Годовой аналитический отчет учителя-дефектолога
материал

Годовой аналитический отчёт

учителя-дефектолога

Злобиной Анастасии Олеговны

 

за 2023– 2024 учебный год

 

2023-2024 учебном году цель работы состояла в своевременном выявлении и оказании помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития, консультирование родителей и учителей.

 

Выполненные задачи:

 

  • Проведение первичного и итогового дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;

 

  • Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;

 

  • Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, развитие
  • до необходимого уровня психофизических функций;

 

  • Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и
  • воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и
  • воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

 

Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:

 

  • диагностическое;

 

  • коррекционное;

 

  • консультативно-просветительское, профилактическое и организационно- методическое;

 

  • создание коррекционно-развивающей среды для учащихся коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Калининградская область

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа им. М. С. Любушкина

муниципального образования «Янтарный городской округ»

(МБОУ «СОШ им. М.С. Любушкина МО «Янтарный ГО»)

ул. Лесная, д. 10-а, п. Янтарный, 238580, Калининградская обл.,

тел. 8(40153) 3-74-36, факс 8 (4053) 3-74-36, e-mail: schoolyantar@yandex.ru

Годовой аналитический отчёт

учителя-дефектолога

Злобиной Анастасии Олеговны

за 2023– 2024 учебный год

2023-2024 учебном году цель работы состояла в своевременном выявлении и оказании помощи обучающимся, имеющим трудности в усвоении программного материала, коррекции нарушений развития, консультирование родителей и учителей.

Выполненные задачи:

  • Проведение первичного и итогового дефектологического обследования ребенка, выявление имеющихся нарушений;

  • Составление индивидуальной комплексной программы развития ребенка в условиях взаимодействия специалистов;

  • Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, развитие
  • до необходимого уровня психофизических функций;

  • Консультирование педагогов и родителей по проблемам развития, обучения и
  • воспитания детей, выбору оптимальных форм, методов и приемов обучения и
  • воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Для достижения поставленной цели вела работу по следующим направлениям:

  • диагностическое;

  • коррекционное;

  • консультативно-просветительское, профилактическое и организационно- методическое;

  • создание коррекционно-развивающей среды для учащихся коррекционного процесса (оснащение кабинета и др.)

Анализ работы учителя-дефектолога по направлениям:

Диагностическое направление.

На основании заключения ПМПК на занятия с учителем-дефектологом были зачислены 7 учащихся.

Из них с РАС, УО -1 человек, с ЗПР - 6 человек.

По решению внутреннего ППК школы на коррекционно-развивающие занятия были зачислены 2 человек из группы риска.

В течение  учебного года проведено три этапа диагностики учащихся:

Виды диагностики

Цель обследования

Сроки проведения

Класс

Всего человек

Первичная

Углублённая диагностика проводиться с целью определения сформированности психических функций, учебных навыков. Изучение деятельности детей в процессе их взаимодействия со сверстниками, в ходе проведения уроков и занятий. Выявить особенности психического развития, определить исходный уровень обученности, т.е  овладения знаниями, умениями, навыками в объёме образовательной программы. Также проводится индивидуальная, углублённая диагностика.

Сентябрь

1 кл.

2 кл.

3 кл.

7 кл.

5 человек.

3 человека.

4 человека.

1 человек.

Промежуточная

Индивидуальная с целью определения эффективности коррекционной работы и корректировки коррекционных планов. Выявление особенностей динамики развития каждого ребёнка. Оценивание правильно выбранных путей, методов, содержание коррекционной работы с каждым ребёнком. Определение целей и задач коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

Декабрь

Учащиеся посещающие занятия.

9 человек

Итоговая

Индивидуальная с целью анализа результативности коррекционной работы и составления рекомендаций. Определить характер динамики, оценить результативность работы, а так же составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого обучающегося.

Май

Учащиеся посещающие занятия.

9 человек

Забрамная С.Д.

«Практический материал для проведения

психолого-педагогического обследования детей»,

2005 г.

Соколова Ю.

«Тесты на интеллектуальное развитие

ребёнка», 2004 г.

Н.Я.Семаго, М.М. Семаго

«Диагностический альбом для исследования

особенностей познавательной деятельности»

2014 г.

Забрамная С.Д., Боровик

«От диагностик развитию. Пособие для

О.В.

психолого- педагогического изучения детей в

начальных классах».

Багданова Т.Г., Варламова

«Диагностика и коррекция познавательного

О.И.

сферы младших школьников с отклонениями в

развитии».

Стребелева Е.А.

«Психолого-педагогическая диагностика

развития детей раннего и дошкольного возраста»

2014г

Используемый диагностический материал:

        

В рамках работы по данному направлению проведена работа с документацией (для ознакомления): медицинские карты; личные дела учащихся; беседа с родителями.

Вывод: Диагностика была проведена в положенные сроки, были отработаны запросы классных руководителей на обследование детей. По данным диагностики для каждого обучающегося был выбран индивидуальный подход. Обучающиеся были поделены на группы, подгруппы по ведущему нарушению, либо выведены на индивидуальные занятия.

В результате анализа данных, полученных в ходе дефектологического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии мыслительных процессов, сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, социально-бытовых навыков, самоконтроля, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания, трудности коммуникации. У некоторых детей выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, нарушение пространственной ориентировки, сформированности математических представлений.

У 67% детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям.

Коррекционное направление.

Занятия проводились с детьми, имеющими заключение ПМПК, в котором указано о необходимости занятий с учителем-дефектологом. Исходя из особых потребностей в обучении детей, были составлены индивидуальные программы, которые реализовывалась как на индивидуальных коррекционных занятиях, так и на подгрупповых занятиях.

течение 2023 – 2024 учебного года проводилась коррекционно-развивающая работа по коррекции имеющихся недостатков развития учебно- познавательной деятельности учащихся по направлениям:

- формирование коммуникативной компетенции;

  • совершенствование зрительного восприятия ,памяти и внимания;

  • развитие мелкой моторики, графомоторных навыков;
  • формирование словесно-логического мышления;

  • формирование пространственно-временных представлений;
  • формирование математического анализа и синтеза.

На каждого ученика было оформлено дефектологическое представление и составлена характеристика.

Используемые коррекционно-развивающие программы:

Автор

Название

Е.В. Языканова

«Развивающие задания: тесты, игры, упражнения»

А.В. Белошистая

Программа «Математика и конструирование» для детей

с задержкой психического развития» 2000г

Л.В. Мищенкова

«36 занятий для будущих отличников», 2012г.

Л.В. Мищенкова

«Развитие познавательных способностей», 2011г.

А.В. Белошистая

«Математика и конструирование коррекционно–

развивающего обучения» ,2004 г.

А.В. Белошистая

«Программы специальных (коррекционных)

общеобразовательных учреждений»

Т.В. Алышева

«Математика»

В течение учебного года проводилась коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся в форме индивидуальных занятий. Индивидуальные занятия проводились по 20 минут два или три раза в неделю.

Коррекционно-развивающие занятия посещали  все обследуемые ученики.

В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием). Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными возможностями и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.

В рамках коррекционно-развивающего направления дефектологическая работа осуществлялась следующим образом:

Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с обучающимися, включала следующие направления:

а) развитие психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи, воображения, восприятия);

б) формирование пространственно-временных отношений;

в) формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие речи;

г) развитие слухового восприятия и формирование произношения;

д) формирование ведущей деятельности возраста;

е) развитие умственной деятельности;

ж) формирование математических представлений.

Подгрупповая коррекционно-развивающая работа велась по следующим направлениям:

а) развитие умственной деятельности;

б) формирование пространственно-временных отношений;

в)формирование разносторонних представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, обогащение словаря, развитие связной речи;

г) развитие пространственных представлений.

д)формирование математических представлений.

Занятия носили комплексный характер и были направлены на развитие:

  • зрительного и слухового восприятия и узнавания; 

  •  основных мыслительных операций; 

  •  общей и мелкой моторики;

  • коррекция нарушений эмоционально –личностной сферы; 

  • обогащение словаря.

В каждом занятии были учтены индивидуальные потребности каждого учащегося. Занятия носили не только направленный характер, но и имели комплексные задачи, по развитию различных интеллектуальных, психических сфер ученика.

Коррекционно-развивающая работа осуществлялась по адаптированной программе Л.В. Мищенковой «Развитие познавательных способностей». Данный курс развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации, расширению общей осведомленности об окружающем мире. Также в работе использовалось множество настольных развивающих игр, направленных на развитие всех психических процессов.

При проведении коррекционно - развивающих занятий использовались разнообразные упражнения и задания, которые помогают развить произвольное внимание, зрительное восприятие и логическое мышление.

Аналитическое направление:

В результате коррекционно-развивающего обучения на конец 2023-2024 учебного года имеются следующие результаты:

Результаты коррекционно-развивающей работы:

Классы

Количество

Положительная

Минимальная

Без динамики

учащихся

динамика

динамика

2

3 чел.

3

0

0

3

4 чел.

4

0

0

7

1чел.

1

0

0

Приведённые выше результаты диагностики позволяют судить об адекватности выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы.

Вывод: Большая часть обучающихся показала положительный результат, что показывает правильность выбора подхода к планированию коррекционно-развивающих занятий. Организационно-методическое направление.

Оформление документации.

В интересах организации планомерной и целенаправленной коррекционно-развивающей деятельности в начале учебного года была оформлена следующая документация:

  • индивидуальные карты учащихся

  • диагностические карты (мониторинг)

  • дефектологические представления учащихся

  • индивидуальные коррекционно-развивающие программы

  • журнал посещения коррекционно-развивающих занятий дефектолога

  • список детей, зачисленных на занятия

  • расписание индивидуальных занятий

  • календарно-тематическое планирование коррекционной работы

Консультативно-просветительское направление.

Консультативная деятельность учителем-дефектологом велась в течение всего учебного года с педагогами и родителями. Консультации педагогов начальных классов по проблемам учащихся проводились по мере востребования; также поддерживалась взаимосвязь с педагогом-психологом, социальным педагогом, учителем-логопедом; совместное обсуждение вопросов школьной неуспеваемости, нарушения

Задачи и цели на будущий год: необходимо подобрать новые методики и приёмы работы, улучшить используемые развивающие упражнения для наилучшего результата.

Задачи:

  • проводить всестороннее изучение особенностей развития обучающихся с ОВЗ, в т.ч. познавательной деятельности, используя критериально-ориентированные методики специалистов коррекционной педагогики;
  • осуществлять коррекционно-развивающую работу с детьми, с учетом их индивидуальных возможностей, потребностей, в соответствии с заключением ТПМПК, в рамках психолого-педагогического сопровождения;
  • мониторинг развития обучающихся с ОВЗ;
  • участвовать в составлении и реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ОВЗ;
  • оказывать консультативную и методическую помощь родителям, учителям по проблемам обучения, воспитания и развития детей, выбору оптимальных форм, методов, приемов обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями детей;
  • повышать уровень специальных знаний в области коррекционной педагогики путём самообразования, участия в методических объединениях, семинарах.

№ п/п

Направление работы

Планируемые мероприятия

Объект деятельности

Сроки выполнения

1

Диагностическое

1.1

Уровень развития учебно-познавательной деятельности

  1. Выявление учащихся, нуждающихся в специализированной помощи (работа с документацией)

Учащиеся

1-4 класса

до 14 сентября

  1. Определение особенностей учебной и познавательной деятельности, изучение уровня умственного развития (индивидуальные диагностические занятия)
  1. Заполнение протоколов дефектологического обследования

1.2

Изучение динамики развития

(посещение уроков, анализ работ)

  1. Осуществление планомерного наблюдения за развитием ребенка в условиях коррекционного обучения

Учащиеся

1-4 класса

в течение учебного года

  1. Определение эффективности работы, корректировка рабочих программ

каждое полугодие

  1. Составление рекомендаций для индивидуальной работы учителя с учетом особенностей развития ребенка

в течение учебного года

(по запросам)

1.3

Итоговая диагностика

  1. Изучение усвоения программных знаний, умений и навыков (по основным предметам)

Учащиеся

1-4 класса

май

  1. Определение эффективности коррекционной работы
  1. Оформление учетно-отчетной документации

2

Коррекционная деятельность

2.1

Проведение индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий

  1. Коррекция имеющихся недостатков развития учебно-познавательной деятельности учащихся

Учащиеся, зачисленные на занятия

в течение учебного года

  1. Формирование у обучающихся с ОВЗ необходимых для усвоения программного материала умений и навыков

3

Консультативно-просветительская деятельность

3.1

Индивидуальные консультации, выступления на педагогических советах

  1. Повышение компетентности педагогов в вопросах коррекционной педагогики и специальной психологии

Педагоги

в течение учебного года

  1. Составление рекомендаций учителям по применению специальных приемов в работе с учащимися с ОВЗ

3.2

Выступления на родительских собраниях, индивидуальные консультации

  1. Пропаганда знаний о возрастных и индивидуальных особенностях детей с нарушениями в развитии

Родители

в течение учебного года

  1. Рассмотрение частных вопросов, касающихся проблем воспитания и развития ребенка

3.3

Взаимодействие со специалистами (логопедом, психологом)

  1. Комплексное изучение личности ребенка

Учащиеся, зачисленные на занятия

в течение учебного года

  1. Разработка и реализация групповых и индивидуальных профилактических и коррекционных мероприятий
  1. Разработка оптимальных и эффективных путей коррекционной помощи
  1. Выработка рекомендаций по работе с обучающимися

4

Организационно-методическая работа

4.1

Участие в психолого-педагогическом консилиуме

  1. Выявление потенциальных возможностей ребенка, выбор дифференцированных педагогических условий для осуществления коррекционного воздействия, совместно с другими членами консилиума

Учащиеся, зачисленные на занятия

В соответствии с планом консилиума

  1. Оформление дефектологических представлений

4.2

Насыщение предметно-развивающей среды кабинета учителя-дефектолога

  1. Оснащение кабинета учебно-методическими пособиями, дидактическим и наглядным материалом

в течение учебного года

  1. Подготовка диагностических материалов, рабочих коррекционно-развивающих программ, подготовка к занятиям
  1. Систематизация картотек по разделам
  1. Разработка мультимедийных презентаций для коррекционно-развивающих занятий

4.3

Подготовка планов и отчетов

  1. Разработка перспективного плана работы на учебный год

в начале учебного года

  1. Подготовка отчётов по результатам диагностической и коррекционной работы
  1. Введение обязательной отчётной документации
  1. Подготовка годового аналитического отчёта

до 31 мая

4.4

Повышение уровня специальных знаний

  1. Изучение научно-методической литературы по вопросам дефектологии и образования

в течение учебного года

  1. Участие в методической работе школы (МО, педсоветах, совещаниях)

Учитель-дефектолог ___________ Злобина А.О.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

годовой план работы учителя-дефектолога

годовой план работы учителя-дефектолога (сурдопедагога)...

Годовой отчет учителя-дефектолога

Примерная форма отчета.сайт А.д.Вильшанской  http://vilshanskaya.ru/...

Годовой отчет учителя-дефектолога

Годовой отчет учителя-дефектолога...

Годовой аналитический отчет о деятельности педагога-психолога

Аналитический отчет  - это документ, который завершает учебный год  и служит основой для написания плана работы на следующий учебный год....

Годовой отчет учителя дефектолога 2022 -2023 учебный год

Отчет о проделанной работе учителя дефектолога...

Годовой отчет учителя дефектолога 2021 -2022 учебный год

Отчет о проделанной работе учителя - дефектолога за 2021-2022 учебный год...

Годовой отчет учителя-дефектолога

Документ содержит анализ проведенной работы учителя-дефектолога специальной ( коррекционной) школы за год....