Игровая технология
план-конспект урока (5 класс)

Шачнева Ксения Владимировна

Игровая технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovy_tehnologii.docx23.55 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ

РАБОТЕ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ С

ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Игра – самая свободная, естественная форма погружения ребенка в реальную или воображаемую действительность с целью проявления творчества, активности, самостоятельности, самореализации, собственного «Я».

Игровые технологии - совокупность методов и приемов организации психолого-педагогического процесса в форме различных игр.  

Феномен и значение игровой технологии состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, творчество, терапию, воспитание, труд.

Целевые аспекты игровых технологий:

  • Дидактические: расширение кругозора, формирование и применение определенных умений и навыков на практике;
  • Воспитательные:

        воспитание         самостоятельности,         воли,         сотрудничества,  

коммуникативности;

 Развивающие: развитие качеств и структур личности, психических процессов, мотивации к учебной деятельности, творческих способностей;

  • Социальные

приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.

Дети с ОВЗ – дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медикопедагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Основными направлениями коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с детьми с ОВЗ являются:  

  • развитие         эмоционально-личностной         сферы         и         коррекция         ее недостатков;
  • развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
  • формирование социальных навыков и социализации
  • обеспечение эмоциональной разрядки  

Существуют различные технологии, применяемые психологом при работе с детьми с ОВЗ, но организация деятельности с детьми немыслима без использования игровых технологий. Игровая технология - одна из самых доступных, эффективных, имеющая тесную взаимосвязь с другими технологиями.  

В работе педагога-психолога игровые технологии применяются с целью активизации психических процессов, диагностики, коррекции, адаптации к жизни, оказания первичной психологической помощи.  

Используя игровые технологии в работе, мы не меняем ребенка и не переделываем его, не учим каким-то специальным поведенческим навыкам, а даем возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации.

Хотелось бы остановиться на некоторых видах игровых технологий, которые используются в различных направлениях коррекционно – развивающей работы.  

Основной целью психологической коррекции детей с задержкой психического развития является оптимизация их интеллектуальной деятельности за счет стимуляции психических процессов и формирования позитивной мотивации на познавательную деятельность.

Важным принципом коррекции познавательных процессов является учет формы и степени тяжести задержки психического развития.

Наиболее удачным и действенным методом являются коррекционно-развивающие игры и упражнения. Погружаясь в игровое действие, ребенок не просто играет, а участвует в процессе непроизвольного, неосознанного обучения и развития. В процессе решения игровой задачи происходит активизация познавательных процессов. Игровая ситуация позволяет поддержать интерес и мотивацию к деятельности.  

Коррекционно-развивающие игры и упражнения направлены на развитие предпосылок интеллекта: зрительно-пространственного восприятия, памяти, мышления, внимания, навыков самоконтроля и регуляции деятельности, а также на развитие познавательных мотивов.  

Игры подбираются в соответствии с уровнем актуального развития, с учетом результатов диагностики, структуры дефекта, индивидуальных особенностей, с постепенным усложнением материала, в соответствии с коррекционными задачами.  Их спектр широк и разнообразен.

Дети с тяжелыми речевыми нарушениями составляют одну из многочисленных групп среди детей с ограниченными возможностями здоровья. В качестве характеристик таких дошкольников выделяют слабость эмоционально-волевой сферы, быструю смену настроения, снижение самоконтроля во всех видах деятельности, суетливость. Кроме нарушения эмоционально-волевой сферы отмечается низкое развитие мелкой моторики, речевой памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления.

Используя игровые технологии с песком можно решать сложные коррекционно-развивающие задачи в работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи.

Пересыпание песка из ладошки в ладошку, захват песка в кулачок, выравнивание песка на стекле, разминание - все эти движения непроизвольно влияют на развитие ребенка. 

Игры с песком способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, тактильно-кинестетической чувствительности, развитию двух полушарий (так как ребенок действует двумя руками одновременно).  В тоже время снимают мышечную напряжённость, стабилизируют эмоциональные состояния: успокаивают импульсивных, излишне активных детей и раскрепощают зажатых, скованных и тревожных. В процессе игр совершенствуется зрительно-пространственная ориентировка, активизируется речь, память, мышление, воображение.

В играх с песком существуют определенные правила, выполнение которых способствует формированию навыков произвольного поведения, коммуникации.

Тематика, подбор игрового и речевого материала определяется в соответствии с коррекционно-развивающими задачами.  

Игровая технология «логические блоки Дьенеша» позволяет развивать тактильную чувствительность, зрительное внимание и память, что актуально для детей с нарушением зрения. Дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать, группировать фигуры по заданному признаку: по цвету, по форме, по размеру, по толщине.  

Если дети действуют в подгруппе, развиваются не только сенсорные представления и психические процессы, но и произвольная регуляция деятельности, так как, работая в коллективе по инструкции, предложенному плану, дети учатся контролировать свои действия и поведение.

Особое значение имеет использование блоков Дьенеша для детей с нарушениями зрения с целью развития сенсорных эталонов: восприятия цвета, формы, величины, ориентировки в пространстве, целостного восприятия предметов, так как сенсорные представления выступают предпосылкой для становления всех видов деятельности: предметной, игровой, продуктивной, трудовой, а у данной категории детей формирование представлений затруднено.

Играя с блоками Дьенеша, дети зрительно выделяют форму, сопоставляют ее, проверяют результат с помощью наложения и примеривания. В результате образ восприятия формы становится образом представления. Путем зрительного соотнесения и сравнения фигур развивается восприятие величины. Также в процессе игр дети учатся оперировать представлениями о цвете не только в реальных действиях, но и мысленно.

Игры, предполагающие наложение на образец, выкладывание рядом, выделение контура, частей, из которых состоит предмет, позволяют формировать целостность восприятия образа предмета, которое у детей с нарушением зрения происходит в более поздние сроки и без специального коррекционного воздействия остаётся недостаточным.  

Имея представления о форме, цвете, величине, дети знакомятся с пространственными отношениями предметов и их частей.

Самое главное для детей с нарушениями зрения то, что приёмы, используемые в играх с блоками Дьенеша, позволяют активизировать зрительную функцию (сличать, выделять, прослеживать, фиксировать), развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, а в комплексном коррекционном воздействии способствуют улучшению, восстановлению остроты зрения.

Ценность этой игровой технологии еще и в том, что ее можно использовать для работы с любой категорией детей. Она будет актуальна для работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, а также с детьми, не имеющими отклонения в развитии. Главное условие – это правильная адаптация игрового и демонстрационного материала.  

Общение является одним из условий психического развития ребенка. Оно сказывается на результатах всех важнейших видов детской деятельности, оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации.  

Развитие социально - коммуникативных навыков, эмоциональной отзывчивости, произвольной регуляции поведения, преодоление замкнутости, пассивности, скованности, агрессивности происходит через игровой тренинг. Этот вид игровых технологий используется в работе педагога-психолога с различными категориями детей с ОВЗ. Игровые тренинги направлены на развитие коммуникативной компетентности детей:

  • развитие навыков общения в различных жизненных ситуациях
  • формирование умений и навыков практического владения выразительными движениями
  • развитие творческих способностей, активности, самостоятельности  коррекцию нежелательных черт характера и поведения

В том числе посредством игровых тренингов обеспечивается эмоциональная разрядка, происходит снятие мышечного, нервно психического напряжения, что является важной составляющей коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ.  

Игровая технология «Парашют» позволяет корректировать эмоционально-волевую сферу (воспитывает выдержку, терпение), формирует готовность к совместной деятельности со сверстниками (учит согласовывать действия, чувствовать других, воспитывает взаимопомощь), снимает психоэмоциональное напряжение, развивает моторику, координацию, произвольное поведение и целенаправленное внимание, умение слушать инструкцию взрослого, укрепляет мышцы спины и рук и решает многие другие задачи.  Игровой парашют различных видов позволяет организовать работу с детьми, как в большой подгруппе, так и в парах [9].

Развитие всех перечисленных компонентов будет актуально в отношении различных категорий детей с ОВЗ.

Таким образом, используя игровые технологии в своей работе, мне удается в непринужденной обстановке, не перегружая детей, а играя с ними, обеспечивать психологическое сопровождение детей с ОВЗ.  

 

Список литературы

 

  1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.:Институт специальной педагогики и психологии, 1998. –

50 с.

  1. Дидактические игры – занятия в ДОУ. Выпуск 1 (блоки Дьенеша): Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ/Авт. – сост. Е.Н.Панова. – Воронеж, 2007.
  2. Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2001. – 220 с. 
  3. Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб. – 2013. 
  4. НикулинаГ.В., Фомичева Л.В. Охраняем и развиваем зрение. Учителю о работе по охране и развитию зрения учащихся младшего школьного возраста: Учебнометодическое пособие для педагогов образовательных учреждений общего назначения. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2002. - 128 с.
  5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. — 256 с.  
  6. Шипицына Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Демьянчук Р.В., Яковлева Н.Н.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч.ред.проф.Л.М. Шипицыной. – СПб.: «Ресь», 2003. – 240 с. 

 

Интернет – источники

 

  1. Куликова Е. Н. Игровая технология «Логические блоки Дьенеша» как средство развития сенсорных представлений у детей с нарушением зрения // Молодой ученый. — 2016. — №23.2. — С. 62-66. https://moluch.ru/archive/127/35340/  
  2. http://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/18894.html  

Игровые занятия: Сутки.

1.Упражнение «Когда это бывает?»

Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: тематический набор картинок (части суток).

Варианты заданий:

1.Детям показываются картинки, на которых изображены контрастные части суток (день-ночь, утро-вечер). Педагог задает вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Когда это бывает? (Если ребёнок затрудняется, дается подсказка: «Когда это бывает, днём или ночью?»)

Почему вы так думаете? Как вы узнали, что наступила ночь (день)?

Что вы делаете ночью (днём)?

Какое сейчас время суток?

2. Предъявляются картинки, на которых изображены смежные части суток (утро-день, вечер-ночь). Педагог задает вопросы:

Что нарисовано на картинке?

Когда это бывает? Что вы делаете утром? А днём?

Как вы узнали, что утро (вечер) кончилось, а наступил день(ночь)?

Какое время суток вам больше нравится? Почему?

3. Педагог просит детей выбрать картинку, на которой изображено утро (день, вечер, ночь).

4. Педагог предлагает детям разложить картинки по порядку, что бывает раньше, а что потом: «Сначала ночь, потом…» Когда дети уже усвоили порядок частей суток, можно внести элемент шутки – назвать последовательность частей суток с ошибками, а дети должны исправить ошибку.

2. Игра «Сутки»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал. 4 картинки с изображением ночи, утра, дня и вечера.

Ход игры: Ребенок вместе с педагогом рассматривает картинки и определяет, что на них изображено. После этого взрослый просит ребенка выбрать картинку с изображением ночи и положить ее перед собой. Остальные картинки переворачиваются изображением вниз. Педагог начинает рассказ: «Ночь прошла, светает, на небе появилось солнышко. Что наступило?» (Утро). Ребенку предлагается выбрать картинку с изображением утра и положить ее на картинку с иллюстрацией ночи. Далее рассказ продолжается: «Солнце поднялось высоко, все ярко освещено, стало теплее. Что наступило?» Ответив на вопрос, ребенок находит картинку с изображением дня и кладет ее сверху. Затем педагог говорит: «День прошел, солнце опускается за горизонт, темнеет. Что наступило?» После ответа на вопрос ребенок берет картинку с изображением вечера и кладет ее на другие картинки. После этого педагог задает последний вопрос: «Вечер прошел, что наступает за ним?» Если ребенок не может ответить на вопрос, ему предлагается рассмотреть картинки и догадаться, что наступает следом за вечером.

3. Работа с часами «СУТКИ»

Цель – уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: часы с 4 секторами (картинки: утро, день, вечер, ночь)

Ход игры:

Педагог показывает на сектор, где изображено утро, спрашивает ребенка:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем утром? (просыпаемся, умываемся, делаем зарядку, завтракаем и т.д.)

Обращаем внимание на положение солнца:

-Утром становится светло, солнышко поднимается.

Педагог показывает сектор, где изображён день, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем днём? (Гуляем, ходим в магазин, обедаем, ложимся отдыхать и т.д.)

- Днём тоже светло, солнышко – высоко на небе.

Педагог показывает сектор, где изображён вечер, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем вечером? (Гуляем, ужинаем, играем, читаем, ложимся спать и т.д.)

- Вечером темнеет, солнышко заходит, опускается.

Показывает сектор, где изображена ночь, спрашивает:

- Что здесь нарисовано? Когда это бывает? А что мы делаем ночью? (Спим)

Ночью темно, светит луна.

Затем обводит календарь рукой и говорит: утро, день, ночь и вечер можно назвать одним словом – сутки. Они, как четыре подружки – друг без друга они могут, и всегда ходят друг за другом.

Можно обратить внимание ребёнка на цвета, в которые раскрашены сектора, рассказать, что подружка Утро ходит в розовом платье, День - в жёлтом, Вечер - в сером, а Ночь - в фиолетовом.

Задания для детей:

Педагог называет часть суток и просит ребёнка назвать ту часть суток, которая идёт следом.

Педагог задаёт вопросы, а дети отвечают и показывают на часах нужную часть суток: ( Когда мы завтракаем? Когда мы спим? и т.д.)

4. Игра «Назовите пропущенное слово»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Ход игры: Педагог говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем…», «Мы пойдём гулять…» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

5. Игра «Назовите соседей»

Цель – закрепление последовательности частей суток.

Ход игры: Педагог говорит название: «Назовите соседей утра» и т.д. Дети называют части суток, за каждый правильный ответ – жетон.

6. Игра «Части суток»

Цель - уточнение представлений о частях суток, закрепление названий частей суток, их последовательности.

Материал: 4 картинки (утро, день, вечер, ночь), подборка стихотворений.

Ход игры:

Педагог выставляет картинки с изображением частей суток, дети называют части суток и определяют их последовательность. Педагог читает стихотворение о каждой части суток, а дети, в соответствии с его чтением, показывают нужную картинку.

Вариант игры: Картинки раздаются детям, при чтении стихотворения дети поднимают соответствующую картинку.

7. Игра «Что вы делали»

Цель - определение уровня умения детей ориентироваться во времени, уточнение представлений о частях суток.

Ход игры: Выбирается один ведущий ребенок. Педагог говорит ему задание: «Покажи, что ты делал утром». Ребёнок изображает действие, но не называет его. Остальные дети угадывают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Использование игровой технологии при формировании игровых действий у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью

Обучения игре и игровым действиям детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью является самым действенным средством коррекции их психофизического развития. Ребёнка с интеллектуальными нарушениям...

Проект на тему "Игровые технологии как средство формирования познавательных учебных действий умственно отсталых обучающихся на уроках письма и развития речи" с применением ИКТ, здоровьесберегающей, игровой технологий, личностно-деятельностного подхода.

Цель проекта: отобрать, систематизировать и реализовать игровые технологии, направленные на формирование познавательных действий в процессе уроков письма и развитии речи. Задачи проекта: формирование ...