Как воспитать самостоятельного ребенка?
статья

Глазова Маргарита Фёдоровна

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок не выполняет элементарных вещей: его не допросишься одеться, сложить свои игрушки вечером, почистить зубы без "торговли". Чтобы ребенок что-то сделал, нужно по 10 раз повторять, уговаривать или даже угрожать. Все это, разумеется, лишает сил и понемногу сводит с ума... Знакомая ситуация?

Как же воспитать у детей самостоятельность? Этим вопрос задают многие родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_vospitat_samostoyatelnost.docx17.53 КБ

Предварительный просмотр:

Как воспитать самостоятельного ребенка?

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок не выполняет элементарных вещей: его не допросишься одеться, сложить свои игрушки вечером, почистить зубы без "торговли". Чтобы ребенок что-то сделал, нужно по 10 раз повторять, уговаривать или даже угрожать. Все это, разумеется, лишает сил и понемногу сводит с ума... Знакомая ситуация?

Как же воспитать у детей самостоятельность? Этим вопрос задают многие родители.

Самостоятельность ребенка не имеет ничего общего со стихийным его поведением. За самостоятельностью ребенка (любого возраста) всегда стоит руководящая роль и требования взрослого. Однако с развитием детей это воздействие становится все менее и менее открытым. Вынужденный постоянно подчиняться требованиям взрослых, ребенок начинает ориентироваться на них как на определенные нормы поведения. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, т. е. сложившихся стереотипов, отвечающих требованиям старших, может быть воспитана подлинная самостоятельность как ценнейшая черта личности.

Если привычки не сформированы, предоставленная ребенку самостоятельность приводит к стихийному его поведению, полному нарушению общественных требований.

Уровень самостоятельности детей повышается с их развитием, с возрастающими у них возможностями выполнять все более сложные физические и умственные действия. Поэтому то, что оценивалось как проявление самостоятельности у двух-трехлетних детей (умение аккуратно есть, одеваться без помощи взрослого) уже недостаточно для характеристики того же качества у старших детей.

В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени.

Первая ступень — когда ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).

Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В дома ее учили предлагать стул гостям.

На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.

Чтобы привлечь ребенка к маленьким домашним делам, которые включают уход за собой и за своими вещами, стоит придерживаться некоторых простых советов.

1. Сформулируйте для себя, что ребенок уже может и должен делать сам.

2.Создайте перечень домашних обязанностей и самостоятельных дел ребенка с учетом его возраста.

В первой колонке опишите, что ребенок должен делать по уходу за собой (каков уровень его самостоятельности). Во второй колонке перечислите действия, которые ребенок должен выполнять по уходу за своими вещами. В третьей колонке опишите то, что ребенок должен делать для всей семьи.

Не указывайте то, что ребенок уже давно "прошел", выполняет с легкостью и без напоминания. Ваш список должен содержать навыки, которые еще только предстоит освоить или усовершенствовать.

3.Двигайтесь маленькими шагами. После того, как Вы создали перечень обязанностей Вашего ребенка, начните приучать его к ним. Двигайтесь маленькими шагами, например, по одному навыку в неделю.

Для некоторых родителей "приучать" значит сказать один раз вслух и забыть об этом. Но этого совершенно недостаточно.

"Приучать" значит, вдохновлять, стимулировать, поощрять, показывать, корректировать, контролировать и хвалить. Поэтому недельный срок нужен именно для того, чтобы сконцентрировать всю Вашу энергию и внимание на одной задаче, которую Вы хотите привить Вашему ребенку.

4. Начинайте всегда вместе. Многие родители поступают так: они просят ребенка сделать что-то и уходят по своим делам. Надо сказать, что эта тактика не очень эффективна. Пока Вы не убедились, что ребенок точно выполнит действие без Вашей помощи и контроля, оставайтесь рядом с ним.

5. Давайте четкие указания, подсказывайте и помогайте. Оставив все свои дела, и морально настроившись, уделить все свое внимание ребенку, четко скажите ему, что делать. Постарайтесь, чтобы Ваш голос звучал твердо и убедительно. Чересчур просящие или уговаривающие интонации провоцируют ребенка на «отнекивание» или «торговлю».

Также постарайтесь избегать уговоров и аргументирования. Во-первых, не все Ваши аргументы будут понятны ребенку, а во-вторых, на любой аргумент «за» можно найти аргумент «против». Многие дети очень изощрены в этом. А ведь домашние обязанности или уход за собой – совсем не должны подлежать обсуждению.

6. Хвалите ребенка. Правильно хвалить – целое искусство. Похвала – это не просто восторг по поводу и без повода. Похвала, которая может стать ценной для ребенка, должна быть конкретной и немедленной.

Когда Вы хотите выразить свое удовлетворение ребенку, опишите, что именно он сделал хорошо, например: «молодец, ты послушал маму», «посмотри, как быстро ты сложил эти машинки», «мне так нравится, как ты собираешь свои вещи», «сколько у тебя сил, ведь ты разложил все подушки самостоятельно!»

7. Вводите элементы соревнования и игры. Если, несмотря на все Ваши просьбы и поощрения, ребенок все же «тяжел на подъем», можно попробовать заинтересовать его соревнованием. Состязаться можно по-разному – друг с другом, с самим собой (вчерашним), с героями мультфильмов и т. д. Например, «посмотри, как быстро ты сложил эти машинки, а сможешь так же быстро сложить конструкторы?»

8. Постепенно уменьшайте уровень своего контроля и помощи.  По мере того, как ребенок начинает привыкать к своим обязанностям, Вы поэтапно убираете разные элементы помощи, подсказки, оставляя лишь похвалу за полностью выполненное действие. Впоследствии можно уйти и от этого, в зависимости от того, переходит ли внешняя мотивация ребенка во внутреннюю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как воспитать талантливого читателя? Презентация

В презентации представлены различные формы работы с учащимися по привлечению их к чтению....

Как воспитать грамотного читателя? Цикл бесед для родителей.

Цикл бесед для родителей о формировании навыков чтения. о том, что значит "грамотное" чтение, о пользе домашнего совместного чтения вслух....

презентация "Как воспитать самостоятельность в детях"

материал представлен на родительской конференции в МКОУ СОШ ЗАТО Первомайский Кировской области...

Публикация в газете "Приволжская новь" "Воспитать доброе отношение к животным -воспитать человека"

Беседа для родителей в рамках Недели "В защиту животных-2020",  газета "Приволжская новь" №39 от 24.09.2020...

Публикация в газете "Приволжская новь" "Воспитать доброе отношение к животным - воспитать человека" (продолжение)

Продолжение беседы для родителей по профилактике жестокого обращения с животными...

Мероприятие на тему "Права ребенка2

Мероприятие расчитано на обучающихся 5-6 классов....