Программа дополнительного образования "Исследователи природы"
методическая разработка на тему

Программа дополнительного образования "Исследователи  природы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_issledovateli_prirody.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Дом детского творчества» города Чёрмоза

                УТВЕРЖДЕНА

               на методическом совете

                 __________________________                                                                                 «____»______________200__г.

Программа дополнительного образования

«Исследователи природы»

для учащихся 8-15 лет

срок реализации 3 года.

Педагог дополнительного образования

                                                              Артемьева Елена Евграфовна.

                                                         г. Чёрмоз

2010 г.

                               

 

                                      Пояснительная записка.

Актуальность. Участие в комплексном изучении растительного и животного мира  даёт современным городским школьникам уникальную возможность познакомиться с природой, погрузиться в нее, приобщиться к ее  уникальным особенностям. Грамотный подход к организации исследовательской деятельности учащихся имеет здесь огромное значение.

Большее число рекомендаций по полевому сбору биологической информации обладает, двумя существенными недостатками, сильно ограничивающими их применимость. Во-первых, практически все методики рассчитаны на работу взрослых исследователей или студентов высших учебных заведений и ни один из существующих подходов не учитывает специфику детского коллектива. Во-вторых, известные рекомендации ориентированы на сбор информации по какому-то конкретному, нередко очень узкому, направлению исследования (дрозд рябинник, липа мелколистная, подорожник большой и т. д.). Однако для работы именно детской группы в большей степени подходит не узкоспециализированный, а комплексный подход к исследованию природы, включающий интерес к самым разным ее областям, в этом заключается новизна программы. 

       Направленность программы эколого-биологическая.

Цель данной программы — Развитие познавательной сферы у учащихся посредством занятий чем?

                                             Задачи программы:

Обучающие:

1.Познакомить детей с различными видами исследовательских работ.

2.Обучать навыкам и умениям по сбору, подготовке материала для исследовательской работы.

3. Обучать грамотно, составлять план работы, печатать и оформлять свою работу в соответствии с требованиями государственного стандарта.

4. Обучать правильно, составлять свою речь при защите работы, анализировать, обобщать, выделять главное.

3.Закреплять приобретенные умения и навыки в процессе постоянных тренировок.

Развивающие:

1. Развивать у учащихся коммуникативные качества.

Воспитывающие:

2.Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность. Прививать навыки работы в группе. Поощрять доброжелательное отношение друг к другу.

3.Воспитывать стремление к  разумной организации своего свободного времени. Помогать детям в их желании сделать свои работы общественно-значимыми.

4.Обогащать визуальный опыт детей через экскурсии, наблюдения, занятия на природе.

5. Формировать устойчивый интерес к трудовой деятельности, к общению с живой природой.

   Отличительные особенности данной программы  заключаются в методических приемах, тематическом планировании,

     Программа предусмотрена для детей от 8 до 15 лет. Группы в объединении разновозрастные по  10-15 человек. При обучении учитываются  возраст и психические особенности детей.

Режим  занятий:

 1 год обучения – не более 4 часов в неделю;

2 год обучения - не более 6 часов в неделю

3 год обучения - не более 9 часов в неделю;

  Организация учебно-исследовательской работы включает три этапа:

  • подготовка
  • полевое исследование
  • обработка собранного материала

Все три этапа осуществляются при тесном взаимодействии школьников и педагога.

Программа разработана с учетом принципов:

     - доступность

 учено-воспитательная деятельность строится по возрастным группам с  постоянным увеличением трудностей от простого к сложному, от известного к неизвестному.

     - индивидуальность

задания определяются с учетом особенностей учащихся, темперамента, характера, способностей, склонностей.

     - коллективность

в ходе занятий учащиеся будут заниматься как индивидуальной, так и фронтальной работой, будут выполнять групповые задания.

    -наглядность

занятия сопровождаются иллюстрациями, таблицами, схемами, набором практического материала

   -природосообразность

программа разработана с учетом особенностей и уровней развития, учащихся с 11 до 16 лет.

    - системность, последовательность

соблюдение логических связей. Работа ведется по составленному плану.

    - культуросообразность

          принцип предполагает максимальное использование культуры

         Пермского края.

    - связь теории с практикой

применение знаний на практике.

   Межпредметные   связи:

  • Уроки биологии
  • Уроки экологии
  • Уроки географии

                               Прогнозируемые результаты

Учащиеся 1-го года обучения

 должны знать:

  1. Как правильно выбрать тему для исследовательской работы.
  2. Как правильно составлять черновой план, конспект работы.
  3. Как грамотно поставить цель работы, гипотезу, выявить новизну
  4. Правила оформления и требования к печати чистовой работы
  5. Последовательность работы: титульный лист, оглавление, введение, теоретическая глава, практическая глава, выводы, заключение, библиографический список.
  6. Значение исследовательских работ, их роль в окружающем мире.

   должны уметь:

  1. грамотно собирать необходимый материал;
  2. оформлять свою работу;

     3. выступать перед аудиторией

     4. выявлять места загрязнения в природе

Способы проверки результата:

С целью проверки усвоения терминов и понятий проводятся игры, предлагаются учащимся составить кроссворды,  используются словесные игры. К учащимся должны предъявляться требования: качество работы, аккуратность.

Знания должны проверяться различными заданиями, тестами. Знания учащихся учитываются по уровням с фиксацией в таблице;

Знания проверяются:

Методом наблюдения, также по участиям в конференциях, фестивалях. Работы детей обсуждаются в группе (нахождение ошибок, самооценка);

                           

                                     

               

                 Учебно-тематический план 1 года обучения.

Название темы

Практика

Теория

всего

1

Вводное занятие

2

2

2

Экскурсии

5

5

10

3

Наблюдения за природой осенью

20

5

25

4

Сбор материала для мини-реферата

13

3

16

5

Полевые исследования

10

3

13

6

Обработка данных

10

5

15

7

Наблюдения за растениями зимой

20

5

25

8

Наблюдения за растениями весной

20

5

25

9

Воспитательные мероприятия по плану

5

5

всего

38

98

136

        

                                             Содержание программы.

1.Вводное занятие. (2 часа) Знакомство с учащимися, сообщение плана работы на год, уточнение расписания занятий творческого объединения, правила поведения учащихся и другие организационные вопросы.

Беседа руководителя на тему «Растительный покров Земли». Общее знакомство с географическим распределением растительности на планете. Леса, луга, степи, болота, горы, пустыни, водные пространства — места обитания растений. Разнообразие растительного мира.  Науки,  изучающие растительность и растения.

2.Экскурсии(10 часов).  Экскурсия в парк, на луг, в лесную зону, на водоем. Цель: выбор объекта для исследования.

 Подготовка к экскурсии. Этап подготовки к экскурсии проходит в городских условиях. Помимо собственно организационной части (сначала выбор местности, региона, составление плана работы экскурсии приобретение всего необходимого для неё и т.д.), он включает теоретическую подготовку к предстоящему маршруту: педагог и школьники знакомятся с особенностями местности, в которой  планируется провести экскурсию.

Источником сведений для руководителя может быть специальная биологическая, орнитологическая, историческая, краеведческая, литература, беседы со специалистами, работавшими в данной местности, или людьми, так или иначе входившими в соприкосновение с биологическими особенностями местности.

На занятиях учебной группы педагог доводит до школьников ту информацию, которая может оказаться полезной для работы. Это, прежде всего, сведения об изучаемых биологических и экологических элементах, на которые школьникам желательно обратить внимание. Формой подачи этого материала могут быть лекции, а также реферативные сообщения самих учащихся по указанной педагогом литературе. Важно уделить время технологии сбора материала, в частности, общим рекомендациям по осмотру местности. Более подробное инструктирование будет осуществляться во время самой экскурсии. 

3. Наблюдения за природой осенью(25 часов).  Изменение окраски листвы, листопад. Физиологическая сущность опадения листьев,
влияние регуляторов роста (гормонов) на процессы листопада.
Значение листопада в жизни растений. Подготовка растений к
зиме, однолетние и многолетние травянистые растения осенью.

Практическая работа. Посадка травянистых растений в горшки и подготовка их к цветению зимой (мать-и-мачеха, одуванчик, чистяк, лютик, и др.). Изготовление аппликаций, панно на осеннюю тему  из листьев.

Коллективная работа «Осенний лес».

Приметы «Отцветают розы – падают холодные росы», «Рябины много – сырая осень».

Беседа. Народные средства лечения растениями: осенью заготавливают корни растений. Оформление своего рецепта в альбом.

Экскурсия в природу (парк, сад). Наблюдения осенью за явлениями в жизни отдельных деревьев и кустарников.

4.Сбор материала для мини-реферата.(16 часов) Инструктаж в самой экскурсии отличается от рекомендаций общего характера своей конкретизацией.

Отправляясь собирать материал, ребёнок должен представлять себе, куда он идет, и что он там будет делать. Полезно распределить дни экскурсии по различным темам.

   Лучше снабжать учащихся очень детальными методичками, как и где конкретно действовать.

На самом первом инструктаже стоит обратить внимание школьников на правила поведения в природе (лесу, на болоте, в парке, на лугу), а при необходимости вернуться к этому и в дальнейшем.

В работе на местности, особенно в начале полевого сезона, большую роль может сыграть практическое обучение менее опытных членов группы более опытными (не только взрослыми, но и школьниками, уже работавшими в подобных экскурсиях). По мере приобретения опыта доля самостоятельной работы должна возрастать.

5.Полевые исследования(13 часов).

Полевое исследование — центральный этап учебно-исследовательской работы, который включает ряд существенных взаимосвязанных элементов.

Наблюдение в природе в летний, осенний, зимний, весенний период.

Практические работы. Экскурсия в природу для знакомства с изменениями в жизни растений, птиц, насекомых. Сравнение, наблюдение за природными объектами. Отмечается дата, погодные условия, описывается биотоп, случайно обнаруженные интересные объекты. Исследование своего выбранного объекта. Оформление дневников наблюдений, работа с литературой. Работа с картой местности.

6.Обработка данных (10 часов).

Теория. Обсуждение результатов полевых исследований.

Практика. Составление фотоальбома, сбор интересных сведений по своим объектам наблюдения, оформление гербария, зарисовки различных объектов наблюдения, составление схем, таблиц, анкет.

7. Наблюдения за растениями зимой (25 часов).

Экскурсия «В гостях у Мороза Ивановича». Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь хвойных деревьев и кустарников. Приспособление почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Беседа. Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы.

Практическая работа. Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Наблюдение за распусканием почек деревьев и кустарников на ветках, поставленных в воду в разное время (с декабря по март). Составление композиций из веточек, шишек, хвои. Подсвечники, аппликации из чешуек шишек. Загадки: «У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветки только на макушке»(сосна).

Операция «Ель».  

8.  Наблюдения за растениями весной ( 25 часов). 

Рассказ, беседа. Начало сокодвижения у деревьев и кустарников; набухание почек; цветение деревьев и кустарников; раннецветущие травянистые растения местности. Вопросы охраны раннецветущих растений.

Практическая работа. Наблюдения за весенними явлениями у отдельных видов и экземпляров растений (во дворе, по пути от дома до школы и т. д.), доступных для ведения систематических наблюдений. Аппликации работ на весеннюю тему: «Весна», «Птицы прилетели», «Грачи», «У речки». Пословицы: «Майская травка голодного кормит», «Пока травка подрастает, много воды утекает»

Экскурсии, в сад, на луг с целью наблюдения изменений в природе.

9. Воспитательные мероприятия по плану.(5 часов)

Проведение конкурсов, праздников, чаепития.

 Тематическое планирование на 2 год обучения.

Темы

 Количество              часов

             

теория

практика

всего

  1. Вводное занятие
  2. Деревья и кустарники, используемые в озеленении
  3. Явления в жизни растений осенью
  4. Цветочно-декоративные растения
  5. Дикорастущие цветочно-декоративные растения
  6. Сушка растений с сохранением естественной окраски
  7. Составление композиций из природного материала, аппликация
  8. Составление букетов, аранжировка
  9. Растения зимой
  10.  Композиции из соломки и методы их выполнения.
  11. Определение растений. Гербарии.
  12. Декоративные украшения из природного материала.
  13. Весенние явления в жизни природы.
  14. Хозяйственно-ценные растения местной флоры.
  15. Ботанический практикум по морфологии растений.
  16. Подготовка и проведение праздника цветов.
  17. Экскурсия по историческим местам (парк, пруд)
  18. Итоговое занятие.  Выставка

1

1

2

2

2

2

2

3

2

2

2

2

2

2

-

2

2

2

 -

15

14

14

14

6

20

5

6

17

4

10

13

13

4

2

-

-

1

16

16

16

16

8

22

8

8

19

6

12

15

15

18

4

2

2

Итого

37

167

204

1.Вводное занятие (2 часа).  Знакомство с учащимися, сообщение плана работы на год, уточнение расписания занятий творческого объединения, правила поведения учащихся и другие организационные вопросы.

Обзор растительности Земли. Методы охраны растений и животных. Цель, задачи, план на год. Демонстрация карты полушарий Земли, рассказ о климатических зонах.

2.Деревья и кустарники, используемые в озеленении.(6 часов). Виды декоративных деревьев и кустарников, их биологические особенности. Широколиственные, мелколиственные, хвойные деревья и лианы. Быстро и медленно растущие деревья и кустарники. Виды деревьев и кустарников, внесенные в Красную книгу Пермского края.

Экскурсия. Сбор веток деревьев и кустарников (только у видов, широко распространенных) для определения и составления гербария.

Подвижные игры на природе. 

Практические занятия. Изготовление поделок на природе. Аппликация, икебана, зарисовки растений.

Наблюдения  в природе. Применение пословиц, загадок. «Дышит, растет, ходить не может» (растение).

«Его весной и летом мы видим одетым, а осенью с бедняжки сорвали все рубашки, но зимние метели в меха его одели» (дерево),

 «Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила, а о чем она грустит – никому не говорит» (ива).

Беседы о пользе деревьев, значение для человека и животных.

3. Явления в жизни растений осенью.(16 часов).  Изменение окраски листвы, листопад. Физиологическая сущность опадения листьев,
влияние регуляторов роста (гормонов) на процессы листопада.
Значение листопада в жизни растений. Подготовка растений к
зиме, однолетние и многолетние травянистые растения осенью.

Практическая работа. Посадка травянистых растений в горшки и подготовка их к цветению зимой (мать-и-мачеха, одуванчик, чистяк, лютик, и др.). Изготовление аппликаций, панно на осеннюю тему  из листьев.

Коллективная работа «Осенняя фантазия».

Приметы «Отцветают розы – падают холодные росы», «Рябины много – сырая осень».

Беседа. Народные средства лечения растениями: осенью заготавливают корни растений. Оформление своего рецепта в альбом, с подробными зарисовками, схемами..

Экскурсия в природу (парк, сад). Наблюдения осенью за явлениями в жизни отдельных деревьев и кустарников.

4.Цветочно-декоративные растения.(16 часов).

 Беседа. Значение цветочно-декоративных растений в жизни человека и охрана зеленых насаждений.  Виды цветочно-декоративных растений, их использование в оформлении цветников. Стиль оформления. Рассмотрение цветов по семействам, отличительные особенности.

Практические  занятия.   Составление  эскизов  цветников. Работа с комнатными растениями, обработка. Сушка, метод наложения, аппликация, рисование цветов.

Вечер «Природа и фантазия», игра «Юный цветовод».»Назови цветок», «Угадай цветок». 

5.Дикорастущие цветочно-декоративные растения.(16 часов). Беседа. Семейства, виды красиво цветущих декоративных растений. Их биологические особенности. Использование во флористике. Изучение таблицы изменяемости цвета при сушке растений. Лечебные растения.

Интеллектуальная игра «Цветочный лабиринт».

 Практические занятия. Поиск красиво цветущих растений на лугу, парке, около школы. Их зарисовка и фотографирование. Растения, подлежащие охране и внесенные в Красную книгу Пермского края. Заготовка растений для сушки. Изготовление аппликаций из дикорастущих растений.

Чтение дополнительной литературы.

6. Засушивание растений с сохранением естественной окраски.(8 часов)
Значение и способы засушивания растений. Оформление гербария.
Хранение его.

Практические занятия. Засушивание растений под прессом, в гербарных сетках, ватных матрасиках, засушивание листьев горячим утюгом, объемное засушивание растений.

7. Составление композиций из природного материала, аппликация.(22 часа). Материалы и оборудование. Виды композиций, специальные приемы обработки природного материала, укрепление стеблей растений. Виды аппликаций ( сложная, простая, сюжетная, плоскостная, объемная, теневая).

Практическая работа. Изготовление аппликаций различной тематики. Коллективные работы из сухих цветов и других природных материалов.

Выставка.

 8. Составление букетов, аранжировка.(8 часов)

Основные правила аранжировки. Материалы и оборудование. Интересные сведения о цветах.

Практическая работа. Цветочные корзины, украшение стола, бутоньерка, сезонные композиции, гирлянды, композиции из мха, сухих растений. Зимний букет, свадебный букет.

Конкурс на лучшее название своего букета, его представление, конкурс стихов.

9. Растения зимой.(8 часов).

Экскурсия «Зимняя сказка». Многообразие видов голосеменных, их роль в природе, практическое значение. Процессы жизнедеятельности растений зимой. Жизнь хвойных деревьев и кустарников. Приспособление почек и молодых побегов к перенесению зимних холодов. Беседа. Состояние естественного и вынужденного покоя растений в связи с условиями зимы. Развитие раннецветущих растений под снегом.

Практическая работа. Определение деревьев и кустарников в безлистном состоянии. Наблюдение за распусканием почек деревьев и кустарников на ветках, поставленных в воду в разное время (с декабря по март). Составление композиций из веточек, шишек, хвои. Подсвечники, аппликации из чешуек шишек.

10. Композиции из соломки и методы их выполнения.(19 часов). 

Рассказ Выбор места и время сбора соломы. Обзор класса однодольные. Характерные признаки семейства Злаковые. Отработка определенного плана изготовления работ из соломки.

Беседа Заготовка соломки злаков, дикорастущих трав (ситник, манник). Обработка соломки.

Практическая работа Изготовление композиций и аппликаций (плоскостных и объемных). Аппликация «Цветы», «Птица», «Колоски», «Девочка». Пословицы, поговорки: «В мае дождь, так будет рожь». «Рожь говорит: «Сей меня в золу да в пору», а овес говорит: «Топчи меня в грязь, а я буду князь».

Просмотр видеофильма.

 11. Определение растений. Гербарий.(6 часов) Знакомство с определителями. Различные    типы    определителей,   ботанические   атласы.

Практическая работа. Знакомство с учебным гербарием. Определение растений по гербарному материалу.

Игра «Распредели по семействам», «Ботаническое домино», «Отгадай растение по описанию и зарисуй его». Нарисуй растение так, чтобы все его отгадали.

Конкурсная программа: «Знатоки растений».

12.Декоративные украшения из природного материала.(12 часов).

Беседа. Многообразие грибов, папоротников, моховидных, плауновидных. Загадки: «Мягок, Ане пух, зелен, а не трава, не пушок, не листочек, а на дереве растет» (мох)

 Использование грибов-трутовиков. Физалиса. Семян растений, овощей, фруктов. Орешки, желуди, косточки от плодово-ягодных культур.

 Спектакль «Соперник розы».

 Практическая работа Изготовление аппликаций на различную тематику.

Игры: «Узнай плод по косточке, семечку, орешку».

13.Весенние явления в жизни растений.(10 часов). 

Рассказ, беседа. Начало сокодвижения у деревьев и кустарников; набухание почек; цветение деревьев и
кустарников; особенности цветения ветроопыляемых растений
(ольха, береза); особенность цветения клена остролистного; насекомоопыляемые деревья и кустарники, сроки их цветения в зависимости от появления насекомых; начало вегетативного
роста растений и переход в генеративную стадию. Раннецветущие травянистые растения местности. Вопросы охраны раннецветущих растений.

Практическая работа. Наблюдения за весенними явлениями у отдельных видов и экземпляров растений (во дворе, по пути от дома до школы и т. д.), доступных для ведения систематических наблюдений. Аппликации работ на весеннюю тему: «Весна», «Птицы прилетели», «Грачи», «У речки». Пословицы: «Майская травка голодного кормит», «пока травка подрастает, много воды утекает»

Экскурсии, в сад, на луг с целью наблюдения изменений в природе.

Конкурс рисунков. Операция «Подснежник».

14.Хозяйственно-ценные растения местной флоры.(10 часов). Рассказ Пищевые, лекарственные, ядовитые растения, их польза и вред; декоративные растения, используемые в озеленении; дубильные, эфиромасличные растения.

Беседа: «Народные средства лечения заболеваний».

Практическая работа. Знакомство с растениями в природе. Сбор лекарственного сырья в период весны, начала лета. Засушивание растений. Изготовление аппликаций из этих растений.

15.Ботанический практикум по морфологии растений.(8 часов). Вегетативные органы растений. Корни: главный, боковые, придаточные.
Корневые системы. Видоизменения корня: корнеплоды, корневые
шишки, корни-присоски и т.д. Побег: узел, междоузлие, листья,
пазуха, верхушечная и пазушная почки, кроющий лист, удлиненные и укороченные побеги, цветочная стрелка. Метаморфозы побега: видоизменения подземных побегов (корневище, клубень, луковица, клубнелуковица), видоизменения надземных побегов
(кладодии, филлокладии, колючки, усы). Стебель: разветвленность, направление роста, поперечное сечение. Почка: строение
вегетативной и генеративной почек. Лист: части листа, положение
листа на стебле, прилистники, листорасположение, форма листовой пластинки, край листовой пластинки, жилкование, форма
верхушки и основания листовой пластинки, три категории листьев,
простые и сложные, размеры и продолжительность жизни. Метаморфозы листьев: чешуйчатые, почечные чешуи, чешуи луковиц,
усик, колючка, филлодии, мясистые листья, лист насекомоядных
растений и т. д.

Генеративные органы растений. Расположение цветков: одиночные цветки— ботрические соцветия (кисть, щиток, колос, початок, зонтик, головка, корзинка); цимозные соцветия (монохазии, дихазии, плейохазии). Цветок: симметрия цветка, расположение частей, цветоложе, простой околоцветник, двойной околоцветник (чашечка,  венчик), андроцей, гинецей, положение завязи, полный цветок, формула цветка, диаграмма. Плоды и различные типы их распространения.

Практическая работа. Сбор материала для составления индивидуальных справочников и для работы творческого объединения «Юный флорист» зимой. Зачет по практикуму (тест).

16.        Подготовка и проведение праздника цветов.(4 часа) Оформление кабинета. Подготовка к выставке (оформление цветочных
коллекций из живых и засушенных цветов, гербариев, дневников). Подготовка вопросов для викторины.    Подготовка карнавальных костюмов, номеров художественной самодеятельности.
Подведение итогов работы творческого объединения «Юный флорист».
Конкурсы на лучшее оформление участков кабинета, на лучший букет и карнавальный костюм, Проведение торжественной и
художественной части праздника.

17. Экскурсии по историческим местам г. Чермоза. (2 часа) с целью воспитания эстетических  и исторических чувств.

18. Итоговое занятие(2 часа). Выставка работ учащихся за учебный год. Проведение чаепития с приглашением родителей  и учителей школы. Награждение самых активных учащихся.

Концерт.

                                                       

                       Тематическое планирование на 3 год обучения.

 

Название темы

Практика

Теория

всего

1

Вводное занятие

2

2

2

Экскурсии

5

5

10

3

Значение гербаризации в изучении растений

12

3

15

4

Гербарий 90

16

5

Сбор материала, работа с литературой

15

5

20

6

Написание рефератов на зоологическую тему

20

5

25

7

Написание рефератов на ботаническую тему

15

5

20

8

Полевые исследования, опыты

10

3

13

9

Обработка данных

10

5

15

10

Работа с черновым материалом

20

5

25

11

Растения красной книги

15

5

20

12

Семенное размножение комнатных растений

12

3

15

13

Сорная растительность и меры борьбы с ней

12

3

15

14

Особенности растений водной среды и влажных мест обитания

15

5

20

15

Выгонка луковичных растений и наблюдения за ними

15

5

20

16

Морфология и физиология кактусов  

11

5

16

17

Работа с ИКТ. Набор текста

20

1

21

18

Выступление в группе

4

4

19

Выступление на конференциях

6

6

20

Игры, конкурсы, воспитательные мероприятия

4

2

6

21

Итоговое занятие

2

2

ИТОГО

227

79

306

                                                                    Содержание.

1.        Вводное занятие. Знакомство с кружковцами; сообщение
плана работы на год; уточнение расписания занятий кружка;
правила для  кружковцев и другие организационные вопросы.

Беседа руководителя на тему «Растительный покров Земли». Общее знакомство с географическим распределением растительности на планете. Леса, луга, степи, болота, горы, пустыни, водные пространства — места обитания растений. Разнообразие растительного мира. Науки, изучающие растительность и растения.

2.Экскурсии.(10 часов) Экскурсия в парк, на луг, в лесную зону, на водоем. Цель: выбор объекта для исследования.

 Подготовка к экскурсии. Этап подготовки к экскурсии проходит в городских условиях. Помимо собственно организационной части (сначала выбор местности, региона, составление плана работы экскурсии приобретение всего необходимого для неё и т.д.), он включает теоретическую подготовку к предстоящему маршруту: педагог и школьники знакомятся с особенностями местности, в которой  планируется провести экскурсию.

Источником сведений для руководителя может быть специальная биологическая, орнитологическая, историческая, краеведческая, литература, беседы со специалистами, работавшими в данной местности, или людьми, так или иначе входившими в соприкосновение с биологическими особенностями местности.

На занятиях учебной группы педагог доводит до школьников ту информацию, которая может оказаться полезной для работы. Это, прежде всего, сведения об изучаемых биологических и экологических элементах, на которые школьникам желательно обратить внимание. Формой подачи этого материала могут быть лекции, а также реферативные сообщения самих учащихся по указанной педагогом литературе. Важно уделить время технологии сбора материала, в частности, общим рекомендациям по осмотру местности. Более подробное инструктирование будет осуществляться во время самой экскурсии. 

3.        Значение гербаризации в изучении растений(15 часов). Основные
правила сбора растений, засушивание, этикетаж
1. Снаряжение
ботаника для работы в полевых условиях.

Практические работы. Изготовление своими силами и подготовка снаряжения (ботанической папки, пресса). Подготовка бумаги и матрасиков для засушки растений, инструмента для выкапывания и срезки растений, мелкой посуды со спиртом или формалином для фиксации низших растений, цветков, отдельных органов растений. Ведение наблюдений во время сбора растений; запись в дневник.

4.        Гербарий(16 часов). Крупнейшие гербарии научных учреждений
страны. Международные правила монтировки гербария. Форма
и написание этикеток. Хранение гербария.

Практические работы. Монтировка гербария (подготовка гербарного листа, расположение растений, прикрепление растений к основе).

5. Сбор материала, работа с литературой( 20 часов). Посещение библиотеки, сбор интересных сведений в научной литературе, чтение книг, рассматривание энциклопедий, журналов, просмотр фильмов. Обмен информацией.

6. Написание рефератов на зоологическую тему (25 часов).

 Обитатели пресных вод. Характеристика водоема: примерная площадь, характер берегов, рельеф дна, глубина, источник водоснабжения, колебания уровня воды от впадающих вод и атмосферных осадков; влияние на уровень воды древесно-кустарниковой растительности, окружающей водоем. Степень загрязнения водоема, прозрачность воды. Температурные режимы. Физические свойства и химический состав воды. Условное деление водоема на области: прибрежную, глубоководную, пелагическую. Органический мир водоема.

Фауна. Многообразие животных, населяющих пресные воды: простейшие, кишечнополостные, губки, черви, моллюски, ракообразные, пауки, многочисленные насекомые: мухи, комары, ручейники, стрекозы. Места обитания. Развитие в водной среде. Образ жизни личинки. Образ жизни взрослой особи. Комары — распространители малярии. Стрекозы — активные хищники, уничтожающие комаров и насекомых — вредителей растений. Прибрежная, глубоководная, пелагическая фауна.

Приспособление животных к условиям жизни в водной среде. Влияние факторов водной среды на жизнь рыб: прозрачность воды и проникновение света, химический состав и газовый обмен (содержание кислорода). Температура воды — фактор, определяющий географическое размещение видов рыб. Влияние температуры воды на жизнедеятельность рыб: питание, размножение, развитие икры, молоди и их выживаемость. Наиболее распространенные рыбы местных водоемов, их биология. Классификация.

Практические р а б о т ы. Показ живых животных, учебно-наглядных пособий (влажных препаратов, биогрупп и коллекций), диапозитивов, таблиц, фото. Просмотр кинофильма или диафильма. Выявление видового состава растительного и животного мира водоема и определение по определителям. Наблюдения в уголке живой природы и у водоема за внешним видом животных, местами их обитания, за движениями, дыханием, питанием, размножением, развитием, заботой о потомстве, отношениями между видами и группами животных. Знакомство с микромиром водое.

Животные водной и наземной среды. Хвостатые и бесхвостые земноводные — наиболее примитивная группа наземных позвоночных. - Температура и влажность — основные факторы внешней среды, обусловливающие жизнедеятельность этой группы животных. Годичный цикл; миграции к местам зимовки; места и длительность зимовки; начало размножения. Развитие в водной среде. Личинки и метаморфоз. Хвостатые земноводные. Виды, распространение. Места обитания. Образ жизни. Биологические особенности. Бесхвостые земноводные. Их виды в данной местности. Распространение. Места обитания. Образ жизни. Биологические особенности. Движения, дыхание, зрение, слух в водной среде и на суше. Питание. Суточная активность. Хозяйственное значение бесхвостых земноводных (травяной и озерной лягушек и жабы).

Птицы местного водоема, их видовой состав; сроки сезонной миграции; биология и охрана.

Водные млекопитающие — ценные пушные животные: бобры, ондатра, нурия. Охрана. Биология. Связь с водной средой.

Взаимосвязь живых организмов   водоема:   места   обитания, образ жизни, цепи питания, симбиоз, паразитизм, размножение, забота о потомстве.

Практические работы. Тематика и методика опытов и наблюдений за животными в природе и уголке живой природы. Показ живых животных, учебно-наглядных пособий (чучел, тушек,  коллекций), диапозитивов, таблиц, фото. Просмотр кинофильма и диафильма.

 7. Написание рефератов на ботаническую тему (20 часов).

Растения водоема. Флора. Береговая растительность; растения прибрежной области, произрастающие вдоль береговой линии и частично погруженные в воду; растения с листьями, плавающими на поверхности воды, и выносящие цветки из воды; растения с погруженными в воду листьями и цветками, вынесенными над водой; целиком погруженные растения. Глубоководная и пелагическая растительность. Степень зарастания водоема растительностью. «Цветение» воды. Значение растений в жизни людей. Растения суши. Видовое разнообразие.

8.Полевые исследования, опыты (13 часов) Теория. Знакомство с методикой проведения опытов, выбор и подготовка участка для опытов.

Практика. Постановка элементарных биологических опытов, их описание.

9.Обработка данных(10 часов)

Теория. Обсуждение результатов полевых исследований.

Практика. Составление фотоальбома, сбор интересных сведений по своим объектам наблюдения, оформление гербария, зарисовки различных объектов наблюдения, составление схем, таблиц, анкет.

10. Работа с черновым материалом (25 часов) Подготовка черновой рукописи. При написании работы необходимо постоянно следить за тем, чтобы не отклоняться от заданной темы. Создание рукописи, работа с титульным листом,  над введением работы, нахождение ошибок в группе. Работа над главами, работа с литературой, составление таблиц, схем, графиков. Составление выводов, проверка результатов. Заключение (работа с литературой). Составление библиографического списка работы.

11. Растения красной книги (20 часов). Теория. Знакомство с растениями красной книги, сообщения, доклады.

Практика. Зарисовка растений, их классификация, составление описания растений, изготовление растений из бумаги.

12. Семенное размножение комнатных растений(15 часов). Комнатные растения, размножаемые семенами. Способы подготовки семян к посеву, Особенности посева мелких семян. Уход за посевами. Биологическое обоснование пикировки. Правила пересадки растений, Условия, необходимые для роста и развития растений.

Практические работы. Подготовка семян к посеву. Подготовка горшков и ящиков и посев Семян. Уход за посевами, пикировка, Пересадка рассады в отдельные горшочки. Уход за растениями, Наблюдения за появлением всходов, ростом и развитием растений. Проведение опытов по выяснению лучших сроков и способов посева комнатных растений.

13. Сорные растения (15 часов). Происхождение сорных растений; места распространения; приспособления к жизни рядом с культурными растениями; мимикрия; способность семян к постепенному
прорастанию; плодовитость (вегетативная и генеративная); однолетние, двулетние и многолетние сорные растения. Сорные
растения-путешественники. Относительность понятия «сорные
растения». Использование сорных растений в медицине. Введение некоторых из них в культуру. Современные безвредные методы борьбы с сорной растительностью в сельском хозяйстве.

Практические работы. Знакомство с сорной растительностью своей местности (в поле, на  огороде, по  обочинам дорог). Наблюдения за сроками появления различных сорных растений (в течение вегетационного периода) на одном из выбранных участков. Наблюдения за размножением отдельных видов сорных растений. 

14.Особенности растений водной среды и влажных мест обитания (20 часов).Разнообразие растений местных водоемов. Основные группы водных растений: подводные, плавающие, частично погруженные в воду, частично находящиеся в воздухе (камыши, манник, рогоз, ряска,стрелолист, рдест, ежеголовка и др.). Особенности их вегетативных и генеративных органов.

Практические работы. Сравнение вегетативных и генеративных органов наземных и водных растений (по материалам ботанического практикума). Микроскопические исследования водных растений.

15.Выгонка луковичных растений и наблюдения за ними.(20 часов). Биологическое обоснование получения цветущих растений зимой. Особенности ухода за выгоночными растениями.

Практические работы. Уход за выгоночными растениями. Наблюдение за ростом и цветением выгоночных растений. Поведение опытов по выяснению лучших приемов ухода за выгоночными растениями. 

16.Морфология и физиология кактусов ( 16 часов). Стебли кактусов, ребра, бугорки, сосочки, ореолы, аксиллы, колючки, волоски, щетинки. Их назначение. Эпидермис кактуса. Особенности фотосинтеза и транспирации. Водозапасающие клетки. Устойчивость к высоким температурам: вязкость клеточного сока, устройство и количество устьиц, замедленный обмен веществ, замедленный рост. Корневая система. Цветки и плоды кактусов. Значение климата, света, тепла и холода. Влияние состава земли и кислотности почвы на рост и развитие кактусов. Значение правильно выбранного режима содержания для цветения кактусов в условиях местного

климата.

Практические работы. Работа с микроскопом. Изучение органов различных кактусов. Зарисовки и фотографирование кактусов, зарисовки кактусов, по-разному приспособленных к климату своей родины: эпифиты, листостебельные, змеевидные, голые, опущенные.

17. Работа с ИКТ.(21часов) Навыки работы с компьютером, набор текста, составление презентации, состав слайдов, заметок к ним, подбор картинок. Оформление исследовательской работы по определенным требованиям : титульный лист, оглавление, введение, теоретическая глава, практическая глава, выводы, заключение, библиографический список. Шрифт, интервал, отступы.

18.Выступление в группе(4 часа) предварительное  выступление в группе. Выслушивание всех членов группы, нахождение ошибок. Выразительность, такт, уверенность перед группой.  Самоанализ, обсуждение результатов.

19.Выступление на конференциях(4 часа)

20.Игры, конкурсы(4 часа) Проведение  игр на природе, конкурс на лучшую фотографию. «Праздник цветов», «Экологический лабиринт».

21.Итоговое занятие( 2 часа) Подведение итогов, план работы на следующий год. Выставка. Проведение чаепития с приглашением родителей  и учителей школы. Награждение самых активных учащихся.

Концерт.

               

Литература.

1 .Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями.Ленинград 2000.

2.Вечера и праздники юннатов. Калуга, 2003.

3.Животный мир Прикамья. Пермское книжноеиздательство, 2000 .

4.Журналы «Биология в школе», «Юный натуралист»,«Приусадебное хозяйство».

5.Кощеев А.К. Путешествие в мир полезных растений.Пермь, 2004.

б.Красная книга Среднего Урала. Растения и животные

Пермской и Свердловской областей. Екатеринбург1996.

7.Плавильщиков Н.Н. Природоведение. С-Петербург «Золотой век» 2001.

8. Лес и человек «Ежегодник».

9.Молодова Л.П.. Экологические праздники для детей.

Минск «Асар», 2003 .

10.Ю.Мясникова С.Л., Юстук Н.О. Внеклассные мероприятия по биологии.

Чебоксары «КМИО», 1998.

11.Растительный мир Прикамья. Пермское книжноеиздательство, 2000.

  1. Рохлов В. и другие. Занимательная ботаника. Книга для учащихся, учителей и родителей. Москва «АСТИ-Пресс, 2005г.
  2. Теремов А., Рохлов В.. Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей. Москва «АСТИ-Пресс», 2005.

14.Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Ярославль Академия развития, 1997.

15.Цветкова И. В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. Популярное пособие для родителей и педагогов / И. В. Цветкова. – Ярославль, 1997. - 192с.

16.Шпикалова Т. Я. Покровская Г. А.Возвращение к истокам: Народное искусство. Учебно-методическое пособие / Т. Я. Шпикалова Г. А Покровская. – Москва, 2000. – 272с.

17.Шпикалова Т.Я. Детям – о традициям народного мастерства. Осень.Часть 1. Учебно-методическое пособие / Т. Я. Шпикалова. – Москва, 2001. – 208с.

18.Якубовская К. С. Загадки для маленьких умников и умниц./ К. С. Якубовская. – Москва, 2009. – 256с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...