Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухой-влажный-мокрый и т.д), их словесное обозначение
план-конспект по теме

Шмидт Елена Петровна

Конспект занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов в 4 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Развитие дифференцированных осязательных ощущений

(сухое-влажное-мокрое и т.д), их словесное обозначение

Цель:   Развивать дифференцированные осязательные ощущения (сухой – влажный - мокрый),

            учить их словесно обозначать

Задачи: 1. Формировать навык различения и называния осязательных ощущений  (сухой-

                   влажный-мокрый и т.д.)

              2. Развивать чувствительность рецепторов руки на основе выполнения движений,

                 определяющих сухую, влажную и мокрую поверхность

              3. Воспитывать мотивацию к учению

Ход занятия

I Оргмомент

II Разминка

      Общая моторика

Упражнения с элементами основных движений

  1. Ходьба по классу (вокруг одного ряда парт);
  2. Попрыгать попеременно на одной ноге, на другой;
  3. Попрыгать на двух ногах, продвигаясь вперед.

     Мелкая моторика

Упражнения на развитие статической координации движений

  1. Растирание рук
  2. «Замок», соединить пальцы обеих рук в замок: круговые движения, от груди вперед, вверх, в  сторону влево, в сторону вправо.

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость

  1.  «Кулак — ладонь» — поочередное выполнение движений каждой рукой,        затем обеими руками вместе. Выполнение обеими руками может быть одновременное или разновременное (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена,   и наоборот).
  2.   «Сжимание и разжимание кистей рук» — поочередное выполнение движений обеими руками одновременно, затем обеими руками, но разновременно (одна кисть руки сжата, другая выпрямлена, и наоборот).
  3. «Кольцо — зайчик» — переходы из одной статической позы в другую; выполняются поочередно каждой рукой, а затем обеими руками вместе.

Упражнения с предметами

  1. надевание и снимание колечка (массаж пальца);
  2. составление контуров предметов из палочек сначала более крупных размеров, а затем более мелких

Имитационные движения для кистей рук:

мытье рук перед едой;   стряхивание воды с кисти.

III Основная часть

  1. Повторение
  1. Ребятам демонстрируется рисунок в виде прямоугольника с изображением глаз

 Через это окошко можно посмотреть на мир.  Для этого нужны …(глаза).

- Что можно узнать о предмете, глядя на него?   (цвет, форму, размер)

   Как сохранить зрение? (хорошее освещение, правильная посадка за партой,  нельзя  читать  

   лежа, гимнастика для глаз)

2. Введение в тему

  1. Ребятам демонстрируется рисунок в виде прямоугольника с изображением кистей рук

 Через это окошко мир можно потрогать.  Для этого нужны …(руки).

 Что можно узнать о предметах трогая и ощупывая их руками?

    Горячий, холодный, гладкий, шершавый, мягкий, твердый, колючий – это признаки предметов,  

    которые можно определить только потрогав предмет.

 Как с помощью рук изучают предметы?

- чуть коснуться пальчиком и отдернуть руку;

- гладить предмет пальцами и ладонью в разные стороны или в одну сторону;

- нажать на предмет пальцами и ладонями;

Упражнение1:   Учитель называет предмет, а дети показывают движение, с помощью которого

                           определяется признак этого предмета.

                            Предметы: утюг, подушка, сосновая ветка, стекло, резиновый мяч

3. Изучение нового. Сегодня мы будем учиться, с помощью рук,  определять разное состояние

                                     одних и тех же  предметов.

Итак, одинаковые предметы могут находиться в разном состоянии.

У каждого из вас на парте лежат 3 одинаковых кусочка ткани.

Возьмите 1ый: потрогайте его пальцами, погладьте, сожмите его пальцами и ладонью. Запомните это ощущение.

Возьмите 2ой: намочите в воде, отожмите.

Какой стала ткань? (мокрая)  Сравните с 1ым кусочком ткани, какой он? (сухой)

 С помощью чего мы это определили?

На третий кусок мы слегка брызгаем водой: потрогайте его пальцами, погладьте, сожмите его пальцами и ладонью. Какой стала ткань? (влажная) С помощью чего мы это определили?

Итак,   в сухой ткани нет воды, во влажной – немного воды, мокрую ткань полностью опускали

             в воду. Эти состояния можно определить, потрогав ткань.

4. Закрепление

Задание1 Разложите куски ткани по порядку:

  1. от самой сухой к самой мокрой,
  2. от самой  мокрой к самой сухой.

- Что помогало правильно разложить кусочки ткани? (определяли на ощупь)

Задание 2:   Тренировка чувствительности: с завязанными глазами определить состояние ткани, т.е. определить мокрая, сухая или  влажная.

Задание3  -Что в жизни бывает сухим, мокрым, влажным?  (карточки-слова  с разными родовыми окончаниями)

      Сухой: белье высохло после стирки (сухое белье), сухой хлеб, сухая земля, сухое полотенце

      Мокрый: только что выстиранное белье, попали под дождь, варежки после игры в снежки.

      Влажный: футболка после физкультуры (влажная), протертый пол (влажный), почти

                         высохшее белье, полотенце  после бани ( влажное)

Задание 4: Определи, на каких  картинках изображены  мокрые вещи,  на каких – сухие.

IV Итог занятия:  - Чему учились на занятии?    

                                  - Как можно определить какой предмет: мокрый, сухой или влажный?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие тактильных ощущений и мелкой моторики

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познаёт мир: зрение, сл...

Развитие умения воспроизводить образец. Развитие слуховых ощущений

Коррекционно — развивающее занятие для учащихся 2 го класса.Цели занятия:1. Развитие умения воспроизводить образец, развитие слуховых ощущений, развитие самоконтроля, внимательности, произвольности, с...

Рекомендации родителям по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики рук у детей.

В памятке " Рекомендации родителям по развитию осязательного восприятия и мелкой моторики рук" рекомендованы некоторые средства деятельности, которые помогают тренировать у детей тонкие движ...

Изучение словесного обозначения величины – самый высокий и самый низкий.

Презентация для нагляного изучения словесного обозначения высоты - самый высокий и самый низкий, для детей с интеллектуальными нарушениями в развитии....

Методические рекомендации "Особенности коррекционной работы по развитию осязательной чувствительности у детей с нарушением зрения"

В материале представлена система работы по развитию осязания у дошкольников с нарушением зрения....