Моторное планирование и речь ребёнка. В чем взаимосвязь?
статья

Кокина Ирина Александровна

Чаще всего у детей с нарушениями в развитии страдает и речь. Произнесение слов — не такой простой процесс, как может показаться. Ведь каждое слово — это один или несколько слогов. Каждый слог — один, или несколько звуков. Каждому звуку соответствует определённая моторная схема. То есть, слог, слово — объединение нескольких моторных схем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motornoe_planirovanie_i_rech_rebyonka.docx14.38 КБ

Предварительный просмотр:

Моторное планирование и речь ребёнка. В чем взаимосвязь?

Чаще всего у детей с нарушениями в развитии страдает и речь. Произнесение слов — не такой простой процесс, как может показаться. Ведь каждое слово — это один или несколько слогов. Каждый слог — один, или несколько звуков. Каждому звуку соответствует определённая моторная схема. То есть, слог, слово — объединение нескольких моторных схем.

Ребенку приходится контролировать артикуляционный аппарат, пока выполнение этих движений не станет навыком. Поэтому произношение звуков, слогов, слов требует сложного моторного планирования (МП) у детей, имеющих задержку речевого и психического развития, нарушения аутистического спектра, нарушения поведения и внимания.

Что же такое МП?

Моторное планирование — это способность понять, спланировать и реализовать незнакомое двигательное действие или двигательную последовательность. Моторное планирование - это среднее звено между идеей и совершением действий. Есть автоматические движения, они выполняются привычным способом и не требуют моторного планирования. Например, для взрослого закрыть дверь ключом. Говорить, о моторном планировании мы можем в том случае, когда появляется новая задача, нужно сделать что-то неосвоенное. Иногда, трудности моторного планирования выглядят как неловкость, нарушение координации движений.

Может показаться, что это не имеет отношения к речи, но это части одного процесса. Планирование создает основу для развития более сложных способностей, так называемых управляющих функций, т. е. способностей, которые отвечают за реализацию серии последовательных действий, ведущих к определенной цели. Это непросто для многих детей, причем не только для детей с тяжелыми нарушениями речи, с РАС, но и для тех, кто испытывает трудности обучения, связанные с нарушением внимания. Навык моторного планирования необходим не только в работе с общей и мелкой моторикой.

Известно, что все логопеды используют в работе артикуляционную гимнастику – очень эффективный и полезный способ развития мышц артикуляционного аппарата. Процесс коррекции звукопроизношения требует от ребенка сложного моторного планирования. Ребенок должен постоянно осознанно контролировать артикуляционный аппарат до тех пор, пока выполнение этих движений не станет навыком.

Принцип работы над МП – последовательное усложнение:

  • крупная моторика;
  • мелкая моторика;
  • артикуляционная моторика.

Подготовительным этапом, фундаментом для освоения артикуляторных (речевых) упражнений является двигательная активность. Выполняя с ребенком простые движения: шаги, бег, прыжки, наклоны, приседания и прочее под музыку, бубен или счет, вы помогаете ребенку осваивать сложный навык моторного планирования общих движений. При этом важен не набор движений, а ритм в выполнении движений и обратная связь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать речь ребёнка

Материал содержит практические советы родителям по формированию и развитию речи детей дошкольного и младшего школьного возраста с презентацией.http://narod.ru/disk/57641711001.ebad6b3a05de7845f5807a54...

Программа развития речи ребёнка от рождения до года

Система работы родителей с новорожденными детьми по развитию речи....

Примеры заданий для развития речи ребёнка.

Эти задания могут помочь родителям. Правда для этого  потребуется большое терпение, время. Но результаты не заставят себя ждать....

Консультация для родителей "О влиянии развития мелкой моторики рук на становление речи ребёнка"

Данный материал представляет собой краткое описание теоретических аспектов влияния развития мелкой моторики на становление детской речи, а также подборку практических упражнений, позволяющих родителям...

"Что можно сделать для улучшения речи ребёнка?

Данный материал предназначен для ознакомления родителям и начинающим воспитателям детских садов. В последнее время значительно выросло количество детей с различными проблемами звукопроизношения. Многи...

проект "Развиваем речь ребёнка вместе"

проект по работе сродителями...

Особенности развития речи. Значение поддерживающей коммуникации в формировании речи ребёнка с синдромом Дауна.

Развеиваем мифы о детях с синдромом Дауна. Несмотря на врожденное желание общаться, дети с синдромом Дауна зачастую обладают определенными физическими и когнитивными характеристиками, которые затрудня...