Коррекционно-развивающая технология
учебно-методическое пособие

Шачнева Ксения Владимировна

Коррекционно-развивающая технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno_-_razvivayushchie_tehnologii.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающие технологии.

Пескотерапия.

Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком. Позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации. Помогает ребёнку научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства, слышать свое внутреннее «Я».

Терапевтический эффект игры с песком впервые был замечен швейцарским психологом и философом Карлом Густавом Юнгом.

Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».     К.Г. Юнг

ЧЕМ ПОЛЕЗНЫ ИГРЫ В ПЕСОК

  • Развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
  • Формируют у ребенка представления об окружающем мире
  • Развивают мелкую моторику, глазомер
  • Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение
  • Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу!)
  • Помогают познавать внешний и свой внутренний мир.

      Ребёнок является хозяином в ящике с песком и, переживая это чувство, становится внутренне сильнее, потому что может изменять свои картинки, сюжеты, отношения и настроения.

      Для детей с ОВЗ песок – возможность отдать свой негативный заряд и плохое настроение, и получить позитивные эмоции взамен, поэтому игры с песком – не просто забава, а важная часть развития.

Выделяют четыре эффективных упражнения песочной терапии:

  • «Чувствительные ладошки». Посредством развития тактильных ощущений, ребенок учится определять разные состояния песка (например, мягкое и твердое).
  • «Отпечатки». Это упражнение для детей очень простое: ребенок оставляет на песке собственные следы или схематично рисует следы лап животных.
  • «Секретик». Взрослый прячет предмет в песке. Задача ребенка – пользуясь подсказками, отыскать и откопать его. Затем очередь переходит к ребёнку – он закапывает, а взрослый ищет.
  • «Рисование». С помощью пальчиков или палочки ребенок рисует в песке. Если умения позволяют, можно создавать целые картины.

Эти игры кажутся взрослым примитивными. Но они положительно влияют на психику детей. Если регулярно заниматься песочной терапией, то это благотворно скажется на развитии речи, памяти и внимания ребенка.

      К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!»  Ею забавлялись все поколения рода человеческого, потому что нет на свете ничего проще и доступнее, удобнее и многообразнее, живее и объемнее, чем песочная игра.

Странный эффект песочницы пока до конца не объяснен. Но важно дать ребенку возможность пересыпать этот терапевтический стройматериал (успокаивает и расслабляет), лепить из него всевозможные фигуры, здания, города (побуждает фантазию, развивает мелкую моторику рук), отыскивать зарытые сокровища (создает заинтересованность) и просто сочинять сказки и рисовать их (творческий выход существующей проблемы, развивает речь). Песок нередко действует на детей как магнит. Прежде чем они успевают осознать, что делают, их руки сами начинают просеивать песок, строить замки и т. д. А если к этому добавить миниатюрные игрушки, то появляется целый мир, разыгрываются драмы, и ребенок полностью погружается в игру.

    Пескотерапия получила широкое распространение в детской психологии и психотерапии, с помощью этого метода можно:

  • диагностировать нарушения состояния личности, стрессовые и травмирующие психику факторы
  •  причины необычного или странного поведения ребенка или подростка
  • снимать напряжение, стресс, повышенную тревожность, эмоциональную нестабильность
  • помогать ребенку более гармонично развиваться
  • способствовать установлению контакта, если ребенок не идет на общение в силу особенностей характера или заболевания (при аутизме)
  • помогать общему развитию, социализации детей (в том числе детей – инвалидов).

Пескотерапия способна помочь ребенку разобраться в себе, избавиться от внутренних комплексов. При этом сеансы песочной терапии дают ощущение полной свободы и защищенности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. В случае с пескотерапией, ребенок самовыражается, и это помогает ему научиться строить отношения со сверстниками и с внешним миром, выражать свои эмоции и чувства. При создании песочной композиций не нужны специальные навыки. Поэтому ребенок не будет бояться совершить ошибку или неточность, и будет более раскованно и смело действовать. В процессе песочной терапии, создаваемые композиции позволяют выразить, то, что иногда не передать словами. 

Мы стремимся шагать в ногу со временем и используем в своей работе не только кварцевый (сухой) песок, но и кинетический живой песок. 

    Кинетический живой песок (песок, который движется) представляет собой смесь кварцевого песка и силиконовой составляющей, связывающей его частицы между собой.

    Все дети любят играть с песком и лепить из пластилина. Кинетический песок удачно объединяет в себе свойства этих двух материалов и является универсальной игрушкой для детского творчества.

Кинетический песок похож на влажный морской песок, при этом он сыпучий и пластичный, он «течет» сквозь пальцы и позволят лепить объемные фигуры.

Эффективен не только, как метод песочной психотерапии, но и как элемент развивающих занятий с детьми. Особенно полезен такой песок для детей раннего и дошкольного возраста.

Какой эффект можно увидеть практически сразу, на первом занятии?

  • Ребенок расслабляется, уходит напряжение, происходит адаптация к новому месту и коллективу, меняется фон настроения на положительный, ребенок «раскрывается», вовлекается в самостоятельную или совместную деятельность, активно задействуется речь и коммуникативные навыки.

          Оборудование для занятий пескотерапией:

Для организации игр с песком будет необходим большой набор миниатюрных предметов и игрушек, в совокупности символизирующих мир.

В классической песочной терапии существует следующая классификация предметов:

наземные животные (домашние, дикие, доисторические);

летающие животные (дикие, домашние, доисторические);

обитатели водного мира (разнообразные рыбы, млекопитающие, моллюски, крабы);

домашняя утварь (посуда, предметы обихода, убранства стола);

деревья и другие растения (цветы, трава, кустарники, зелень и пр.);

транспортные средства (наземный, водный, воздушный транспорт гражданского и военного назначения, фантастические транспортные средства);

объекты среды обитания человека (заборы, изгороди, мосты, ворота, дорожные знаки);

  • естественные природные предметы (кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена и пр.);
  • фантастические предметы и персонажи мультфильмов, фэнтези, фигурки-оборотни;
  • злодеи (злобные персонажи мультфильмов, мифов, сказок).
  • Итак, все, что встречается в окружающем мире, может занять достойное место в коллекции.

Занятия «Песочной терапией» не рекомендованы для детей:

  • С эпилепсией
  • С легочными и кожными заболеваниями
  • С аллергической реакцией на пыль
  • С проявлениями гиперактивности

    Опыт подтверждает правоту слов К. Г. Юнга: «Всё, что проходит через руки и ощущения ребёнка, помогает познать и узнать этот мир... всё, что можно потрогать, оставляет в голове всю доносимую до него информацию».

Занятие по пескотерапии.

2 ученика 2-3 класса.

Ребята, здравствуйте. Меня зовут Наталья Владимировна. Вы отдыхали на море летом? А что вы там делали? Строили замки из песка? Сегодня мы вам привезли частичку лета, частичку солнца и моря.

1 БЛОК. Знакомство с песком.

  1. Положите ладошки на песок. Закройте глазки. Какие чувства и желания возникают у вас? Какой он, наш песочек?
  2. наберите песочек в ручки, просыпьте его между пальцами.
  3. Закопайте ладошки, покажите только большой пальчик, средний, мизинчик.
  4. Сожмите ладошку в кулачок, вместе с песком, отпустите (несколько раз)
  5. Возьмите кисточку, закопайте ладошку, попробуйте откопать при помощи кисточки.
  6. В песочке зарыли 2 монетки. Найдите их.

2 БЛОК.  Кейс.

Вы же любите разные истории? Давайте, я начну, а вы продолжите, и все вместе мы придумаем историю со счастливым концом. Согласны? Посмотрите, вот перед вами корзинка с фигурками человечков. Предлагаю вам выбрать одного. (Как его зовут, кто он, учится ли в школе, каков его характер?)

Начало рассказа: Жили два мальчика, их дома стояли рядом. (Ребята, сейчас я в песочнице проведу условную границу. Предлагаю вам выбрать дома для каждого своего человечка. А теперь кулачками сделайте дорожку к этим домам. Украсьте дорожку камушками или ракушками).

Они учились в одной школе и в одном классе. Посовещайтесь и найдите место, где будет расположена ваша школа. Выберете для нее подходящее здание, подумайте, что расположено рядом.

Но! эти мальчики не общались друг с другом, а если общались, то говорили друг другу одни гадости. Почему так получилось, в чем была причина их претензий друг к другу, они уже не помнили. ПРИДУМАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА, СВОЮ ИСТОРИЮ. Почему мог произойти конфликт.

Ну что, придумали, что послужило причиной ссоры? рассказывайте!

Правильно ли я поняла:

  1. С тобой случилось….., тебя обидело…., ты испытал такие чувства…., тебе неприятно было, когда….

Большое спасибо, что ты нам рассказал. Теперь давай послушаем, что скажет Вася по этому поводу…..

  1. Как ты думаешь, как можно разрешить данную ситуацию, хочешь ли ты наладить отношения?..... Как можно помириться?....
  2. Задание: у вас получилась прекрасная картинка  в песочнице. Но мне кажется, что можно сделать ЕЩЕ лучше. Хочу назвать ваш город – город Дружбы. Пожалуйста, организуйте так пространство вашего города, чтобы каждый, кто взглянет в эту песочницу, сразу понял, что здесь живут мирные и дружные ребята.

3 БЛОК.  ОКОНЧАНИЕ ЗАНЯТИЯ.

Ребята, понравилось ли вам работать в песочнице? Что вы узнали из нашего занятия? Жить без конфликтов нельзя. Но! как по-вашему, можно ли найти выход и не продолжать ссору? каким образом?

Ребята давайте сейчас соберем игрушки, и поблагодарим наш волшебный песок.

Сказкотерапия.

В современной социокультурной ситуации в стране актуальным становится инклюзивное (включенное) образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование предполагает, что дети с ограниченными возможностями и здоровые дети будут посещать одни детские сады и школы. Можно предположить, что здоровые дети будут терпимее, относится к детям с ограниченными возможностями и по возможности помогать им.

       Главной задачей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является вовлечение таких детей в детский коллектив.

К детям с ОВЗ относятся такие дети:

1. Не слышащие или глухие и слабослышащие дети; незрячие, слабовидящие, а также дети с косоглазием. Таких детей мы можем выявить сами.

2. Дети с тяжелым нарушением речи: к ним относится заикание, афазия – т. е. происходит распад речи (ребенок начал говорить, а через два года перестал) и аллолия или дети «молчуны». Таких детей выявляет логопед, детей с тяжелым нарушением речи в нашем детском саду нет.

3. К детям с ОВЗ относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата (ДЦП, но это не обязательно будут дети-инвалиды)

4. Дети с задержкой психического развития (ЗПР) – на основе наблюдений педагог может выявить такого ребенка, если он не справляется с программой, а со стороны медиков идет полный контроль за ребенком с рождения. Диагноз ставит невропатолог.

5. Умственно отсталые дети, дети с нарушением эмоционально-волевой сферы. Таких детей выявляет психолог и невропатолог.

       К детям с ОВЗ не относим детей, которые плохо усваивают программу и не имеют отклонений в здоровье. Это может быть причиной: ребенок часто болеет, находится на домашнем режиме либо педагогически запущен.

      Дети с ОВЗ – это сложный, своеобразный контингент. У них наблюдаются недоразвитие познавательной деятельности – как основной признак, симптом умственной отсталости – и некоторые особенности эмоционально-волевой сферы.

      Сказка играет большую роль в коррекции эмоциональной сферы «особых» детей. Сказка служит для ребенка посредником между реальностью и внутренним миром. Будучи воспринятой и понятой (как правило, на бессознательном уровне), она решает или, точнее, помогает решать некоторые психологические задачи, обеспечивая вступление человека в общественные отношения. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект: она обучает, воспитывает, побуждает к деятельности и даже лечит. Сказочные образы эмоционально насыщенны, красочны и необычны и в то же время просты и доступны для детского понимания. Именно поэтому сказки и их персонажи являются для ребенка одним из главных источников познания действительности (событий, образа поведения, характера людей). Именно в сказочной форме ребенок сталкивается со сложными явлениями и чувствами: любовь и ненависть, гнев и сострадание, измена и коварство.

         Эмоции «особых» детей неустойчивы, изменчивы. На одно и то же повторяющееся явление они могут реагировать по-разному. Поэтому необходимо перед рассказыванием сказки создать положительный эмоциональный настрой, успокоить ребенка, ввести его в «состояние волшебства», заинтересованности увидеть и услышать что-то необычное.

         Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессия и т.д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.

Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.

Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы  те, в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.

Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижаются процессы воображения и мышления.

Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка.

 Основной целью сказкотерапии является:

Снятие эмоционального напряжения;

- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- Установление межличностных контактов между детьми;

- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

          Сказка помогает ребёнку самосовершенствоваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повышается речевая активность в процессе приобретения умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и отношения между ними. Прослушивание и понимание сказки помогает ребёнку словесно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения, связывать сказки с приобретённым опытом и  знаниями. У детей совершенствуется выразительность речи в процессе создания сказочных образов, расширяется словарный запас.

Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми.

Открытое занятие по сказкотерапии:

«Путешествие в сказочный лес».

Ход занятия.

Психолог: Здравствуйте, ребята. Собираемся в круг, возьмемся за руки, поздороваемся и скажем друг другу теплые слова (я рада тебя видеть и тд). Ребята предлагаю вам сегодня попутешествовать, отправиться в сказочный лес. А чтобы попасть в сказочный лес, я вам буду говорить волшебные слова. А вы выполняйте движения.

Раз, два наклонись.

Раз, два, повернись.

Раз, два, покружись.

И в лесу ты окажись.

Психолог: Вот мы и оказались с вами в Сказочном лесу! Оглянитесь как красиво. Смотрите ребята – письмо. Мама ежиха написала письмо. Оказывается, в лесу пропал ежик. Давайте поможем маме найти ежика его.

А чтобы не заблудиться, она нам прислала карту, на которой обозначены места, где обычно играет ёжик, но в спешке не успела ее закончить. Прежде чем отправиться в путь, мы должны доделать карту, а для этого четко следуйте моей инструкции.

1.Закрепите квадрат - в левый верхний угл – это начало леса

2.Затем  треугольник в правый нижний угл – он обозначает речку.

3. Прямоугольник в верхний правый угл – здесь заколдованная поляна.

4. Остался кружок мы его прикрепим -  в нижний левый угл-  здесь волшебный домик.

Отлично! Наша карта готова. Скажите какой фигуркой обозначается, правильно- квадрат. Отправляемся в путь.  Давайте подумаем, каких животных мы можем встретить на своем пути? (заяц, лиса, белка и тд) А как называются животные, которые живут в лесу? А животные, которые живут рядом с людьми? (назовите)

Психолог: Перед вами картинки, подумайте какая из них лишняя и почему. (На экране)

Лиса, белка, кошка, медведь.

Собака, лось, корова, коза.

Овца, свинья, волк, козленок.

Хомячок, олень, заяц, ёж.

Психолог: Ребята, вы такие молодцы. Отправляемся дальше в путь по нашему лесу. Внимательно смотрим на карту, идем по тропинке, мы должны попасть на заколдованную поляну. Какой фигуркой она у нас обозначается? Правильно, прямоугольник. Давайте найдем такую фигуру в лесу. (Подходим к заколдованной поляне).

Психолог: Ой, смотрите. На полянке у нас ходил ежик, он что-то обронил. Волшебные мешочки. А чтобы узнать, что в мешочках, их надо ощупать и попробуйте определить, что же там находится. (Кубик, мячики, колечки, игрушка-машина). Все справились, отлично, молодцы, Продолжим наше путешествие, посмотрите на карту, идя по тропинке мы должны прийти  к сказочному  домику.  Какой фигурой он обозначен? Верно, кругом.  

Психолог: Мы пришли к  сказочному домику, в котором и спрятался наш ежик. Чтобы его найти, надо собрать его портрет. (Собираем ежика по схеме) 

Мы с вами молодцы. Вот и нашелся наш ежик!

Мы проделали такой большой путь и заслужили небольшой отдых. И закончим путешествие на волшебной речке. Какой фигурой она обозначена? Треугольником, верно. (Релакс)

Реснички опускаются,

Глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышим легко, ровно, глубоко.

Наши руки отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена и расслаблена она,

Губы чуть приоткрываются.

Все чудесно расслабляется.

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы спокойно отдыхали,

Сном волшебным засыпали.

Хорошо нам отдыхать, но пора уже вставать.

Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем,

Потянулись, улыбнулись.

Открывайте глазки и вставайте.

Психолог: Так чудесно было гулять по Сказочному лесу. Но нам пора возвращаться. Произнесем наши сказочные слова:

Раз, два, три наклонись.

Раз, два, три повернись.

Раз, два, три покружись.

И в лесу ты окажись.

Вот мы снова в нашем классе. Вам понравилось? Что больше всего понравилось?

До свидания, ребята, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида

Доклад на муждународной научно-практической конференции по коррекционному образованию в Москве...

Создание коррекционно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при использовании современных технологий в учебно-воспитательном процессе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья – это дети с особыми образовательными потребностями, поскольку задаются спецификой нарушения психического развития и определяют особую ло...

«Коррекционно-развивающие педагогические технологии как эффективный путь усовершенствования учебного процесса в работе учителя - логопеда».

В последние десятилетия в образовательной среде вместе с развитием педагогической науки расширяется значение основных  научных  понятий,  и  появляются новые термины. Расшире...

"Эффективные коррекционно-развивающие образовательные технологии в организации индивидуального обучения на дому". Доклад на семинар.

Доклад на семинар педагогических работников общеобразовательных коррекционных школ, школ-интернатов, начальных школ Западной зоны Республики Башкортостан «Эффективные коррекционно-развивающ...

"Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе- интернате VIII вида»

         При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться...

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА "Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в специальной коррекционной школе"

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении ...

«Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании учащихся в специальной коррекционной школе VIII вида»

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают технологические знания и умения, используют знания, полученные на уроках общеобразовательных предметов, на практике. Уроки труда создают наиболее бла...