Интегрированный урок /Литература – изобразительное искусство – музыка./в 5 классе.«Зимний пейзаж в русской культуре девятнадцатого века».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Интегрированный урок по литературе в 5 классе

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

/Литература – изобразительное искусство – музыка./

в 5 классе.

«Зимний пейзаж в русской культуре девятнадцатого века».

Учитель русского языка и литературы МОУ Желтинская СОШ Агаповского района Челябинской области: Шаульская Евгения Леонидовна.

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с произведениями поэзии, живописи и музыки о родной природе. Воссоздать целостную картину восприятия родной природы в русской культуре девятнадцатого века.
  • Развивать творческие способности и мышление учащихся.
  • Развивать умение анализа лирического произведения.
  • Развивать умение сопоставлять разные произведения на одну тему и произведения разных видов искусства.
  • Развивать умение размышлять по заданной теме.
  • Развивать умение выразительного чтения.
  • Воспитывать чувство патриотизма, любви к родной природе.

Оборудование:

  • Учебник
  • Сборник упражнений по литературе.
  • Портреты русских поэтов: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев.
  • Репродукции картин И.Грабаря «Зимний пейзаж», «Февральская лазурь», Г.Г.Нисский «Февраль. Подмосковье».
  • Фонозапись «Музыка о природе».

Ход занятия.

Тема записана на доске.

« Зимний пейзаж в русской культуре девятнадцатого века».

  1. Словарная работа. Слово ПЕЙЗАЖ. Что называется пейзажем?
  2. Постановка целей: Познакомимся с произведениями русской поэзии, живописи и музыки  о зиме, ответим на вопрос: почему поэты, художники и музыканты обращались к этой теме?
  3. Чтение эпиграфа.  «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране». (К.Г.Паустовский)

Вопрос: Почему русских поэтов привлекала русская природа?

Чтение: Русские поэты о родине, родной природе и о себе.

            ( стр. 283 два абзаца)

Ответы учащихся.

Учитель: Поэты писали о русской зиме, их притягивала к себе зима своей сказочной загадочностью и таинственностью.

Познакомимся со стихотворениями о зиме русских поэтов Ивана Савича Никитина, Ивана Захаровича Сурикова, Александра Сергеевича Пушкина, Фёдора Ивановича Тютчева.

  1. Задание: Прочитать и ответить на вопрос: Какие картины русской зимы рисуют поэты? (Чтение. Ответы на вопрос.)
  2. Вопрос: Какие изобразительные средства языка помогают поэтам создать картины родной природы и одновременно высказать свои собственные чувства и настроения?
  3. Задание № 62 по сборнику упражнений.

Прочитать стихотворение Ф.И.Тютчева «Зима недаром злится» и статью «Славянская мифология». Найти в стихотворении олицетворение. С какой целью поэт использует этот приём?

  1. Заполнение таблицы на доске. (Первая графа)
  2. Учитель: Мы познакомились с произведениями русских поэтов, но я знаю, что и вы к сегодняшнему уроку написали этюды о зиме и стихотворения.
  3. Чтение творческих работ учащихся.
  4. Вы нарисовали прекрасные иллюстрации к своим стихотворениям, в которых представили своё видение зимы и родной природы. В девятнадцатом веке родную природу изображали на своих полотнах художники-пейзажисты.

Демонстрация картин.

  1. Игорь Эммануилович Грабарь. / Устное сообщение учащегося о творчестве/. Картина «Февральская лазурь» - чудо, подаренное художником. Что же это за чудо?

Ответы учащихся.

В.П.Азаркович сказал: «Картина Грабаря «Февральская лазурь» - это гимн во славу природы». Почему?

Ответы учащихся.

  1. Заполнение таблицы на доске. (Вторая графа).
  2. Мироощущение природы музыкально. Среди русских композиторов девятнадцатого века есть композитор, создавший цикл «Времена года» - это П.И.Чайковский.
  3. Устное сообщение учащегося о П.И.Чайковском.
  4. Слушание отрывка «Святки» (декабрь).
  5. Беседа по вопросам:
  • Какие картины, образы вы представляли во время слушания музыки?
  • Какое впечатление произвела на вас музыка П.И.Чайковского?
  • Как, с помощью чего создаёт образ зимы композитор? Какие строки стихотворений созвучны с музыкой Чайковского?
  1. Заполнение таблицы. (Графа третья).
  2. Сделайте выводы по таблице.
  3. Чтение стр. 252 «Духовное родство со своей землёй». Ответ на вопрос.
  4. Домашнее задание. Одно стихотворение о весне наизусть. Написать этюд о весне.
  5. Итоги урока.

Таблица, оформленная в ходе урока на доске.

Средства создания пейзажа.

В поэзии

В изобразительном искусстве

В музыке.

Поэтический образ

Эпитеты

Олицетворения

Конкретный зримый образ

Детали

Краски

Тон

фон

Отвлечённый образ

Сочетание звуков

Темп

Музыкальные инструменты

Цель: Вызвать сопереживание, любовь к родной природе, родине, единение с окружающим миром.

Цель: Вызвать сопереживание, любовь к родной природе, родине, единение с окружающим миром.

Цель: Вызвать сопереживание, любовь к родной природе, родине, единение с окружающим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (музыка, литература, изобразительное искусство) Музыка Норвегии. «Волшебник Эдвард Григ» 4 класс

Урок ориентирован на разнообразные виды творчества учащихся: литературное, музыкальное, художественное....

Урок изобразительного искусства в 5 классе "Зимняя пора" (конспект урока с приложениями)

Урок "Зимняя пора" проведен   по программе Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство. 5-9 классы» в 5 классе. Программа разбита на блоки. Этому уроку предшествовало изучение ...

Интегрированный урок по изобразительному искусству: "Сказочная страна. Иллюстрирование русской народной сказки"Маша и медведь".

Как можно помочь ребенку найти себя и поверить в свои возможности? Ответ- с помощью творчества!  Театрализованное представление расширяет кругозор детей, создает особую атмосферу. Интегриров...

Интегрированный урок (литература и искусство) в 9 классе "Золотые" и "сербряные" пушкинские нити в русской культуре XIX - XX веков".

Данный урок создан в содружестве с учителем искусства Ахмедовой Г.Н. Он проводится в 9 классе после изучения монографической темы "Жизнь и творчество А.С.Пушкина". Известный русский философ И.А.Ильин ...

Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»

Технологическая карта интегрированного урок чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья : С.Есенин «Белая береза»...

Презентация интегрированного урока чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Белая береза»

Презентация интегрированного урока чтения, изобразительного искусства, музыки в 6 классе для детей с ограниченными возможностями здоровья С.Есенин «Белая береза»...