Интегрированный урок литературы и культуры речи в 9 классе "Урок письма"
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

Недавняя Валентина Владимировна

Урок внеклассного чтения в 9 классе "Урок письма"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Карта заданий №1

Содержание  задания

Справочные материалы

Форма выполнения

Время.

1.

2.

3.

4.

5

6.

 Прослушайте «L. Van Beethoven. Son  № 2, op. 2 Largo  Appassionato» -

Ответьте на вопросы:

  1. Какое впечатление осталось у вас после  прослушивания строк письма?

2. О каких чувствах  героя вы смогли узнать из данного отрывка?

3.Какое впечатление у вас сложилось об адресанте и адресате письма?

4. Как речь персонажей характеризует их?

 

«Лексическое значение и этимология слов: письмо, послание, адресант, адресат, этикет речи, волшебные слова» 1.Дайте лексическое толкование каждого из предложенных слов.

2. В словаре С. И. Ожегова дается толкование такого понятия как письмовник  «в старину: сборник образцов для составления писем». Как вы думаете, для чего нужен был такой сборник. И нужен ли он сейчас?

 3.Ответьте на вопрос «Актуально ли письмо как послание в первоначальном его толковании в современном обществе?»

Презентация своей работы

Беседа по вопросам

1.Вы прослушали образцы писем из русской классической литературы  и попытались проанализировать их. Скажите, что объединяет все эти письма?»

 

2.Как вы думаете, с помощью каких средств достигается в письмах чувство уважения, признательности, поклонения?

 

 3.Анализируя русскую классическую литературу, мы можем сделать вывод, что письма были достаточно актуальны в жизни человека. Почему письмо, как жанр   послания, ушло из жизни современного человека?»

Составьте синквейн со словом « Письмо» 

Прочитайте получившийся синквейн

«L. Van Beethoven. Son  № 2, op. 2 Largo  Appassionato» -

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

С.И. Ожегов «Словарь русского языка»

Письмо

  1. прилагательных
  2. глагола
  3. высказывание из 4 слов
  4. ассоциация

Фронтальная работа

Работа в группе

Работа в группе

Фронтальная работа

индивидуально

индивидуально

5 мин.

5 минут

10 минут

7 минут

3 минуты

3 минуты

10 минут

Карта заданий №2

Содержание  задания

Справочные материалы

Форма выполнения

Время.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Прослушайте «L. Van Beethoven. Son  № 2, op. 2 Largo  Appassionato» -

Ответьте на вопросы:

  1. Какое впечатление осталось у вас после  прослушивания строк письма?

2. О каких чувствах  героя вы смогли узнать из данного отрывка?

3.Какое впечатление у вас сложилось об адресанте и адресате письма?

4. Как речь персонажей характеризует их?

 

  Прочитайте  стихотворения  С. Есенина  «Письмо  матери». Ответьте на вопросы

1.К кому обращено стихотворение С.Есенина? Как  лирический герой выражает свои чувства в послании?

  2.Как художественно-выразительные средства помогают выразить тревогу и любовь к матери?  

3. Какое впечатление сложилось у вас об адресате и адресанте письма?

Презентация своей работы

Беседа по вопросам

1.Вы прослушали образцы писем из русской классической литературы  и попытались проанализировать их. Скажите, что объединяет все эти письма?»

 

2.Как вы думаете, с помощью каких средств достигается в письмах чувство уважения, признательности, поклонения?

 

 3.Анализируя русскую классическую литературу, мы можем сделать вывод, что письма были достаточно актуальны в жизни человека. Почему письмо, как жанр   послания, ушло из жизни современного человека?»

Составьте синквейн со словом « Письмо» 

Прочитайте получившийся синквейн

«L. Van Beethoven. Son  № 2, op. 2 Largo  Appassionato»

 

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

С.А. Есенин «Письмо матери»

              Письмо

  1. прилагательных
  2. глагола
  3. высказывание из 4 слов
  4. ассоциация

Фронтальная работа

Работа в группе

Работа в группе

Фронтальная работа

индивидуально

индивидуально

5 мин.

5 минут

10 минут

7 минут

3 минуты

3 минуты

10 минут

Карта заданий № 3

Содержание  задания

Справочные материалы

Форма выполнения

Время.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Прослушайте «L. Van Beethoven. Son  № 2, op. 2 Largo  Appassionato» -

Ответьте на вопросы:

  1. Какое впечатление осталось у вас после  прослушивания строк письма?

2. О каких чувствах  героя вы смогли узнать из данного отрывка?

3.Какое впечатление у вас сложилось об адресанте и адресате письма?

4. Как речь персонажей характеризует их?

 

 Анализ письма Татьяны из романа «Евгений Онегин»

 А.С. Пушкина

 1. К кому обращено  письмо Татьяны?

 2. Что вы можете сказать  человеческих качествах героини по её   строкам?    

 3. Как эмоциональный настрой письма передает душевное состояние героини?

Презентация своей работы

Беседа по вопросам

1.Вы прослушали образцы писем из русской классической литературы  и попытались проанализировать их. Скажите, что объединяет все эти письма?»

 

2.Как вы думаете, с помощью каких средств достигается в письмах чувство уважения, признательности, поклонения?

 

 3.Анализируя русскую классическую литературу, мы можем сделать вывод, что письма были достаточно актуальны в жизни человека. Почему письмо, как жанр   послания, ушло из жизни современного человека?»

Составьте синквейн со словом « Письмо» 

Прочитайте получившийся синквейн

 

 

        «L. Van Beethoven. Son  № 2, op. 2 Largo  Appassionato»

 

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

Отрывок из романа  «Евгений Онегин» Письмо Татьяны»

 

              Письмо

  1. прилагательных
  2. глагола
  3. высказывание из 4 слов
  4. ассоциация

Фронтальная работа

Работа в группе

Работа в группе

Фронтальная работа

индивидуально

индивидуально

 

  5 мин.

5 минут

10 минут

7 минут

3 минуты

3 минуты

10 минут

Карта заданий № 4

Содержание  задания

Справочные материалы

Форма выполнения

Время.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

Прослушайте «L. Van Beethoven. Son  № 2, op. 2 Largo  Appassionato» -

Ответьте на вопросы:

  1. Какое впечатление осталось у вас после  прослушивания строк письма?

2. О каких чувствах  героя вы смогли узнать из данного отрывка?

3.Какое впечатление у вас сложилось об адресанте и адресате письма?

4. Как речь персонажей характеризует их?

 

  Анализ стихотворения А.А. Фета «Старые письма»

  1. К кому или чему обращается лирический герой в стихотворении Фета «Старые письма?»
  2. Какую роль в жизни лирического героя играют старые письма? Почему он их хранит?
  3. Какие художественно-выразительные средства и  как  помогают передать «душевную муку» героя?

Презентация своей работы

Беседа по вопросам

1.Вы прослушали образцы писем из русской классической литературы  и попытались проанализировать их. Скажите, что объединяет все эти письма?»

 

2.Как вы думаете, с помощью каких средств достигается в письмах чувство уважения, признательности, поклонения?

 

 3.Анализируя русскую классическую литературу, мы можем сделать вывод, что письма были достаточно актуальны в жизни человека. Почему письмо, как жанр   послания, ушло из жизни современного человека?»

Составьте синквейн со словом « Письмо» 

Прочитайте получившийся синквейн

 

 

        «L. Van Beethoven. Son  № 2, op. 2 Largo  Appassionato»

 

А. И. Куприн «Гранатовый браслет»

А. А. Фет «Старые письма»

 

 

       Письмо

  1. прилагательных
  2. глагола
  3. высказывание из 4 слов
  4. ассоциация

Фронтальная работа

Работа в группе

Работа в группе

Фронтальная работа

индивидуально

индивидуально

5 мин.

5 минут

10 минут

7 минут

3 минуты

3 минуты

10 минут



Предварительный просмотр:

  Урок  письма    в 9 классе.

« Письмо. Волшебные слова…Этикет речи»

Учитель высшей квалификационной категории

 МБОУ СОШ № 44 станицы северской

Недавняя В.В.

                      Нам не дано предугадать,

как слово наше отзовется…

Ф.И. Тютчев

Цель урока:    1. Выявить жанровые особенности  письма как письменного высказывания.

                           2. Проанализировать  образцы письма в русской классической литературе.

                           3. Актуализировать понятие «уважение», «любовь», «дружба».

                           4. Создать образцы письма на свободную тему.

Оборудование: электронная доска, раздаточный материал к уроку: тексты стихов: С. Есенин «Письмо  матери», А. Фет «Старые письма», отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»,  

Ход урока.

Урок начинается с  «Круга радости: мы говорим друг другу комплименты»,  все учащиеся по очереди говорят друг другу добрые слова пожелания или комплименты.

Запись темы урока.  Учащиеся, исходя из темы, урока определяют   цели урока.

Звучит  «L. Van Beethoven. Son  № 2, op. 2 Largo  Appassionato»

На фоне звучащей мелодии   подготовленный учащийся читает отрывок  из последнего письма Желткова из рассказа А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

  Беседа по вопросам

- Скажите, какое впечатление осталось у вас после  прослушивания строк письма? О каких чувствах  героя вы смогли узнать из данного отрывка?  Какое впечатление у вас сложилось об адресанте и адресате письма?  Как речь персонажей характеризует их?

 Действительно,  сегодня мы говорим об письме как жанре  письменного высказывании. Прежде всего,  давайте определимся с таким понятиями  как письмо, послание, адресат и адресант, этикет речи.

Класс разделен на 4 группы, в каждой группе маршрутный лист с заданием. На выполнение заданий в группах отводится 10 минут. Затем группы презентуют свою работу.

1 группа -  «Лексическое значение и этимология слов: письмо, послание, адресант, адресат, этикет речи, волшебные слова»

      1. Дайте лексическое толкование каждого из предложенных слов.

 2. В словаре С. И. Ожегова дается толкование такого понятия как письмовник  « в старину: сборник образцов для составления писем». Как вы думаете, для чего нужен был такой сборник. И нужен ли он сейчас?

      3. Ответьте на вопрос «Актуально ли письмо как послание в первоначальном его толковании в современном обществе?»

2 группа– Анализ стихотворения  С. Есенина  «Письмо к матери»

1. К кому обращено стихотворение С.Есенина? Как  лирический герой выражает свои чувства в послании?

           2.   Как художественно-выразительные средства помогают выразить тревогу и любовь к матери?

           3. Какое впечатление сложилось у вас об адресате и адресанте письма?

3 группа – Анализ письма Татьяны из романа «Евгений Онегин»  А.С. Пушкина

1. К кому обращено  письмо Татьяны?

 2. Что вы можете сказать  человеческих качествах героини по её   строкам?     3. Как эмоциональный настрой письма передает душевное состояние героини?

  4 Группа  анализ стихотворения А.А. Фета «Старые письма»

  1. К кому или чему обращается лирический герой в стихотворении Фета «Старые письма?»
  2. Какую роль в жизни лирического героя играют старые письма? Почему он их хранит?
  3. Какие художественно-выразительные средства и  как  помогают передать «душевную муку» героя?

 

 Учитель «Вы прослушали образцы писем из русской классической литературы  и попытались проанализировать их. Скажите, что объединяет все эти письма?»

« Несмотря на все различия,  объединяет все эти послания предельная откровенность адресанта и  глубокое уважение к тому, к кому обращено письмо»

Как вы думаете, с помощью каких средств достигается в письмах чувство уважения, признательности, поклонения?

С помощью разных средств выразительности, и конечно, благодаря этикету речи. Волшебные слова, этикет речи делают наши послания проникновеннее,  ярче и выразительнее.

 Анализируя русскую классическую литературу, мы можем сделать вывод, что письма были достаточно актуальны в жизни человека. Почему письмо, как жанр   послания, ушло из жизни современного человека?»

Ответы учащихся.

 Рефлексия.

 Учащимся на этапе рефлексии  предлагается  задание: составьте синквейн со словом

  1. Письмо
  2. прилагательных
  3. глагола
  4. высказывание из 4 слов
  5. ассоциация

Учащиеся зачитывают получившиеся синквейны.

В заключении учитель читает строки из стихотворения А.С. Пушкина

«К письму»

                            В нем радости мои; когда померкну я,

Пускай оно груди бесчувственной коснется:

                             Быть может, милые друзья,

                             Быть может, сердце вновь забьется».

Домашнее задание. Напишите письмо, обращенное к близкому человеку. Используйте в своем послании средства выразительности и волшебные слова, способные полнее выразить ваши чувства. Принесите на следующий урок конверты с марками, на уроке вы  запечатаете письмо, и все письма мы отправим по адресам.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Из практики проведения интегрированного урока литературы и духовно-нравственной культуры»

Нагаева Любовь Николаевна, учитель русского языка и литературыМБОУ Гимназия №9ВЫСТУПЛЕНИЕ НА СЕКЦИИ ММОучителей русского языка и литературы г.о.Химки 23.08.2012 г.НА ТЕМУ«Из практики проведения ...

«Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на интегрированных уроках литературы и курса по международному гуманитарному праву «Вокруг тебя – Мир…»

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на интегрированных  уроках литературы  и курса по Международному гуманитарному праву  «Вокруг тебя – ...

Интегрированный урок литературы и биологии 8 класс "Наш дар бесценный - речь" (на материале рассказа А.Платонова "Возвращение")

Интегрированный урок поможет учащимся обращать внимание на речевые характеристики героев, раскрывать идейный замысел автора, награждающего своих персонажей особенностями речи...

Интегрированный урок (литература и искусство) в 9 классе "Золотые" и "сербряные" пушкинские нити в русской культуре XIX - XX веков".

Данный урок создан в содружестве с учителем искусства Ахмедовой Г.Н. Он проводится в 9 классе после изучения монографической темы "Жизнь и творчество А.С.Пушкина". Известный русский философ И.А.Ильин ...

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»

Методическая разработка: интегрированный урок литературы и русского языка «Письма с фронта»...

Интегрированный урок литературы и культуры народов Ямала по теме: «На холодном Ямале»

Цель: формирование общей культуры подрастающего поколения, воспитание чувства любви к своей малой родинеЗадачи:Обучающая: обобщить знания о природе,  культуре и литературе Ямала, способствов...