Текст к презентации "Нейрогимнастика и биоэнергопластика, как эффективные методы коррекционно - развивающей работы с детьми ТНР".
методическая разработка

Василишина Ольга Анатольевна

Описание слайдов к презентации "Нейрогимнастика и биоэнергопластика, как эффективные методы коррекционно - развивающей работы с детьми ТНР".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskii_den_gmo.docx27.69 КБ

Предварительный просмотр:

Слайд 1

Тема выступления.  

«НЕЙРОГИМНАСТИКА и БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА, как эффективные методы коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжёлыми нарушениями речи».

Слайд 2

Актуальность.

Стремительно меняющийся современный мир предъявляет свои требования как к взрослым, так и к детям. Современные дети с самого раннего детства сталкиваются с сотовыми телефонами, компьютерами, интернетом и т.д.… Безусловно, они становятся эрудированными и развитыми не по годам. Но вследствие того, что ребенок, только смотрит и не разговаривает, у него развивается примитивность и бедность речи, у такого ребенка страдает умственное и психическое развитие. На основании научно-практических исследований нейропсихологами (А.В. Семенович, Б.А. Архипов) был сделан вывод о прямой взаимосвязи незрелости развития мозговых структур и таких явлений, как гиперактивность, соматические заболевания, общее снижение иммунитета, дефицит внимания, сложности в адаптации, агрессивность, неустойчивость психики и склонность к различного рода зависимостям.

Слайд 3

Специалисты задумались: симптомов много, но причина, по сути, одна – нарушения в работе мозга. Значит, надо найти способ комплексно решать все эти проблемы, помогая мозгу развиваться правильно.  Изучая и анализируя литературу по существующей проблеме, пришли к выводу, что таким методом работы может быть  нейрогимнастика,
которая как раз помогает «разбудить» те отделы мозга, которые не работают в полную силу. Метод нейрогимнастика показал себя очень эффективным в коррекционно-развивающей работе с детьми.

Слайд 4

Положительный эффект от занятий нейрогимнастикой наблюдается у всех детей в возрасте от 4 до 12 лет. Особенно полезны занятия в период подготовки к школе. Гимнастика готовит мозг к успешному овладению чтением, письмом, счетом, воспитывает волю ребенка, повышает его познавательную мотивацию, развивает интеллектуальную деятельность, способствует адаптации в коллективе. Кроме того, нейрогимнастика способствует общему оздоровлению организма за счет улучшения иммунитета.

Если ребенок уже учится в школе, то прямыми показаниями к занятиям нейрогимнастикой являются: трудности при обучении.

Данный метод позволяет поддерживать интерес детей на занятии с педагогом, а также совместные занятия нейрогимнастикой с родителями помогают лучше понять своих детей, успешно усваивать знания и строить гармоничные отношения!

Занятия нейрогимнастикой могут проходить как индивидуально, так и в группах, так же можно использовать вместо физминутки.

Слайд 5

Таким образом, целью данного метода является развитие межполушарного воздействия, способствующего активизации мыслительной деятельности, что позволяет решать следующие задачи:

- Развивать высшие психические функции у детей: восприятие, память, внимание, мышление, речь, воображение.

- Создавать условие для развития тонкой, артикуляционной моторики и общей координации движений у воспитанников.

- Обеспечить достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции детей.

Слайд 6

Правила по применению нейрогимнастики:

- Основным требованием к использованию  упражнений является четкое выполнение движений. Вначале сам педагог должен «отчеканить шаг», а потому уже показывать это детям.

- Все упражнения очень простые, поэтому их можно выполнять в любом месте и в любое удобное время.

- Заниматься ежедневно.

- Занятия должны быть оформлены в виде игры.

- Продолжительность занятий от 5 до 20 минут.

- Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.

- Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

- Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность.

Слайд 7    

(7–ой слайд «гимнастика для мозга»

 стоит на протяжении всей демонстрации

игр и упражнений по нейрогимнастике)

Сегодня мы хотим представить некоторые нейроупражнения и нейротренажеры как фабричные, так и изготовленные заинтересованными родителями.  

Слайд 8

Необходимо отметить, что  упражнения могут:
– давать быстрые результаты;
– иметь аккумулятивный (накопительный) эффект.

Одной из главных задач любого образовательного учреждения является сохранение и укрепление здоровья детей. Под влиянием нейрогимнастики в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данный метод позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга.

Слайд 9

«Биоэнергопластика». Термин состоит из двух слов: биоэнерго и пластика. Биоэнергия – это та энергия, которая находится внутри организма человека. Пластика – это плавные, раскрепощённые движения тела, рук, которые являются основой биоэнергопластики. Если рассматривать этот термин в логопедии, то это синхронные, ритмичные движения артикуляционного аппарата и кисти руки, способствующие равномерному распределению биологической энергии в организме.

Слайд 10

Одним из основных направлений работы с детьми, имеющие тяжелые нарушения речи, является коррекция звуковой её стороны. В основе работы над устранением дефектного звукопроизношения лежит работа по формированию правильного артикуляционного уклада.

Для эффективной работы по коррекции звукопроизношения необходимо каждое занятие начинать с комплекса артикуляционной гимнастики. Именно от артикуляции зависит правильность произношения звуков, общее звучание речи, внятность.

Для органов артикуляции тренировка важна так же, как для ног и рук. Это однообразно, а значит скучно, ребенок быстро теряет интерес к выполнению упражнений, что в свою очередь приводит к уменьшению эффективности их выполнения и тормозит процесс перехода на следующий этап – постановки нарушенного звука. Передо мной стал вопрос: как разнообразить это процесс, создать положительный эмоциональный настрой и удержать интерес ребенка на протяжении выполнения всего комплекса артикуляционной гимнастики? С помощью какого приёма можно повысить эффективность артикуляционной гимнастики? Мое внимание привлек опыт нестандартного проведения артикуляционной гимнастики с применением здоровьесберегающей технологии – биоэнергопластика.

Слайд 11

Базовым  принципом данной технологии  является сопряжённая работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

Слайд 12

Целью данной практики является: Повышение эффективности коррекционно–развивающей работы с детьми дошкольного возраста по исправлению звукопроизношения с помощью здоровьесберегающей технологии «биоэнергопластика».

Задачи:

1. Развивать подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику рук.

2.Учить ребенка контролировать правильность выполнения артикуляционного упражнения, имитируя движение руками.

3. Способствовать эмоциональному подъёму, длительно удерживая интерес детей при выполнении артикуляционно - пальчиковой гимнастики с помощью героев перчаточного театра.

Слайд 13

        За основу работы по данной технологии я использую систему работы Риты Григорьевны Бушляковой.

        Выполнение данной гимнастики требует максимальной концентрации зрительного и слухового внимания, точных движений пальцами и кистями рук совместно с движениями языка и губ. Это нелегко! Именно поэтому очень важно проводить данную работу придерживаясь этапов. Их вы видите на слайде:

1 этап – Знакомство и разучивание артикуляционного упражнения с опорой на предметную картинку, отработка перед зеркалом.

2 этап – Подключение к выполнению артикуляционного упражнения ведущей руки.

3 этап – Подключаем движение второй руки.

4 этап – Выполнение комплекса артикуляционно-пальчиковой гимнастики под музыку с опорой на показ учителя – логопеда.

Слайд 14

Для создания положительного настроя на начальном этапе работы, на моей руке появилась волшебная перчатка со сказочным персонажем –Чупсом. Он был представлен детям, как сказочный герой, который мечтает научиться правильно выполнять артикуляционную гимнастику, а научить его могут только они - дети. Так дети были замотивированы на правильное, четкое выполнение артикуляционных упражнений, ведь Чупс всегда был рядом (на моей руке) наблюдал и повторял.

Когда артикуляционные движения были отработаны, Чупе стало скучно учиться одному,  и он предложил ребятам сделать ему друзей. Ребята поддержали его идею,  и дома с родителями изготовили для себя по одной перчатке со сказочным другом, которым сами дали имена, так в нашей компании появились еще –Нолик, Боб, Тим. Таким образом,  к выполнению артикуляционных упражнений мы подключили ведущую руку ребенка. Когда синхронные движения органов артикуляции и ведущей руки ребенка были отработаны, на моей руке появилась сестра Чупса – Чупа. Ребята сами предложили изготовить ей подруг. После этого мы подключили вторую руку. На протяжении всей работы я следила за качеством и ритмом выполнения упражнений, давая четкий образец движения руками. Теперь артикуляционная гимнастика проходила с удовольствием, ребята ждали встречи со своими друзьями - сказочными героями и старались выполнять упражнения правильно.

При изучении новых комплексов артикуляционных упражнений, на этапе подключения ведущей руки я даю возможность ребенку самому придумать движение рукой близкое к движениям органов артикуляции. У ребят получается и им это очень нравится.

 На заключительном этапе, когда ребенок хорошо освоил артикуляционные упражнения и синхронные движения двумя руками, я использую артикуляционные сказки, стихотворения, музыкальное сопровождение.

Слайд 15

А к перчаткам со сказочными персонажами добавила браслеты (из цветных, крупных бусин; мягкой, пушистой ткани; пластиковые браслеты – спираль). Ребенок сам делает выбор - чем украсить свои ручки на занятии.

Слайд 16

(слайд 16 стоит на протяжении демонстрации

артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой)

Слайд 17, 18

С целью определения эффективности проделанной работы мною проводится  сравнительный анализ результатов детей,  полученных на начальном – диагностическом и заключительном этапах. Детям предлагаются  пробы для органов артикуляции и мелкой моторики. Результаты фиксируются в таблицах.

Слайд 19   (результативность)

Систематическое проведение артикуляционной гимнастики с применением здоровьесберегающей технологии – биоэнергопластика,  позволяет  добиться:

  • четкости, точности, устойчивости артикуляторных движений;
  • развития координации движений кистей рук, мелкой моторики пальцев рук;
  • стойкой мотивации у детей к проведению гимнастики, а это позволило ускорить процесс исправления дефектных звуков.

Слайд  20

Таким образом, здоровье сберегающие технологии «нейрогимнастика»  и «биоэнергопластика»  рассматриваются специалистами,  как перспективное направление в коррекционной работе с детьми с ТНР.

Слайд 21

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Коррекционно-развивающая работа с детьми старшей группе с задержкой психического развития.Из опыта работы с детьми, имеющим задержку психического развития

Задержка психического развития это – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстаёт в своём раз...

Условия эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми на уроках РСВ и ФП

Успех работы по речевому развитию детей с нарушением слуха зависит от создания положительного эмоционального настроя детей и педагогов в ходе развивающих и коррекционных занятий, совместной деятельнос...

Мастер-класс «Взаимодействие педагога с родителями. Помощь в создании предметно-развивающего пространства в условиях семьи в целях повышения эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми»

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме организации развиваюшей среды и игрового пространства дошкольников в условиях семьи.Тематический план проведения мастер-класса:1....

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи

Использование ИКТ на уроках английского языка в форме дистанционного обучения как один из методов коррекционно-развивающей работы с детьми с тяжелым нарушением речи...

Использование метода базальной стимуляции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ТМНР.

Метод базальной стимуляции используется в коррекционно-педагогической работе с детьми, которые полностью ориентированы на помощь других людей в жизнедеятельности из-за ограничения функционирования все...