Главные вкладки

    Сенсорная комната - как коррекционно-развивающее пространство в работе учителя-дефектолога
    статья

    Сенсорная комната  - как коррекционно-развивающее пространство в работе учителя-дефектолога

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sk.docx39.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сенсорная комната  - как коррекционно-развивающее пространство в работе учителя-дефектолога

    Образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении. Основное условие включения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство – это создание адаптивной образовательной среды.

    Что необходимо включать для организации данной среды? Это:

    • организация пространства, в котором обучается ребенок с ограниченными возможностями здоровья;
    • организация временного режима обучения;
    • организация рабочего места ребенка с ОВЗ;
    • технические средства обучения для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья;
    • методический и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям детей, в соответствии с ФГОС;
    • специальное коррекционно-развивающее оборудование.

    Образовательное развивающее пространство должно обеспечивать целенаправленную, систематическую деятельность педагогов, направленную на всестороннее развитие обучающегося.

    Одним из важных условий организации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является оснащение его специальным оборудованием:

    • для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимо подбирать специальные кресла с подлокотниками, многофункциональные подъемные устройства, специальные столы, корректоры осанки и др.;
    • для детей, имеющих нарушения зрения: специальные оптические средства (очки, лупы); тактильные панели; специальное дидактическое оснащение учебная литература (шрифт Брайля, тактильные пособия);  
    • для детей, имеющих нарушения слуха: слуховые аппараты, электроакустическое оборудование индивидуального пользования.

    Использование специального оборудования в коррекционно-развивающей работы позволяет повысить эффективность воздействия за счет включения дополнительных возможностей.

    В настоящее время приоритетным направлением в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выступает создание условий для полноценного развития детей, и именно, сенсорная комната выступает неотъемлемой частью при работе с данной категорией детей.

    В работе учителя-дефектолога,  как один из видов современных технологий сенсомоторного развития детей являются занятия в сенсорной комнате, где особым образом организована окружающая среда для расслабления, развития и обучения ребёнка с ограниченными особенностями здоровья.

    Преимущества сенсорной комнаты для ребенка с ОВЗ заключается в изолированности, необычности обстановки, в естественном настрое релаксации, ухода от стрессовых стимулов внешнего мира.

    Вся сенсорная комната делится на три блока:

    1 среда тёмной сенсорной комнаты

    2 среда светлой сенсорной комнаты

    3 среда для сенсомоторного развития

    Методика проведения коррекционной работы основана на поэтапном включении всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств.

    Основной принцип построения занятий – это комплексный подход, позволяющий решать коррекционные, развивающие и воспитательные задачи.

    Работа в сенсорной комнате организуется в следующих направлениях:

    • развитие и коррекция нарушенных функций (осуществляется при выполнении упражнений, заданий, способствующих развитию сенсомоторики, психических функций);
    • коррекция эмоционально-волевой сферы (происходит при выполнении релаксационных упражнений, способствующих уменьшению состояния тревожности, снятию эмоционального напряжения, утомляемости, повышению саморегуляции).

    Сенсорная комната – это особым образом организованная среда, состоящая

    из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы

    зрения, слуха, обоняния, осязания и вестибулярные рецепторы. Это комната –

    «сказка», где всё журчит, звучит, переливается, манит, где ребенок чувствует

    себя комфортно и готов познавать окружающий мир. Специальное оборудование, установленное в сенсорной комнате, многофункционально, воздействует на все органы чувств человека.

    В зависимости от направленности воздействия на центральную нервную систему все оборудование подразделяется на два функциональных блока:

    1. релаксационный блок включает набор кресел-кубов, мягкие напольные покрытия, фоно-теку релаксационной музыки; активизирующий блок охватывает все оборудование со светооптическими эффектами, развивающие игры, тренажеры, сенсорную тропу для ног, массажные мячи и валики, водные настольные фонтаны и т. п.;
    2. коррекционно-развивающий блок представлен диагностическим инструментарием; методической литературой и пособиями, настенными модулями для упражнения в развитии запястья – движение по прорези, настенным модулем с объемными телами и зеркалами, настенным модулем «Сравнение цветов», большими и малыми мячами, а также различными игрушками и дидактическими материалами.

    Для проведения коррекционно-педагогической работы по стимулированию психомоторного развития детей с ограниченными возможностями здоровья можно использовать оборудование темной сенсорной комнаты, включающее: тактильно – световую пузырьковую трубу, световой мерцающий ковер «Млечный путь», сухой бассейн, тактильная дорожка, тактильные панели, музыкальные панели, фиброоптический душ, мягкие модули, пуфы; световой стол для песочной терапии и др.

    Коррекционно-развивающая работа в сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка и отрицательные эмоции, знакомство с сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены.

    Таким образом, сенсорная комната – как коррекционно-развивающее пространство  создаёт все необходимые условия и среду для успешного развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья:

    • релаксация и снятие эмоционального и мышечного напряжения; стимулирование сенсорной чувствительности и двигательной активности обучающегося;
    • развитие зрительно-моторной координации;
    • фиксирование и управление вниманием ребенка, поддержание у него интереса и познавательной активности;
    • тонизирование психической активности за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций;
    • общая коррекция психоэмоционального состояния ребенка;
    • расширение кругозора ребенка, пространственных представлений, восприятия разнообразных свойств предметов;
    • активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
    • создание чувства безопасности, защищенности;
    • развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом.

    В заключение, сенсорная комната  в образовательном учреждении для детей с ограниченными возможностями здоровья  - это самое уникальное решение сложных проблем в коррекционной работе,  и выступает как незаменимый помощник всем педагогам.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Актуальные направления диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы учителей-дефектологов Центра диагностики и консультирования Санкт-Петербурга

    В данной презентации изложены основные направления  и содержание диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей деятельности сотрудников кабинета специальной педагогичекой диагн...

    Презентация "Занятия по психомоторной коррекции в системе комплексной коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога"

    Презентация направлений работы учителя-дефектолога по психомоторной коррекции учащихся...

    Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога. Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе "Домашние животные".

    Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-дефектолога.Открытое подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по развитию зрительного восприятия в средней группе«Домашние животные»....

    Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп

    презентация Семинара для логопедов и воспитателей ДОУ "Направления коррекционно-развивающей работы учителя - дефектолога с детьми различных нозологических групп "...

    Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога с детьми с УО в общеобразовательном учреждении

    Один из вариантов составления рабочей программы дефектолога в общеобразовательном учреждении...

    «Взаимосвязь в работе учителя-дефектолога и родителей как одно из условий успешной коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

    Успешное преодоление  слухо-речевого недоразвития у учащихся, воспитанников с ОВЗ возможно при условии тесной  взаимосвязи и преемственности в работе учителя-дефектолога и родителей.Коррекци...