологических акции;
  • Оформление памяток, листовок, стенгазет, буклетов, презентаций;
  • Работа по озеленению территории школы.

Предполагаемые результаты реализации программы

Результативность. Организация внеурочной деятельности по экологическому направлению «Моя первая экология» организуется с целью формирования у школьников умения учиться, как универсального учебного действия.

Результаты изучения курса представлены следующим образом:

предметные;

метапредметные;

личностные.

Личностными результатами являются:

  • интерес к познанию мира природы;
  • потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
  • преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой

с точки зрения экологической допустимости;

  • установка на безопасный здоровый образ жизни.

Метапредметными результатами являются:

  • способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
  • способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
  • осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа;
  • способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.

Предметными результатами являются:

  • усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности;
  • умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события, происходящие в природе.

Значение курса состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико – ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций; умение использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.

Оценивание результатов. Система отслеживания и оценивания результатов представлена будет на выставках, конкурсах, проектах, различных соревнованиях.

Учащиеся должны знать:

  • наиболее типичных представителей животного мира России,
  • какую пользу приносят представители животного мира;
  • планета Земля - наш большой дом;
  • Солнце - источник жизни на Земле;
  • неживое и живое в природе;
  • основные группы растительных и животных организмов и их приспособленность к условиям существования (примеры);
  • влияние деятельности человека на условия жизни живых организмов (примеры);
  • значение тепла, света, воздуха, почвы для живых существ, связи между ними (примеры);
  • значение растений и животных в жизни человека, условия их выращивания и правила ухода;
  • многообразие растений, животных, грибов, экологические связи между ними;
  • основные виды растений и животных различных экосистем (леса, луга и т. д.);
  • организмы, приносящие ущерб хозяйству человека, и некоторые меры борьбы с ними;
  • человек существо природное и социальное; разносторонние связи человека с окружающей природной средой;
  • условия, влияющие на сохранение здоровья и жизни человека и природы;
  • позитивное и негативное влияние деятельности человека в природе;
  • способы сохранения окружающей природы;
  • что такое наблюдение и опыт;
  • экология - наука об общем доме;
  • экологически сообразные правила поведения в природе.

Учащиеся должны уметь:

  • узнавать животных и птиц в природе, на картинках, по описанию;
  • ухаживать за домашними животными и птицами;
  • выполнять правила экологически сообразного поведения в природе;
  • применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;
  • ухаживать за культурными растениями и домашними животными (посильное участие);
  • доказывать, уникальность и красоту каждого природного объекта;
  • предвидеть последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
  • улучшать состояние окружающей среды (жилище, двор, улицу, ближайшее природное окружение);
  • осуществлять экологически сообразные поступки в окружающей природе;
  • наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану или схеме;
  • оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков, описаний, выводов;
  • ставить простейшие опыты с объектами живой и неживой природы.

Формы контроля

Творческие работы представляются в виде:

  • Поделок из природного материала, бумаги, нетрадиционного материала;
  • Отчётов по наблюдению за природными объектами;
  • Оформленных исследовательских работ;
  • Экологических сказок;
  • Стихотворений;
  • Книг-раскладушек и т.д.

Лучшие творческие работы ребят принимают участие в выставках, конференциях, конкурсах и т.д. различного уровня.

Методическое обеспечение программы

Среди основных способов и форм работы с детьми в рамках реализации программы планируется использование групповых и индивидуальных занятий:

  • Проектная деятельность учащихся
  • Озеленение территории школы
  • Организация и участие в экологических акциях различного уровня.

Учитывая возрастные, психолого-педагогические возможности учащихся, отобраны следующие методы работы по данной программе:

  • Беседы
  • Метод наблюдения
  • Исследовательская работа
  • Экскурсия
  • Метод проектов

Условия реализации программы

  • Для реализации программы необходимо:
  • Мотивационная готовность учащихся к работе
  • Организация планомерных, систематических занятий с учащимися
  • Условия для проведения занятий
  • Оснащенность кабинета мультимедийным и компьютерным оборудованием.

Содержание программы

Тема 1. Введение (2 часа)

Знакомство с целями, задачами, планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности. Экология-наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Роль экологии в деле охраны природы.

Экологические организации, их значение. Значение экологического движения в школе. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат.

Практические занятия:

  1. Изучение календаря экологических дат

Тема 1. Взаимосвязи в природе (5 часов). Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Писатели и поэты о красоте осени. Народный календарь. Народные приметы, связанные с поведением живых организмов.

Практические занятия:

«Составление осеннего букета. Осенние зарисовки». «Осенний пейзаж».

Экскурсии:

«Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала

Тема 2. Природа в жизни человека (4 часа). 30 ноября – Всемирный день домашних животных. Наши питомцы, их повадки. Уход за ними. Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах.

Практические занятия:

  1. Оформление выставки «Наши маленькие друзья»
  2. Изучение растений классного зелёного уголка
  3. Составление памяток за растениями в классной комнате и цветочного календаря.

Тема 3. Уникальный мир живой природы (9 часов). Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы. Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов.

Практические занятия:

  1. В гостях у Флоры и Фауны
  2. «Веселая зима».
  3. Аппликации «Птички».

Экскурсии:

  1. Зимующие птицы. Акция «Покормите птиц зимой!»

Исследовательская работа: «Растения леса».

Тема 4. Охрана природы (14 часов).  Занимательная экология. Экологические игры. Выпуск стенгазеты. Уборка пришкольной территории. Посадка растений.

Практические занятия:

  1. Подготовка материалов для брошюры «Сохраним первоцветы!»
  2. Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес».
  3. Составление экологической тропы нашей школы.
  4. Коллективная работа «Весенние цветы в вазе».
  5. Выпуск экологической газеты.
  6. Посадка цветов на рассаду.
  7. «Озеро с кувшинками».
  8. Подготовка почвы к посадке. Посадка цветов.

Экскурсии:

  1. Наблюдение за сезонными изменениями.

Учебно – тематический план

Наименование раздела

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

Экскурсии

Введение

2

1

1

Взаимосвязи в природе

5

2

3

1

Природа в жизни человека

4

3

3

Уникальный мир живой природы

9

4

6

Охрана природы

14

3

10

1

Тематическое планирование 34 часа

Дата

Содержание работы

1

Знакомство с целями, задачами, планом работы кружка. Инструктаж по технике безопасности. Экология-наука о закономерностях существования живого мира на Земле. Роль экологии в деле охраны природы

2

Экологические организации, их значение. Правила поведения в природе. Экологические знаки. Изучение календаря экологических дат. Практическая работа.

3

«Золотая волшебница Осень». Сбор природного материала. Экскурсия в природу.

4

Осенние явления в жизни природы. Листопад, его значение для растений. Практическая работа «Составление осеннего букета. Осенние зарисовки».

5

Экологическая викторина «Знаешь ли ты природу?»

6

Коллективное панно из природного материала «Осенний пейзаж». Практическая работа.

7

Приведение в порядок школьной территории. Уборка мусора с клумб. Практическая работа.

8

Путешествие на родину комнатных растений. Правила посадки, размножения комнатных растений, уход за ними. Цветы в легендах и мифах.

9

Изучение растений классного зелёного уголка. Практическая работа.

10

Практическая работа.  Составление памяток за растениями в классной комнате и цветочного календаря.

11

Пересадка и уход за растениями класса. Практическое занятие.

12

30 ноября – Всемирный день домашних животных.

13

Оформление выставки «Наши маленькие друзья». Практическое занятие.

14

Лекарственные растения, их значение в жизни человека. Фитотерапия в борьбе с болезнями. Растения – первоцветы. Ягоды, грибы и мы.

15

Пищевые отравления грибами, растениями. Симптомы отравления. Основные правила (рекомендации) сбора грибов. Выставка рисунков растений.

16

В гостях у Флоры и Фауны. Практическое занятие.

17

Аппликация из ватных дисков.  «Веселая зима». Практическая работа.

18

Исследовательская работа: «Растения леса»

19

Зимующие птицы. Акция «Покормите птиц зимой!»

20

Аппликации «Птички».

21

Подготовка материалов для брошюры «Сохраним первоцветы!». Практическое занятие.

22

Занимательная экология. Игротека.

23

Подготовка и проведение экологической сказки «Лесной спецназ, или Кто спасёт зелёный лес».

24

Выпуск экологической газеты.

25

Выпуск экологической газеты.

26

Коллективная работа «Весенние цветы в вазе».

27

Экологическая тропа и правила её составления. Оформление паспорта экологической тропы. Практическое занятие.

28

Целевая прогулка – наблюдение за сезонными изменениями. Экскурсия.

29

Посадка цветов на рассаду. Практическая работа.

30

Уборка мусора на школьной территории.

31

Коллективная работа.  «Озеро с кувшинками».

32

Экологическая игра «Что? Где? Когда?»

33

 Подготовка почвы к посадке. Посадка цветов. Практическая работа.

34

 Выставка рисунков «Лето».

Список использованной литературы

  1. Плешаков, А. А. Экологические проблемы и начальная школа Текст /А. А. Плешаков// Начальная школа. – 1991. - № 5. – С. 2-8.
  2. Плешаков, А. А. Великан на поляне или первые уроки экологической этики Текст /А. А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2009.
  3. Плешаков, А. А. Зелёные страницы Текст /А. А. Плешаков. –М.: Просвещение, 2008.
  4. Садчикова, О. Г. и др..Занимательная география Текст / О. Г. Садчикова. –Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  5. Смирнова, Н. П. По материкам и океанам Текст / Н. П. Смирнова. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Соловьёв, Л. И. География Кемеровской области. Природа. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2006.
  7. Соловьёв, Л. И. Книга о природе Кузбасса. Текст /Л. И. Соловьёв. – Кемерово, 2008.
  8. Сухарев, Ю. Ф. Природоведение Текст / Ю. Ф. Сухарев. – Чапаевск, 1998.
  9. Сосновский, И. П. Уголок природы в школе Текст / И. П. Сосновский, В. И. Корнеева. – М.: Просвещение, 1986.
  10. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. – М.: Знание, 1986.
  11. Хренов, Л.С. Народные предметы и календарь Текст / Л. С. Хренов. – М.: Агропромиздат, 1991.
  12. Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры, проекты Ярославль: «Академия развития», 1997.
  13. Шиппард, Ч. Жизнь кораллового рифа Текст / Ч. Шиппард. – Ленинград: Гидрометиздат, 1987.
  14. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. – М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.
  15. Энциклопедия. Мир животных (т. 2, т. 7). – М.: Просвещение, 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 6 КЛАСС, География. Природа и люди, Программа разработана на основе авторской программы: А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной, В.В. Николиной. Москва «Просвещение», 2008г.,...

Программа дополнительного образования "Исследователи природы"

Программа дополнительного образования "Исследователи  природы"...

Программа дополнительного образования "Друзья природы"

Недалек тот день, когда будущее окажется в руках наших детей. Вот почему так важно сегодня помочь детям освоить новую систему ценностей в коммуникации с природой, противопоставив ее господствующей нын...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для дополнительного 1 класса (ФГОС для детей с УО (интеллектуальными нарушениями, вариант 1)

Методическая разработана создана для учителей начальных классов, работающих по данной программе. Программа содержит пояснительную записку, раскрывающую актуальность предмета, цели и задачи, место пред...

Дополнительная общеобразовательная программа в области музыкального искусства" Народные инструменты". Рабочая программа "Дополнительный инструмент" (Домра) ( срок реализации 4 года)

Структура программы включает в себя пояснительную записку, которая содержит краткую характеристику предмета, его роль в образовательном процессе, срок реализации учебного предмета, объём учебного врем...

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мой верный друг – русский язык»

Рабочая программа дополнительного образования. Кружок «Мой верный друг – русский язык».Отличительными особенностями программы кружка являются:&bull...