"В мире ощущений"
статья

Добрый день! Публикуем творческий материал, иллюстрирующий работу в "Саду ощущений" и дающий представление о значении чувств и ощущений в жизни человека с нарушением зрения. Также обращаем внимание на особенности работы учителя-дефектолога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_v_mire_oshchushcheniy.docx34.45 КБ

Предварительный просмотр:

                                Степанова С.Ю.,         зам. директора по         УВР, учитель         русского языка и         литературы, учитель-        дефектолог

Мохонько И.И.,         методист, учитель         надомного обучения,         учитель-дефектолог

В мире ощущений

Иногда в жизни случаются происшествия, заставляющие человека задействовать все возможные способности организма, чтобы без потерь выпутаться из ситуации и в дальнейшем оценить по-иному свои возможности, неожиданно пережив необычный опыт.

Как-то раз, добираясь глубокой ночью до нужного адреса в малознакомой местности, мой друг должен был пройти от станции два километра. Дело происходило в августе, ночь была тёмная, безлунная, и часть пути, примерно несколько сотен метров,  шла через еловый лес, где кроны смыкались над головой, не пропуская даже те остатки света, которые давало тёмное пространство над лесом.  Попав на этот отрезок дороги, он понял, что не видит ничего: ни дороги, ни деревьев, ни просвета над собой. Большого выбора вариантов не было – и он двинулся вперёд. Чтобы не уйти с дороги, нужно было внимательно ощупывать её ногами, но этого оказалось недостаточно, и пришлось через каждые несколько метров наклоняться и проверять руками, не ушёл ли он на обочину. Кроме этого, из леса с обеих сторон доносились разные звуки и шорохи, и нужно было находиться как бы между ними. Не было никакой возможности пользоваться зрением, но   инструментами человека стали слух, осязание, кинестетический опыт и навыки ориентировки и ощущения пространства, наработанные в течение жизни. Он шёл эти полкилометра очень долго, без уверенности в успехе, но до места добрался.

Как же быть тем, у кого с детства отсутствуют возможности, полученные остальными при рождении?

В Петербурге, на улице Шаумяна, находится школа, которая уже более полутора веков обучает слепых и слабовидящих детей. Часто в первый класс приходят дети не просто не готовые к восприятию учебного материала, но и не имеющие жизненно важных навыков, допускающих у семилетнего ребёнка некоторую самостоятельность, которая к семи годам в различной степени проявляется у детей с сохранными анализаторами. Именно по этой причине в школе для детей с нарушением зрения ребята не только обучаются общеобразовательным предметам, но и учатся взаимодействовать с окружающим миром. Коррекционно-развивающая составляющая процесса обучения присутствует непосредственно как на уроках, так и во всей внеурочной деятельности наших воспитанников: на специальных коррекционных занятиях, на занятиях в отделении дополнительного образования. Да и работа воспитателей несёт постоянную коррекционную направленность. Именно поэтому школа планомерно создаёт условия для качественного протекания такого процесса.

31 августа 2019 года губернатор Санкт-Петербурга Александр Дмитриевич Беглов разрезал ленточку на входе в Сад Ощущений школы Грота, объявив таким образом об официальном открытии этого проекта. Возникновение Сада стало итогом многоступенчатой реализации творческих идей директора школы Грота, А. В. Мухина, комитета по благоустройству Санкт-Петербурга, администрации Красногвардейского района и рабочей группы педагогов-дефектологов и архитекторов. И с осени 2019 года Сад начал функционировать в качестве коррекционного пространства школы, став рабочей площадкой, которую можно использовать со всеми категориями наших детей: слепыми, слабовидящими, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития - на любых занятиях.

Профессиональная деятельность накладывает отпечаток на психологический портрет человека, на его восприятие действительности, на взаимоотношения с окружающим миром. Обычный прохожий, зайдя в наш Сад, не увидит для себя ничего особенного: горки, качели, яркие тренажёры, разноцветные дорожки… Многое из этого можно заметить на городских детских площадках. Некоторое оборудование, возможно, вызовет вопросы: навесной мостик, фонтан, мнемосхемы.  А вот для педагогов школы любой предмет на территории Сада является специальным оборудованием, с помощью которого можно провести и коррекционно-развивающее занятие, и общеобразовательный урок. Конечно, в стабильно прохладном климате нашего города не так часто хочется провести урок под открытым небом, зато и осенью, и весной такое занятие может стать подарком как для самого педагога, так и для целого класса или же одного ребёнка, если речь идёт об индивидуальном занятии.  В такой день перед входом в Сад вы сможете увидеть группу детей с тростями в руках, которые будут, ориентируясь по бордюрам и наземным тактильным указателям, заходить на территорию. Кто-то из них остановится с педагогом у мнемосхемы и будет руками рассматривать её, определяя направление дальнейшего движения. В утренние часы на скамейках у работающего фонтана можно также заметить детей с толстыми книгами с точечным шрифтом – шрифтом Брайля, изучающих под руководством педагога, например, лирику Ф.И.Тютчева:

Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной —
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осужден…

         Такие строки может услышать сторонний наблюдатель. А вот педагог, погружающий детей в музыку стиха, должен будет так построить урок, чтобы ученики, не выходя из состояния погружённости, смогли осознать и сформировать у себя образ фонтана и водяных брызг, летящих к солнцу, представить их переливающийся цвет, ещё раз вспомнить, где небо и земля, верх и низ. И при этом постараться пережить все ощущения, которые даёт стихотворение. А помогут такому восприятию звуки фонтана, шум воды, прилетающие брызги, возможно, музыка, а в первую очередь грамотно построенное занятие педагога коррекционной школы.

У этого же фонтана за столом для «тихих» игр во второй половине дня можно наблюдать группу ребят с педагогом-психологом, который проводит занятие по развитию коммуникативной деятельности, или же воспитателя, играющего с детьми, или же побыть на занятии по развитию зрительного восприятия.  А вот попасть к этому столику, то есть пройти самостоятельно до него от входа станет для незрячих детей тоже отдельной задачей, решая которую они должны будут вспомнить маршрут, навыки владения тростью и не пропустить нужный поворот.

Весь Сад Ощущений разделён на зоны. В игровой части, называющейся «Крылатые качели», чаще всего после занятий можно встретить воспитателей с детьми, и вот здесь уже есть и пространство, и возможности для организации подвижных игр. Это касается в основном слабовидящих детей, которые на карусели-вертушке «путешествуют» от станции к станции, а на остановках заходят и выходят пассажиры. На таком «поезде» вместе с слабовидящими может с удовольствием прокатиться незрячий ребёнок и даже колясочник, а затем выйти на какой-либо «станции», попробовать определить нужное направление движения и добраться до цели с помощью тактильной разметки на дорожках.

Горка, дающая название соседней зоне, не так велика, не так крута, но попробуйте поднимитесь по ней наверх, не потеряв равновесия, и станьте «Царём горы»! Для самых боязливых есть на горке ступеньки с перилами, а для тех, кто хочет почувствовать себя немножко скалолазом, есть и специальные выступы для опоры, и верёвки для поддержки. Кто-то из ребят осваивает эти приспособления очень быстро, а для кого-то передвижение по горке станет возможным только при условии постоянных тренировок с воспитателем или педагогом, ведь ощущения равновесия, баланса, нахождения на высоте тоже нужно тренировать. А если уж ты забрался на горку, то можешь увидеть или услышать, какие упражнения выполняют учащиеся на стадионе и спортивной площадке, граничащих с Садом Ощущений.

Нередко в Саду можно встретить детей на колясках. Несмотря на ограниченные возможности данного контингента, развивающее пространство Сада тоже предложит им различные занятия: в зоне «Домик» их можно увидеть осматривающими (ощупывающими) тактильные стенды, в зоне «Музыка ветра» ребята пробуют самостоятельно удерживать палочки-колотушки и извлекать звуки из медных тарелок и металлофона, учатся поворачивать голову на звук, выбирать цвет. А недалеко от них, на извилистой дорожке, какой-то школьник играет с другом через переговорную трубу в игру «Угадай слово».

В зоне «Альпийские горки» можно во время уроков встретить целый класс, в котором учитель проводит урок по ознакомлению с окружающим миром. Слабовидящие дети сидят на корточках и рассматривают что-то в траве, трогают, а педагог ведёт их за собой в этом процессе в увлекательный мир природы. В этой зоне можно не только посмотреть и потрогать, но и почувствовать ароматы, так как там посажены некоторые лекарственные растения. Поэтому в этой части Сада школьники могут ориентироваться в не только по бордюрам, поверхностям, поворотам, но и с помощью обоняния. И такая коррекционная работа проводится во всех зонах Сада. Зачем это делается, что это за опыт и нужен ли он детям с нарушением зрения?

На городских игровых площадках не часто встретишь наших детей. Также не часто увидишь их среди других, зрячих, спешащих вместе с ними по каким-то своим детским делам. А ведь в реальной жизни незрячим придётся и ходить по разным поверхностям, и запоминать маршруты, и подниматься в горку, и ориентироваться с помощью уже наработанного опыта, уже имеющихся представлений и впечатлений, ранее испытанных и пережитых ощущений. И всё это нужно где-то получить, испытать, наработать с помощью тех анализаторов, которые являются в большей или меньшей степени сохранными, рабочими. Причём у каждого ребёнка с нарушением зрения это соотношение является своим, индивидуальным, вследствие чего и подход к его обучению тоже должен быть индивидуальным. Конечно, Сад Ощущений школы Грота – всего лишь небольшое пространство, дающее некоторые дополнительные возможности получения опыта, но в совокупности со всем комплексом предложений, имеющимся в школе, при условии правильно организованного педагогического процесса и при правильном отношении к процессу обучения учащихся и их родителей, можно достичь хороших результатов в плане подготовки незрячего ребёнка к постепенной встрече с миром.

Придут ли такие мысли стороннему наблюдателю, заглянувшему из любопытства на территорию школы Грота, или же даже родителю, забирающему своего ребёнка после занятий? Скорее всего, нет. Но, как уже было сказано, образ мыслей дефектолога – это особый образ мыслей и особый педагогический опыт. И очень хорошо, когда этот опыт становится интересен окружающим людям, так как наши дети живут среди других людей, именно в этом самом окружающем мире.

Когда Сад Ощущений открылся, многим было интересно на него посмотреть, поскольку об этом упоминалось в массовых средствах информации. У кого-то это был праздный интерес, у кого-то профессиональный. Но больше всего запомнилась одна встреча, когда позвонили молодые люди, блогеры, и сказали, что им не просто хочется взглянуть на Сад, но и попробовать испытать в какой-то мере ощущения, которые переживают незрячие. Это было самое интересное посещение Сада. Интересное для тех, кто проводил их по Саду, и необычное, и хочется верить, увлекательное для гостей. В это время они получали другой опыт, который приоткрывал им двери в мир ощущений незрячих людей. Для них были приготовлены повязки на глаза и трости. Несмотря на то что перед началом пути они смогли окинуть взглядом Сад, этого не хватило, чтобы запомнить пространство и легко пройти с завязанными глазами. Им пришлось учиться пользоваться тростью, ориентироваться по бордюрам, «читать» мнемосхемы, постоянно пытаясь для себя определить, в какой точке идущий находится в данный момент.  Интересным оказался опыт прохождения кинестетических ступенек в зоне «Домик», когда нужно было передвигаться по цепочке разноуровневых пеньков, нащупывая их ногой и балансируя на высоте. У нас по ступенькам ходят незрячие дети и даже ходячие дети с ТМНР. Для зрячего человека ощущения оказались абсолютно новыми и непривычными. Честно говоря, было очень познавательно наблюдать за их реакциями, а особо ценным было то, что эти молодые ребята пришли сами и сами попросили дать такой опыт, бросающий взгляд в мир людей с ограниченными возможностями здоровья.

У каждого из нас свой внутренний мир, свой внешний, и это уже сформировавшиеся и привычные миры. Мир незрячих людей, людей-инвалидов, немного закрыт от окружающих, которые не имеют с людьми с ОВЗ тесных контактов.  Однажды водитель такси рассказал о своём опыте работы, что он периодически в качестве социального транспорта подвозит к школе Грота детей и что он этому очень рад, потому что раньше он не знал, что это абсолютно обычные дети. Поэтому, наверно, нам всем стоит не переставать учиться и осознанно получать новый опыт: нашим детям – чтобы выйти в мир зрячих и чувствовать себя в нём уверенно и комфортно, а остальным – чтобы понимать, что двери могут открываться в разные стороны и в разные миры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Ощущение и восприятие детей с нарушением слуха""

Данная работа расскрывет особенности восприятия мира глухими летьми ....

Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухой-влажный-мокрый и т.д), их словесное обозначение

Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Конспект урока "Цвет и наши ощущения"

Урок способствует формированию у учащихся представлений о неразрывной связи между цветом и ощущениями на основе искусства Джарна-Кала....

Конспект урока "Цвет и наши ощущения"

Урок способствует формированию у учащихся представлений о неразрывной связи между цветом и ощущениями на основе искусства Джарна-Кала....

ДИАГНОСТИКА ПОТРЕБНОСТЕЙ НОВЫХ ОЩУЩЕНИЙ

Вашему вниманию предлагается краткий вариант психологического опросника М. Цукермана, который позволяет показать степень выраженности такой потребности у каждого отдельного человека....

Ощущение радости не покидало

Данная статья посвящена 30-ти летнему юбилею Арыкской школы, который состоялся в феврале этого года...

Восприятие окружающего мира в образах, звуках и ощущениях

Определение ведущей модальности человека, использование в общении с ним этой информации....