материал для учителя дефектолога 1-4 класс
материал

Сухомлина Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ

МОТОРИКИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ

 

Учитель- дефектолог: Сухомлина Е.В.     2022 год

Современная дидактика придаёт всё большее значение педагогической диагностике. Все предлагаемые задания могут проводиться неоднократно. Но проводить их слишком часто не следует. Это приведет к тому, что ребёнок натренируется в их выполнении и результаты перестанут отражать истинный уровень развития. Правильные результаты получаются только в том случае, если задания остаются для ребёнка сравнительно малознакомыми. Поэтому давать их надо, не чаще чем один раз в три-четыре месяца, или два раза в год, за исключением специальных случаев, когда задание рекомендуется повторить с интервалом в несколько дней. Диагностики для младшего начального звена. 

     Уровень развития мелкой моторики у детей младшего школьного возраста можно определить с помощью следующих заданий:

Диагностика № 1. 

  1. Выполнение по зрительному образцу:
  • соединяй 1 и 2 пальцы в кольцо – "O-KEY";
  • пальцы сжаты в кулак, 2 и 3 пальцы вытянуты – «зайчик»;  2 и 3 пальцы – «коза-дереза», То же левой рукой.
  1. Выполнение по тактильному образцу с выключением зрительного анализатора:  с закрытыми глазами задать своей рукой «зайчика» и «козу»;  открыть глаза – повтор движений.
  2. Перенос позы с выключением зрительного анализатора:  Взрослый делает позу на левой руке, ребенок повторяет на правой и наоборот («зайчик» и «коза»).

Оценка результатов. 

1). Ребенок не может найти нужный набор движений (перебирает пальцы, помогает другой рукой, ошибается)

Оценка: нарушение кинестетического праксиса, левая рука – правое полушарие правая рука или обе – теменная.

2). Ребенок неправильно располагает позу в пространстве, воспроизводит позу зеркально.

Оценка: нарушение зрительно-пространственной организации движения.

3). Ребенок воспроизводит позу только правого указательного пальца, левого – игнорирует.

Оценка: односторонняя пространственная агнозия.

4). С трудом переключается на новую позу, повторяет одно из предыдущих движений.

Оценка: инертность движений (лобные доли).

5). Не может воспроизвести позу, заданную на другой руке. (Справа налево – теменные отделы левого полушария; слева направо – правое полушарие).  Оценка: нарушение кинестетической основы движения.

Диагностика № 2. 

  1. Кулак – ребро – ладонь (сначала правая, потом левая).
  2. Графические пробы:
  • зубчики (нелинованный лист) 20 сек. на пробу;
  • заборчик;
  • дом – башня (зубчик-заборчик).

3. Реципрокная (координация).

Предложить ребенку положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

Оценка результатов. 

1. Не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы:

• нарушение динамической координации двигательного навыка.

2. С трудом переключается с одного движения на другое:

• инертность движений.

3. Неправильно воспроизводит пространственное направление движения:

• нарушение пространственного координации двигательного навыка.

4. Не может одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы:

• нарушение реципрокной координации.

  1. Отстает одна рука.
  2. Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя левую.

• игнорирование левой руки (правое полушарие).

ДИАГНОСТИКИ ДЛЯ СТАРШЕГО НАЧАЛЬНОГО ЗВЕНА

Диагностика № 1. 

     Уровень развития ручной ловкости у детей старшего начального звена, определяется с помощью следующих игр:

  • бросать мяч диаметром 10 см в стенку с расстояния 1 м;
  • метание в цель расположенную на высоте 1 метр, то правой, то левой рукой;          удары мяча о пол и ловля его после отскока.

Оценка результатов. Если в течение 30 секунд, ребенок бросил мяч в цель и поймал его 20 раз или более - координация рук его хорошая, от 15 до 20 раз - удовлетворительная, меньше 15 - недостаточная. Если ребенок не может поймать мяч после удара об пол, стенку, не только одной, но и двумя руками, ручная ловкость его низкая.

Диагностика № 2. 

     Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений, «Игры с пальчиками».

  • Кончики пальцев упираются в поверхность стола. Ребенок по очереди отрывает от стола каждый палец, сначала на одной руке, потом на другой, потом на обеих одновременно. На первом этапе взрослый демонстрирует характер движений, затем ребенок действует самостоятельно.
  • Исходное положение пальцев такое же, как и в предыдущем задании. Взрослый демонстрирует ребенку несложный ритм, который он учится отстукивать сначала пальцами одной руки, затем другой и потом обеими одновременно. На первом этапе взрослый и ребенок отстукивают заданный ритм вместе, затем ребенок действует самостоятельно.
  • «Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т.п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом. Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

     Оценка результатов. При достаточном для поступления в школу уровне развития мелкой моторики руки «Игры с пальчиками» обычно не вызывают у ребенка затруднений. Результат «Езды по дорожке» оценивается как высокий, если «выезды» за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от бумаги не более 3 раз; результат считается низким, если имеется более 3 «выездов» за пределы дорожки. Даже при отсутствии выездов результат оценивается как низкий, если в рисунках наблюдаются: «неровная», «дрожащая» линия: очень слабая, почти невидимая линия; очень сильный нажим, почти рвущий бумагу; многократное проведение карандашом по одному месту. Во всех промежуточных случаях результат оценивается как средний.

Диагностика № 3. 

Задания на диагностику скоординированности движений пальцев:

«Осторожный пешеход». 

Материалы: деревянные пластины с пазами и деревянные пластины с направляющими желобами. Процедура проведения: педагог дает задание ребенку: нужно пройти по этой дороге разными способами:

  • вести по дороге указательным пальцем правой руки;
  • вести по дороге указательным пальцем левой руки;
  • вести указательными пальцами обеих рук одновременно в одну сторону, друг за другом

«гуськом»;

  • одновременно двигаться указательными пальцами правой и левой рук навстречу друг другу из разных концов дороги;
  • «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
  • «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы (похоже на движение ног воображаемого человечка);
  • «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя указательный и средний пальцы;
  • «идти» по дороге двумя руками одновременно друг другу из разных концов дороги, делая

«шажки», меняя указательный и средний пальцы;

  • «идти» по дороге правой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;
  • «идти» по дороге левой рукой, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди (похоже на движение ног воображаемой сороконожки);
  • «идти» по дороге двумя руками одновременно в одну сторону «гуськом», делая «шажки», меняя все пальцы по очереди;
  • «идти» по дороге двумя руками одновременно навстречу друг другу из разных концов дороги, делая «шажки», меняя все пальцы по очереди. Оценка результатов. За каждое правильно выполненное задание начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов

– 12.

«Кто там?». 

Материалы: два тканевых непрозрачных мешочка, 2 маленьких и 2 больших квадрата, 2 маленьких и 2 больших равнобедренных треугольника, 2 маленьких и 2 больших прямоугольника.

Процедура проведения: Фигуры помещаются в два мешочка. Ребенок должен найти одновременно двумя руками одинаковые фигуры в мешочках, назвать их и показать педагогу. Оценка результатов. 

За каждую правильную пару ребенку начисляется балл. Максимальное количество – 6 баллов.

     Детям задание можно усложнить. Ребенок должен найти одновременно двумя руками разные фигуры в мешочках: большой треугольник и маленький квадрат; маленький прямоугольник и большой треугольник; маленький квадрат и большой прямоугольник.

Оценка результатов. 

     За каждое правильно выполненное дополнительное задание начисляется балл. В этом случае максимальное количество баллов – 9.

Диагностика № 4. 

     Графический диктант на выявление умения строить свою деятельность по словесной инструкции и умения самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу.

Материал: лист бумаги в клетку, карандаш.

Ребёнок выполняет задание, следуя чётким указаниям преподавателя. Оценка результатов. 

Высокий уровень – диктант выполняет точно и правильно.

Средний уровень – в диктанте допускает ошибки, которые воспроизведены.

Низкий уровень – задание не выполняет.

Диагностика № 5. 

     Методика «Домик» (Н.И.Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Методика может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению.      Цель исследования: определить способность ребенка копировать сложный образец. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться на образец, точно его копировать, определить особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

 Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш.

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

  • какой рукой рисует ребенок (правой или левой);
  • как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;   быстро или медленно проводит линии;
  • отвлекается ли во время работы;
  • высказывания и вопросы во время рисования;
  • сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

     Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

Оценка результатов. 

     Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. Ошибки бывают следующими.

  1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.
  2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).
  3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допущены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуемый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована, верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена, верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в заборе, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

  1. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл). К ошибкам этого рода относятся: расположение забора не на общей с основанием домика линии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сторону от центра; расположение дыма более чем на 30° отклоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превышает его (на образце крыша нависает над домиком).
  2. Отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30°) палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30° от горизонтальной линии.
  3. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.
  4. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «О» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющейся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.

Результат выполнения методики в баллах обсчитывается не столько для сравнения одного ребенка с другим, сколько для прослеживания изменений в сенсомоторном развитии одного и того же ребенка в разном возрасте.

Эксперимент нельзя проводить с плохо видящими детьми.

Условия проведения диагностики: 

  • Взрослый сиди напротив ребёнка (лучше за столом).
  • Приспособления, пособия, предметы положены перед ребёнком строго на середину стола.
  • Обстановка тестирования спокойная, благожелательная. Взрослый не акцентирует внимание на то, что он проводит тестирование.
  • Установка: «Давай мы поработаем вместе: я буду давать тебе задания, а ты старайся их хорошо выполнять».

 



Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

Составитель

Учитель – дефектолог:   Сухомлина Е.В.

 

1. «Описываем различные свойства предметов».

Описать любой предмет или игрушку.

Вопросы: какого цвета? Из чего сделана? Для чего предназначена? и т.д.

Усложнение: рассказать сказку или историю об этом предмете.

Например: "яблоко". Какое оно? В каких сказках, известных тебе, речь идет о волшебном яблоке? Расскажи эти сказки.

"Попробуй придумать какую-нибудь новую сказку или историю, где речь идет о яблоке или о яблоках. 2. «Продолжаем знакомство со свойствами предметов».

Прячем игрушку. Описываем ее ребенку (внешний вид, свойства спрятанного предмета). Ребенок должен назвать, что это за предмет (игрушка).

  1. «Кто летает?»

Цель: выделить существенные признаки предметов. Задание: если ведущий называет кого-либо или что-либо умеющее летать - дети разводят руки в сторону, если нет - не поднимают руки.

  1. «Съедобное – несъедобное». (с мячом).

"Я буду называть предметы, например: "яблоко, апельсин, сыр, мяч, окно, кукла, мел, лук, книга и т.д. Если названный предмет съедобный, то вы должны поймать брошенный мяч, если несъедобный - мяч не ловим. 5. Знакомимся с признаками предметов с помощью загадок. «Мохнатенькая, усатенькая, молоко пьет, песенки поет».

«Спереди - пятачок, сзади - крючок, посредине - спинка, а на спине – щетинка».

«Нет ног, а хожу, рта нет, а скачу, когда спать, когда вставать, когда работу начинать». «Голубой платок, алый колобок, по платку катается, людям улыбается». «Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку».

«Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут». 6.Знакомство со способами применения или использования предметов. Цель: перечислить как можно больше способов применения предмета. Пример: "Газета используется для чтения. Ты можешь придумать другие способы ее использования?" (варианты задания: книга, тетрадь, консервы, банка, ведро, лопата, табуретка). 7. «Ищем одинаковые свойства предметов».

Задания:

  1. В мешочек положить несколько мелких вещей. Определить на ощупь, что это за вещи. Есть ли среди предложенных вещей одинаковые..
  2. Среди нескольких игрушек или вещей отыскать одинаковые.
  1. «Ищем различные свойства предметов».

Необходимо найти предмет, фигуру, отличающуюся от других.

Определить, чем отличается предмет или фигура.

  1. «Сравнение предметов».

1). Сравнивать предметы между собой, искать четыре сходства и различия. Материал: геометрические фигуры: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник; 4-х цветов и 2-х размеров. (16 геометрических фигур больших 4-х видов и 4-хцветов; 16 геометрических фигур маленьких 4- хвидов и 4-х цветов).

подобрать фигуры, отличающиеся одним признаком;

фигуры, отличающиеся двумя признаками; тремя признаками (подбери самые непохожие).

2). "Сравнение слов". Для сравнения даем пары слов: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стулья; книга и тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка.

Вопросы: Ты видел муху? А бабочку? Похожи муха и бабочка или нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?

3). Сравнение предметов.

Игра "На кого похож?" (вербально) На какого животного похож кролик?

(зайца). В чем их сходство и различие? Какое дерево похоже на ель? (сосна).

В чем их сходство и различие?

По каким признакам можно отличить оленя от других животных? и т.д. 10.«Классификация»

1). Разложить предметные картинки по группам.

2). Разложить предметные картинки с изображениями животных на

группы: те, кто живет в воде; кто живет в лесу, те, кто живет в жарких странах. 3). Из набора карточек выбрать то, а) что можно есть (съедобное);

б) что сделано человеком;

в) те, на которых изображено 6 (9,7,5) предметов и т.д. 4). Сложить в одну коробку все шишки, а в другую - все ракушки. 5). Положи в одну коробку маленькие ракушки (пуговицы), а в другую - большие.

6). Сложить в одну кучку длинные палочки, а в другую - короткие.

7). Из всех пуговиц выбрать только круглые.

8). Рассортировать пуговицы по цвету. В одну кучу - красные, в другую - зеленые и т.д. (аналогично ленты).

  1. Классификация по знаемым признакам: те, что не видны непосредственно, но появляются при взаимодействии предметов друг с другом.

а) выбрать предметы, которые тонут;

б) выбрать предметы, которые не тонут;

в) выбрать предметы, которые могут разбиться и.т.д.

  1. Игра.

Приготовить 15 различных предметов.

Например: чашка, тарелка, сумка, хлеб, сахар, полотенце, вилка, ложка, носовой платок, кухонная дощечка, скалка, гвоздь, крючок, ключ, карандаш.

Отобрать: металлические предметы, съедобные, тяжелые, мягкие, белые, круглые, длинные, деревянные,

маленькие, прямоугольные, которые можно повесить за нитку.

  1. Дома работа по классификации: разобрать покупки (рассортировать); что нужно положить в холодильник? что нужно положить в морозилку? что положить на полочку в ванной? куда положить стиральный порошок?

куда крупу? стирка: рассортировать белье на белое и цветное;

  1. «Слово на ладошке»

«Я найду слова везде, и на небе, и в воде, на полу, на потолке, на носу и на руке. Вы не слышали такого? Не беда! Играем в слова!» Давайте поищем слова в.....воде (рыбы, водоросли, ракушки, камешки..).

  1. «Классификация геометрических фигур» (цвет, форма, величина).
  2. «Найди предметы такого же цвета».

У каждого ребенка по листу цветной бумаги. Подобрать колечки от пирамидки соответствующего цвета.

  1. «Большой - маленький».

Маленькая и большая кукла. Одежда обоих кукол лежит рядом. Дети сортируют одежду и кладут около соответствующей куклы.

  1. «Форма».

Раздаются картинки с изображениями прямоугольника, треугольника, круга, квадрата. Дети ищут предметы определенной формы.

  1. «Обобщение-исключение». 1). Поиск лишней картинки 2). Последовательность работы: Ø «3 лишний» (с картинками);

«4 лишний» (с картинками);

«3 лишний» (на словесном материале);

«4 лишний» (на словесном материале). Вопрос: «Почему лишняя?» «Как

можно одним словом назвать оставшиеся предметы?» НАБОРЫ СЛОВ:

  1. Стол, стул, кровать, чайник.
  2. Лошадь, собака, кошка, щука.
  3. Елка, береза, дуб, земляника.
  4. Огурец, репа, морковь, заяц,
  5. Блокнот, газета, тетрадь, портфель
  6. Огурец, арбуз, яблоко, мяч.
  7. Волк, лиса, медведь, кошка.
  8. Фиалка, ромашка, морковь, василек.
  9. Кукла, машина, скакалка, книга.

10.Поезд, самолет, самокат, пароход. 11 .Воробей, орел, оса, ласточка.

12.Лыжи, коньки, лодка, санки.

13.Стул, молоток, рубанок, пила.

14.Снег, мороз, жара, лед.

15.Вишня, виноград, картофель, слива.

16. Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

17.Река, лес, асфальт, поле.

18.Пожарник, космонавт, балерина, милиционер.

19.Парта, доска, учебник, ежик.

20.Змея, улитка, бабочка, черепаха.

21.Краски, кисти, чайник, полотно.

22.Шляпа, крыша, дверь, окно.

23.Молоко, чай, лимонад, хлеб.

24.Нога, рука, голова, ботинок.

25.Храбрый, злой, смелый, отважный.

26.Яблоко, слива, огурец, груша.

27.Молоко, творог, сметана, хлеб.

28. Час, минута, лето, секунда.

29.Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

30.Платье, свитер, шапка, рубашка.

31 .Мыло, метла, зубная паста, шампунь.

32.Сосна, береза, дуб, земляника.

33.Книга, телевизор, радио, магнитофон.

  1. «Нужно - не нужно»

«Я хочу посадить огород. Капуста нужна? Нужна! Груша нужна?» - «Нет». Засадив огород, садят сад.

  1. «Овощи - фрукты»

Раздаются картинки с овощами и фруктами. По команде нужно быстро соединиться в соответствии с понятием.

  1. «Назови одним словом».

Перечисляем несколько предметов, просим сказать, что их объединяет, как их можно назвать одним словом: 1. суп, каша, гуляш, кисель;

  1. лошадь, корова, овца, свинья;
  2. курица, гусь, утка, индейка;
  3. волк, лиса, медведь, заяц;
  4. капуста, картофель, лук, свекла;
  5. пальто, шарф, куртка, костюм;
  6. туфли, сапоги, кроссовки, босоножки;
  7. шапка, кепка, тюбетейка, берет;
  8. липа, береза, ель, сосна;

10.зеленый, синий, красный, желтый;

11.шар, куб, ромб, квадрат;

12.телевизор, утюг, пылесос, холодильник;

13.автомобиль, трактор, трамвай, автобус;

23.«Живое - неживое»

Игра с мячом: если ведущий называет «живое»- все хлопают, «неживое» - не хлопают. (Аналогично: овощи-фрукты, дикие -домашние животные и т.д.).

24.«Отвечай одним словом».

Яблоня, дуб, каштан это (деревья) Окунь, щука, карась это (рыбы и т.д.)

25. «Назови три предмета».

  1. Я назову одно слово, например «мебель», а тот, кому я брошу мяч, назовет три предмета, которые можно объединить с этим словом (стол, стул, диван...).
  2. Наоборот: Я скажу три слова, а вы скажете, как эти слова можно объединить одним словом. Например, «смородина, клубника, крыжовник-

«ягоды»

26.«Поезд»

Материал: 10 карточек одинакового размера. Каждая картинка - «вагончик». Все «вагончики» должны быть разными. Берем пять картинок и говорим: «Мы будем играть в поезд. Я кладу первую картинку. Потом ты положишь свои и так будем класть по очереди. Получаются вагончики у поезда. Но у настоящего поезда вагончики скрепляются друг с другом, чтобы не отцепиться ходу. Наши > вагончики тоже должны быть скреплены. Кладем ЛОЖКУ, за ней можно положить любую картинку, например: картинку на которой ТАРЕЛКА. Мы скрепим ложку и тарелку потому, что это ПОСУДА. После этого кладем картинку, на которой ВАЗА ДЛЯ ЦВЕТОВ. Мы скрепили тарелку и вазу, потому что они сделаны из одинакового материала,ФАРФОРА. А теперь будем по очереди класть свои картинки и объяснять, как их скрепить.

26.«Назови слова» (развитие гибкости мышления).

  1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, кедр, рябина...).
  2. Зверей.
  3. Домашних животных.
  4. Наземный транспорт.
  5. Воздушный транспорт.
  6. Водный транспорт.
  7. Фрукты.
  8. Назовите слова, относящиеся к спорту (футбол, хоккей...)

27.Анализ-синтез

  1. «Логические таблицы». «Логический квадрат».
  2. «Где ошибка Буратино».

«Мальвина хотела научить Буратино рисовать красивые узоры. Она нарисовала узоры и сказала ему: «Нарисуй точно такой же». А Буратино все время отвлекался, и у него получалось то правильно, то неправильно.

Найди, где у Буратино ошибки, и помоги ему их исправить.

  1. «Нарисуй вместо точек недостающую фигуру» .
  2. Работа по образцу: рисование, лепка, аппликация,

конструирование. Учить анализировать образец, соотносить его элементы с тем, что уже сделано ребенком, находить и исправлять ошибки..

  1. «Ну - ка, отгадай».

Материал: карточки с изображением различных предметов.

1). Водящий загадывает один из них. Дети должны угадать, какой предмет он загадал, задавая любые вопросы, кроме прямого вопроса о названии.

Вопросы:

Из этого предмета можно пить? Нет.

У него есть ручки - ножки? Нет.

На нем можно плавать по морю? Нет.

На нем можно ездить? Да.

Он ездит по рельсам? Да.

Это паровоз? Да.

Количество вопросов 8-10. Если не угадали - менять.

2). То же, только две подгруппы детей, одни загадывают - другие отгадывают. Отвечать только «Да» или «Нет».

3). Описать предмет на картинке, не показывая его. Дети должны отгадать. Например: «Он висит на улице. У него три глаза разного цвета. Ему подчиняются и люди и машины».

4). Тоже, как и в третьем варианте, только у детей на руках 2-4 карточки. Нужно найти нужную картинку по описанию.»Желтого цвета, туловище круглое, голова круглая клюв острый».

6. «Найди предметы».

Ведущий называет 1-2 общих признака, 2-3 предметов и просит показать их.

«Растет на дереве, можно есть» - «яблоки и вишни». 7. «Найди общие признаки у предметов». «Рыбка и лодочка - плавают».

8. «Узнай по описанию, что это?»

«Колеса, кабина, кузов, руль. Это что?» (машина) 9. «Загадки».

«Солнце печет, липа цветет, рожь созревает. Когда это бывает?»

(перечисление признаков - отгадка). Описание - «анализ», отгадка - «синтез».

10. «Описание предмета».

Описать дерево, его размер, цвет, форму листьев, наличие семян, плодов.

Отгадать, что это за дерево.

28.Затрудненные ситуации. (Принятие решения и планирование).

  1. Миша пролил варенье на пол. Что ему теперь делать? Как поступить лучше всего?
  2. В очереди Саша втиснулся перед Таней. Как ей быть?
  3. Таня пошла гулять и заблудилась. Что ей делать? Перечислить все варианты. А как поступить лучше всего? Что нужно знать, чтобы никогда больше не заблудиться?

29.Подбор слов по аналогии 1)корова-теленок курица-(цыпленок) кошка-(котенок) 2) ночь – луна день-(солнце) 3)снег- лыжи лед-(коньки) 4) начало – конец день –(ночь) 5)морковь-огород яблоко-(сад) 6) футбол - мяч хоккей – (шайба) 7)заяц-кролик рысь-(кошка) 8) пароход –море самолет – (небо) 9)зима- холодно лето-(тепло, жарко) 10) лошадь – скачет заяц- прыгает

30.Выведение: угадывание, додумывание на основе уже имеющихся данных.

  1. Человек ел котлету. Он пользовался вилкой?
  2. Маша испекла папе пирожок. Она его пекла в духовке?
  3. Мама помешала кофе в чашке. Она пользовалась ложкой?

31.Сериация.

1). Вова выше Пети. Вася выше Вовы. Кто выше всех.(Вася).

2). Волосы у Вовы светлее, чем у Пети. А у Коли светлее, чем у Вовы. У кого самые светлые волосы? (Коля)

3). Маша выше, чем Нина. Нина выше, чем Лиза. Кто выше всех? (Маша).

4). Галя веселее Оли, а Оля веселее Лизы. Кто самый веселый? (Галя) Если этот тип задач вызывает затруднение, то в начале даем более простые задачи:

1). Миша сильнее, чем Коля. Кто слабее?

2). Марина веселее, чем Катя. Кто печальнее? 3). Костя выше Пети. Кто ниже?

4). Петя темнее, чем Нина. Кто светлее?

5). Катя внимательнее,, чем Света. Света внимательнее, чем Зина. Кто внимательнее всех? (Катя).

6). Полкан лает чаще Жучки. Жучка лает чаще Барбоса. Кто лает меньше

(реже) всех? (Барбос)

7). Мурка мяукает тише Барсика. Барсик мяукает тише Пушка. Кто мяукает громче всех? (Пушок). 32.Критичность познавательной деятельности.

«Бывает - не бывает»

Ведущий называет какую-нибудь ситуацию и бросает ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

  1. Папа ушел на работу.
  2. Поезд летит по небу.
  3. Кошка хочет есть.
  4. Человек вьет гнездо.
  5. Почтальон принес письмо.
  6. Зайчик пошел в школу.
  7. Яблоко соленое.
  8. Бегемот залез на дерево.
  9. Шапочка резиновая.

10.Дом пошел гулять. 11.Туфли стеклянные |12.На березе выросли шишки.

13.Волк бродит по лесу.

14.Волк сидит на дереве.

15.В кастрюле варится чашка.

33.Понятийное мышление.

«Закончи предложение»

  1. Лимоны кислые, а сахар...
  2. Собака лает, а кошка...
  3. Ночью темно, а днем....
  4. Трава зеленая, а небо...
  5. Зимой холодно, а летом....
  6. Ты ешь ртом, а слушаешь...
  7. Утром мы завтракаем, а днем...
  8. Птица летает, а змея...
  9. Лодка плывет, а машина...

10.Ты смотришь глазами, а дышишь... 11 .У человека две ноги, а у собаки...

12.Птицы живут в гнездах, а люди...

13.Зимой идет снег, а осенью...

14.Из шерсти вяжут, а из ткани...

15.Балерина танцует, а пианист...

16.Дрова пилят, а гвозди...

17.Певец поет, а строитель...

18.Композитор сочиняет музыку, а музыкант....

34.Последовательность событий.

1). «Кто кем (чем) будет?»

Кем (чем) будет: яйцо, мальчик, семечко, гусеница, цыпленок, желудь, икринка, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, большой, девочка, почка, щенок, шерсть, кожа, теленок, доска, птенец, козленок, ягненок.

2). «Кем (чем) был?»

кем (чем) был раньше: цыпленок - яйцом; лошадь - жеребенком; корова- теленком; дуб -желудем; рыба -икринкой; яблоня - семечком; лягушка -головастиком; бабочка - гусеницей; хлеб -мукой; птица -птенцом; овца -ягненком; шкаф -доской; велосипед -железом; рубашка -тканью; ботинки -кожей; дом -кирпичом; сильный -слабый; мастер -ученик; листок -почкой; собака -щенком; шуба -мехом; козел -козленком. 35.Мышление и фантазия.

1). Материал: две карточки из детского лото, на которых изображены предметы. Каждый ребенок придумывает предложение, которое содержит название 2-х задуманных предметов.

2). Две картинки, на которых изображены предметы. Придумать слово, находящееся между 2-х задуманных предметов и служащих как бы переходным мостиком между ними.

«гусь» - «дерево»

  • «взлететь». Гусь взлетел на дерево.
  • «вырезать» . Из дерева вырезали гуся.
  • «спрятался». Гусь спрятался за дерево.
  • «представь». Представь, что все игрушки заговорили. Что бы они сказали?

36.Вопросы для развития мышления.

  1. Почему вода в холодильнике замерзает?
  2. Почему зимой включают отопление?
  3. Для чего нужны печки и плиты?
  4. Откуда мы узнаем, сколько время?
  5. Зачем нам книги?
  6. Что делают ножницами?
  7. Что__

 



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

учитель - дефектолог

Сухомлина Е.В.

Последние несколько лет к проблеме ОВЗ наблюдается повышенный интерес, вокруг нее ведется множество споров. Все это связано с тем, что само по себе такое отклонение в психическом развитии очень неоднозначно, может иметь множество различных предпосылок, причин и следствий. Наиболее ярким признаком ОВЗ исследователи называют незрелость эмоционально-волевой сферы; иначе говоря, такому ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо. А отсюда неизбежно появляются нарушения внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.

Если говорить об особенностях памяти у детей с ОВЗ, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный. ОВЗ сопровождается проблемами речи, связанными в первую очередь с темпом ее развития. Другие особенности речевого развития в данном случае могут зависеть от формы тяжести ОВЗ и характера основного нарушения: так, в одном случае это может быть лишь некоторая задержка или даже соответствие нормальному уровню развития, тогда как в другом случае наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.

У детей с ОВЗ наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно-логическое мышление. К началу школьного обучения дети с ОВЗ не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование).

У детей с ОВЗ наблюдается нарушение различных сторон речи. Учёными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Это обусловлено анатомической близостью расположения двигательных и речевых зон в коре больших полушарий головного мозга, общностью функционирования двигательной и речевой систем, а также взаимосвязью формирования речи и моторики в норме и патологии.

В своей работе я уделяю особое внимание развитию мелкой моторики рук, таким образом, я, стимулирую речевой центр, развиваю речь.

На таких занятиях, как рисование, аппликация, конструирование, лепка, дети учатся работать руками и пальцами. Пальчиковые игры и упражнения являются важной частью при проведении, каких либо занятий.

Нарушение тонкой моторики у детей с ОВЗ затрудняет овладение письмом в начале школьного обучения и требует своевременной коррекции.

В своей работе я определила несколько эффективных способов развития мелкой моторики:

  • игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы, бусы, конструкторы и т. д.);
  • пальчиковые игры;
  • лепка;
  • массаж пальцев и кистей.

Применяю различные игры, цель которых развитие мелкой моторики у детей.

ПЛАСТИЛИН ИЛИ ТЕСТО ДЛЯ ЛЕПКИ

При помощи пластилина ребёнок самовыражается не только творчески, но и развивает гибкость и подвижность своих пальцев, что, в свою очередь, способствует улучшению речи.

ИГРЫ-ШНУРОВКИ

В игровой форме осуществляется развитие мелкой моторики рук, а, следовательно, поэтапная подготовка ребёнка к письму. Шнуровка даёт возможность придумать множество игр. Это и непосредственно шнурование, и возможность использовать элементы «шнуровки» в сюжетно-ролевых играх или изучать основные цвета. Игры-шнуровки созданы с целью развития мелкой моторики рук, усидчивости и глазомера. В процессе игры совершенствуется координация движений и гибкость кистей рук.

ДОСКИ СЕГЕНА (ВКЛАДЫШИ)

Доски Сегена представляют собой разборные картинки, это деревянные доски с вкладышами, на которых изображены различные живые или неживые предметы. Ребёнок должен закрыть доску составляющими элементами, подобрав нужную по рисунку и размеру часть. Данная игра способствует развитию речи, логики, координации движений, мелкой моторики рук, а также пространственного восприятия малыша.

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ, ПАЛЬЧИКОВЫЕ КУКЛЫ И КУКЛЫ-ПЕРЧАТКИ

Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии ребёнка. Благодаря такому театральному реквизиту, как пальчиковые куклы или куклы-перчатки можно не только устроить кукольный спектакль с участием ребёнка, но и отлично потренировать пальчики. Пальчиковые игры и упражнения дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают детям снять напряжение. На пальцах и на ладонях есть

«активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Одним из близких и доступных видов работы с детьми по формированию мелкой моторики является техническое творчество. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материями, свое умение владеть телом, голосом, речью и др. Творческая деятельность детей появляется в виде импровизаций (рассказы, стихи, мелодии, танцевальные движения, игры) и созданных в процессе нее рисунков, лепных поделок, вышивок, аппликаций, литературных произведений, художественных композиций, монтажей и др. Одним из видов технического творчества является конструирование.

По результатам наблюдений за деятельностью детей я сделала вывод, что наиболее интересным для них является лепка. Недавно в продаже появилась новая игрушка – хендгам. Я попробовала применить её в работе. Внешне и по своим свойствам хендгам напоминает большую жевательную резинку или пластилин: он тянется, рвется, позволяет создавать самые невероятные формы, в то же время его можно бросать, как каучуковый мячик. Однако у хендгамов отсутствуют запах и вкус, они абсолютно безвредны и безопасны. Но, по сравнению со жвачкой и пластилином, этот материал имеет ряд преимуществ:

  • он более податливый и пластичный,

  • не прилипает к поверхностям,
  • не оставляет следы.

Мотивация успешности при использовании этого материала сохраняется благодаря особенностям их использования: быстрота и относительная простота получения силуэтов или деталей нужной формы, их приближенность к реально существующим формам и фактурам и, наконец, новизна способа как факто удержания внимания. В связи с этим я разработала цикл занятий по развитию технического творчества детей, которые учитывали характерные особенности детей с ОВЗ  и способствовали более результативному обучению и развитию.

Это и определило тему работы – «Развитие речи и мелкой моторики у детей с ОВЗ посредством работы с Хендгамом».

Исходя из этого, была определена цель: создать условия, способствующие развитию мелкой моторики рук для подготовки детей с общим недоразвитием речи к овладению письмом посредством использования Хендгам.

Для достижения цели, были определены задачи:

  • способствовать развитию мелкой моторики рук у детей: развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность;
  • развивать психические процессы: логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память, речь детей;
  • формировать навыки учебной деятельности: умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно продолжать выполнять поставленную задачу, контролировать собственные действия.

1 ЭТАП РАБОТЫ

Согласно данным психологов и физиологов у младших школьников слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов находятся на разной стадии развития. У детей недостаточно сформирована способность к оценке пространственных различий, от которых зависит полнота и точность восприятия и воспроизведения форм букв. Кроме того, дети с трудом ориентируются в таких необходимых при письме пространственных характеристиках, как правая и левая сторона, верх - низ, ближе - дальше, под - над, около - внутри.

В основу опыта положено соблюдение следующих требований к организации процесса развития мелкой моторики у детей.

Для того, чтобы определить план работы, необходимо было провести диагностику. В ходе диагностики с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа в форме игры: «Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе прочитаю стихотворение и покажу, как умеют играть пальчики. Ты эти движения попробуй повторить вместе со мной». Если ребенок не справлялся с тем или иным заданием, сначала показывала еще раз, ребенок пытался повторить.

Для диагностики уровня переключаемости ребенка давала следующие задания:

  • Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).
  • «Шагать» пальцами (по столу поочередно указательными и средними обеих рук)
  • «Загибание пальчиков» (поочередно загибают пальцы, начиная с мизинца).
  •         «Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).
  • Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.
  • «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца).
  • Нанизывание пирамидки: ребенку дается готовая пирамидка, которую потом разбирают и дают ребенку задание, собрать снова, как и было в образце. Если с этим возникали трудности, то на помощь приходил педагог.
  • Собирание матрёшки: ребенку показывают матрешку из 3-4-х элементов, разбирают ее и просят собрать обратно.

Кроме пальчиковых упражнений использовались также различные графические упражнения:

  • Ребенку предлагалось как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.
  • Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку, чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линей.
  • Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.

В ходе выполнения заданий выяснилось, что некоторым детям трудно дифференцировать движения рук, не прибегая к внешней помощи. В одних случаях требуется повторная проба с показом взрослым движения и движения выполняется с усиленным зрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Даже если просто мять хендгам, будет польза.

Проанализировав данные диагностики, я разработала несколько развивающих игр, которые помогут развить мелкую моторику и хватательную способность руки, подготовить руку ребенка к письму.

ЩЕЛКУНЧИК

Участники игры по очереди сжимают хендгам, чтобы он хлопнул как можно громче. Дело в том, что если его резко сжать, то раздастся хлопок (из игрушки выйдет скопившийся воздух). Это упражнение тренирует мышцы всей кисти и совершенствует ее хватательную способность. Постепенно задание можно усложнить, и сжимать хендгам какой-то одной рукой или только пальцами.

УГАДАЙКА

Один из участников игры лепит что-нибудь из хендгама, а затем остальные участники отгадывают, что это. Угадавший получает балл. Очередность и продолжительность игры оговариваются самими участниками. Эта игра основывается на свойстве хендгама быстро терять свою форму в статичном состоянии, попросту говоря, растекаться; так что время на отгадывание фигуры ограничено, а это, в свою очередь, стимулирует мозговую деятельность.

ПЕРЕТЯНИ

Участники берутся за концы хендгама и тянут его. Побеждает игрок, перетянувший большую часть хендгама. Так как эта игрушка изготовлена из очень пластичного материала, тянуть можно очень и очень долго. Со временем задание также можно усложнить: тянуть хендгам, взявшись только подушечками пальцев, например. Это упражнение очень хорошо тренирует хватательную способность руки и развивает мелкую моторику.

МАССАЖ

Массируя определенные точки, можно воздействовать на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный связан с желудком, делая массаж среднего пальца, вы оказываете воздействие на кишечник. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печение и почек. Массажируя мизинец, вы помогаете работе сердца. С помощью Хендгама легко делать массаж рук и пальцев, что принесёт детям радость и улучшит самочувствие.

Опыт работы показал, что Хендгам предназначен для развития мелкой моторики рук, улучшает кровообращение и повышает настроение, он безопасен для работы с детьми. Планомерная работа с Хендгамом  по развитию моторики рук способствовало:

  • развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;

  • подготовке ребенка к последующему обучению в школе;

  • получению знаний о качестве и возможностях различных материалов;

  • повышению работоспособности коры головного мозга;

  • развитию у ребенка психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения;
  • снятию тревожности;

  • закреплению положительных эмоций.

У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, активными, повышается коммуникабельность, учатся работать в коллективе, общаться.

Кроме пальчиковой гимнастики, в своей работе я использую различные графические упражнения, которые способствуют развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений младших школьников очень важно для успешного овладения письмом. Я предлагаю детям два вида графических упражнений: упражнения на нелинованной бумаге.

Эти упражнения проводятся с постепенным усложнением заданий. Удобно использовать раскраски. Чем меньше возраст у детей, тем изображения должны быть крупнее. Обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам; штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки использую трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки. На протяжении двух лет обучения предлагаю различные задания по раскрашиванию изображений предметов. На более поздних этапах детям даю задания по «копированию» предметов. Задача

ребенка - срисовать предмет как можно точнее. Данный вид работы очень нравится детям, потому что, все задания выполняются в красочных тетрадях.

  • Упражнения на тетрадном листе в крупную клетку. В тетрадях в крупную клетку выполняют задания: рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается стихами. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются. Таким образом, идет оречевление производимых действий.

К новому рисунку мы не переходим до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны. Эти упражнения полезны еще и тем, что при их выполнении повторяется речевой материал (словарь, стихотворные тексты), отрабатывается звукопроизношение, параллельно идет работа над лексико-грамматической стороной речи. К концу обучения дети уже легко справляются с достаточно сложными заданиями.

В своей работе я использую различные формы работы на развитие мелкой моторики рук:

  • Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина, глины и солёного теста. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков, прутиков или шишек.
  • Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Важной ролью педагога является обратить внимание на разнообразие рисунков детей и используемых техник рисования.
  • Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.
  • Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
  • Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
  • Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
  • Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков, винтиков, гаек и т. п. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
  • Всасывание и выдавливание воды при помощи пипетки, поролона, трубочек, тряпочек и т.п. развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
  • Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.
  • Плетение косичек из ниток, венков из цветов и др.
  • Все виды ручного творчества: вязание, вышивание, чеканка.
  • Переборка круп, пуговиц, бусин и т.п. Например, насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребёнка перебрать. Развитие осязания, мелких движений пальчиков рук.
  • Игры в мяч, с кубиками, мозаикой, конструктором.
  • Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание).
  • Игры с пальчиками с речевым сопровождением.
  • Пальчиковая гимнастика (специальные упражнения без речевого сопровождения, объединенные в комплекс).
  • Графические        упражнения:        штриховка,        дорисовка        картинки,        графический        диктант, соединение по точкам, продолжение ряда.
  • Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней.
  • Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы, семян и других доступных материалов.

Последний пункт наиболее интересен детям и мне, а кроме того, дает положительный эффект: это способствует не только развитию мелкой моторики рук, но развитию воображения, фантазии ребенка, приобщению к прекрасному. Приобщать детей к миру прекрасного надо как можно раньше: учить их восторгаться причудливой красотой цветов, плодов различных растений, осенних листьев, морских ракушек и обитателей подводного царства. У каждого цветка, животного можно подметить своеобразие внешнего вида: формы, цвета, поверхности и т. п. Поэтому в работе с природным материалом все это надо учитывать.

Формы работы на речевое развитие:

  • Пальчиковые игры со стихотворным сопровождением (фольклорные произведения).
  • Демонстрация        воспитателем        пальчиковой        игры        (выразительное        исполнение        текста, движений).
  • Разучивание с детьми элементов движений сначала одной, затем другой рукой без стихотворного сопровождения.
  • Выполнение наиболее сложных элементов движений обеими руками одновременно без стихотворного сопровождения.
  • Выполнение движений со стихотворным сопровождением.
  • Закрепление материала при многократном повторении при условии интереса и желания детей (средний – старший возраст).
  • Коллективные игры-забавы старших дошкольников.

Поистине волшебным является мир природы. Зимой и летом, весной и осенью не перестает она удивлять нас и очаровывать. Природа была вдохновителем искусства, источником великих творений во все времена существования человечества. В лучших произведениях литературы и живописи отражены картины природы. Способы вовлечения младших школьников в процесс восприятия и продуктивного творчества разнообразны. Сказочное повествование, игровые ситуации, элементы пантомимы придадут занятиям динамичность, интригующую загадочность. Мир природы - нежный и яркий, хрупкий и необыкновенно красивый. Поэтому всю работу распределяю по временам года. Вместе с Зимой учимся делать забавные игрушки. Весна-красна откроет секреты трав шелковых и украшений из плодов. Лето научит правильно засушивать листья и травы. Щедрая Осень покажет, как из семян выкладывать мозаику. Но для этого нужно познакомиться, прежде всего, с правилами безопасности при работе с природными и бросовыми материалами, подготовить необходимые инструменты для работы с дарами природы.

Природный материал — кладовая для развития детского творчества. Младших школьников я учу использовать его в работе по изготовлению различных поделок, игрушек. Природный материал (семена культурных растений, распилы сухих деревьев разного диаметра, палочки) использованы в опыте как трафареты для создания образов фольклорных произведений на листе бумаги, а также для выкладывания предметов, животных, орнаментов, изготовления панно. Это богатый материал для развития не только мелкой моторики и речи, но и для развития творческого воображения.

Работа с природным материалом строится мною в следующем порядке:

  • Подготовка материала для работы с детьми (окраска семян растительными красителями, систематизация материала по цвету, форме, размеру).
  • Знакомство детей с материалом (Рассказ воспитателя о материале, обследовательские действия детей).
  • Показ        воспитателем        вариантов        возможного        использования        материалов.        Создание мотивации на действия с материалом.
  • Разнообразные игры детей с материалом.
  • Выполнение заданий по образцу.
  • Творческие задания на создание образов (дорисовка, оживление рисунков, выкладывание изображений, создание панно).

Наиболее часто для поделок использовались:

  • Шишки. Плоды хвойных деревьев — шишки — прекрасный материал для объемных игрушек и занимательных поделок. По форме они напоминают части туловища животных, человека.
  • Хвоя. Для поделки игрушек, например, ежа, лапок паука и коготков кошки, усиков бабочки, юбочки для куклы, подойдут хвойные иголки. Их можно собирать в любое время года.
  • Скорлупа грецких орехов (в виде половинок) используется для поделки лодочек, тележек, черепах, жуков и т. п. Обе половинки скорлупы пригодны для изготовления, например, головы Деда-мороза. Раскалывать орехи на правильные половинки можно с помощью ножа, постукивая по нему сверху молотком.
  • Желуди. Плоды дуба — желуди бывают разной формы и величины. С одного конца они окружены сильно разросшейся чашечкой — плюской. Желуди созревают поздно осенью, в сентябре — октябре. Их рекомендуется собирать, когда они созрели и падают с дерева. Из продолговатых желудей делают жирафа, цаплю, лошадку, ослика, причем туловище можно смастерить из большого продолговатого желудя, а головку — из маленького, круглого.
  • Ветки. Разнообразные ветки используются в поделке для некоторых частей: рук, ног, шеи и т. д. Для изделий лучше использовать ветки кизила, сосны, ели, сирени. Их ветки упруги и при высыхании не так легко ломаются.
  • Корни. Для поделок могут быть использованы также и корни. Они иногда своими причудливыми формами напоминают различных животных и птиц или части их тела. Здесь особенно важно образное видение и наблюдательность, которым необходимо учить детей. Детская фантазия в изогнутых корнях поможет увидеть осьминога, паука, голову жеребенка.
  • Листья. Интересным и нужным дополнением при изготовлении игрушек являются листья. Они могут быть самых разнообразных форм и расцветок. Крупный лист дуба, клена дети применяют как парус для яхты, плота, парохода.
  • Семена. Ценным дополнением к игрушкам из природного материала могут быть семена деревьев, цветов, овощей, например семена клена, ясеня. Они известны детям как крылатки.
  • Шиповник, рябина. Разнообразные и интересные игрушки можно изготовить из плодов шиповника и ягод рябины. Ценным качеством данного материала является доступность использования его в работе. Плоды шиповника и рябины легко накалываются, поэтому техника изготовления игрушек из этого материала несложная. Работать с этим материалом лучше летом, так как свежие ягоды и плоды легко прокалываются сосновыми иглами, проволочками, спичками.
  • Птичьи перья. В работе можно использовать перья птиц разных размеров, оттенков и любого качества (куриные перья, утиные, гусиные, перья воробьев, голубей и др.). Перед работой перья промывают, сушат и расчесывают для возвращения им естественного вида.
  • Ракушки. На берегах рек, морей, озер можно увидеть ракушки-домики, покинутые животными, многие из которых интересны по внешнему виду, оригинальны по форме — овальные, в виде гребешка, сердцевидные и т. п. Сбор ракушек производится детьми вместе с воспитателем во время прогулок, экскурсий. Ракушки после сбора моются маленькой щеточкой (можно зубной), после чего раскладываются и сушатся. Сухие ракушки сортируются по видам и по размеру. Хранятся они при любой температуре.

Встречи с природой расширяют представления детей, совершенствуют их умения внимательно вглядываться в различные явления, сохранять целостность восприятия при создании поделок из природного материала. Изготовление поделок требует от ребенка ловких действий, и если вначале неточным движением руки он мог повредить игрушку, то впоследствии, в процессе систематического труда, детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики — согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных навыков и умений. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973, с. 258).

Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на развитие его мышления. Если проследить путь изготовления поделок из природного материала, то можно заметить, что вначале дети рассматривают образец, анализируют его структуру, способы изготовления; затем, после усвоения этого процесса, работа усложняется: детям показывают рисунок или фотографию изготовляемой игрушки и, наконец, они без предварительного анализа изготовляют поделку по заданию или по собственному замыслу. Поделки из природного материала в большой мере удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.

Благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек, радость общения в труде, наслаждение, испытываемое в процессе создания красивой игрушки, очень важны для общего развития. Сколько искренней радости, восторга приносят малышам замысловатые поделки из ракушек, рогоза! Любимой игрушкой детей становится какой-нибудь забавный веселый человечек, изготовленный своими руками. Эти эмоции являются важным стимулом воспитания у них трудолюбия.

Дети с удовольствием участвуют в работе по созданию работ для выставок, мы с детьми показываем открытые занятия, на которых демонстрируем свои умения и навыки. Первое, с чем встречается ребенок при попадании в группу, - это предметно-развивающая среда. В группе на свободном доступе находится множество игр, пособий и игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик предлагаю детям:

  • мячи (каучуковые, колючие, рифленые, плюшевые, соксы - вязаные и набитые пластмассовыми пульками);
  • пробки от пластиковых бутылок: красные, синие и зеленые - для звукового анализа, всех цветов радуги - для игр на запоминание названий цветов, просверленные посередине - для нанизывания бус;
  • веревки капроновые плетеные (диаметром 3-6 мм) - для завязывания узлов и с уже завязанными узлами - для перебирания узлов пальцами;
  • кистевые эспандеры - для развития мышечной силы кисти;
  • прищепки бельевые - для развития координации движений пальцев рук;
  • коврики типа «травка» - для массажа и самомассажа ладоней;
  • кнопочный телефон, «пальцеходы» - для развития дифференцированных движений пальцев рук;
  • кастаньеты - для отстукивания ритмов;
  • шаблоны (лекала) по лексическим темам - для обведения, раскрашивания, штрихования;
  • игрушки типа копилок для попадания в прорезь мелкими предметами - пластмассовыми пульками, копейками;
  • игрушки из «киндер-сюрпризов» - для вытаскивания из «сухих бассейнов»;
  • «сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом или фасолью, - для самомассажа кистей;
  • моталки - веревки с ручками на концах, привязанные к какому-то центру, для выработки координации вращательных движений;
  • грецкие орехи - для самомассажа кистей.

Для работы по развитию мелкой моторики, разработала диагностические методики по выявлению уровня развития мелкой моторики у младших школьников с ОВЗ (Приложение 1), пальчиковые игры и гимнастики для детей разных возрастов с ОВЗ (Приложение 2), также мною разработаны рекомендации родителям по использованию пальчиковых игр в домашних условиях (Приложение 3).

Опыт работы показал, что планомерная работа по развитию моторики рук в способствовала совершенствованию:

  • мелкой моторики рук (гимнастическое развитие, зрительно-моторные координации, развитие техники рисунка, овладение штриховкой;
  • пространственных представлений (ориентация на листе, в пространстве на примере собственного тела) ;
  • активной речи, словарного запаса;
  • мышления, памяти, внимания, зрительного и слухового восприятия;
  • навыков учебной деятельности.

Содержание пальчиковых игр и гимнастики для детей начальных классов (разных возрастов) с ОВЗ.

Очень важной часть работы с детьми ОВЗ по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны и увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. Пальчиковые игры как бы отражают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковой игры дети, повторяя движения взрослых, активируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Дети хорошо воспринимают пальчиковые игры, выполняемые одной рукой, например:

МОЯ СЕМЬЯ

Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Поочерёдное сгибание пальцев, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.

ПАЛЬЧИК – МАЛЬЧИК

- Пальчик-мальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большой палец. Затем поочерёдно соединять его с остальными пальцами одной руки.

УЛЕЙ

Вот маленький улей, где пчёлы спрятались,

Никто их не видит.

Вот они показались из улья. Одна, две, три, четыре, пять!

Ззззззз!

Пальцы сжаты в кулак, затем отгибают по одному. На последнюю строчку руку поднимают вверх с растопыренными пальцами, имитирующими полёт пчелок.

КУЛАЧОК – ВАНЮША

Ванька-встанька,

Ванька-встанька спрятать большой палец в кулак

Просыпайся, улыбайся. постучать по кулаку пальчиком ребёнка

Тук-тук, тук-тук.

Ванька-встанька тут как тут!

Большой палец выскакивает из кулака.

СПИТЕ ПАЛЬЧИКИ МОИ

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик лёг в кровать, Этот пальчик лишь вздремнул, Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит. Тише! Тише, не шумите! Солнце красное взойдёт, Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать, Будут пальчики вставать!

Загибаем и разгибаем пальчики.


* * *

Раз, два, три, четыре, пять. Вышли пальчики гулять. Этот пальчик гриб нашел. Этот пальчик чистить стал.

Этот - резал. Этот - ел.

Ну, а этот - лишь глядел!

* * * Ладушки-ладошки Хлопали в ладошки,

Хлопали в ладошки (хлопаем в ладоши)

Отдохнем немножко. (руки на колени).

* * * Кашку варили,

Ложечкой мешали, Куколку кормили,

Кошечке давали. (указательным пальчиком водим по ладошке)

* * * Кулачки сложили, Кулачками били. Тук-тук тук да тук,

Тук-тук тук да тук . (стучать кулачками друг о друга)

* * *

Этот пальчик самый толстый, самый сильный и большой!

Этот пальчик для того, чтоб показывать его!

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине! Этот пальчик безымянный, он избалованный самый!

А мизинчик хоть и мал, зато ловок и удал!

* * *

В этом домике пять этажей: На первом живет семейство ежей,

На втором живет семейство зайчат, На третьем - семейство рыжих бельчат, На четвертом живет с птенцами синица,

На пятом сова - очень умная птица.

Ну, что же, пора нам обратно спуститься: На пятом сова,

На четвертом синица, Бельчата на третьем, Зайчата - втором,

На первом ежи, мы еще к ним придем.

Младшие школьники осваивают пальчиковые игры, которые проводятся двумя руками, например:

КАПУСТА.

Это, что еще за скрип? (пальцы сжаты в «замок», поднимаем и опускаем их)

Это, что ещё за хруст?

Это, что ещё за куст? (растопыриваем пальцы, имитируя куст)

Как же быть без хруста, если я капуста.

Мы капусту рубим – рубим, (прямые ладони вверх вниз)

Мы капусту трем-трем-трем, (потираем кулачок о кулачёк)

Мы капусту солим – солим, (поглаживание подушечек пальцев)

Мы капусту жмём – жмём – жмём. (сжимаем и разжимаем кулачки)

СИДИТ БЕЛКА НА ТЕЛЕЖКЕ

Сидит белка на тележке, Продаёт свои орешки:

Лисичке – сестричке, Воробью, синичке, Мишке – косолапому, Зайчику усатому.

На первые две строчки – ритмичное сгибание пальцев обеих рук в ритме потешки, на следующие строчки - поочерёдное сгибание пальчиков, начиная с большого.

СТРОИТЕЛЬ

Я хочу построить дом,  (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и «растопыриваем» пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял,

Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы «растопырены». Затем пальцы опускаем вниз, делаем «стряхивающие» движения)

И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики –

«бутончик тюльпана»)

КОРАБЛИК

По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем «кораблик»)

Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам – «смотрим вдаль»)

На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца)

У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

И страшны им только кошки,

Только кошки, да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются «коготки»)

ЛОДОЧКА

Две ладошки я прижму. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом, не соединяя большие пальцы)

И по морю поплыв. Две ладошки, друзья, -

Это лодочка моя.        (Делать волнообразные движения руками – «лодочка плывёт»)

Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)

Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками – «лодочкой»)

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения – «рыбки плывут»)

ПАУЧОК

(Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.)

Паучок ходил по ветке,

А за ним ходили детки. (Кисти свободно опущены, выполняем стряхивающее движение - дождик.)

Дождик с неба вдруг полил,        (Хлопок ладонями по столу/коленям.)

Паучков на землю смыл.        (Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качаем руками - солнышко светит.)

Солнце стало пригревать,        (Делаем движения такие же, как и в самом начале.)

Паучок ползёт опять,        («Паучки» ползают по голове.)

А за ним ползут все детки, Чтобы погулять на ветке.

ЛАДОНЬ – КУЛАК

  • Хочешь? Тоже делай так: То – ладонь, а то – кулак.

Ладони прижаты к столу. Одновременно сжимать кулачки, потом разжать, по тексту. Для усложнения можно ускорить темп или делать руки поочередно (правая – ладонь, левая – кулак).

БУСИНКИ – ГОРОШКИ

Покатаю я в руках Бусинки, горошки.

Станьте ловкими скорей, Пальчики, ладошки.

Дети старшего возраста могут использовать в пальчиковых играх с мелкие предметы (шариками, кубиками, орехами, карандашами, крупой и т.д.).

КАРАНДАШ.

Карандаш в руках катаю, Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик Быть послушным научу.

ОРЕХИ

Научился два ореха Между пальцами держать. Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

ПОМОШНИК

Я крупу перебираю, Мамочке помочь хочу. Я с закрытыми глазами

Рис от гречки отличу.

ДОРОЖКА

Я взяла горошка Выложить дорожку, Чтобы бегали по ней

Зайчики и кошки.

* * *

Вот волшебный самолёт Отправляется в полёт.

Он планирует над партой. Ну, а где же наша карта?

Дети кладут линейку под середину среднего пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный и безымянный пальцы – под линейкой. Начинают покачивать её, имитируя полёт самолёта. Делают левой рукой.

* * *

Мы зажили карандаш, Отогнулся пальчик наш. Он теперь у нас пилот – Отправляется в полёт.

Дети кладут карандаш на середину безымянного пальца правой руки. Кисть повёрнута ладонью вниз. Указательный, средний пальцы и мизинец – сверху ручки. Покачивают, имитируя движения самолёта. Делают с другой рукой.

ОСЛИК

Ослик хвостиком качал, Чуть его не потерял.

Ты качай – качай – качай, Но давай-ка не теряй.

Дети зажимают карандаш большим и указательным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

ЧАСЫ

Есть часы теперь у нас, Бьют исправно каждый час.

Снизу маятник у них: Вправо-влево – так да тик.

Дети зажимают карандаш указательным и средним пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.

КАЧЕЛИ

Ручку пальчиками взяли, Вправо-влево покачали.

- «Что такое? Неужели Я попала на качели?»

Дети зажимают карандаш средним и безымянным пальцами правой руки. Начинают его покачивать, имитируя движение маятника. Затем делают левой рукой.



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\Межполушарное взаимодействие мозга-20220115T135529Z-001\Межполушарное взаимодействие мозга\01 — копия.jpg

C:\Users\user\Desktop\Межполушарное взаимодействие мозга-20220115T135529Z-001\Межполушарное взаимодействие мозга\09.jpgC:\Users\user\Desktop\Межполушарное взаимодействие мозга-20220115T135529Z-001\Межполушарное взаимодействие мозга\08.jpgC:\Users\user\Desktop\Межполушарное взаимодействие мозга-20220115T135529Z-001\Межполушарное взаимодействие мозга\07.jpgC:\Users\user\Desktop\Межполушарное взаимодействие мозга-20220115T135529Z-001\Межполушарное взаимодействие мозга\06.jpgC:\Users\user\Desktop\Межполушарное взаимодействие мозга-20220115T135529Z-001\Межполушарное взаимодействие мозга\05.jpgC:\Users\user\Desktop\Межполушарное взаимодействие мозга-20220115T135529Z-001\Межполушарное взаимодействие мозга\04.jpgC:\Users\user\Desktop\Межполушарное взаимодействие мозга-20220115T135529Z-001\Межполушарное взаимодействие мозга\03.jpgC:\Users\user\Desktop\Межполушарное взаимодействие мозга-20220115T135529Z-001\Межполушарное взаимодействие мозга\02.jpgC:\Users\user\Desktop\Межполушарное взаимодействие мозга-20220115T135529Z-001\Межполушарное взаимодействие мозга\10.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ УЧИТЕЛЕЙ-ДЕФЕКТОЛОГОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ VIII вида

В своей работе учителя-дефектологи опираются как на общепедагогические принципы организации образовательного процесса в условиях школы, так и на специфические принципы специальной педагогики, которые ...

Методическая разработка Конспект открытого занятия-квеста с использованием современных образовательных технологий учителя-дефектолога в 3 классе коррекционной школы VII вида. «По следам ветра» Тема: «Осень. Признаки осени»

Содержание квеста-занятия: в ходе путешествия дети будут выполнять задания и находить части картины, чтобы составить из них целую картинку. Результат: При условии выполнения всех заданий дети получат ...

Рабочая программа учителя - дефектолога 1 - 4 класс

Программа обеспечивает: выявление особых образовательных потребностей обучающихся с задержкой психического развития, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии; коррекцию ...

Рабочая программа учителя-дефектолога 5 - 9 классы

Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения...

Рабочая программа учителя-дефектолога 5 - 9 класс

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным ...

Рабочая программа учителя-дефектолога 5 - 9 класс

Программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога для обучающихся 5-9 классов с задержкой психического развития (варианты 7.1; 7.2) составлена в соответствии с Федеральным государственным ...

Педагогическая разработка. Коррекционно-развивающее занятие с учителем-дефектологом в 3 классе для детей с нарушениями интеллекта (Вариант 1)

Конспект коррекционно-развивающего занятия с учителем-дефектологом на тему: "Нумерация чисел в пределах 20-и"...