Методическая разработка "Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС педагога-психолога с использованием мобильного интегрированного мультимедийного комплекса с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DМ"
учебно-методический материал (5 класс)

Лидия Фазыловна Залялова

Мобильный интегрированный мультимедийный комплекс с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DM – уникальный инновационный образовательный продукт, предназначенный для демонстрации стереоскопического учебного контента. 3D-комплекс повышает эффективность, скорость и качество обучения, позволяя оптимизировать работу преподавателей и мотивировать детей к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Соответствует общемировым тенденциям применения виртуальных технологий в образовательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtorskaya_razrabotka_zalyalova_l.f.docx22.03 КБ

Предварительный просмотр:

Использование приемов сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с РАС педагога-психолога в образовательном учреждении с использованием мобильного интегрированного мультимедийного комплекса с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DМ.

Актуальность:

Расстройство аутистического спектра (РАС) - расстройство психического развития, имеющее широкий спектр проявлений. Основными признаками РАС являются нарушения социальной коммуникации и взаимодействия, повторяющиеся поведенческие паттерны, ограниченные интересы. Наряду с проблемами в общении, поведении у детей с РАС наблюдаются признаки дисфункции сенсорной интеграции.

Данная проблема является еще более актуальной с точки зрения нарушения развития. Количество детей с РАС, имеющих нарушения в развитии сенсорной интеграции, с каждым годом увеличивается. Такие дети испытывают значительные трудности в учебном процессе, овладении трудовыми навыками, а это, в свою очередь, ведет к большим трудностям в дальнейшей жизни.

Очевидно, что дети с РАС и дисфункцией сенсорной интеграции не могут самостоятельно справиться с перечисленными проблемами. Их профилактика и преодоление сопряжены с проведением специальных коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на улучшение интеграции между различными сенсорными системами.

Коррекционная работа основана преимущественно на игровых упражнениях, а выбор видов деятельности зависит от интересов и возможностей ребенка.

Игры и методы, использующиеся в сенсорной терапии, дарят ребенку новые ощущения, происходит их балансировка, и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов мозгом.

Упорядочивание ощущений, получаемых из окружающего мира, осуществляется посредством игр с использованием специального и интерактивного оборудования, воздействующего на все органы чувств ребенка.

При усвоении содержания образования, или учебного материала, согласно операционной концепции интеллекта Ж. Пиаже, любая информация воспринимается человеком, проходит четыре этапа:

-сенсорно- моторный (чувственное восприятие);

-символьный этап (образное свертывание чувственно-логической информации);

- логический этап (дискурсивно-логическое осмысление информации);

-лингвистический этап (аккомодация информации в сознании через слово-образ, проработанный на предыдущих этапах).

При обычной лекционной форме проведения занятия, а также в традиционных печатных учебниках и пособиях сенсорно-моторный этап восприятия информации практически отсутствует, поскольку учебный материал представляется на лексическом уровне с некоторым обращением к символьному этапу (плакаты или иллюстрации). В этом кроется одна из причин трудности восприятия информации. Без необходимого первого этапа восприятие не может быть полноценным.

Соблюдение естественного порядка восприятия и обработки информации ведет к экономии времени в учебном процессе. Когда учебный материал, помимо традиционных форм, представляется и с помощью визуальных образов, в процесс восприятия вовлекаются различные каналы (слух, зрение и др.). Это позволяет заложить учебную информацию в долговременную память, ключом извлечения ее служит любой из сигналов, направленный в мозг (например, слово или образ).

Образное визуальное представление об объекте можно получить изучением самого объекта или его физической модели, а также их отображениями, полученными мультимедийными средствами (электронными плакатами, видеосюжетами, анимацией и др.) в т.ч. компьютерными (виртуальными) 3D изображениями.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий

в образовательный процесс является использование мультимедийных презентаций, позволяющих сделать занятия наглядными, динамичными, эффективными с точки зрения обучения и развития детей с расстройствами аутистического спектра.

Презентации дают возможность преподнести информацию и через слова на экране, и через наглядное динамическое изображение изучаемого предмета или явления, и через аудио или видео файлы, таким образом, воздействуя одновременно на несколько органов чувств, что приводит к прочности, быстроте усвоения материала, повышается познавательная активность учащихся, создаются предпосылки активной речевой деятельности, развивается мышление. Презентацию можно использовать во время повторения, объяснения, закрепления на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока (тесты, тренажеры, игры, физминутки).

3D-технологии в образовании позволяют разнообразить уроки и занятия, делать образовательный процесс эффективным и визаульно-объемным.

Применение 3D-контента дает возможность наглядно объяснять ученикам школьную программу, способствует «погружению» в тему изучаемого предмета в ходе занятия и позволяет мобильно переходить от целой структуры к отдельным ее элементам, от сложного к простому и наоборот. Учебный интерактивный контент для состоит из сочетания тестов, 3D-видео, моделирования, виртуальных лабораторий, интерактивных заданий, игр, а также текстов, изображений и гиперссылок.

Мобильный интегрированный мультимедийный комплекс с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DM – уникальный инновационный образовательный продукт, предназначенный для демонстрации стереоскопического учебного контента. 3D-комплекс повышает эффективность, скорость и качество обучения, позволяя оптимизировать работу преподавателей и мотивировать детей к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Соответствует общемировым тенденциям применения виртуальных технологий в образовательном процессе.

Цель и задачи:

Цель – сохранение и поддержание индивидуальных возможности ребенка, гармонизация его психоэмоционального состояния, формирование базовых составляющих его психического развития, развитие собственной познавательно-исследовательской активности, через стимулирование сенсорного развития с использованием 3D визуализации и детей компенсации сенсорных впечатлений.

Задачи:

  1. Способствовать развитию мотивационно-волевой и когнитивной сферы;
  2. Стабилизировать эмоциональное состояние (снизить тревожность и эмоциональное напряжение учащихся, вызывать положительные эмоции);
  3. Развивать осязательное восприятие, а именно тактильные и кинестетические ощущения, мелкую и крупную моторику;
  4. Способствовать развитию мотивационно-волевой и когнитивной сферы;
  5. Упражнять детей в установлении сходства и различия между предметами;
  6. Способствовать развитию у детей исследовательских умений и навыков;
  7. Способствовать улучшению коммуникативных навыков и повышению самооценки;
  8. Воспитывать нравственные и духовные качества, вызывать положительные эмоции от работы с тактильными предметами.

Содержание:

Сроки работы над темой:

Сроки реализации – сентябрь 2022- май 2024 года.

Этапы работы над темой:

Этап 1.

  1. Изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному воспитанию детей с РАС в соответствие с ФГОС;
  2. Изучение литературы, теоретических и практических аспектов использования метода сенсорной интеграции в работе с детьми РАС;
  3. Оценка уровня состояния и развития сенсорной интеграции детей с расстройством аутистического спектра, определение приоритетных коррекционных направлений работы.

Этап 2.

  1. Изучение теоретической, методологической основы технической направленности 3D визуализации, как метода коррекционной работы с детьми с расстройством аутистического спектра, изучение литературы;
  2. Изучение готовности технической базы в ОУ (Мобильный интегрированный мультимедийный комплекс с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DM) для продуктивной работы над темой;
  3. Создание материально – технических условий для реализации коррекционных занятий.

Этап 3.

Формирование картотеки игр и упражнений, изготовление материала для работы, направленных на сенсорное развитие детей;

Подбор методических презентаций, созданных специально для Мобильного интегрированного мультимедийного комплекса с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DM.

Обогащение предметно-развивающей среды (в течении всего периода работы);

Составление плана занятий и разработка конспектов для детей с расстройством аутистического спектра.

Этап 4.

  1. Разработка и апробирование такого приема работы на коррекционных занятиях;
  2. Корректировка своей методической разработки в ходе коррекционно-развивающей деятельности;
  3. Анализ результативности деятельности и оценка качества развивающего процесса;
  4. Обработка и оформление документации и материалов;
  5. Систематизация полученных результатов в ходе реализации коррекционной работы;
  6. Представление творческого отчета о результатах деятельности.

Комментарии:

На сегодняшний день моя методическая работа находится в стадии разработки: на этапе №3 пункты -

А именно:

Формирование картотеки игр и упражнений, изготовление материала для работы, направленных на сенсорное развитие детей;

«Подбор методических презентаций, созданных специально для Мобильного интегрированного мультимедийного комплекса с 3D визуализацией СВЕГА® ММК-3DM».

Обогащение предметно-развивающей среды (в течении всего периода работы);

В начале 2023-2024 года я планирую продолжить работу над своей методической работой и завершить ее в мае 2024года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа работы с детьми, имеющими нарушения устной речи

Основная ЦЕЛЬ данной коррекционно-развивающей программы:предупредить, выявить и устранить средствами специального обучения и воспитания недостатки звукопроизношения; уст...

Мастер-класс на РМО "Использование нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми"

Буклет по использованию нетрадиционных приемов и игровых упражнений в логопедической работе с детьми....

Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики

Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...

Сенсорная комната - как коррекционно-развивающее пространство в работе учителя-дефектолога

Сенсорная комната  - как коррекционно-развивающее пространство в работе учителя-дефектолога...

Методическое пособие по сенсорной интеграции

                                        ...

Методическое пособие по сенсорной интеграции

                                        ...