Использование нейропсихологического подхода в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ
статья

Баева Елена Викторовна

статья посвящена использованию нейропсихологического подхода в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ учителя, а также возможности его использования другими специалистами службы сопровождения, работающими с учащимися. Данный подход и предложенные методики применимы для учащихся всех возрастных групп, имеющих различные интеллектуальные нарушения, нарушения познавательной деятельности, для детей с СДВГ, РАС, с синдромом Дауна, а также нормотипичных детей вне зависимости от их социального статуса.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

376.42

Баева Елена Викторовна, учитель надомного обучения, внеурочной деятельности

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа-интернат №16 Пушкинского района города Санкт-Петербурга

ms.lena.baeva@mail.ru

Использование нейропсихологического подхода в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ.

Аннотация: статья посвящена использованию нейропсихологического подхода в коррекционно- развивающей работе с детьми с ОВЗ учителя, а также возможности его использования другими специалистами службы сопровождения, работающими с учащимися. Данный подход и предложенные методики применимы для учащихся всех возрастных групп, имеющих различные интеллектуальные нарушения, нарушения познавательной деятельности, для детей с СДВГ, РАС, с синдромом Дауна, а также нормотипичных детей вне зависимости от их социального статуса.

Ключевые слова: нейропсихологический подход, нейрогимнастика, нейропсихологическая коррекция, учащиеся с ОВЗ, здоровьесберегающие технологии.

В последние годы во всем мире наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья, в России тоже отмечается негативная динамика в этой области. По данным последней переписи населения, в России около 10% детей имеют ограниченные возможности здоровья, а значит, что более 7 миллионов детей нуждаются в особом внимании и поддержке общества в создании специальных условий образования. Это вызывает повышенный спрос на разработку и применение новых, эффективных практик и технологий коррекционной работы.[3]

В специальном образовании всегда используется сложное сочетание методов и приемов работы в целях достижения максимального коррекционно- педагогического эффекта. Поскольку я работаю с особенными детьми, с детьми с ОВЗ, то помимо традиционных методик использую в своей работе разнообразные вспомогательные инновационные технологии и методики, которые помогают мне в коррекционной работе с учащимися. Нет ни одного универсального метода, который одинаково подходил бы каждому ребенку, так как процесс обучения детей с ОВЗ индивидуализирован в большей степени, чем у нормотипичных детей. Тем не менее, я все же нашла для себя палочку- выручалочку, которая помогает мне добиваться положительных результатов и обеспечивает реализацию «обходных путей» обучения. Это использование разнообразных методов нейропсихологической коррекции.[2]

В рамках нейропсихологического подхода существуют два основных направления нейропсихологической коррекции. Первое направление (когнитивная нейропсихологическая коррекция) направлено на развитие и коррекцию познавательных функций и входящих в них компонентов. В этом направлении акцент ставится на развитие слабого звена ребенка при опоре на сильные звенья.  В ходе взаимодействия ребенка и взрослого взрослый сначала берет на себя функции слабого звена ребенка, а затем постепенно передает их ребенку, выстраивая задания от простого к сложному, от совместного к самостоятельному действию. Второе направление нейропсихологической коррекции связано с движением и нацелено на формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций. В нем используются методы моторной коррекции или телесно-ориентированные методы, направленные на восстановление контакта с собственным телом, снятие телесных напряжений, развитие невербальных компонентов общения, а также собственно когнитивные методы, направленные на преодоление трудностей в усвоении образовательной программы и формирование высших психических функций.[8]

В данной статье я хочу поделиться опытом использования нейропсихологических методов и приёмов в своей работе с учащимися с ОВЗ. Нейродефектология меня интересует уже несколько лет, я составила свою программу по развитию высших психических функций посредством неиропсихологических методов, которые использую в своей профессиональной деятельности и получаю хорошие результаты. Это специальные телесные, глазодвигательные, дыхательные, графические упражнения, а также подвижные и словесные игры и задания для скоординированности различных видов деятельности и мышления.  Постепенно увеличивается арсенал нейрогимнастических упражнений, расширяется спектр используемых инструментов. В моей программе появились нейроигры, нейропрописи, нейродорожки, пиши-стирайки. В качестве нейротренажёров мы с учащимися используем и готовые приспособления, и разнообразный подручный материал, с которым, как оказалось, можно придумать много интересных и полезных игр! Мы используем мячики, веревочки, попиты-пупырки, магнитные указки, удочки, и теперь уже вместе с детьми придумываем новые интересные упражнения и игры, усложняем их и пытаемся разнообразить. Хорошо зарекомендовали себя индивидуальные занятия по программе мозжечковой стимуляции с использованием балансировочной доски Бильгау и соответствующих атрибутов, которые влияют на общую моторику, развивают глазомер, ловкость, вестибулярный аппарат, и, собственно, мозжечок, который отвечает за процесс обучаемости в целом. Основной принцип отбора тех или иных упражнений и заданий- учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Подбираются те упражнения, которые наиболее адекватны проблемам ребенка и будут способствовать наиболее эффективному их преодолению.[7]

Нейропсихологические занятия строятся так, чтобы сохранять баланс между двигательными, игровыми упражнениями и работой за столом. Нейропсихологические приёмы и методы можно использовать на протяжении всего урока, либо в его части, во время физкультминутки, а также на динамической паузе и во внеурочной деятельности. В результате их применения улучшается переключаемость внимания, межполушарное взаимодействие, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка. Повышается интерес и мотивация, развиваются коммуникативные навыки.                                                                                       В рамках «простого», но действенного решения в этой статье я хочу предложить знакомство с нейрогимнастикой, ее еще называют нейройогой или гимнастикой мозга. Нейрогимнастика представляет собой комплекс упражнений, которые могут выполняться учащимися всех возрастных групп. Данный вид тренировочного процесса направлен на развитие и укрепление функций ЦНС, повышение активности мозолистого тела, которое координирует слаженную работу обоих полушарий головного мозга. Регулярное выполнение нейрогимнастических упражнений приносит ребенку реальную пользу:                                                                                       

  • улучшает функции долгосрочной памяти;
  • обеспечивает более быстрое восприятие и обработку информации, которая поступает из окружающего мира;
  • повышает физическую и умственную работоспособность;                                
  • снижает утомляемость, которая возникает в конце учебного дня;
  • активирует мыслительную активность тех центров головного мозга, которые отвечают за реализацию когнитивных функций;
  • способствует развитию общей и мелкой моторики;
  • развивает творческие способности ребенка, позволяя открыть скрытые таланты;
  • развивает коммуникативные навыки.[4]                                                                     

Примерный комплекс нейрогимнастических упражнений:

  1. Упражнение «Кулак — ребро — ладонь».

Выполняются поочередно три движения, которые делаются в заранее продуманной последовательности: сначала ладонь выпрямлена, затем сжимается в кулак, далее ладонь ставится ребром. Выполнять упражнение можно поочередно то одной, то другой рукой, либо одновременно обеими руками; последовательность движений можно менять, усложняя тем самым упражнение.

  1. Упражнение «Ухо—нос».

Левой рукой нужно взяться за кончик носа, а правой рукой- за противоположное ухо. Одновременно под счет раз-два отпустить ухо и нос, поменять положение рук «с точностью до наоборот». Как усложнение можно хлопнуть в ладоши один или два раза.

  1. Упражнение «Лезгинка».

Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак развернуть пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснуться к мизинцу левой, затем одновременно сменить положение правой и левой рук. Как усложнение- добиваться более высокой скорости смены положений рук.

  1. Упражнение «Перекрестные шаги».          

Выполняется перекрестно-латеральная ходьба на месте с высоким подниманием колен и поворотом туловища, при этом противоположные руки и ноги движутся навстречу друг другу до полного соединения в области локоть-колено или локоть-бедро. Варианты усложнения: ходьба выполняется с добавлением рифмовок, скороговорок; по звуковому сигналу меняется направление касания рук и ног (правая рука-правая нога, касание за спиной).  

  1. Упражнение «Колечки».

Поочередно соединять большой палец руки с остальными пальцами то одной, то другой рукой, образуя «колечки». Варианты усложнений: выполнять действия одновременно двумя руками, от мизинца к указательному пальцу, двумя руками в разных направлениях, подключая ходьбу на месте или проговаривание чистоговорок.

  1. Игра «Колпак мой треугольный»

Правила игры такие: слова в тексте постепенно заменяются движениями (жестами): «Колпак мой треугольный, треугольный мой колпак. А если не треугольный, то это не мой колпак». Сначала заменяем слово «колпак» (показываем место колпака на голове), все остальные слова в тексте произносим; затем – слово «мой» (показываем рукой на грудь), а остальные слова, кроме «колпак» и «мой», произносим; а потом – слово «треугольный» (показываем руками треугольник). Теперь, произнося текст, заменяем уже три слова: «колпак», «мой», «треугольный». И так далее…Игру можно повторить несколько раз, ускоряя темп.  Для усложнения игры движения можно менять: хлопнуть в ладоши, топнуть ногой, щелкнуть пальцами.[1,6]

Заниматься нейрогимнастикой рекомендовано регулярно, не пропуская, но без принуждения. Лучше сделать меньше упражнений, но качественнее. Продолжительность гимнастики можно варьировать от 5 до 20 минут.   Упражнений большое количество, и они очень разнообразны, поэтому можно составить разные комплексы, чтобы тренировка не была привязана к месту и временному промежутку: выполнять упражнения можно в любое время дня, в школе и дома, в помещении и на улице.  Можно постепенно усложнять задания – например, ускорять темп выполнения, добавлять к упражнениям стихи, скороговорки дополнительные движения. Важно, чтобы каждое упражнение выполнялось точно и правильно. Чтобы дети не утрачивали интерес, упражнения можно комбинировать и менять местами. В одну тренировку не надо включать «все и сразу», 5-8 качественно выполненных заданий вполне достаточно.[5]

Исследование динамики нейропсихологической коррекции проводится на основе годовых результатов по предметам внеурочной деятельности: альтернативная коммуникация, сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность за три года.

В 2021-2024 уч. г. мною была проведена коррекционная работа с детьми с 5 ,6 и 7 класса II варианта обучения (для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью). В классе 5 человек - 2 девочки и 3 мальчика. У всех учащихся нарушены психические функции. Мышление конкретное, память механическая, кратковременная; внимание рассеянное, крайне неустойчивое. Познавательная деятельность снижена, причинно–следственные связи нарушены, аналитико-синтетическая деятельность затруднена.

Работоспособность на уроке низкая, учащиеся быстро устают, требуется постоянная смена видов деятельности; учебный материал усваивается медленно и не в полном объёме.

В начале, середине и конце учебного года педагогами класса проводится психолого-педагогическое обследование, направленное на выявление коммуникативных возможностей учащихся (использование ими невербальных и вербальных средств общения), степени включения в предметно-практическую деятельность, элементов учебной деятельности.

Все данные психолого-педагогического обследования заносятся в СИПР и оцениваются по 10-бальной шкале с учетом содержания учебного предмета и с целью определения динамики развития при соотнесении показателей в начале и в конце учебного года.

Баллы

Критерий оценки

0

Навык и умение отсутствует.

1

Пассивное участие (действие выполняется взрослым, ребенок позволяет что-либо делать с ним).

2

Навык или умение проявляется иногда при значительной помощи взрослого.

3

Навык или умение проявляется в половине случаев при значительной помощи взрослого.

4

Навык или умение проявляется в большинстве случаев при значительной помощи взрослого.

5

Навык или умение проявляется иногда при частичной помощи взрослого.

6

Навык или умение проявляется в половине случаев при частичной помощи взрослого.

7

Навык или умение проявляется в большинстве случаев при частичной помощи взрослого.

8

Навык или умение проявляется иногда, ребенок выполняет действие самостоятельно.

9

Навык или умение проявляется в половине случаев, ребенок выполняет действие самостоятельно.

10

Действия ребенок выполняет самостоятельно.

Результаты обучения (в процентном соотношении) оцениваются по параметрам:

  • Положительная динамика
  • Стабильный результат

Показатели динамики развития по предметам внеурочной деятельности

за 2021-2024 уч. г.:

По результатам внедрения программы развития высших психических функций детей с интеллектуальными нарушениями посредством нейропсихологических методов я выбрала следующие показатели эффективности:

  • переключаемость внимания;
  • двуручная координация и графические функции;
  • зрительно-моторная координация;
  • долговременная память;
  • мотивация к обучению;
  • коммуникативные навыки;
  • координация движений и равновесие.

Анализ результатов нейропсихологического обследования София В.

за 2023-2024 уч. год

Переключаемость внимания

Двуручная координация и графические функции

Зрительно-моторная координация

Долговременная память

Мотивация к обучению

Коммуникативные навыки

Координация движений и равновесие

Результатив-ность

Начало года

Середина года

Положит. динамика -57%

Стабильный

результат - 43%

Конец года

Положит. динамика -86%

Стабильный

результат - 14%

*- низкий уровень; *- ниже среднего уровень *- средний уровень; *-выше среднего уровень *- высокий уровень

Анализ результатов нейропсихологического обследования Леонид В.

за 2023-2024 уч. год

Переключаемость внимания

Двуручная координация и графические функции

Зрительно-моторная координация

Долговременная память

Мотивация к обучению

Коммуникативные навыки

Координация движений и равновесие

Результатив-ность

Начало года

Середина года

Положит. динамика -43%

Стабильный

результат - 57%

Конец года

Положит. динамика -43%

Стабильный

результат - 57%

*- низкий уровень; *- ниже среднего уровень *- средний уровень; *-выше среднего уровень *- высокий уровень

Анализ результатов нейропсихологического обследования Арсений З.

за 2023-2024 уч. год

Переключаемость внимания

Двуручная координация и графические функции

Зрительно-моторная координация

Долговременная память

Мотивация к обучению

Коммуникативные навыки

Координация движений и равновесие

Результатив-ность

Начало года

Середина года

Положит. динамика -57%

Стабильный

результат - 43%

Конец года

Положит. динамика -57%

Стабильный

результат - 43%

*- низкий уровень; *- ниже среднего уровень *- средний уровень; *-выше среднего уровень *- высокий уровень

Анализ результатов нейропсихологического обследования Юлианна К.

за 2023-2024 уч. год

Переключаемость внимания

Двуручная координация и графические функции

Зрительно-моторная координация

Долговременная память

Мотивация к обучению

Коммуникативные навыки

Координация движений и равновесие

Результатив-ность

Начало года

Середина года

Положит. динамика -57%

Стабильный

результат - 43%

Конец года

Положит. динамика -86%

Стабильный

результат - 14%

*- низкий уровень; *- ниже среднего уровень *- средний уровень; *-выше среднего уровень *- высокий уровень

Анализ результатов нейропсихологического обследования Александр Н.

за 2023-2024 уч. год

Переключаемость внимания

Двуручная координация и графические функции

Зрительно-моторная координация

Долговременная память

Мотивация к обучению

Коммуникативные навыки

Координация движений и равновесие

Результатив-ность

Начало года

Середина года

Положит. динамика -43%

Стабильный

результат - 57%

Конец года

Положит. динамика -86%

Стабильный

результат - 14%

*- низкий уровень; *- ниже среднего уровень *- средний уровень; *-выше среднего уровень *- высокий уровень

Сводная таблица результатов нейропсихологического обследования 7 класса

за 2023-2024 уч. год

Первое полугодие

Второе полугодие

ГОД

Положит. динамика

Стаб. результат

Положит. динамика

Стаб. результат

Положит. динамика

Стаб. результат

София В.

57%

43%

86%

14%

Леонид В.

43%

57%

43%

57%

Арсений З.

57%

43%

57%

43%

Юлианна К.

57%

43%

86%

14%

Александр Н.

43%

57%

86%

14%

Итого по классу:

51,4%

48,6%

71,6%

28,4%

61,5%

38,5%

Вывод: данные результаты показывают положительную динамику в развитии высших психических функций у детей с интеллектуальными нарушениями при использовании нейропсихологических методов. Таким образом, данное направление деятельности можно считать успешным и эффективным.

По профилю своей работы я веду сообщество «Копилочка дефектолога» в социальной сети в ВКонтакте, где делюсь и обмениваюсь опытом работы с коллегами и неравнодушными родителями, а также у меня свой мини- сайт в сети ns- портал, где я публикую свои работы. С удовольствием участвую в городских, межрегиональных, Всероссийских конференциях, семинарах, провожу мастер- классы и не останавливаюсь на достигнутом, повышаю свою квалификацию, занимаюсь самообразованием и нахожусь в постоянном поиске новых методов и приемов помощи моих воспитанникам.

Предвосхищая вопрос: «А как же мы-то выросли без нейрокоррекции?», могу пояснить следующее: раньше большинству детей была не нужна ни нейрокоррекция, ни сенсорная интеграция, поскольку дети росли близко к природе и получали необходимое количество стимулов в свободной деятельности. В играх, в том числе играх дворовых, групповых, проходила та самая нейрокоррекция! Вспомните любимые «Классики», «Резиночки», «Вышибалы», «Казаки-Разбойники» - вот вам и развитие моторики, координации, коммуникативных навыков, межполушарных связей, вот вам и мозжечковая стимуляция! Со временем гулять во дворах становилось небезопасно, пропали игры, дворовый футбол, дети перестали строить штабы, делать секретики и постепенно пересели от телевизоров к гаджетам, перестали общаться при помощи живой речи, перейдя на сленговые короткие сообщения и смайлики. Поэтому так актуальна стала в наше время нейрокоррекция.

Хочу отметить, что нейропсихологическая коррекция выделяется как одно из перспективных современных направлений, предлагая комплекс подходов, нацеленных на восстановление нарушенных функций мозга и развитие его компенсаторных возможностей. Такой подход обеспечивает значимые результаты, включая улучшение коммуникации, повышение внимания и успехи в учебе, что подтверждается научными исследованиями и практикой. Важно подчеркнуть нестандартность предложенных решений, их новизну и оригинальность, а также связь с современными запросами общества и возможность адаптации к условиям различных образовательных организаций. В данном случае мной определен благополучатель – ребенок с ОВЗ, хотя эта практика может успешно применяться и в работе с нормотипичными детьми.

Представленная методика, которую можно отнести и к здоровьесберегающим, и к игровым технологиям, отвечает качественным и количественным критериям достижений планируемых результатов, что делает ее целесообразной для применения в практике современных образовательных учреждений и интересной получателю.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Школа внимания. М.: Изд-во Теревинф, 2017 г.
  2. Визель Т. Г. Основы нейропсихологии: учебник для студентов ВУЗов. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2005. 384 с.
  3. Ерсарина А.К. Психологическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных школах. Методические рекомендации / Ерсарина А.К. - Алматы: ИНЦП РСИО, 2022. - 142 с.
  4. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников /Ю.В. Микадзе, Н.К. Корсакова // М.: Издательство ИнтелТех. - 1994. -367 с.
  5. Семаго Н.Я. Семаго М.М. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 1999. /Семаго Н.Я. Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка: Дошкольный и младший школьный возраст Изд. 1-е/ 2-е. - М., Айрис-Пресс, 2007. / Семаго Н.Я., Семаго М.М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший возраст. - С-Пб., Речь 2005.
  6. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза. М.: Генезис, 2015. 474 с.
  7. Скворцов И. А., Адашинская Г. А., Нефедов И. В. Модифицированная методика нейропсихологической диагностики и коррекции при нарушениях развития высших психических функций у детей. Учебно-методическое пособие. М.: Тривола, 2000. 50 с.
  8. Хомская Е. Д. Нейропсихология. 4-е издание. СПб.: Питер, 2005. 496 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к коррекционно-развивающей работе с учащимися, имеющими синдромы гиперактивного поведения с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункции

В работе представлен материал, раскрывающий проблему гиперактивного поведения школьников с дефицитом внимания и минимальной мозговой дисфункцией. Описана симптоматика данных нарушений в соответствии с...

Методические рекомендации по использованию дополнительной альтернативной коммуникации в обучении, воспитании и коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и ТМНР в рамках внутришкольных и классных проектов

Методические материалы составлены для специалистов, учителей, воспитателей, педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и ТМНР, и включают:описание общих целевых групп по потребности в коммуникации;описание ...

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми

Использование информационных компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми...

Использование компьютерных интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими аутистическую симптоматику.

В настоящее время практически в каждом дошкольном образовательном учреждении встречаются дети, имеющие аутистическую  симптоматику....

Методическая разработка "Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС педагога-психолога с использованием мобильного интегрированного мультимедийного комплекса с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DМ"

Мобильный интегрированный мультимедийный комплекс с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DM – уникальный инновационный образовательный продукт, предназначенный для демонстрации стереоскопического уч...

«Эко-креатив нейропсихологического подхода на коррекционно-развивающих занятиях»

В данной статье представлена тезисы мастер-класса  «Эко-креатив нейропсихологического подхода на коррекционно-развивающих занятиях»...