"Культура письма"
материал (7 класс)

Шиляева Ольга Владимировна

«Культура письма»

Задачи:

-Знакомить детей с этикетными правилами написания письма, учить составлять и оформлять  письмо родным и близким людям.

-Развивать умение передавать свои впечатления на бумаге, коммуникативные навыки.

-Воспитывать, умение работать в группе, чувство дружбы и взаимопомощи.

 

З.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_pisma.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Культура письма»

Задачи:

-Знакомить детей с этикетными правилами написания письма, учить составлять письмо родным и близким людям и оформлять.

-Развивать умение передавать свои впечатления на бумаге, коммуникативные навыки.

-Воспитывать, умение работать в группе, чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование и материалы: конверт с образцом написания адреса, карандаш, бумага, кукла Почтальон, коллекции писем, марок.

Ход

  1. Ребята! Догадайтесь, кто спешит к вам

Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне?
Это он, это он
Простоквашинский …

В каких произведениях, написанных для детей, вы встречались с почтальоном? («Письмо Неумейке» Я. Акима, «Почта» С. Маршака, «Дядя Фёдор, пёс и кот» Э. Успенского).

Сегодня к вам пришёл Почтальон. Послушайте, что он вам говорит:

- Ребята, а знаете ли вы, что такое письмо? (Ответы детей).

Письмо. Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.

-Какие бывают письма? (электронные, бумажные)

Письма, написанные на бумаге, в отличие от электронных писем, обладают особой энергетикой того человека, который их писал.

Письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания.

- В сумке у почтальона Печкина несколько писем, определите, кому и для какой цели оно написано.

Первое письмо.

Дорогой Иа-Иа!

Поздравляю с днём рождения!

Желаю всего-всего хорошего.

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек – очень полезный горшочек.

Твой Пух.

- Это письмо-поздравление, в котором Вини-Пух поздравляет своего друга с Днём рождения и шлёт ему свои пожелания.

Второе письмо.

Дорогие учёные!

У Вас, наверное, тепло. А у нас скоро зима. А мой хозяин дядя Фёдор не велит природу на дрова пилить. Не понимает он, что замёрзнем мы с этим хворостом! Пришлите нам, пожалуйста, солнце домашнее. А то скоро будет поздно.

Уважающий Вас кот Матроскин.

- Это письмо учёным. В нём сообщается, что в Простоквашино холодно. И кот Матроскин просит прислать учёных домашнее солнце.

Это письмо не только несёт информацию, но и отражает настроение кота Матроскина.

Третье письмо.

Юный друг!

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь весёлым, дерзким, шумным.

Плачь и смейся невпопад.

Никогда не знай покоя,

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

Черепаха Тортила.

- Это письмо-пожелание. В нём автор желает своему другу быть весёлым, шумным, дерзким…

- Знаете ли вы, на каком транспорте путешествует письмо? (Ответы детей.)

- летят в самолетах;

- мчатся в поездах и автомашинах;

- плывут на теплоходах и в моторных лодках;

- едут на лошадях и оленях.

Игра «Отправляем письмо

– Скажите, а как еще можно доставить письма?

– Чтобы отправить письмо по железной дороге, нужен (что?)…(Почтовый вагон).

-Чтобы отправить письмо авиапочтой, нужен (что?)…(Самолет).

– Чтобы отправить письмо голубиной  почтой, нужен (кто?)…(Голубь).

– Чтобы отправить письмо электронной почтой нужен (что?)…(Компьютер).

– Чтобы отправить письмо на север, нужны (что?)…(Собачьи упряжки, вертолет).

– Ребята, подумайте, пожалуйста, и скажите, какой почты сейчас нет? (Голубиной).

- Что нужно, чтобы листок стал письмом? (Ответы детей.) Да, ребята, необходим конверт. (На доску учитель вывешивает макет конверта.)

- Рассмотрите почтовый конверт. Что на нем пишут?

АДРЕС – надпись на письме, указывающая место назначения и получателя

- Отправится ли в путешествие это письмо? (Нет.) Почему? (Ответы учащихся.) Вы, верно, сказали, что на конверте должна быть марка. (К макету конверта приклеивается макет марки.)

МАРКА – это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными, красивыми, и многие люди их коллекционируют.

(-Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало, основную часть и концовку.

Например: «Здравствуй, любимая бабушка!», «До свидания, моя милая мамочка!», «До скорой встречи».

В письме употребляются и другие вежливые выражения.

Например: «Извините, что я вас беспокою», «Прости, что долго не писал».

Концовка может содержать вопросы родителям, просьбы, приветы, подпись и дату.

Письмо. Найдите его начало, основную часть, концовку.

“Дорогие мои родители! Папа и мама!

Я живу хорошо. Просто замечательно. У меня есть свой дом. Он тёплый. В нём одна комната и кухня. А недавно мы клад нашли и корову купили. И трактор – тр-тр Митю. Трактор хороший, только он бензин не любит, а любит суп. Мама и папа я без вас очень скучаю. Особенно по вечерам. Но я вам не скажу, где живу. А то вы меня заберёте, а Матроскин и Шарик пропадут.

Ваш Дядя Фёдор.”

– Письмо Дяди Фёдора начинается с обращения к родителям.
– Подтверждает ли Дядя Фёдор свою мысль “Я живу хорошо”? 
(Да, Дядя Фёдор пишет о хороших событиях в его жизни).
– Какие части включает концовка письма? (Подпись.)

Физминутка «Почтовый ящик»

На скамейку я встаю,                      Поднимаются на носочки и тянутся

Еле ящик достаю.                             за руками вверх.

Открываю ящик                               «Открывают»,

Голубой, блестящий.

Посыпались из ящика                     Приседают – встают с вытянутыми

Письма настоящие.              руками.

Оформление письма.

- Существует порядок написания письма:

письмо пишут чётким, разборчивым подчерком;

письмо пишут на аккуратном листе бумаги;

письмо можно сопровождать рисунком;

письмо не пишут сплошным текстом; в нём может много красных строк.

Итог: -Что нужно не забывать делать в праздники, дни рождения и когда наши родные и друзья находятся далеко? (Присылать поздравительные открытки и письма.)

-Для чего люди пишут письма?

Люди пишут друг другу письма, чтобы общаться с родственниками, друзьями,  знакомыми, чтобы обмениваться новостями, приятными событиями, радостью, поделиться своими мыслями и впечатлениями. Еще в письме можно попросить подарок у Деда Мороза к Новому году. А иногда в письме можно изложить какие-то мысли, чувства, которые человек не может (например, стесняется) выразить при личной беседе.

Я думаю, что человек пишет письма для того, чтобы узнать что-то новое у своих друзей или родственников, или родных, поделится чем-нибудь интересным.

Многие люди сохраняют письма от своих близких и родных. Как вы думаете, почему они это делают?

Какие письма хранятся у вас в семье?

Появилась ли у вас желание написать письмо своим близким или родным?

-Можно вместе написать письмо.

Как бы вы начали письмо?

Что бы вы написали в основной части?

Как бы вы его закончили?


Отрывок из произведения А.П. Чехова “Ванька” (письмо Ваньки дедушке Константину Макарычу)

Милый дедушка, Константин Макарыч! – писал Ванька. – И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от Господа Бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался.

“ Приезжай, милый дедушка, - продолжал Ванька, - Христом Богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня, сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, все плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка, приезжай.

Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умакнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке

Потом подумал и прибавил: “Константину Макарычу”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"

N 03-83 от 08 февраля 2011 г.  Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования  О рекомендациях по аттестации педагогических ...

Благодарственное письмо за организацию и проведение школьного тура Общероссийской олимпиады по Основам православной культуры

В 2012 году мои ученики приняли участие в Общероссийской олимпиаде по Основам православной культуры...

ПИСЬМО МИНОБРАЗОВАНИЯ РФ ОТ 31.10.2003 N 13-51-263/123 "ОБ ОЦЕНИВАНИИ И АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ"

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подгото...

Письмо> Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 “Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой”

В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся общеобразовательных учреждений в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подгото...

Интегрированный урок литературы и культуры речи в 9 классе "Урок письма"

Урок внеклассного чтения в 9 классе "Урок письма"...

Единый режим грамотного письма и культуры речи в образовательных учреждениях

В статье обосновывается необходимость соблюдения единого речевого режима в образовательных детских учреждениях...